Бенвенуто Челлини

Голос за кадром: 13 февраля 1571 года в своём флорентийском доме на улице Пергола тихо умер на руках жены Бенвенуто Челлини – выдающийся скульптор, давший бронзе тайну плоти. Искусный ювелир, оружейник, гравёр и художник-медальер, всю жизнь разрывавшийся между трепетным служением искусству и неистовым вулканом собственных страстей. За ним шлейфом тянулись скандалы, поединки, убийства, аресты, тюрьмы и побеги, но он умудрился дожить до 70 лет и оставил после себя изысканные творения и одну из самых интригующих жизнеописаний.

Лариса Соловьёва, искусствовед, научный сотрудник Музеев Московского Кремля: Уникальная яркая, авантюрная личность, которая оставила свои воспоминания и своё отношение к той эпохе и образ той эпохи, в которой он жил, а это было очень интересное, сложное и противоречивое время.

Марина Пивень, искусствовед, доцент кафедры теории и истории искусства РГГУ: Это представитель того самого удивительного типа «Homo universale» – универсальной творческой личности, который равно прекрасен и в художественной практике, будь то его ювелирное искусство или ваяние. Наконец он – поэт, оставивший множество поэтических строк.

Игорь Князький, доктор исторических наук, профессор, писатель: Бенвенуто Челлини – это именно титан Возрождения. Человек, невероятно талантливый, невероятно одарённый, причём осознающий свой дар и всю свою жизнь делавший всё, чтобы его реализовать. И это ему удалось.

СВЕТ И ТЕНИ. БЕНВЕНУТО ЧЕЛЛИНИ

Леонид Млечин: Однажды отец Бенвенуто Челлини сидел у пылавшего камина и что-то наигрывал на виоле. Вдруг он прервал мелодию и дал такую затрещину пятилетнему малышу, что тот заплакал. Отец обнял его сказал: «Не плач, я ударил тебя вовсе не потому что ты что-то совершил, а чтобы ты запомнил этот момент. Видишь, ящерка играет в огне и не боится огня. Это саламандра. Посмотри на неё, это чудо, как и ты. Если ты пройдёшь через огонь, пламя не опалит тебя».

Голос за кадром: И Бенвенуто Челлини с детства свято верил, что он отмечен свыше и по жизни его ведёт провидение, тем более что родился он в День всех свитых, да ещё и на переломе веков, в год, когда Европа ждала конца света, и считал, что на нём лежит печать Бога, и гордился своей родословной. Считал, что его древний род восходит к эпохе Юлия Цезаря, когда была основана Флоренция.

Марина Пивень, искусствовед, доцент кафедры теории и истории искусства РГГУ: И само название гордо связывает с именем одного из своих предков по имени Фиорино из Челлино – военачальник Юлия Цезаря, по имени которого якобы и названа была Флоренция. И рассказывает о том, как отец показывал в Равенне герб его семейства. Наличие герба свидетельствует о знатности рода Челлини.

Голос за кадром: И отец, и дед Бенвенуто Челлини были людьми талантливыми. Дед Андреа Челлини работал архитектором, а отец Джованни конструировал машины для наведения мостов и снаряды для валяльных прессов. Его ценил сам правитель Флоренции Лоренцо Медичи.

Игорь Князький, доктор исторических наук, профессор, писатель: Кроме прочего, он блестящий музыкант. Но он изготавливает музыкальные инструменты, причём самые разные: от скромных флейт до клавесинов и органов. Уровень-то какой! Человек колоссального таланта и интеллекта.

Лариса Соловьёва, искусствовед, научный сотрудник Музеев Московского Кремля: Отношения отца и матери были очень нежные и ласковые. И отец даже рассказывает подробно историю женитьбы отца на матери, что отец отказался даже от приданого, ему нужна была сама девушка, а не приданое, которое за неё требовал его отец.

Голос за кадром: Но не всё складывалось гладко в жизни родителей Бенвенуто Джованни и Лизабетты. Их новорождённые младенцы умирали один за другим. И только через 18 лет выжила одна девочка, Николоза. А через 2 года, 3 ноября 1500, дом читы Челлини огласил требовательный вопль мальчишки. И, сложив престарелые ладони, Джованни поднял очи к небу и произнес: «О, Господи, благодарю тебя от всего сердца. Этот малыш мне особенно дорог, и пусть он будет желанный». Так с итальянского и переводится имя Бенвенуто.

