Минэкономразвития предложило помечать любителей возвратов на маркетплейсах
Аккаунты недобросовестных покупателей на маркетплейсах могут получить спецметки. Такие меры борьбы с теми, кто систематически не выкупает заказы, портит товары и увеличивает логистические издержки, предложили в Минэкономразвития. Как нововведение может помочь площадками, в чем его плюсы и риски, разбирался ОТР. В России может появиться черный список клиентов маркетплейсов. Инициативу на этот счет озвучил глава Минэкономразвитися Максим Решетников. Он предложил ввести специальные отметки для аккаунтов тех, кто систематически не выкупает заказы. Они позволили бы продавцам сразу понимать, что те имеют дело с ненадежным потребителем. Зачастую покупатели ведут себя нечестно, заказывая множество товаров на разные точки, а потом отказываясь от них, отметил Решетников. Это создает трудности для разграничения действий обычных клиентов и случаев недобросовестной конкуренции. Массовые заказы с отказом от выкупа приводят к порче товара и увеличивают логистические издержки у продавцов, добавил министр. Он предложил бизнес-сообществу вместе разобраться с этой проблемой. «Мы совместно с маркетплейсами обсудим этот вопрос и проработаем механизмы добросовестной практики. Например, можно рассмотреть введение специальных пометок для покупателей, систематически не выкупающих заказы», — предложил Максим Решетников. Минэкономразвития готово рассмотреть варианты реагирования на такое поведение покупателей в рамках закона о платформенной экономике. Эту норму сейчас готовят, она должна будет вступить в силу 1 октября 2026 года. Но согласовать все положения нужно до конца 2025-го, ведь еще необходимо успеть адаптировать IT-системы к нововведениям, подчеркнул министр. Проблема массовых возвратов стоит очень остро. Покупатели действительно часто ведут себя недобросовестно, отказываясь от уже доставленных товаров. Это создает определенные трудности для продавцов, заявил «Известиям» генеральный директор Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей Алексей Молодых. Согласно оценкам, продавцы теряют от 300 рублей до 1,5 тысячи на возврате всего одного товара. Иногда эта сумма вообще превосходит стоимость самой позиции. По данным Федерального общества сетевой торговли (ФОСТ), в 2024 году 62% селлеров сталкивались с недобросовестными покупателями. На это указала глава информационного отдела независимого профсоюза «Новый труд» Мария Коледа. Четверть из них уверены, что за массовыми возвратами стоят конкуренты. Так или иначе, проблема обостряется вместе с ростом объемов онлайн-торговли. О том, что продавцы сталкиваются с серьезным расхождением между количеством заказов и выкупов, заявил и член комитета Госдумы по среднему и малому предпринимательству Алексей Говырин. Из-за этого товары портятся, тратятся деньги на бессмысленную доставку, а склады перегружаются. Право потребителя вернуть товар закреплено в законодательстве. Но иногда недобросовестные потребители им злоупотребляют. Например, относят на пункты выдачи (ПВЗ) сломанные и вскрытые товары. Продавцу в итоге приходится закладывать расходы на возвраты в стоимость вещей, поэтому цена на них растет, обратил внимание Молодых. Предложение Решетникова может пойти на пользу селлерам, считает Говырин. Маркировка позволит им заранее понимать, с каким клиентом они имеют дело, и планировать риски. Отметки пригодятся и для дифференциации ценообразования. Альтернативой здесь может стать платная доставка для недобросовестных клиентов, высказалась доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ имени Плеханова Светлана Казанцева. Инициатива Решетникова выражается пока только в словах. Наверняка у Минэкономразвития есть более важные направления для глубокой проработки. А отношения продавца и покупателя у нас в стране регулируют Гражданский кодекс и закон о защите прав потребителей, отметил в разговоре с ОТР независимый эксперт FMCG рынка Александр Анфиногенов. «И вот в рамках этих двух документов весь ритейл — и офлайн, и онлайн — практически решает все свои вопросы легко и непринужденно. Во-первых, существуют негласные такие списки недобросовестных поставщиков и офлайн-ритейлеров, и недобросовестных покупателей и онлайн-ритейлеров. Закон регламентирует различные способы взаимоотношений между продавцом и покупателем, вплоть до предоплаты. Предоплата может варьироваться в каких-то там процентных соотношениях и может быть полной», — сказал он. Сами маркетплейсы могут легко и создавать списки, и обмениваться информацией, если покупатель вызывает сомнение. Анфиногенов предположил, что площадки уже этим занимаются. Если попался недобросовестный потребитель, то можно просто предложить ему выкупить товар заранее — ввести предоплату в 100%.   «Проблема очень простая, и она уже опробирована тысячами лет в практике человечества, в которой существует торговля или обмен. Тема, конечно, хайповая и приятно, что Минэкономразвития этим занимается, но мне кажется, что есть более важные задачи: например, создать систему сквозного контроля ценообразования от производителей до полки», — высказался эксперт. Депутат Говырин считает, что идея неплохая, но нужно обдумать ее со всех сторон и предусмотреть риски. Если база недобросовестных покупателей будет внутренней, то важно продумать техническое согласование между площадками. Иначе случится хаос. Если же информация будет общей, нужна четкая юридическая база, ведь речь идет о персональных данных. Особого внимания требует алгоритм автоматического присвоения статуса ненадежного клиента. Он не должен нарушать закон о защите потребителей, подчеркнула Коледа. Более сбалансированной системой, которая бы не стигматизировала людей, может стать рейтинг покупателя по аналогии с рейтингом пассажира в такси. Так считает доцент кафедры маркетинга Российского экономического университета имени Плеханова Анна Цветкова. Но здесь уже есть риск, что недобросовестные селлеры будут занижать оценки клиентам. В любом случае, если и вводить «черные метки», важно продумать механизм их снятия. Иначе можно ущемить права добросовестных потребителей, получивших плашку незаслуженно, добавил президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Минэкономразвития предложило помечать любителей возвратов на маркетплейсах
Аккаунты недобросовестных покупателей на маркетплейсах могут получить спецметки. Такие меры борьбы с теми, кто систематически не выкупает заказы, портит товары и увеличивает логистические издержки, предложили в Минэкономразвития. Как нововведение может помочь площадками, в чем его плюсы и риски, разбирался ОТР. В России может появиться черный список клиентов маркетплейсов. Инициативу на этот счет озвучил глава Минэкономразвитися Максим Решетников. Он предложил ввести специальные отметки для аккаунтов тех, кто систематически не выкупает заказы. Они позволили бы продавцам сразу понимать, что те имеют дело с ненадежным потребителем. Зачастую покупатели ведут себя нечестно, заказывая множество товаров на разные точки, а потом отказываясь от них, отметил Решетников. Это создает трудности для разграничения действий обычных клиентов и случаев недобросовестной конкуренции. Массовые заказы с отказом от выкупа приводят к порче товара и увеличивают логистические издержки у продавцов, добавил министр. Он предложил бизнес-сообществу вместе разобраться с этой проблемой. «Мы совместно с маркетплейсами обсудим этот вопрос и проработаем механизмы добросовестной практики. Например, можно рассмотреть введение специальных пометок для покупателей, систематически не выкупающих заказы», — предложил Максим Решетников. Минэкономразвития готово рассмотреть варианты реагирования на такое поведение покупателей в рамках закона о платформенной экономике. Эту норму сейчас готовят, она должна будет вступить в силу 1 октября 2026 года. Но согласовать все положения нужно до конца 2025-го, ведь еще необходимо успеть адаптировать IT-системы к нововведениям, подчеркнул министр. Проблема массовых возвратов стоит очень остро. Покупатели действительно часто ведут себя недобросовестно, отказываясь от уже доставленных товаров. Это создает определенные трудности для продавцов, заявил «Известиям» генеральный директор Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей Алексей Молодых. Согласно оценкам, продавцы теряют от 300 рублей до 1,5 тысячи на возврате всего одного товара. Иногда эта сумма вообще превосходит стоимость самой позиции. По данным Федерального общества сетевой торговли (ФОСТ), в 2024 году 62% селлеров сталкивались с недобросовестными покупателями. На это указала глава информационного отдела независимого профсоюза «Новый труд» Мария Коледа. Четверть из них уверены, что за массовыми возвратами стоят конкуренты. Так или иначе, проблема обостряется вместе с ростом объемов онлайн-торговли. О том, что продавцы сталкиваются с серьезным расхождением между количеством заказов и выкупов, заявил и член комитета Госдумы по среднему и малому предпринимательству Алексей Говырин. Из-за этого товары портятся, тратятся деньги на бессмысленную доставку, а склады перегружаются. Право потребителя вернуть товар закреплено в законодательстве. Но иногда недобросовестные потребители им злоупотребляют. Например, относят на пункты выдачи (ПВЗ) сломанные и вскрытые