Марина Калинина: Ну что же, мы продолжаем беседовать с Олегом Осиповым, автоэкспертом, который у нас в студии больше чем полчаса сегодня. Олег Осипов: Что мне приятно. Марина Калинина: Ну, какие новости? Олег Осипов: Ну, начнем с картинки. Вы только представьте себе, дорогие друзья, спокойный заокеанский город в недалеком будущем, прекрасное утро, птички поют. И вдруг десятки тысяч седанов Tesla Model S одновременно выезжают на дороги в режиме автопилота, конечно. Некоторые несутся на АЗС, другие – к электростанции, остальные – еще к каким-то объектам. И врезаются, и взрываются, вызывая пожары и нанося огромный ущерб! Вот такую леденящую душу картину рисует канадский эксперт по кибербезопасности Зак Эйсон на страницах издания Weekly Standardк. И публикацию охотно перепечатывают многие СМИ, в том числе российские. Понятно, что речь идет об уязвимости автомобильных компьютерных систем и потенциальных угрозах, которые с этим связаны. Насколько такие страхи оправданы? Вот в чем вопрос. А дыма без огня, как говорится, не бывает. Tesla с ее обновлением прошивки по воздуху – так называемое облачное обновление – еще в 2016 году стала жертвой китайских взломщиков. С расстояния 20 километров они перехватили контроль над хетчбэком Model S, открыли багажник, на ходу складывали зеркала, тормозили. Правда, через 10 дней компания выпустила программное обеспечение, закрывшее бреши в безопасности. Но спустя год китайцы снова взломали электромобиль – на сей раз Model X. А еще раньше, летом 2015 года, хакеры взломали бортовые системы почти 1,5 миллиона автомобилей компании Fiat Chrysler, получив доступ в том числе к рулевому управлению и тормозной системе. Производителю пришлось обновлять ПО, чтобы предотвратить удаленный доступ и управление автомобилем. Правда, никаких сообщений о ДТП и несчастных случаях, описанных в этом самом канадском издании, вроде бы не случилось, во всяком случае не поступало. Ну а что может произойти в случае взлома систем беспилотного управления тяжелыми грузовиками и говорить не стоит. Так чего ждать? К чему готовиться? Вот вопросы самые главные, очевидно. Нас уже пугают атаками, пугают грузовиками, которые попадут в руки моджахедов. В общем, удобно, конечно, самому не рисковать. Юрий Коваленко: Ну, говорят о том, что либо все люди за рулем, либо все роботы за рулем. Вот в этом случае возможно гипотетически, что будет меньше проблем. Олег Осипов: Я думаю, что нет. Я лично совершенно убежден, что прогресс не остановить. И очень скоро машины с автопилотом станут обыденным явлением – причем, я уверен, явлением безопасным или во всяком случае не более опасным, чем современный автомобиль. Тот, что изобрел утюг (кстати сказать, мне пришла такая мысль в голову) или паяльник, едва ли мог предположить, что они могут стать орудиями пыток. Тем не менее мы же их продолжаем использовать? Марина Калинина: Да-да-да. Олег Осипов: Но мы не отказываемся от них, во всяком случае. И наконец, на днях компания BlackBerry, много лет работающая в сфере информационной безопасности и автомобильном сегменте одновременно, представила на автосалоне в Детройте свою новую разработку под названием Jarvis. По сути, это новый инструмент, который поможет автопроизводителям защитить автомобильное ПО. Так что лично я смотрю на автомобильное будущее, в общем, с оптимизмом. И я думаю, что достаточно… Я, вообще-то говоря, угрозы особой, связанной с терроризмом, с автопилотами, на самом деле не вижу. Это больше такая паника. Но компетентным органам, конечно, думать об этом, безусловно, следует. Марина Калинина: Но эти акты терроризма – их же не роботы совершают, а люди, по сути. То есть как бы… Олег Осипов: Да, безусловно. Но, понимаете, чем больше возможностей в распоряжении вот этих неадекватных