В Российской Империи был свой да Винчи, хотя сейчас его бы скорее сравнили с Илоном Маском. За свою жизнь Иван Кулибин создал множество поразительных механизмов, которые удивляют до сих пор. Взять хотя бы самоходную коляску, которая появилась еще в 1791 году. 21 апреля исполняется 290 лет со дня рождения великого изобретателя — о его величайших ноу-хау расскажет ОТР.
Иван Кулибин — гениальный изобретатель-самоучка. Его называли «русским Архимедом» и «русским Леонардо да Винчи», рассказал ОТР историк Антон Лиманов.
«Иван Петрович Кулибин родился в 1735 году, умер в 1818-м. Золотая медаль изобретателя Академии наук получена им от Екатерины II. Человек из простого народа, гениальный изобретатель, приводивший в восхищение современников и потомков. Его изобретения потрясают», — отметил он.
Мастер родился в купеческой семье, разного рода механизмы завораживали и увлекали его с самого детства. Он самостоятельно разбирался в том, как можно было бы улучшить то или иное приспособление. Больше всего маленького Ивана восхищали часы и мельницы. Как-то он увидел у соседского мальчика часы с «секретом» — периодически из них выскакивала кукушка и куковала определенное количество раз. Будущий гений механизмов полностью разобрал их, чтобы понять конструкцию. В итоге он создал нечто похожее, не имея никаких специальных инструментов и материалов. Детали автомата, позволявшего кукушке вылетать, он вырезал из дерева. Кулибин обучался у местного дьяка, но широких знаний от него было не получить. Еще юношей будущий изобретатель освоил часовое дело, которое позже помогло ему получить высокую должность.
Изобретатель создал часы в виде страусиного яйца в 1767 году. Помимо часового механизма в них находилось устройство, способное проигрывать несколько мелодий. Изделие состояло из 427 деталей. Такая диковинка под стать очень опытному и искусному мастеру, но Кулибину на тот момент было всего 32 года. Занятные часы впечатлили императрицу и она назначила изобретателя заведующим механической мастерской Петербургской академии наук.
«Еще в часах были небольшие фигурки в виде самодвижущегося театра. Что уж там говорить, если Кулибин чинил механизм часов “Павлин”, которые были ранее изготовлены англичанином и подарены нашей стране. Эти часы до сих пор находятся в Эрмитаже и работают, иногда их приводят в движение для посетителей», — добавил Лиманов.
В соавторстве с оптиком по фамилии Беляев Кулибин сконструировал первый ахроматический микроскоп. Он создал его по проекту математиков Леонарда Эйлера и Николая Фауса. В устройстве использовались выпуклые и впуклые линзы из стекол с разным составом. Это позволило сделать изображение четким и избежать искажений от центра до краев.
«Светильник-рефрактор, составленный из множества зеркал. Даже самая слабая свечка видна в этом светильнике на очень большом расстоянии. Когда этот светильник был приведен в действие, то свет от него был виден за 24 версты (примерно за 25 километров — прим. ред.) в Красном селе», — отметил историк.
По тем временам это была невероятная дальность. Такой прожектор был просто необходим для маяков, добавил собеседник ОТР.
Иван Кулибин спроектировал одноарочный мост через Неву шириной в 298 метров, рассказал Лиманов. Мастер создал малый прототип этой переправы, показав всем, как можно моделировать мосты. Это должна была быть неразборная деревянная конструкция такой высоты, чтобы под ней могли проходить корабли. Модель успешно протестировали, но так и не поставили. Ее перенесли в Таврический сад, где она находилась вплоть до разрушения.
«И хотя сам мост не был построен, после Кулибина моделирование мостов получило очень большое распространение», — отметил историк.
Ивана Кулибина можно назвать создателем «дедушки» современного автомобиля, ведь именно он сконструировал самобеглую коляску. Для самокатки мастер создал механизм с педалями и меховым колесом, которое упрощало управление за счет кинетической энергии. Облегченная версия коляски могла развивать приличную скорость. Она больше других прототипов напоминает современный транспорт. У самокатки были подшипники, система переключения скоростей и другие детали, необходимые и для сегодняшних автомобилей.
