Ференц Лист

Голос за кадром: В июле 1886 года в баварском городе Байройт мучился от пневмонии великий композитор и пианист, виртуоз Ференц Лист. Он сильно застудился во время музыкального фестиваля. А 31 июля у Листа неожиданно случился сильнейший сердечный приступ. «Воздуха! Воздуха!» – были его последние слова. В эти роковые мгновения рядом с Ференцем не оказалось никого, только камердинер Похороны были скромными. Родная дочь Листа Козима сочла, что торжество фестиваля, организованного ею, не должно омрачаться. Но неужели Лист, которого называли добрейшим человеком на земле, был достоин такой смерти? Ведь всю жизнь великий маэстро, как магнит, притягивал толпы фанатов.

Григорий Консон, музыковед, доктор искусствоведения, доктор культурологии, профессор МФТИ: Лист – это промоутер музыкального романтизма, тот человек, который сделал так, что вот это идейно-художественное направление длилось, наверное, ещё, как минимум, полвека.

Мария Залесская, историк, биограф, музыковед, главный редактор издательства «Молодая гвардия»: Музыкант, гений, пианист – это всё понятно, но это ещё и человек с большой буквы, который всю свою жизнь отдал другим.

Марина Раку, музыковед, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГИИ: Вся нынешняя фортепианная школа так или иначе вдохновляется примером, образом Листа.

СВЕТ И ТЕНИ. ФЕРЕНЦ ЛИСТ

Леонид Млечин: В замечательном романе Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» упоминается рукопись Листа, в которой на первой странице написано «играть быстро», на второй – «ещё быстрей», на третьей – «гораздо быстрей», а на четвёртой – «играть так быстро, как только возможно». Но на пятой странице всё равно написано: «Играть ещё быстрее». И это вовсе не шутка. Некоторые работы выдающегося композитора способен исполнить лишь настоящий виртуоз.

Голос за кадром: Ференц Лист стал символом венгерской музыки. Но на венгерском он, скорее всего, вообще не говорил. Его родным языком был немецкий. Две страны называют музыканта Ференцем – Россия и Венгрия, для всего остального мира он Франц. И только шутник Сальери называл великого музыканта на итальянский манер – Франческо. Ференц Лист роился 22 октября 1811 года и был единственным ребёнком в семье Адама Листа, работавшего по канцелярской части в одном из имений князей Эстерхази – богатейших венгерских землевладельцев.

Марина Раку, музыковед, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГИИ: Листу очень с детством, именно с детством очень повезло. И, может быть, в этом и истоки его устойчивости в дальнейшем, потому что дальше было очень много испытаний. Но он вышел из детства, как из рая. Он был в прекрасных отношениях с родителями, обожал отца, обожал мать. Никакого напряжения в этих отношениях не было.

Голос за кадром: Вот только Ференц рос очень болезненным. В три года родители нашли сына без сознания. Что они только ни делали, но он так и не подал признаков жизни. Их горю не было предела, заказали гроб. Но, о чудо, мальчик зашевелился! Оказалось, что с ним случился приступ каталепсии. Это паралич, который длится долго, но в большинстве случаев не представляет угрозы здоровью. С годами мальчик становился крепче и очень интересовался музыкой.

Марина Раку, музыковед, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГИИ: В общем-то, Лист не был в полном смысле слова вундеркиндом. Он начал заниматься в 6 лет, сейчас дети занимаются гораздо раньше.

Голос за кадром: Отец будущего гения был виолончелистом-любителем, тем не менее ему посчастливилось работать в оркестре князя Николауса Эстерхази и встречаться с Гайдном, Бетховеном и Керубини. Он понимал, что у сына большой талант, и в восемь лет повёз его в Вену на прослушивание к знаменитому Карлу Черни – одному из лучших фортепианных педагогов Европы.

Мария Залесская, историк, биограф, музыковед, главный редактор издательства «Молодая гвардия»: Черни, будучи очень тонко чувствующим музыкантом и прекрасным педагогом, недаром по его школе фортепианной игры до сих пор учатся, Черни почувствовал в нём, действительно, талант исполнителя в первую очередь, талант гениального пианиста.

Голос за кадром: Карл Черни писал: «Сразу было видно, что сама природа создала Ференца пианистом». А возвращаясь из Вены, ребёнок принял участие в своём первом концерте, после которого в местных музыкальных кругах заговорили о новом Моцарте.

Марина Раку, музыковед, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГИИ: Он был худенький, такой тщедушный, его просто буквально мотало при игре на фортепиано из стороны в сторону. Вместе с тем вот эта фигурка, от которой исходило присутствие гения фортепианного.