людей (мягко скажем так), тем, конечно, опаснее. Но на самом деле ничто не мешает им и сейчас, так сказать, использовать то, что уже есть. Но, безусловно, машины, тем более машины будущего, современные автомобили – они, конечно, нуждаются в защите, в том числе в защите программного обеспечения. Марина Калинина: Ну что, к вопросам перейдем? Олег Осипов: К сегодняшнему дню. Марина Калинина: Да. Олег Осипов: К сегодняшнему благостному дню. СПРОСИТЕ У ОСИПОВА Марина Калинина: Олег, первое сообщение пришло в 17 часов 19 минут по московскому времени. Олег Осипов: Что-то поздновато. Обычно с утра. Марина Калинина: Нет. Ну, может быть, и с утра были. Я просто начала с пяти как бы работать здесь, в студии, и смотрели с пяти. Олег Осипов: И что же интересует? Марина Калинина: "Здравствуйте, "Автомобили"! – пишут вам из Воронежской области. – Скажите, есть ли автомобили с высокой крышей, типа LADA Largus, но в кузове седан, где багажник отделен от салона?" Олег Осипов: Где багажник отделен от салона? В кузове седан? Как-то в любом седане багажник, в общем, отделен от салона по определению. Юрий Коваленко: Ну, это как "ИЖ", который "Сапожок". Олег Осипов: Если имеются в виду универсалы, то это совершенно другой разговор. Универсалов (кстати, Largus к ним относится) на нашем рынке действительно катастрофически мало, как ни странно. Ну, как выяснили маркетологи ряда компаний, поставляющих автомобили на российский рынок или собирающих их в России, спроса особого на универсалы нет. Юрий Коваленко: В смысле – только для бизнеса нет или никто не покупает? Олег Осипов: Нет вообще. Просто не сертифицированы, не продаются на нашем рынке. Юрий Коваленко: Вот еще SMS от наших телезрителей: "Производство Opel и Chevrolet вернется ли в Россию?" Что вам известно по этому поводу? Олег Осипов: Ну, во-первых, Chevrolet никуда не девался. Правда, они оставили очень ограниченное количество моделей. Я имею в виду прежде всего Chevrolet Tahoe, Chevrolet Corvette, Chevrolet Camaro. Такие нишевые автомобили они оставили. Opel ушел, с моей точки зрения, совершенно зря. И мне кажется, что вернется, поскольку завод, например, в Питере просто законсервирован, но не продан, не закрыт навсегда и так далее. Я очень надеюсь, что Opel вернется. Правда, сейчас Opel принадлежит концерну Peugeot, Citroën-Peugeot. У Citroën и Peugeot уже есть сборочное производство в Калуге. Тут весь вопрос – как решит компания. Марина Калинина: У нас есть звонок. Здравствуйте. Олег Осипов: Добрый вечер. Зритель: Здравствуйте. Марина Калинина: Владимир, слушаем вас. Вы из Оренбурга, да? Говорите, пожалуйста. Зритель: Да. Пожалуйста, скажите мне… Я до вас еле дозвонился. Вот ваш уважаемый гость. Как раз по этому вопросу. Chevrolet Niva – ее обещали в конце 2015 года. 2018-й настал. Что там о ней слышно хотя бы? Олег Осипов: Слушайте, они продолжают клепать то, что пользуется пока спросом. Это, конечно, политика никуда не годная, с моей точки зрения, но тем не менее новинку они вводить не торопятся, потому что это требует затрат. Они считают, что они, вероятно, быстро эти затраты не окупятся. Пока никаких определенных планов относительно вывода новой версии Chevrolet Niva нет. Юрий Коваленко: А вот спрашивают: "Когда же начнется выпуск "Нивы 21214"? Так они нужны всем". Есть ли возможность какой-то перезагрузки завода для того, чтобы начали производить, во-первых, опять, а во-вторых, ну, чуть-чуть хотя бы получше? Олег Осипов: Вы знаете, как это ни парадоксально, но "АвтоВАЗ" – достаточно закрытая компания. Они ни в коем случае… ну, в крайних, редчайшим образом делятся какими-то планами на будущее, что касается моделей. Они охотно говорят о LADA XRAY, вот об этих. Но то, что касается востребованных автомобилей, что