Режиссер Михаил Довженко и актриса Елена Плаксина – о премьере киноальманаха «Короткие волны»
https://otr-online.ru/programmy/kalendar/rezhisser-mihail-dovzhenko-i-aktrisa-elena-plaksina-o-premere-kinoalmanaha-korotkie-volny-36480.html Максим Митченков: Радиоведущий Алекс Дубас, актёр Игорь Ясулович, музыкант Евгений Маргулис, драматург Евгений Гришковец вместе – команда, их объединил новый киноальманах «Короткие волны», он выходит на экран уже 11 апреля.
Мария Карпова: Альманах увлекательных историй имеет общую тему: все они произошли на радио. Сегодня в нашей студии режиссер фильма, который, кстати, сам работал радиоведущим, Михаил Довженко и актриса Елена Плаксина.
Максим Митченков: Елена, Михаил, здравствуйте, рады вас видеть в нашей студии!
Мария Карпова: Здравствуйте!
Михаил Довженко: Добрый день!
Максим Митченков: Буквально через 2 дня, ну, почему буквально – через 2 дня фильм выходит в широких прокат, и мы, пользуясь служебным положением, хотим раньше всех узнать, о чём картина? Мы знаем, что она про радио, но хотим каких-то подробностей от Вас, Михаил.
Михаил Довженко: Вы знаете, Вы абсолютно правы: картина про радио.
Максим Митченков: Всё, да?
Мария Карпова: Спасибо!
ФРАГМЕНТ К/Ф «КОРОТКИЕ ВОЛНЫ»
Михаил Довженко: Это, на самом деле, 5 историй, 5 коротких историй, 5 новелл, каждая из которых так или иначе связана с радио, притом все они разные.
Максим Митченков: Между собой не связанные, кроме радио, истории?
Михаил Довженко: Между собой не связаны: герои не пересекаются, истории тоже не пересекаются, поэтому там такое большое количество интересных актёров и вот одна их актрис сегодня с нами, Елена Плаксина.
Максим Митченков: Елена, Вы в какой новелле?
Мария Карпова: Да, в какой новелле играете?
Елена Плаксина: Я в первой.
Максим Митченков: А о чём она? Можете рассказать, хотя бы чуть-чуть?
Мария Карпова: Как называется, о чём?
Елена Плаксина: Там философский, на самом деле, вопрос…
Максим Митченков: Кого Вы играете?
Мария Карпова: Я играю… да, философская новелла, я считаю…
Максим Митченков: Вы не знали, Михаил?
Елена Плаксина: Играю я маму сына Миши.
Михаил Довженко: У Лены ответственная роль: она играет маму прототипа моего ребенка, собственно, мой же ребенок и играл в этом фильме…
Максим Митченков: Яков, да?
Михаил Довженко: Да Яков.
Елена Плаксина: Да.
Михаил Довженко: Там история основана на реальных событиях это реальный радиоэфир, который произошел лет так 7 назад, вёл его на радиостанции «Серебряный дождь» Алекс Дубас, он рассказал мне эту историю, многие радиослушатели этой радиостанции помнят этот радиоэфир, собственно говоря, он сыграл сам себя, и в этом эпизоде играет мой сын и это тоже реальная история, там по сюжету ведущий обещает побыть няней в течение часа в прямом эфире и, собственно, вот, мама, которая…
Елена Плаксина: Сдаёт ребенка…
Михаил Довженко: Сдаёт ребенка в самом начале этой радионовеллы в радиоэфир, и там ребенок как-то существует, он становится свидетелем… тут он на экране он… он становится свидетелем истории, когда в прямом радиоэфире радиослушателям предлагают проголосовать за уничтожение произведения искусства: вот, если вы сейчас проголосуете – мы его через час уничтожим.
Максим Митченков: То есть там история: нравится – не нравится, ставить или не слушать?
Михаил Довженко: Нравится – не нравится, да.
ФРАГМЕНТ К/Ф «КОРОТКИЕ ВОЛНЫ»
Мария Карпова: Михаил, это же Ваш первый полнометражный фильм, да?
Михаил Довженко: Да.
Мария Карпова: Как удалось тогда собрать такой актерский состав потрясающий?
Елена Плаксина: Это талант Миши.
Мария Карпова: Да, расскажите.