Голос за кадром: Вернувшись в свою деревушку, Ференц Лист продолжал заниматься и слушать народную музыку – страстные звуки цыганских скрипок и гитар. Позже, когда он стал знаменитым композитором, национальная музыка прочно вошла в его творчество. 19 венгерских рапсодий, цикл «Венгерские исторические портреты», многочисленные чардаши – в них ярко воплотились цыганские мотивы.

Мария Залесская, историк, биограф, музыковед, главный редактор издательства «Молодая гвардия»: Будучи в России, когда он приезжал дважды на гастроли, он обязательно старался посетить венгерский хор. Он был в восторге, даже написал, что настоящую цыганскую музыку можно услышать в Венгрии и в России.

Голос за кадром: Время для того, чтобы наслаждаться музыкой родной Венгрии, было. Больше года потребовалось отцу Ференца Адаму Листу для того, чтобы получить длительный отпуск и отправиться вместе с сыном на обучение в Вену. Ференца ждала столица Австрийской империи и выдающиеся педагоги – Карл Черни и Антонио Сальери.

Леонид Млечин: У Сальери сложилась чудовищная репутация: отравитель Моцарта. На самом деле он никого не травил, вообще был доброжелательнейший и милейший человек, хороший друг, прекрасный композитор. Молодых коллег учил бесплатно. И вообще всю свою жизнь все свои деньги тратил исключительно на благотворительность.

Голос за кадром: Благодаря усилиям Сальери и Черни, которые не только бесплатно занимались с маленьким Ференцем, но и хлопотали за него перед меценатами, он вскоре стал событием года в Вене. О юном Ференце заговорила пресса. Лейпцигская газета писала: «Перед нами виртуоз, который спустился к нам с небес и вызвал огромное восхищение. То, что преподносит публике мальчик, учитывая его возраст, граничит с невероятностью».

Марина Раку, музыковед, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГИИ: У Сальери есть такое замечательное воспоминание о встрече с маленьким Листом: «Я подумал, что это мне снится, когда я увидел этого мальчика играющим». Опять-таки кто говорит? Сальери, у которого уже были такие ученики, как, скажем, Бетховен и Шуберт.

Голос за кадром: Концерт с участием 11-летнего вундеркинда посетил сам Людвиг ван Бетховен. Для Листа это было грандиозное событие, ведь Бетховен был его кумиром с детства. Портрет великого композитора висел у Ференца над кроватью, а учитель Листа Карл Черни был учеником Бетховена.

Леонид Млечин: После выступления молодого пианиста великий маэстро поднялся на сцену, подошёл к нему и поцеловал его в лоб. И всю свою жизнь Лист вспоминал этот эпизод, потому что считал, что в этот момент великий Бетховен благословил его на служение музыке.

Голос за кадром: А в 14 лет Ференц Лист написал свою первую и единственную оперу «Дон Санчо». Она не нашла счастливого будущего в сценическом воплощении и была поставлена всего три раза. Тем не менее, мальчик обнаружил в себе композиторский талант. Лист-отец решил, что в ученичестве сына наступил новый этап: его путь должен лежать в знаменитую Парижскую консерваторию. Отца не остановили ни резко отрицательное отношение к этой идее Черни и Сальери, ни отказ его начальника Эстерхази продлить отпуск. Адам Лист поставил на сына всё. В Париже их ждал удар. Французские законы не допускали к обучению в консерватории иностранцев.

Григорий Консон, музыковед, доктор искусствоведения, доктор культурологии, профессор МФТИ: Парижская консерватория очень сильно потеряла, я считаю. А Лист потерял немного, он, как губка, впитывал всё новые и новые знания, новые знакомства. Он был интеллектуал. Знаете, есть такой слоган: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

Голос за кадром: Юноша стал модным, играл для высшей аристократии и даже для королевской семьи. Он завёл знакомства за пределами мира музыки. Среди собеседников Ференца знаменитые литераторы: Дюма, Гюго, Жорж Санд. В первой половине XIX века в литературе и искусстве господствовал романтизм. Контраст приземлённой реальности и возвышенной мечты, обыденного и идеального составлял его основу. В европейской музыке на этот путь сначала вступили Шуберт, Паганини, Россини, затем романтическое течение подхватили Шопен, Шуман и Бетховен.

Марина Раку, музыковед, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГИИ: Романтизм в лице Листа привнёс в музыку страсти особого масштаба, то, что раньше не было дозволено. Вот это высказывание с такой степенью эмоциональности стало визитной карточкой романтизма.