действительно ждет народ, можно так сказать, – об этом почему-то они умалчивают, в частности о новом поколении "Нивы". Марина Калинина: "Предлагают Renault Fluence 2013 года, турецкой сборки. Ваше мнение?" Олег Осипов: Дело не в сборке. Дело в том, что машина скучная, с моей точки зрения, скучная и шумная. Вариатор, конечно, гудит немыслимо. Но, в принципе, за те деньги, за которые она предлагается, автомобиль такого размера другой трудно подыскать. Марина Калинина: Валерий из Алтайского края нам дозвонился. Здравствуйте, вы в эфире, Валерий, слушаем вас. Зритель: Олег, здравствуйте. Олег Осипов: Добрый вечер. Зритель: Олег, у меня к вам… Я долго хотел к вам дозвониться. У меня к вам такая просьба. Расскажите мне, пожалуйста, про машину Toyota Chaser… Олег Осипов: Простите, про какой автомобиль? Зритель: Toyota Chaser, 96-й год выпуска. Олег Осипов: Ну, немолодая машинка. А что с ней не так? Что вы хотите? Зритель: Скажите о ней мнение. Она меня полностью устраивает. Я сейчас поменял двигатель, поставил новый двигатель, 24 тысячи пробега. Олег Осипов: Ну, немного. Зритель: Как вы к ней относитесь? Олег Осипов: Я отношусь вполне себе положительно. Достаточно надежный агрегат, еще и атмосферник. Ну, если вам нравится, если вас устраивает автомобиль такого возраста почтенного, то я думаю, что пользуйтесь на здоровье. Марина Калинина: "Добрый вечер. Оцените Toyota RAV4, цена/качество". Олег Осипов: Ну, Toyota RAV4 уж настолько известный автомобиль, что я даже не знаю, что о нем еще говорить, что добавить. В принципе, сложно сказать о соотношении цена/качество. Но мне кажется, что это не самое худшее предложение на рынке – я так отвечу. Но есть и конкуренты. Первый конкурент, который приходит на ум, – конечно, Honda CR-V. Но появились и "европейцы", с моей точки зрения, весьма и весьма привлекательные, в первую очередь такие, как Škoda Kodiaq, скажем. Юрий Коваленко: Спрашивают: "А когда ждать новый Renault Logan?" По-моему, как бы и старый-то не новый… ну, новый не старый. Олег Осипов: Нет, он только-только… Ну, сколько? Года два-три назад он появился, вот нынешнее поколение. Я думаю, что еще рано. Я думаю, что еще нам предстоит дождаться рестайлинга серьезного, а уже потом, года через два после рестайлинга, уже можно говорить о новом поколении, уже можно его ожидать. Но мне кажется, что и нынешнее поколение вполне себе современное. Марина Калинина: Алексей из Нижневартовска, здравствуйте, задавайте ваш вопрос. Алексей? Олег Осипов: Добрый вечер, Алексей. Марина Калинина: Алексей? Хорошо, идем дальше тогда, Алексей нас не слышит пока. "Здравствуйте, что скажете о LADA Vesta?" Олег Осипов: Да ничего я не скажу. Мы уже говорили о ней, и не раз, так сказать. Машина любопытная, плохо управляемая. В остальном все то же, что можно ожидать от продукции "АвтоВАЗа". Марина Калинина: "Toyota Harrier, – я так понимаю, – 98-го года". Олег Осипов: Harrier, есть такое. Ну, опять же не новая машина. Единственная надежда на то, что в 98-м году все автомобили, в том числе и японские, с такими атмосферными двигателями, они выпускались с достаточным запасом прочности. То есть вот там можно было тогда говорить о том, что это миллионники, по полмиллиона километров выхаживают. Потому что сейчас, как я уже не раз говорил, к сожалению, где-то с середины… ну, после 2004 года в большинство марок и моделей автомобилей заложен ресурс, и он невелик. Юрий Коваленко: И сколько примерно? Олег Осипов: Ну, безремонтный, беспроблемный – 150. Выхаживают до 300. Юрий Коваленко: То есть это одноразовые машины получаются? Олег Осипов: По сути – да. И может быть, с этим стоит согласиться. Во всяком случае, что нам остается? Марина Калинина: У нас есть еще один звонок. Откуда? Сергей из Магнитогорска нам