«Это самодвижущаяся повозка, приводимая в движение педалями. Недаром немецкий изобретатель Карл Бентз воспользовался некоторыми техническими деталями этой повозки Ивана Кулибина», — обратил внимание Антон Лиманов.
Специально для Екатерины II Кулибин спроектировал подвесную коляску-лифт. Императрица, по словам собеседника ОТР, пришла в восхищение от этого новшества. Правительница хотела, чтобы у коляски не было верха, поэтому лебедочный механизм для нее не подходил. Кулибин использовал винты, при вращении которых конструкция плавно поднималась и опускалась. Это был уникальный лифт, который не использовался нигде, кроме Зимнего дворца.
«Пресвященная монархиня была потрясена изобретениями нашего великого самоучка», — добавил Лиманов.
Иван Кулибин в 1804 году создал лодку, оборудованную специальным механизмом, позволяющим ей плыть против течения. Она могла достаточно долго бороться с направлением ветра. Судно перемещалось с помощью двух якорей и специальных колес, которые приходили в движение под напором воды. Изобретение протестировали и даже построили два водохода, но в массовое производство они так и не пошли.
«Все это было сделано Кулибиным для того, чтобы облегчить труд бурлаков. Какая жалость, что это изобретение не было должным образом использовано в свое время», — заключил историк.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Историк Лиманов: создатели первого в мире авто вдохновлялись идеями Кулибина
В Российской Империи был свой да Винчи, хотя сейчас его бы скорее сравнили с Илоном Маском. За свою жизнь Иван Кулибин создал множество поразительных механизмов, которые удивляют до сих пор. Взять хотя бы самоходную коляску, которая появилась еще в 1791 году. 21 апреля исполняется 290 лет со дня рождения великого изобретателя — о его величайших ноу-хау расскажет ОТР.
Иван Кулибин — гениальный изобретатель-самоучка. Его называли «русским Архимедом» и «русским Леонардо да Винчи», рассказал ОТР историк Антон Лиманов.
«Иван Петрович Кулибин родился в 1735 году, умер в 1818-м. Золотая медаль изобретателя Академии наук получена им от Екатерины II. Человек из простого народа, гениальный изобретатель, приводивший в восхищение современников и потомков. Его изобретения потрясают», — отметил он.
Мастер родился в купеческой семье, разного рода механизмы завораживали и увлекали его с самого детства. Он самостоятельно разбирался в том, как можно было бы улучшить то или иное приспособление. Больше всего маленького Ивана восхищали часы и мельницы. Как-то он увидел у соседского мальчика часы с «секретом» — периодически из них выскакивала кукушка и куковала определенное количество раз. Будущий гений механизмов полностью разобрал их, чтобы понять конструкцию. В итоге он создал нечто похожее, не имея никаких специальных инструментов и материалов. Детали автомата, позволявшего кукушке вылетать, он вырезал из дерева. Кулибин обучался у местного дьяка, но широких знаний от него было не получить. Еще юношей будущий изобретатель освоил часовое дело, которое позже помогло ему получить высокую должность.
Изобретатель создал часы в виде страусиного яйца в 1767 году. Помимо часового механизма в них находилось устройство, способное проигрывать несколько мелодий. Изделие состояло из 427 деталей. Такая диковинка под стать очень опытному и искусному мастеру, но Кулибину на тот момент было всего 32 года. Занятные часы впечатлили императрицу и она назначила изобретателя заведующим механической мастерской Петербургской академии наук.
«Еще в часах были небольшие фигурки в виде самодвижущегося театра. Что уж там говорить, если Кулибин чинил механизм часов “Павлин”, которые были ранее изготовлены англичанином и подарены нашей стране. Эти часы до сих пор находятся в Эрмитаже и работают, иногда их приводят в движение для посетителей», — добавил Лиманов.
В соавторстве с оптиком по фамилии Беляев Кулибин сконструировал первый ахроматический микроскоп. Он создал его по проекту математиков Леонарда Эйлера и Николая Фауса. В устройстве использовались выпуклые и впуклые линзы из стекол с разным составом. Это позволило сделать изображение четким и избежать искажений от центра до краев.