Лариса Соловьёва, искусствовед, научный сотрудник Музеев Московского Кремля: И он всегда очень гордился таким своим как бы чудесным таким рождением. Любящий, но долго ожидающий детей в семье. Его отец очень хотел, чтобы он был музыкантом, и настаивал на этом.

Марина Пивень, искусствовед, доцент кафедры теории и истории искусства РГГУ: Сам же Бенвенуто, неоднократно говоря о своих музыкальных занятиях, использует слово «проклятая музыка» и стремится при любом удобном случае отправиться туда, где его научат рисунку, туда, где работают золотых дел мастера.

Голос за кадром: Но только в 15 лет Джованни позволил сыну стать подмастерьем ювелира Микеланджело Брандини. Затем Антонио Ди Сандро. А через год Бенвенуто, защищая младшего брата Чеккино в уличной стычке, тяжело ранил шпагой одного из нападавших, и братьев выслали из Флоренции в Сиену.

Игорь Князький, доктор исторических наук, профессор, писатель: Тогда жизнь человека в быту, прямо скажем, невысоко ставилась. Убить человека на поединке – это было всё равно, что выпить стакан воды, это нормально.

Голос за кадром: В Сиене Бенвенуто начал стажироваться в мастерской ювелира Франческо Кастора. Позднее в Пизе изучал римские саркофаги, а в Риме – росписи Сикстинской капеллы и рисунки Леонардо да Винчи и своего кумира Микеланджело, сделанные ими по заказу Флорентийского совета для фресок Зала Пятисот.

Игорь Князький, доктор исторических наук, профессор, писатель: То есть получил универсальное разностороннее образование, правда с перерывами, поскольку мешали его, скажем так, приключения. Был подлинный человек Возрождения, человек неукротимый, скажем так.

Лариса Соловьёва, искусствовед, научный сотрудник Музеев Московского Кремля: Это такой Д’Артаньян, можно сказать. Великолепно владел холодным оружием. Для того чтобы выжить в то время, это было просто необходимо.

Голос за кадром: Бенвенуто огибал дома на перекрёстках, подальше от стен, чтобы не получить стилетом в грудь из-за угла, что было обычным делом в эпоху Челлини, как и вендетта за гибель брата. Чеккино был храбрецом, выпускником военной школы, служил в римской страже, а тут в глупой потасовке пропустил удар в бедро и умер, истекая кровью на руках Бенвенуто.

Игорь Князький, доктор исторических наук, профессор, писатель: Чеккино просто не повезло – случайно погиб. Но брат это брат, поэтому гибель брата – это трагедия и долг отмщения. Пока не отомстил, он не достоин чести.

Голос за кадром: Но никто Челлини особо не осудил и за гибель нотариуса, которого он походя ранил смертельно, а потом скрывался в Неаполе, и за зарезанного им тоже неожиданно почтмейстера по пути в Париж.

Игорь Князький, доктор исторических наук, профессор, писатель: Достаточно косого взгляда, неудачно сказанного слова, жеста, столкновения, нечаянного столкновения – дуэль, а дуэль смертная. Никто по этому поводу не переживает. Ну убил его, убил, и что такого?

Голос за кадром: Как-то раз по дороге из Венеции во Флоренцию Челлини остановился на постоялом дворе, где хозяин заставил его заплатить вперёд. Казалось бы, пустяк, но Челлини оскорбился. Как же? Его сочли неплатёжеспособным, мошенником. Такое прощать нельзя.

Леонид Млечин: Всю ночь он не спал и думал над тем, как отомстить хозяину постоялого двора, и придумал. Кинжалом разрезал 4 постели. Потом посчитал, что нанёс убыток трактирщику больше, чем тот взял с него за ночлег и ужин, и почувствовал себя отмщённым.

Голос за кадром: Курьёзно выглядит и дело о пощёчине: однажды Челлини избил своего очередного обидчика кулаками, но тогда дать в нос не считалось чем-то зазорным, а вот пощёчина была настоящим оскорблением. И гордец Челлини во время суда настоял на том, что он дал именно пощёчину. Его ждала тюрьма, и он сбежал в Рим, где только что новым понтификом был избран Папа Климент XVII. Челлини не пригласили в оркестр, который должен был развлекать понтифика во время праздника. Папа Климент отметил талант корнетиста, захотел взять к себе на службу, на что Челлини ответил: «Подумаю».

Леонид Млечин: И в этот момент жизнь Челлини опять вмешалось провидение. Он спал и во сне увидел разгневанного отца, который сказал ему: «Если ты откажешься от оркестра, ты будешь проклят мною, а если согласишься, то будешь благословлён».