дозвонился. Сергей, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Олег Осипов: Добрый вечер, Сергей. Зритель: Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, ваше мнение об автомобиле Chevrolet Trailblazer 2, дизельный. Спасибо. Олег Осипов: Это последний, который сейчас? Зритель: Да-да, 2017 года. Олег Осипов: С сиденьями, с которых соскальзываешь, в общем. Зритель: Ну, об этом я не слышал. Я не соскальзываю, по крайней мере. Олег Осипов: А вы знаете, что? Вы на нем посидели уже, я так понимаю, поездили? Зритель: Это мой автомобиль, я на нем езжу. Олег Осипов: Если вас все устраивает, то я думаю, что все в порядке. На самом деле машина выпускается, по-моему, то ли в Таиланде, то ли в Тайване, где-то там, в общем, в тех краях. Это не совсем тот Trailblazer, который приходил к нам из Америки. Но в общем, если по потребительским свойствам он у вас не вызывает нареканий, то автомобиль достаточно надежный. Вот что я скажу. И не слишком прихотлив к качеству топлива. И подвески, в общем-то, тоже достаточно такие… ну, нельзя сказать, что неубиваемые, но проходят долго. Вот что я вам могу сказать. Марина Калинина: Чисто женский вопрос: "Как вы относитесь к автомобилю Ford Fusion 2008 года? Пробег – 104 тысячи. Менять пора? – и дальше: – Не хочу, жалко!" – Ольга из Ульяновска. Олег Осипов: Ольга, ну не меняйте, следите за ним, так сказать, хольте и лелейте. Мне эта машинка нравится, она очень симпатичная. Сейчас на рынке, кстати говоря, автомобилей В-класса вот такого рода, как Fusion, достаточно много. Если вы все-таки чувствуете, что пора менять, я думаю, есть что выбрать. Марина Калинина: Анатолий из Тюмени нам дозвонился. Здравствуйте, Анатолий, вы в эфире, задавайте вопрос Олегу. Зритель: Здравствуйте. Подскажите, когда ожидается у нас выпуск GLA в 667-м кузове? О нем много уже говорят. Олег Осипов: GLA? Зритель: Да, да. Олег Осипов: Ой, вот трудно сказать… Зритель: ML, бывший ML. Олег Осипов: Да я знаю. Ну, я думаю,что они не будут тянуть очень сильно. Я так полагаю, что весной-то он должен появиться. Вот когда у нас он начнет собираться – вот такой информацией я пока не располагаю. А то, что он появится в ближайшее время – тут сомнений у меня нет никаких. Юрий Коваленко: Вопрос от телезрителя: "Honda Fit или Nissan Note?" Олег Осипов: Ну, наверное, Note. Он официально поставлялся, он обслуживался. И их больше просто в Москве и вообще в России. Юрий Коваленко: Проще запчасти найти? Олег Осипов: Да. Note – достаточно практичный автомобильчик. Хотя и Honda Fit – весьма милая машинка. Тут что вам больше нравится. Плюс-минус они сопоставимы по соотношению цена/качество/стоимость владения, главное. Honda, может быть, чуть-чуть дороже все-таки в обслуживании. Марина Калинина: У нас есть еще звонок из Ставрополья. Николай, здравствуйте, мы вас слушаем. Зритель: Здравствуйте. Олег Осипов: Добрый вечер. Зритель: Добрый вечер. Škoda Octavia 2018 года, комплектация Ambition, 150 сил, с турбонадувом. Вот как вы считаете, хорошая машина? Цена/качество? И надо ли ставить на нее турботаймер? Олег Осипов: Да. Если его нет в базе, то турботаймер лучше поставить. Речь идет о бензиновом двигателе, я так понимаю? Зритель: Да, да. Ну, они пишут и говорят, что сейчас современный двигатель, турбина остывает. Мне кажется, что это все… Олег Осипов: Нет, понимаете как? Многие, в том числе и Škoda Octavia, есть версии, которые комплектуются уже турботаймером по умолчанию. То есть когда вы выключаете, двигатель глушите, вы слышите, что работает турбина, продолжает вращаться. В таком случае ничего не надо дополнительного ставить, никакого оборудования. Если же нет турботаймера, то тогда лучше поставить. Это, в общем, не слишком дорого, но зато это существенно продлит ресурс силового