«Светильник-рефрактор, составленный из множества зеркал. Даже самая слабая свечка видна в этом светильнике на очень большом расстоянии. Когда этот светильник был приведен в действие, то свет от него был виден за 24 версты (примерно за 25 километров — прим. ред.) в Красном селе», — отметил историк.
По тем временам это была невероятная дальность. Такой прожектор был просто необходим для маяков, добавил собеседник ОТР.
Иван Кулибин спроектировал одноарочный мост через Неву шириной в 298 метров, рассказал Лиманов. Мастер создал малый прототип этой переправы, показав всем, как можно моделировать мосты. Это должна была быть неразборная деревянная конструкция такой высоты, чтобы под ней могли проходить корабли. Модель успешно протестировали, но так и не поставили. Ее перенесли в Таврический сад, где она находилась вплоть до разрушения.
«И хотя сам мост не был построен, после Кулибина моделирование мостов получило очень большое распространение», — отметил историк.
Ивана Кулибина можно назвать создателем «дедушки» современного автомобиля, ведь именно он сконструировал самобеглую коляску. Для самокатки мастер создал механизм с педалями и меховым колесом, которое упрощало управление за счет кинетической энергии. Облегченная версия коляски могла развивать приличную скорость. Она больше других прототипов напоминает современный транспорт. У самокатки были подшипники, система переключения скоростей и другие детали, необходимые и для сегодняшних автомобилей.
«Это самодвижущаяся повозка, приводимая в движение педалями. Недаром немецкий изобретатель Карл Бентз воспользовался некоторыми техническими деталями этой повозки Ивана Кулибина», — обратил внимание Антон Лиманов.
Специально для Екатерины II Кулибин спроектировал подвесную коляску-лифт. Императрица, по словам собеседника ОТР, пришла в восхищение от этого новшества. Правительница хотела, чтобы у коляски не было верха, поэтому лебедочный механизм для нее не подходил. Кулибин использовал винты, при вращении которых конструкция плавно поднималась и опускалась. Это был уникальный лифт, который не использовался нигде, кроме Зимнего дворца.
«Пресвященная монархиня была потрясена изобретениями нашего великого самоучка», — добавил Лиманов.
Иван Кулибин в 1804 году создал лодку, оборудованную специальным механизмом, позволяющим ей плыть против течения. Она могла достаточно долго бороться с направлением ветра. Судно перемещалось с помощью двух якорей и специальных колес, которые приходили в движение под напором воды. Изобретение протестировали и даже построили два водохода, но в массовое производство они так и не пошли.
«Все это было сделано Кулибиным для того, чтобы облегчить труд бурлаков. Какая жалость, что это изобретение не было должным образом использовано в свое время», — заключил историк.
В Российской Империи был свой да Винчи, хотя сейчас его бы скорее сравнили с Илоном Маском. За свою жизнь Иван Кулибин создал множество поразительных механизмов, которые удивляют до сих пор. Взять хотя бы самоходную коляску, которая появилась еще в 1791 году. 21 апреля исполняется 290 лет со дня рождения великого изобретателя — о его величайших ноу-хау расскажет ОТР.
Иван Кулибин — гениальный изобретатель-самоучка. Его называли «русским Архимедом» и «русским Леонардо да Винчи», рассказал ОТР историк Антон Лиманов.
«Иван Петрович Кулибин родился в 1735 году, умер в 1818-м. Золотая медаль изобретателя Академии наук получена им от Екатерины II. Человек из простого народа, гениальный изобретатель, приводивший в восхищение современников и потомков. Его изобретения потрясают», — отметил он.
Мастер родился в купеческой семье, разного рода механизмы завораживали и увлекали его с самого детства. Он самостоятельно разбирался в том, как можно было бы улучшить то или иное приспособление. Больше всего маленького Ивана восхищали часы и мельницы. Как-то он увидел у соседского мальчика часы с «секретом» — периодически из них выскакивала кукушка и куковала определенное количество раз. Будущий гений механизмов полностью разобрал их, чтобы понять конструкцию. В итоге он создал нечто похожее, не имея никаких специальных инструментов и материалов. Детали автомата, позволявшего кукушке вылетать, он вырезал из дерева. Кулибин обучался у местного дьяка, но широких знаний от него было не получить. Еще юношей будущий изобретатель освоил часовое дело, которое позже помогло ему получить высокую должность.