товары. Продавцу в итоге приходится закладывать расходы на возвраты в стоимость вещей, поэтому цена на них растет, обратил внимание Молодых. Предложение Решетникова может пойти на пользу селлерам, считает Говырин. Маркировка позволит им заранее понимать, с каким клиентом они имеют дело, и планировать риски. Отметки пригодятся и для дифференциации ценообразования. Альтернативой здесь может стать платная доставка для недобросовестных клиентов, высказалась доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ имени Плеханова Светлана Казанцева. Инициатива Решетникова выражается пока только в словах. Наверняка у Минэкономразвития есть более важные направления для глубокой проработки. А отношения продавца и покупателя у нас в стране регулируют Гражданский кодекс и закон о защите прав потребителей, отметил в разговоре с ОТР независимый эксперт FMCG рынка Александр Анфиногенов. «И вот в рамках этих двух документов весь ритейл — и офлайн, и онлайн — практически решает все свои вопросы легко и непринужденно. Во-первых, существуют негласные такие списки недобросовестных поставщиков и офлайн-ритейлеров, и недобросовестных покупателей и онлайн-ритейлеров. Закон регламентирует различные способы взаимоотношений между продавцом и покупателем, вплоть до предоплаты. Предоплата может варьироваться в каких-то там процентных соотношениях и может быть полной», — сказал он. Сами маркетплейсы могут легко и создавать списки, и обмениваться информацией, если покупатель вызывает сомнение. Анфиногенов предположил, что площадки уже этим занимаются. Если попался недобросовестный потребитель, то можно просто предложить ему выкупить товар заранее — ввести предоплату в 100%.   «Проблема очень простая, и она уже опробирована тысячами лет в практике человечества, в которой существует торговля или обмен. Тема, конечно, хайповая и приятно, что Минэкономразвития этим занимается, но мне кажется, что есть более важные задачи: например, создать систему сквозного контроля ценообразования от производителей до полки», — высказался эксперт. Депутат Говырин считает, что идея неплохая, но нужно обдумать ее со всех сторон и предусмотреть риски. Если база недобросовестных покупателей будет внутренней, то важно продумать техническое согласование между площадками. Иначе случится хаос. Если же информация будет общей, нужна четкая юридическая база, ведь речь идет о персональных данных. Особого внимания требует алгоритм автоматического присвоения статуса ненадежного клиента. Он не должен нарушать закон о защите потребителей, подчеркнула Коледа. Более сбалансированной системой, которая бы не стигматизировала людей, может стать рейтинг покупателя по аналогии с рейтингом пассажира в такси. Так считает доцент кафедры маркетинга Российского экономического университета имени Плеханова Анна Цветкова. Но здесь уже есть риск, что недобросовестные селлеры будут занижать оценки клиентам. В любом случае, если и вводить «черные метки», важно продумать механизм их снятия. Иначе можно ущемить права добросовестных потребителей, получивших плашку незаслуженно, добавил президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.
Аккаунты недобросовестных покупателей на маркетплейсах могут получить спецметки. Такие меры борьбы с теми, кто систематически не выкупает заказы, портит товары и увеличивает логистические издержки, предложили в Минэкономразвития. Как нововведение может помочь площадками, в чем его плюсы и риски, разбирался ОТР. В России может появиться черный список клиентов маркетплейсов. Инициативу на этот счет озвучил глава Минэкономразвитися Максим Решетников. Он предложил ввести специальные отметки для аккаунтов тех, кто систематически не выкупает заказы. Они позволили бы продавцам сразу понимать, что те имеют дело с ненадежным потребителем. Зачастую покупатели ведут себя нечестно, заказывая множество товаров на разные точки, а потом отказываясь от них, отметил Решетников. Это создает трудности для разграничения действий обычных клиентов и случаев недобросовестной конкуренции. Массовые заказы с отказом от выкупа приводят к порче товара и увеличивают логистические издержки у продавцов, добавил министр. Он предложил бизнес-сообществу вместе разобраться с этой проблемой. «Мы совместно с маркетплейсами обсудим этот вопрос и проработаем механизмы добросовестной практики. Например, можно рассмотреть введение специальных пометок для покупателей, систематически не выкупающих заказы», — предложил Максим Решетников. Минэкономразвития готово рассмотреть варианты реагирования на такое поведение покупателей в рамках закона о платформенной экономике. Эту норму сейчас готовят, она должна