Голос за кадром: В 20 лет Лист уже стал общепризнанным виртуозом. Правда, и злопыхателей у него было немало, они видели в нём лишь курьёз природы, машину, своего рода механическое пианино. Что с того, что в Париже уже поставлена на сцене его первая опера «Дон Санчо»? Что с того, что его ценят Шопен и Паганини? Злые языки найдутся всегда. Впрочем, Ференца это не беспокоило. В это время в его жизнь вошла муза – графиня Мари д'Агу.

Леонид Млечин: Они познакомились в конце весны в одном из парижских салонов. Графиня была писательницей, умная, красивая и образованная. Она была старше Листа, разведена, у неё были дети. Это совершенно не интересовало композитора. Он писал ей: «Ты знаешь, когда-то я был бы счастлив, если бы болезнь отправила меня на тот свет, а теперь это было бы для меня трагедией, потому что я люблю тебя».

Голос за кадром: Они уехали в Швейцарию, подальше от парижских сплетников. Но Лист не был образцом супружеской верности. Страсти, кипевшие в его душе, находили выход не только в музыке. А графиня д'Агу была ревнива. На этой почве у них стали происходить конфликты. Да какие!

Мария Залесская, историк, биограф, музыковед, главный редактор издательства «Молодая гвардия»: Это была, скорее, любовь-страсть, кипучая, трагическая, со скандалами, с примирением, с расставаниями. Бразильский сериал, причём, в первую очередь, конечно, со стороны самой Мари, которая, с одной стороны, говорила, что она никогда не выйдет за него замуж, потому что графиня д'Агу никогда не будет мадам Лист. А с другой стороны, она требовала, чтобы он всецело принадлежал ей. Ну как же, мировая знаменитость, это же так приятно.

Марина Раку, музыковед, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГИИ: У них за четыре года приблизительно постоянной такой совместной жизни появилось трое детей, и это были единственные дети Листа, которых он обожал. К тому моменту, когда она с мужем уже официально расставание утвердила, отношения с Листом перестали быть безоблачными.

Голос за кадром: В конце концов у Ференца случился роман со знаменитой испанской танцовщицей Лолой Монтес, она же ирландка по имени Элизабет Гилберт. И совместная жизнь с Мари д'Агу подошла к концу. А потом была долгая связь с красавицей Каролиной Витгенштейн – одной из самых богатых дам в Российской империи.

Мария Залесская, историк, биограф, музыковед, главный редактор издательства «Молодая гвардия»: Но это была такая любовь с первого взгляда со стороны именно Каролины. Она пришла на его концерт, когда он гастролировал в Киеве, и оставила очень большой благотворительный взнос по тем временам – 100 рублей. Они познакомились, и это стало, что называется, точкой отсчёта на всю оставшуюся жизнь.

Голос за кадром: Каролина была замужем. Супруг её, русский князь, не дал развода, при том, что сам откровенно ей изменял. Ещё до встречи с Листом Каролина просила императора Николая I дать ей развод, но он резко ей отказал, пригрозив конфискацией её имущества, если ослушается и уедет жить за границу. Но, встретив Листа и влюбившись в него, Каролина сама бросила всё своё имущество и буквально сбежала к возлюбленному.

Мария Залесская, историк, биограф, музыковед, главный редактор издательства «Молодая гвардия»: Она как раз старалась раствориться в лести, старалась сделать всё для него, для себя не требуя ничего взамен. Единственное, что это был своеобразный деспотизм, потому что она считала так: «Я знаю, что для тебя хорошо, и ты должен поступать именно так, а не иначе».

Григорий Консон, музыковед, доктор искусствоведения, доктор культурологии, профессор МФТИ: Он вёл к тому, чтобы наконец-то уже осесть, чтобы он был с любимым человеком, чтобы вот эта романтическая невозможность заключения союза, вот её всё-таки преодолеть, Папа Римский уже было согласился на эту тему, благо, что Каролина была католичкой.

Голос за кадром: К тому же законный муж Каролины неожиданно умер, и, казалось бы, нет преград для счастья возлюбленных. Но спустя полтора десятка лет их отношения уже не были так безоблачны, и прожить остаток жизни вместе им не было суждено. С годами Лист утратил былую лёгкость в общении. Он мог поссориться с собеседником из-за, казалось бы, чистой ерунды. Отказался играть для испанской королевы из-за того, что его не хотели ей представить лично.