Изобретатель создал часы в виде страусиного яйца в 1767 году. Помимо часового механизма в них находилось устройство, способное проигрывать несколько мелодий. Изделие состояло из 427 деталей. Такая диковинка под стать очень опытному и искусному мастеру, но Кулибину на тот момент было всего 32 года. Занятные часы впечатлили императрицу и она назначила изобретателя заведующим механической мастерской Петербургской академии наук.
«Еще в часах были небольшие фигурки в виде самодвижущегося театра. Что уж там говорить, если Кулибин чинил механизм часов “Павлин”, которые были ранее изготовлены англичанином и подарены нашей стране. Эти часы до сих пор находятся в Эрмитаже и работают, иногда их приводят в движение для посетителей», — добавил Лиманов.
В соавторстве с оптиком по фамилии Беляев Кулибин сконструировал первый ахроматический микроскоп. Он создал его по проекту математиков Леонарда Эйлера и Николая Фауса. В устройстве использовались выпуклые и впуклые линзы из стекол с разным составом. Это позволило сделать изображение четким и избежать искажений от центра до краев.
«Светильник-рефрактор, составленный из множества зеркал. Даже самая слабая свечка видна в этом светильнике на очень большом расстоянии. Когда этот светильник был приведен в действие, то свет от него был виден за 24 версты (примерно за 25 километров — прим. ред.) в Красном селе», — отметил историк.
По тем временам это была невероятная дальность. Такой прожектор был просто необходим для маяков, добавил собеседник ОТР.
Иван Кулибин спроектировал одноарочный мост через Неву шириной в 298 метров, рассказал Лиманов. Мастер создал малый прототип этой переправы, показав всем, как можно моделировать мосты. Это должна была быть неразборная деревянная конструкция такой высоты, чтобы под ней могли проходить корабли. Модель успешно протестировали, но так и не поставили. Ее перенесли в Таврический сад, где она находилась вплоть до разрушения.
«И хотя сам мост не был построен, после Кулибина моделирование мостов получило очень большое распространение», — отметил историк.
Ивана Кулибина можно назвать создателем «дедушки» современного автомобиля, ведь именно он сконструировал самобеглую коляску. Для самокатки мастер создал механизм с педалями и меховым колесом, которое упрощало управление за счет кинетической энергии. Облегченная версия коляски могла развивать приличную скорость. Она больше других прототипов напоминает современный транспорт. У самокатки были подшипники, система переключения скоростей и другие детали, необходимые и для сегодняшних автомобилей.
«Это самодвижущаяся повозка, приводимая в движение педалями. Недаром немецкий изобретатель Карл Бентз воспользовался некоторыми техническими деталями этой повозки Ивана Кулибина», — обратил внимание Антон Лиманов.
Специально для Екатерины II Кулибин спроектировал подвесную коляску-лифт. Императрица, по словам собеседника ОТР, пришла в восхищение от этого новшества. Правительница хотела, чтобы у коляски не было верха, поэтому лебедочный механизм для нее не подходил. Кулибин использовал винты, при вращении которых конструкция плавно поднималась и опускалась. Это был уникальный лифт, который не использовался нигде, кроме Зимнего дворца.
«Пресвященная монархиня была потрясена изобретениями нашего великого самоучка», — добавил Лиманов.
Иван Кулибин в 1804 году создал лодку, оборудованную специальным механизмом, позволяющим ей плыть против течения. Она могла достаточно долго бороться с направлением ветра. Судно перемещалось с помощью двух якорей и специальных колес, которые приходили в движение под напором воды. Изобретение протестировали и даже построили два водохода, но в массовое производство они так и не пошли.
«Все это было сделано Кулибиным для того, чтобы облегчить труд бурлаков. Какая жалость, что это изобретение не было должным образом использовано в свое время», — заключил историк.