Голос за кадром: И Челлини стал оркестрантом. При этом на нём висели и ювелирные заказы. Бенвенуто должен был изготовить серебряную вазу для испанского епископа Саламанки, но сдал её с опозданием на 3 месяца. А тот сказал слугам: «Передайте Челлини, что я буду тянуть с оплатой так же долго, как он тянул с вазой».

Лариса Соловьёва, искусствовед, научный сотрудник Музеев Московского Кремля: Это частое явление, когда заказчик забирал вещь и её не оплачивал. Кстати, это было характерно не только для XVI века, но и для XIX века, очень часто.

Голос за кадром: Но один из друзей епископа сломал пружинку на крышке вазы и послал дворецкого к ювелиру с требованием починить быстро. Челлини починил, но вазу не вернул. Сказал: «Будут деньги, будет ваза». Узнав о скандале, Папа римский Климент VII пожелал увидеть причину – ту самую вазу. Увидел и стал заказчиком, покровителем и другом Челлини. В 29 лет назначил мастером-гравёром Монетного двора и прощал Бенвенуто все его выходки.

Игорь Князький, доктор исторических наук, профессор, писатель: Ведущих себя почтительно, целующих папскую туфлю было предостаточно, но толку от них никакого. Климент же понимал, простую вещь, что такие таланты, конечно, люди очень, скажем так, острые, о них очень легко можно уколоться, поэтому он прощал.

Голос за кадром: А Челлини откладывал папские заказы ради своих замыслов, гнал пинками папских гонцов. Папа вызывал Челлини в Ватикан на ковёр. Их ссоры были ужасны и комичны. Папа и Челлини кричали друг на друга, кардиналы бледнели, а потом Челлини извлекал из-под полы плаща какую-нибудь искусно выполненную пряжку, и Папа таял: «Noi Benvenuto!».

Леонид Млечин: А как трогательна попытка уже умирающего Папы Климента разглядеть медальон с изображением Моисея, который специально для него отчеканил Челлини. Папа просит принести ему очки, побольше свети, но ничего не видит, он уже ослеп. И кончиками пальцев пытается нащупать рельеф рисунка. У Челлини ком в горле.

Голос за кадром: Челлини готов был жизнь отдать за Климента. В 1527 году наёмники императора Карла V Габсбурга под предводительством коннетабля Шарля де Бурбона и принца Оранского разгромили швейцарскую гвардию, папскую охрану прямо на ступенях Ватикана, и Челлини, архибузер и бомбардир, с небольшим гарнизоном отважно защищал замок Святого Ангела, где успел укрыться Климент.

Марина Пивень, искусствовед, доцент кафедры теории и истории искусства РГГУ: Это печально известные события, которые получили в истории Рима название Sacco di Roma – «разгром Рима». Когда противники Папы Римского, войска императора вторгались в монастыри и церкви, убивали священников, когда римские святыни были поруганы, а имя Мартина Лютера нацарапано на фресках Ватикана.

Голос за кадром: Челлини убил Бурбона и ранил принца Оранского, навсегда обезобразив его. Но никто не знал, устоит ли гарнизон, и Климент XVII поручил Бенвенуто переплавить все папские тиары и украшения риз, скрытые в подвалах замка Святого Ангела, ведь компактные слитки и драгоценные камни легче увести с собой в случае побега.

Марина Пивень, искусствовед, доцент кафедры теории и истории искусства РГГУ: Мог ли Челлини знать, что десятилетия спустя из-за этого события, в котором он фигурирует практически как герой, защитник Рима, защитник папской власти, он будет обвинён в том, что он присвоил себе те драгоценности, к которым он был близок во время общения с Климентом XVII?

Игорь Князький, доктор исторических наук, профессор, писатель: Никогда Челлини ни у кого ничего не крал, никогда. Но это лишь повод для расправы. Такие люди, в общем-то, очень гордые, неукротимые часто бывают очень доверчивыми. Они не лживы – вот что главное. Гордость, сила не позволяет им примитивно лукавить, хитрить, это ниже их достоинства.

Голос за кадром: Но по обвинению в краже драгоценности Климента XVII Папа Павел III Фарнезе почти на 2 года заключил Челлини в замок Святого Ангела. И там Бенвенуто приснился вещий сон: мрачный каземат наполнило солнечное сияние, из которого выступил прекрасный Христос как признание невиновности Челлини. И он стал готовиться к побегу.

