Домашние задания для российских школьников предлагают отменить. Такую идею озвучил спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он и многие другие депутаты считают, что это излишняя нагрузка на детей. Согласны ли с таким мнением учителя и насколько вероятно, что «домашку» действительно отменят по всей России? В вопросе разбирался ОТР.
Большинство депутатов Госдумы считают, что российские школьники перегружены. Они проводят за учебой по 8-10 часов ежедневно, написал Володин в своем Telegram-канале. Парламентарии обратились в правительство, чтобы рассмотреть эту проблему. Говорят о ней давно, но конкретных решений так и приняли, высказался спикер Госдумы.
Депутаты планируют вернуться к обсуждению чрезмерной нагрузки на школьников в сентябре. Володин поставил на повестку тему отмены домашних заданий. У современных детей появились технические возможности делать уроки с помощью интернета, ИИ и сборников готовых домашних заданий (ГДЗ). В связи с этим есть мнение, что они просто тратят время, не получая никакой пользы, пояснил свою точку зрения председатель нижней палаты парламента.
Володин обратил внимание, что в других странах дети самостоятельно работают после уроков в другом формате. Например, занимаются исследовательской и творческой деятельностью.
«[Это] дает ребенку навыки более глубокого изучения тем и формирует критическое мышление», — подчеркнул он.
Важно, чтобы дети развивались, а не учились поиску готовых ответов с помощью нейросетей и разных программ, добавил спикер ГД. Он разместил в своем канале опрос по теме, чтобы узнать мнение родителей и педагогов.
Отменять домашние задания нельзя ни при каких условиях, а вот видоизменять — нужно. Такое мнение в разговоре с ОТР выразил руководитель Всероссийского фонда образования, сопредседатель движения «Образование для всех», член-корреспондент Российской Академии Естественных Наук Сергей Комков.
«Надо давать неформальные домашние задания, решать какие-то примеры, задачки. Написать какое-то изложение или что-то нарисовать, сделать домашнее задание какое-то творческое. Или продумать систему домашних заданий — это намного сложнее, чем просто отменить. Поэтому я думаю, что надо идти по такому пути. Дома ребенок должен творчески поработать. Эти домашние задания должны быть творческими работами. При таких работах никакой GPT не поможет. Интеллект искусственный творчески мыслить не в состоянии», — высказался эксперт.
По его словам, нейросети просто обрабатывают уже имеющуюся информацию и не могут мыслить творчески. Поэтому интересные и увлекательные творческие задания могли бы поспособствовать развитию детей. Комков отметил, что подобной практикой занимался выдающийся российский педагог, академик Российской академии образования Михаил Щетинин. Он давал своим ученикам творческие задания, которые нужно было выполнять в группе.
«Это были либо конкурсы, либо викторины, либо какие-то соревновательные задания и так далее. То есть если домашнее задание превратить в творческую работу, то оно должно, так сказать, сработать именно на развитие ребенка. Но полностью отменять и просто уйти от домашних заданий — это значит, ребенок просто уйдет потом на улицу, будет болтаться, и мы получим огромное количество болтающихся по улице детей», — предостерег собеседник ОТР.
Дети сейчас часто устают и испытывают много стресса. А домашние задания в нынешнем виде контролируют знания, но не развивают умения. Благодаря интернету и ИИ «домашка» нередко превращается в механический поиск ответов. Однако важно сохранить смысл внеклассной работы как процесса обучения. Об этом «Российской газете» заявила учитель школы города Токмак Запорожской области Виктория Балаклеец.
«Такие предметы, как математика, русский язык, иностранные языки требуют регулярной практики. Но домашние задания по ним должны быть короткими и направленными на закрепление ключевых навыков: 15-30 минут для тренировки конкретной темы», — сказала она.
А обществознание, история и естественные науки лучше усваиваются через исследования и проекты. Для литературы и чтения необходимо выработать привычку читать постоянно. Здесь подошли бы задания с изучением текстов и краткой рефлексией или обсуждением в классе. Иными словами, домашние задания действительно нужно трансформировать, убеждена педагог. Учитель по химии пермского лицея №2 Анастасия Кощеева уверена, что важно сделать образовательный процесс эффективным, но не изнуряющим.
«Важно отметить, что в рамках создания единого образовательного пространства уже учтены нормы домашнего задания. Это значит, что при разработке новых стандартов и программ уделяется внимание тому, чтобы нагрузка была адекватной и соответствовала возрасту и возможностям учащихся. Этот аспект — ключевой для формирования гармоничной системы образования», — подчеркнула она.
Что касается отмены домашних заданий, то это очень радикальный шаг, требующий взвешенного подхода. ИИ действительно может превратить домашнее задание в формальность. Но творческий и исследовательский подходы, наоборот, способны развить критическое мышление, самостоятельность и углубленное понимание предметов, добавила Кощеева.