будет вступить в силу 1 октября 2026 года. Но согласовать все положения нужно до конца 2025-го, ведь еще необходимо успеть адаптировать IT-системы к нововведениям, подчеркнул министр. Проблема массовых возвратов стоит очень остро. Покупатели действительно часто ведут себя недобросовестно, отказываясь от уже доставленных товаров. Это создает определенные трудности для продавцов, заявил «Известиям» генеральный директор Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей Алексей Молодых. Согласно оценкам, продавцы теряют от 300 рублей до 1,5 тысячи на возврате всего одного товара. Иногда эта сумма вообще превосходит стоимость самой позиции. По данным Федерального общества сетевой торговли (ФОСТ), в 2024 году 62% селлеров сталкивались с недобросовестными покупателями. На это указала глава информационного отдела независимого профсоюза «Новый труд» Мария Коледа. Четверть из них уверены, что за массовыми возвратами стоят конкуренты. Так или иначе, проблема обостряется вместе с ростом объемов онлайн-торговли. О том, что продавцы сталкиваются с серьезным расхождением между количеством заказов и выкупов, заявил и член комитета Госдумы по среднему и малому предпринимательству Алексей Говырин. Из-за этого товары портятся, тратятся деньги на бессмысленную доставку, а склады перегружаются. Право потребителя вернуть товар закреплено в законодательстве. Но иногда недобросовестные потребители им злоупотребляют. Например, относят на пункты выдачи (ПВЗ) сломанные и вскрытые товары. Продавцу в итоге приходится закладывать расходы на возвраты в стоимость вещей, поэтому цена на них растет, обратил внимание Молодых. Предложение Решетникова может пойти на пользу селлерам, считает Говырин. Маркировка позволит им заранее понимать, с каким клиентом они имеют дело, и планировать риски. Отметки пригодятся и для дифференциации ценообразования. Альтернативой здесь может стать платная доставка для недобросовестных клиентов, высказалась доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ имени Плеханова Светлана Казанцева. Инициатива Решетникова выражается пока только в словах. Наверняка у Минэкономразвития есть более важные направления для глубокой проработки. А отношения продавца и покупателя у нас в стране регулируют Гражданский кодекс и закон о защите прав потребителей, отметил в разговоре с ОТР независимый эксперт FMCG рынка Александр Анфиногенов. «И вот в рамках этих двух документов весь ритейл — и офлайн, и онлайн — практически решает все свои вопросы легко и непринужденно. Во-первых, существуют негласные такие списки недобросовестных поставщиков и офлайн-ритейлеров, и недобросовестных покупателей и онлайн-ритейлеров. Закон регламентирует различные способы взаимоотношений между продавцом и покупателем, вплоть до предоплаты. Предоплата может варьироваться в каких-то там процентных соотношениях и может быть полной», — сказал он. Сами маркетплейсы могут легко и создавать списки, и обмениваться информацией, если покупатель вызывает сомнение. Анфиногенов предположил, что площадки уже этим занимаются. Если попался недобросовестный потребитель, то можно просто предложить ему выкупить товар заранее — ввести предоплату в 100%.   «Проблема очень простая, и она уже опробирована тысячами лет в практике человечества, в которой существует торговля или обмен. Тема, конечно, хайповая и приятно, что Минэкономразвития этим занимается, но мне кажется, что есть более важные задачи: например, создать систему сквозного контроля ценообразования от производителей до полки», — высказался эксперт. Депутат Говырин считает, что идея неплохая, но нужно обдумать ее со всех сторон и предусмотреть риски. Если база недобросовестных покупателей будет внутренней, то важно продумать техническое согласование между площадками. Иначе случится хаос. Если же информация будет общей, нужна четкая юридическая база, ведь речь идет о персональных данных. Особого внимания требует алгоритм автоматического присвоения статуса ненадежного клиента. Он не должен нарушать закон о защите потребителей, подчеркнула Коледа. Более сбалансированной системой, которая бы не стигматизировала людей, может стать рейтинг покупателя по аналогии с рейтингом пассажира в такси. Так считает доцент кафедры маркетинга Российского экономического университета имени Плеханова Анна Цветкова. Но здесь уже есть риск, что недобросовестные селлеры будут занижать оценки клиентам. В любом случае, если и вводить «черные метки», важно продумать механизм их снятия. Иначе можно ущемить права добросовестных потребителей, получивших плашку незаслуженно, добавил президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.