Леонид Млечин: Бенвенуто Челлини крадеными ножницами вытаскивал гвозди, на которых держась дверные петли в его темнице, а чтобы охранники ничего не заметили, аккуратные шляпки делал, которые лепил из воска с примесью ржавчины, и никто ничего не заметил. Разорвал простыню, сплёл из неё верёвку, чтобы спуститься вниз, но сорвался, сломал ногу, был пойман и посажен.

Голос за кадром: И снова замок Святого Ангела. Но, наверное, самое яркое качество Бенвенуто Челлини – это его удивительная жизнестойкость. Не кинжал – главное оружие Челлини, а талант, и он поднимался порой буквально со смертного одра, чтобы творить.

Марина Пивень, искусствовед, доцент кафедры теории и истории искусства РГГУ: Больной, со сломанной ногой, зубы выпадают, в отсутствии света, лёжа на тюфяке, который промокает от влаги, в окружении опасных насекомых с помощью растолчённого кирпича он готовит чернила и пишет сонеты.

Голос за кадром: После тяжких мытарств измученного мастера приютил король Франции Франциск I, который много раз просил Папу Павла III освободить Челлини, и тот освободил. При дворе славного короля Челлини провёл 5 прекрасных лет.

Лариса Соловьёва, искусствовед, научный сотрудник Музеев Московского Кремля: Франциск был благодарен Челлини за ликвидацию Бурбона – своего предателя, который перешёл на сторону вражеской армии. И потом ему тоже было приятно, что такой известный ювелир, который работает при дворе римского Папы, вдруг оказался при его дворе.

Игорь Князький, доктор исторических наук, профессор, писатель: Франциск – умнейший, образованнейший человек, который ценил титана Возрождения, причём Леонардо, не кого-нибудь. Соответственно Бенвенуто в его глазах был тот же Леонардо, потому фигура равновеликая. Даже жалованье он назначал от казны 700 эскудо, это точно то же, что получал Леонардо.

Марина Пивень, искусствовед, доцент кафедры теории и истории искусства РГГУ: Когда он получает 1000 эскудо на создание знаменитой «Солонки», «Сальеры» Франциска I, он вынужден со шпагой в руке буквально защищать полученную сумму, возвращаясь с ней к себе домой.

Голос за кадром: А ювелирная «Мона Лиза» – это единственное творение Челлини из драгоценных металлов, которое за 5 веков не успели превратить просто в кусок металла, как сделал Людовик XIV. Когда его казна после очередной военной кампании опустела, «король-солнце» отправил на переплавку весь свой роскошный серебряный мебельный гарнитур работы немецких мастеров.

Лариса Соловьёва, искусствовед, научный сотрудник Музеев Московского Кремля: Ювелирное искусство очень недолговечно, можно сказать, эфемерно и подвержено моде. Поэтому очень часто произведения ювелирного искусства переделываются, переплавляются.

Голос за кадром: К счастью, бронзовый горельеф Бенвенуто Челлини – утончённую «Нимфу Фонтенбло» не постигла такая участь. Моделью для «Дианы-охотницы» Челлини выбрал прекрасную Диану де Пуатье – фаворитку Дофина Генриха, сына Франциска I. Именно она предупредила Челлини о том, что против него готовится заговор, и Бенвенуто решил покинуть Францию.

Игорь Князький, доктор исторических наук, профессор, писатель: Король был этим, кстати, очень расстроен: «Я тебя пригласил, создал тебе все условия, поставил на уровень с Леонардо, любые деньги, всё для тебя, подданство подарил, замок Нель, пожалуйста», – причём прежних хозяев пришлось выставить, прямо скажем.

Голос за кадром: После возвращения на родину главным заказчиком Челлини стал герцог Флорентийский Козимо I Медичи. Умный, тщеславный, коварный, он поручил заказ на свой портретный бюст не только Челлини, но и его заклятому сопернику Баччо Бандинелли, которого Козимо сделал завхозом по мрамору во Флоренции. Баччо завидовал Челлини и подсовывал ему бракованные блоки.

Леонид Млечин: В конце концов Челлини не выдержал и решил разобраться с клеветником и интриганом Баччо. Пришёл к нему домой и увидел трясущегося от страха немощного старика. Рука у Челлини не поднялась, сказал ему, что он о нём думает на понятном всем языке, повернулся и ушёл.

Голос за кадром: Козимо I Медичи подло сталкивал соперников творческими лбами, но именно он дал Челлини возможность отлить из бронзы грандиозного пятиметрового «Персея». Только на этой работе стоит подпись Челлини. Через грудь титана идёт перевязь, на ней Челлини выбил своё имя, а в сложном рисунке его крылатого шлема, замаскировал свой автопортрет. На создание «Персея» у Челлини ушло 9 лет жизни.