Леонид Млечин: Во время гастролей в Великобритании Листа пригласили выступить в королевской резиденции. Когда королева Виктория вошла, концерт уже начался. Все стали на неё смотреть, в зале шум, да и сама королева довольно громко беседовала со своими приближёнными. Тогда Лист прекратил играть и сказал, что он не вправе мешать королеве разговаривать.

Голос за кадром: В полной мере Листу пришлось познать изнанку славы. В обществе, где, благодаря газетам, информация, в том числе и недостоверная, распространяется с большой скоростью. Маэстро обвиняли в том, что он слишком высокого мнения о своём даре. Судачили о размерах его гонораров, причём молва значительно их повышала. Говорили, что он пренебрежительно относится к аудитории. Но так ли это было на самом деле?

Марина Раку, музыковед, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГИИ: Одна пишет свидетельница о том, что он вошёл в комнату, и все были поражены его умением вести себя, его обходительностью, его светскими манерами. А я напоминаю, он в деревне вырос.

Голос за кадром: Когда в родной Венгрии случилось наводнение, Лист выступил с концертами, весь сбор от которых пошёл на помощь пострадавшим. А для начинающих музыкантов он всегда находил добрые слова поддержки. Норвежский композитор Эдвард Григ всю жизнь вспоминал, как ему в своё время помогло одобрительное письмо Листа. В пользу привлекательности его личности говорит и то, что незаурядных людей к нему тянуло как магнитом.

Мария Залесская, историк, биограф, музыковед, главный редактор издательства «Молодая гвардия»: Он умел дружить с людьми различных взглядов и убеждений. Он мог бы сделать значительно больше, чем он сделал на самом деле. По крайней мере, что касается его композиторской таланта. Он его расточал, что называется, не считая, на кого угодно, но не на самого себя.

Голос за кадром: Ференц Лист прилагал большие усилия к популяризации классической музыки, проводил мастер-классы для молодых исполнителей и сегодня считается родоначальником этого музыкально-педагогического жанра. Но даже в среде коллег по цеху он не был принят до конца. Например, русский композитор Михаил Иванович Глинка высказывал большие сомнения в том, что у Листа вообще есть исполнительский талант.

Мария Залесская, историк, биограф, музыковед, главный редактор издательства «Молодая гвардия»: Шопен не признавал композиторской талант Листа. А Лист, зная об этом, все свои силы, бросал на то, чтобы поддержать Шопена и пропагандировать его творчество. Более того, Шопен, когда слышал игру Листа, говорил, что это самое лучшее: «Я так не сыграю, как он это делал».

Григорий Консон, музыковед, доктор искусствоведения, доктор культурологии, профессор МФТИ: Вы знаете, у него лапа была такая, что две октавы охватывала, точно так же, как у Паганини. Просто он разламывал фортепиано, то есть рояли. То есть он так увлекался, что просто клавиши могли повыпадать. Поэтому не случайно он любил ставить несколько роялей. Кстати, в Петербург он приезжал, и, собственно, у нас в Дворянском обществе он ставил рояли, и на них: «Бу-бу-бу-бу-бу-бу». И, собственно, он любил так создавать эффект оркестра, политембровость и так далее. Но, с другой стороны, это просто была страховка, потому что рояль мог рухнуть.

Голос за кадром: Публика встречала игру Листа с восторгом. Знаменитый литератор Генрих Гейне ввёл в оборот термин «листомания». При его помощи он описывал приступы массового восторга на концертах Листа. Сначала Гейне приписал их исключительно немецкой сентиментальности, но потом увидел то же самое во время гастролей его друга по Италии и убедился, что эпидемия не умеренных восторгов охватила всю Европу.

Леонид Млечин: Его поклонники с ума сходили, носили его портреты, дрались из-за его перчаток и носовых платков, которые он иногда во время выступления бросал в зрительный зал. Готовы были заплатить огромные деньги за прядь его волос. А одна дама подобрала окурок его сигары, брошенной в канаву, дрожащими руками положила его в медальон с его инициалами.

Голос за кадром: Лист, конечно, сам способствовал своей славе. Он первым придумал развернуть пианино боком к публике, чтобы зрители видели его изящный профиль и густые волосы, ниспадающие до плеч. Во время выступления Ференц не сидел на месте прямо, как было принято, а раскачивался во все стороны, его волосы взлетали. Лист был первым пианистом, исполняющим музыку без нот по памяти, что освобождало его от необходимости смотреть в нотный лист и делало возможным выступление в таинственном мистическом полумраке. Тем не менее великий Лист относился к публике довольно прохладно, уставая от лишнего общения.