агрегата, вне всякого сомнения. Во всяком случае, если пока вы не поставили, хотите сэкономить, то не глушите сразу, как остановились, приехали до точки назначения, не глушите сразу двигатель, а дайте ему поработать минуту-две хотя бы. Марина Калинина: Забавный вопрос: "В 60 лет не поздно ли учиться на права вождению автомобилем?" Мне кажется, нет. Олег Осипов: Я совершенно уверен, что учиться никогда не поздно. Кстати сказать, Соичиро Хонда, есть такой, который основал компанию Honda и делал мотоциклы, он научился управлять вертолетом в 60 с лишним лет и много в этом преуспел. Юрий Коваленко: Вопрос от телезрителя: "Можно ли покупать Volvo XC70 2008 года со 150 тысячами километров пробега?" Все-таки по Volvo очень много вопросов. Олег Осипов: Ну, по Volvo – да. Дело в том, что можно, наверное, но надо всерьез потрясти машину, то есть понять, каков ее реальный пробег. И надо быть готовым к тому, что все-таки Volvo – автомобиль премиум-сегмента и очень недешевого обслуживания. Поэтому если он начнет сыпаться (а скорее всего, так и будет после 150 тысяч), то вам придется вкладывать едва ли не больше, чем изначально вы заплатили за него. Марина Калинина: Еще один звонок успеем принять. Кто у нас на связи сейчас? Владимир из Кемерово, здравствуйте, вы в эфире. Зритель: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, об автомобиле KIA Sportage четвертого поколения, основные минусы. И второй вопрос. Правда ли, что у автомобиля Renault Duster достаточно ресурсный двигатель? Юрий Коваленко: Спасибо. Олег Осипов: Да, спасибо за вопрос. У Renault Duster двигатель, ну действительно, если речь идет об атмосфернике, достаточно ресурсный. Если речь идет о древней автоматической коробке передач, то тоже ресурсный, но ездить очень скучно. У Duster все в порядке с ресурсом двигателя, особенно если за ним ухаживать. А что касается Sportage, то я долго рассказывать не буду. Машина хорошо известна на рынке. Почитайте форумы – там написано столько, что я даже могу всего, так сказать, не знать. В принципе, автомобиль надежный и вполне привлекательный по соотношению цена/качество. Марина Калинина: Еще один вопрос: "Subaru Forester – супермашина? Так ли это?" Олег Осипов: Я не думаю, что это супермашина. Я знаю супер-супер больше… ну скажем, много еще других моделей. Юрий Коваленко: "Что будет с фирмой SsangYong? Деталей практически нет". Олег Осипов: Не знаю, что будет. Пока они существуют как-то. Там какая-то реструктуризация происходит. Юрий Коваленко: Ну, то есть они не закроются? Олег Осипов: Не знаю, ничего не могу сказать. Марина Калинина: "Ford Escape, чистый "американец", 2008 года выпуска. Что скажете?" Олег Осипов: Скажу, что, в принципе, машина любопытная, если не считать боковые зеркала, потому что они никуда не годятся – в них ничего не видно. И это меня раздражало больше всего в этом автомобиле. Но автомобильчик, в принципе, нормальный. Он, кстати говоря, из-за этого перестал продаваться на российском рынке – из-за вот таких мелочей. Марина Калинина: А, он сейчас не продается? Олег Осипов: Нет. Он продавался у нас очень неплохо, Escape, но, к сожалению, они его сняли. И наверное, правильно, потому что у них есть очень хорошие предложения – я имею в виду Explorer, Kuga, допустим, Ecosport. Так что этого достаточно. Марина Калинина: Ну что? На сегодня с вопросами все. Олег Осипов: На "Тест-драйв"? Марина Калинина: Давайте смотреть кино про машины. Олег Осипов: Да. ТЕСТ-ДРАЙВ Марина Калинина: Ну что, спасибо большое. Кино посмотрели, на вопросы ответили, о здоровье поговорили. Олег Осипов: О нареканиях не успели. Ну, расскажем. Марина Калинина: Ну, в следующий раз. Юрий Коваленко: Спасибо. Марина Калинина: Спасибо. Олег Осипов, автоэксперт, редактор сайта osipov.pro.