Марина Пивень, искусствовед, доцент кафедры теории и истории искусства РГГУ: Процесс отливки статуи сопровождался рядом драматических перипетий. Надорвав здоровье на работах, связанных с созданием формы, обжигом и созданием модели для отливки, Челлини слёг от болезни, поручив помощникам процесс, связанный с литьём. Оказалось, что в ходе работы были обнаружены существенные недостатки: металл застыл. Для того, чтобы поправить дело, Бенвенуто Челлини без жалости отправляет в горн большое количество оловянной посуды. Итог превзошёл все ожидания.

Голос за кадром: Даже самые гениальные скульптуры того времени предназначались только для фронтального осмотра. А «Персей» Челлини был выполнен так, что его можно было разглядывать со всех сторон. Это уникально. Это была революционная скульптура.

Игорь Князький, доктор исторических наук, профессор, писатель: В этой структуре сознательно сделана историческая неточность. Голову Медузы Персей не мог держать вот так – открыто, он её прятал в мешок, поскольку её глаза продолжали превращать всё в камень. Но это художественный приём, потому что, ну что он держит какой-то мешок, это никому не интересно, вот голова Медузы.

Голос за кадром: Установили «Персея» в Лоджии Ланци на площади Синьории, покровы с него снимали под звон колоколов, а Козимо даже выплатил Челлини 3000 скудо, хотя обещал 10 тысяч, пожадничал, и то выплатил в рассрочку. Челлини было завёлся, но махнул рукой. Он слишком устал.

Марина Пивень, искусствовед, доцент кафедры теории и истории искусства РГГУ: Импульсивный, гневливый. Гордыня и тщеславие являются его постоянными спутницами, мстительный порой. В то же время иногда он удивительно простодушен.

Голос за кадром: Челлини любой проходимец мог надуть. Однажды он купил имение у пастуха с условием «пока живёт, владеет». И только Бенвенуто подписал нотариальный документ, как жена пастуха накормила Челлини мясным рагу с ядом, он едва выжил. Его часто обкрадывали собственные ученики, а любовница Бенвенуто натурщица Катерина изменила ему с его же подмастерьем. Челлини её отлупил, за косы оттаскал и заставил подмастерья на ней жениться, но оставил при себе изменщицу, и не только для занятий художественных.

Марина Пивень, искусствовед, доцент кафедры теории и истории искусства РГГУ: В дальнейшем он пишет также о появлении у него незаконнорождённых детей, и на матери одного из выживших детей он впоследствии уже в достаточно солидном возрасте женится.

Голос за кадром: Бенвенуто Челлини было почти 70, когда великий творец-авантюрист решил вдруг уйти в монастырь, пытался жить спокойной жизнью и надиктовывал четырнадцатилетнему ученику своё жизнеописание. Бенвенуто искренне хотел принять постриг, но спустя год попросил освобождение от обетов.

Игорь Князький, доктор исторических наук, профессор, писатель: Это явление не такое уж редкое как раз среди людей, которые вели очень буйный образ жизни. Вспомним испанского легендарного дона Гуана, он же заканчивает жизнь в монастыре и велит себя похоронить в Сивилле так, чтобы все топтали его могилу.

Голос за кадром: Челлини не хотел, чтобы топтали его могилу, он хотел лежать в доминиканской церкви Санта-Мария-Новелла под своим распятием – единственной скульптурой Челлини, выполненной в мраморе. Чёрный крест, белый Христос – тот самый образ, что явился 37-летнему Бенвенуто в сыром каземате.

Марина Пивень, искусствовед, доцент кафедры теории и истории искусства РГГУ: Самым главным соперником для него был он сам. Побеждая в многочисленных соревнованиях, которые он описывает, он желает победить самого себя, стремится превзойти то, что уже создано, и создать творение, которое поразило бы всех современников.

Голос за кадром: И последнее творение Челлини поразило. Монахи охотно его приняли в дар, но хранить мастера в своей обители отказались, слишком скандальная у него репутация. И незадолго до смерти Челлини передал распятие церкви делла Нунциата, где и сам обрёл последний покой. Бенвенуто Челлини не стало 13 февраля 1571 года.

Леонид Млечин: Хоронили Челлини со всеми почестями, надгробные речи произносились возвышенные, все говорили о добродетелях Челлини. Если бы он услышал эти речи, вот бы удивился. Главные герои эпохи кинжалов, ядов и интриг. Впрочем Челлини, действительно, жил честно и свободно всегда.