Марина Раку, музыковед, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГИИ: Он был более открыт и откровенен с учениками. На учеников он мог наорать, это да. Правда, тоже уже в какие-то такие годы более поздние, когда, видимо, нервы сдавали, что называется. Но он мог закричать: «В консерваторию! В консерваторию! Это не ко мне, идите в консерваторию!». «Консерватория» было такое ругательное у него слово, потому что его самого не взяли в Парижскую консерваторию.

Голос за кадром: Нервы у Листа не выдерживали, слишком много потрясений с ним произошло на пятом десятке: расставание с любимой Каролиной Витгенштейн, смерть единственного сына и старшей дочери и тяжелейший конфликт со средней дочерью Козимой, которая перестала с ним общаться. Ведь Лист выступил против её брака с Вагнером, его близким другом. В их связи с Вагнером Лист видел повторение своей трагической любви с Каролиной, ведь Козима, как и Каролина, была замужем.

Мария Залесская, историк, биограф, музыковед, главный редактор издательства «Молодая гвардия»: Лист пытался Козиму отговорить от отношений с Вагнером не только потому, что он очень любил своего ученика Ганса фон Бюлова, собственно говоря, первого мужа Козимы. И его сторону он взял однозначно. Он пытался ей внушить, что «ты пойдёшь по пути греха и не добьешься счастья».

Голос за кадром: В ответ дочь отреклась от отца. Несколько лет они не общались. В 1865-м Ференц Лист решил, что его долг – отмолить свои многочисленные грехи, и стал монахом.

Марина Раку, музыковед, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГИИ: Как религиозный человек, он всё время занимался самовоспитанием, всё время себя отслеживал во всём негативном, что, может быть, возникало. У него даже было в одной из его статей такое высказывание о том, что за пределами того, что интересует художника и чем он живёт, находится зависть, пересуды, сплетни, и даже он там перечисляет любовь. Художник выше всего этого, он должен служить своему искусству.

Голос за кадром: В последние годы жизни на Листа, казалось, снизошло умиротворение. Ему удалось наладить отношения со своей дочерью Козимой. Он много общался с Вагнером, ставшим ему зятем, радовался внукам и не замечал, что в семье дочери к нему относятся с явным пренебрежением.

Мария Залесская, историк, биограф, музыковед, главный редактор издательства «Молодая гвардия»: Говорили: «У нас в семье Лист был не в почёте». Его принижали и говорили просто так – «аббат» несколько с пренебрежительным оттенком. Да, Вагнер был божеством, возведённым в абсолют, а Лист нет.

Голос за кадром: Несмотря на возраст и недомогание. Ференц Лист пристально следил за культурной жизнью Европы. Встречавшийся с ним композитор Бородин вспоминал: «Насколько он жаден и чуток ко всему новому, свежему, жизненному. Враг всего условного, ходячего, рутинного, чужд предубеждений, предрассудков и традиций национальных, консерваторских и всяких иных». Лист вёл себя скромно, будто и не осознавал всех своих заслуг.

Мария Залесская, историк, биограф, музыковед, главный редактор издательства «Молодая гвардия»: Он хотел раскрыть все возможности своего инструмента – фортепиано. Он его превратил фактически в оркестр. Недаром Лист очень много перекладывал симфонических произведений для фортепиано, доказывая тем самым, что фортепиано способно заменить собою оркестр. Он шагнул, можно сказать, уже в XXI век для своего времени, буквально предчувствуя, как пойдёт развитие музыкального искусства. И воплотил это в своё время. И, конечно, для его времени это было чудо.

Марина Раку, музыковед, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГИИ: Вклад Листа в мировую культуру – это его абсолютно авангардные композиторские предложения, которые продолжают жить. Это новое отношение к форме, это новое отношение к гармонии и это новое отношение к мелодии, которое было заимствованно многими другими композиторами.

Голос за кадром: Лист повлиял на развитие жанров оратории и романтической песни, органных произведений. Его ученики составили цвет исполнителей следующего поколения, многие из них стали яркими педагогами. Лист продолжает жить в своих сочинениях, как и подобает гению.

Леонид Млечин: Лист завещал похоронить его без всяких церемоний, как простого монаха. Козима Вагнер организовала скромные похороны в Байройте, где могила её мужа оказалась в тени могилы её отца. Ничто не способно затмить посмертную славу великого композитора.

Энтузиаст идеи «синтеза искусств», проживший яркую и сложную жизнь