Елена Плаксина: Я хотела об этом рассказать, потому что…
Михаил Довженко: Мы специально ходим вместе, чтобы Лена про меня хорошо говорила.
Максим Митченков: У Лены есть заученные фразы, да, Лена?
Мария Карпова: Это талант Миши.
Елена Плаксина: Это правда, что у Миши есть талант: он дружит с людьми, он всех знакомит, он всех объединяет, фильм – это такой пример, как человек просто из-за хорошего к нему отношения… народ идёт любой, и все снимаются, и даже премьера была похожа на какую-то такую встречу друзей, и она не была такой формальной.
Мария Карпова: Но фильм был снят в 2017 году, почему так долго он шёл до экрана, почему только сейчас?
Михаил Довженко: Вы знаете, первая короткометражка «Шредер» была снята, вообще, в 2014 году.
Максим Митченков: Это она же и первая в фильме?
Михаил Довженко: Она первая в фильме, да. Знаете, кога что-то получается в самом начале, потом ты думаешь: «А что, собственно, пропадать добру?» Короткий метр не находит того зрителя, которого может найти полный метр, и формат альманаха позволяет снять еще несколько коротких историй, объединить их в одну тему , а здесь общая тема – радио и уже выходить в прокат в качестве полного метра.
Максим Митченков: То есть Вы просто дополнили свою короткометражку?
Михаил Довженко: Да, и такие примеры у нас сплошь и рядом, например, известный фильм Джима Джармуша, который называется «Ночь на Земле»: там 5 или 6 новелл про таксистов, разные истории с разной интонацией, они происходят просто в разных странах мира. Сюжеты не переплетаются, герои разные, по-моему, все друзья Джармуша тоже там снялись, у него, по-моему, такой же подход к съёмкам фильма: он собирает друзей… Как говорил Феллини: «Кино – это когда хорошие люди собираются вместе и приятно проводят время». Правда, у него есть еще одна фраза, он говорит: «Кино – это когда режиссер хочет снять гениальный фильм, а вся остальная группа хочет домой».
Мария Карпова: Да-да-да.
Максим Митченков: Как Вам удалось Евгения Моргулиса уговорить сняться в кино? Он же до этого нигде не снимался.
Михаил Довженко: Это было такое хулиганское предложение, я даже не рассчитывал, что он согласится…
Мария Карпова: Сразу согласился?
Михаил Довженко: Да, он как-то сразу согласился, потому что оно, действительно, было слишком хулиганским: он играет скульптора на даче…
Максим Митченков: Дайте я угадаю: Вы его заманили тем, что сказали, что не нужно будет петь?
Михаил Довженко: Да, мне кажется, что он повёлся на то, что ему не предлагают играть музыканта, ему не предлагают играть себя и это какое-то новое амплуа, которое ему никогда не предлагали.
ФРАГМЕНТ К/Ф «КОРОТКИЕ ВОЛНЫ»
Максим Митченков: Он там говорит очень интересную фразу, у Вас в фильме, что радио, как таракан: если случится ядерный взрыв, останутся только тараканы, радио и рок-н-ролл, Вы сами с этим согласны?
Михаил Довженко: Так я же эту фразу придумал.
Мария Карпова: То есть Вы – автор высказывания?
Михаил Довженко: Да, правда Евгений Шулимович добавил слово «рок-н-ролл» к этому списку, он не мог его не добавить, это как раз те «бантики», которые актеры добавляют от себя на съёмочной площадке. На самом деле, в случае с ним произошла такая история: мы начали его снимать, первый раз он в кадре, мы сидим за плейбеком, съёмочная группа у меня за спиной, я поворачиваюсь к съемочной группе и говорю: «Слушайте, а я сейчас один это вижу?». Потому что, когда он на крупном плане, и все увидели, что он очень органичен в кадре, его очень хочется рассматривать и в нём настолько много какой-то биографии, которую хочется показывать в кадре.
Максим Митченков: Я уверен, что Вы многих сейчас и этими словами заинтересовали.
Мария Карпова: Не терпится посмотреть.
Михаил Довженко: Вот видите, как это происходит.
Максим Митченков: Всех тогда приглашаем в кинотеатры: с 11 числа фильм «Короткие волны» в прокате, вам хорошего проката желаем и спасибо за это интервью!
Елена Плаксина: Спасибо!
Михаил Довженко: Спасибо, что пригласили!