Полностью отменить домашние задания законодательно невозможно, убежден член-корреспондент Российской Академии Естественных Наук. И даже внести такую поправку в закон об образовании, по его словам, нельзя.
«Это может быть рекомендация со стороны Государственной думы для Министерства Просвещения и пройти только нормативным актом со стороны Министерства просвещения. А закон об отмене домашнего задания — это абсолютный нонсенс. У нас есть федеральный закон об образовании, и вот в рамках этого закона все действуют. А вот Министерство Просвещения России уже своими нормативными документами может каким-то образом вот эту ситуацию уже нивелировать», — пояснил он.
Чтобы менять подход к домашнему заданию, необходимо серьезно проработать тему. Для этого важно не спешить и привлечь к работе множество грамотных экспертов и методистов. Долгое время в качестве советников выступали американские специалисты, но сейчас нужны свои.
«Кстати, очень давно не проводились у нас ни педагогические, ни общеобразовательные съезды и всероссийские вот эти собрания педагогические. Вот на таких форумах можно было бы это обсудить и принять какие-то соответствующие решения, на основе которых выработать рекомендации», — подытожил Сергей Мягков.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Глава «Образования для всех» выступил против отмены домашних заданий в школах
Домашние задания для российских школьников предлагают отменить. Такую идею озвучил спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он и многие другие депутаты считают, что это излишняя нагрузка на детей. Согласны ли с таким мнением учителя и насколько вероятно, что «домашку» действительно отменят по всей России? В вопросе разбирался ОТР.
Большинство депутатов Госдумы считают, что российские школьники перегружены. Они проводят за учебой по 8-10 часов ежедневно, написал Володин в своем Telegram-канале. Парламентарии обратились в правительство, чтобы рассмотреть эту проблему. Говорят о ней давно, но конкретных решений так и приняли, высказался спикер Госдумы.
Депутаты планируют вернуться к обсуждению чрезмерной нагрузки на школьников в сентябре. Володин поставил на повестку тему отмены домашних заданий. У современных детей появились технические возможности делать уроки с помощью интернета, ИИ и сборников готовых домашних заданий (ГДЗ). В связи с этим есть мнение, что они просто тратят время, не получая никакой пользы, пояснил свою точку зрения председатель нижней палаты парламента.
Володин обратил внимание, что в других странах дети самостоятельно работают после уроков в другом формате. Например, занимаются исследовательской и творческой деятельностью.
«[Это] дает ребенку навыки более глубокого изучения тем и формирует критическое мышление», — подчеркнул он.
Важно, чтобы дети развивались, а не учились поиску готовых ответов с помощью нейросетей и разных программ, добавил спикер ГД. Он разместил в своем канале опрос по теме, чтобы узнать мнение родителей и педагогов.
Отменять домашние задания нельзя ни при каких условиях, а вот видоизменять — нужно. Такое мнение в разговоре с ОТР выразил руководитель Всероссийского фонда образования, сопредседатель движения «Образование для всех», член-корреспондент Российской Академии Естественных Наук Сергей Комков.
«Надо давать неформальные домашние задания, решать какие-то примеры, задачки. Написать какое-то изложение или что-то нарисовать, сделать домашнее задание какое-то творческое. Или продумать систему домашних заданий — это намного сложнее, чем просто отменить. Поэтому я думаю, что надо идти по такому пути. Дома ребенок должен творчески поработать. Эти домашние задания должны быть творческими работами. При таких работах никакой GPT не поможет. Интеллект искусственный творчески мыслить не в состоянии», — высказался эксперт.
По его словам, нейросети просто обрабатывают уже имеющуюся информацию и не могут мыслить творчески. Поэтому интересные и увлекательные творческие задания могли бы поспособствовать развитию детей. Комков отметил, что подобной практикой занимался выдающийся российский педагог, академик Российской академии образования Михаил Щетинин. Он давал своим ученикам творческие задания, которые нужно было выполнять в группе.
«Это были либо конкурсы, либо викторины, либо какие-то соревновательные задания и так далее. То есть если домашнее задание превратить в творческую работу, то оно должно, так сказать, сработать именно на развитие ребенка. Но полностью отменять и просто уйти от домашних заданий — это значит, ребенок просто уйдет потом на улицу, будет болтаться, и мы получим огромное количество болтающихся по улице детей», — предостерег собеседник ОТР.
Дети сейчас часто устают и испытывают много стресса. А домашние задания в нынешнем виде контролируют знания, но не развивают умения. Благодаря интернету и ИИ «домашка» нередко превращается в механический поиск ответов. Однако важно сохранить смысл внеклассной работы как процесса обучения. Об этом «Российской газете» заявила учитель школы города Токмак Запорожской области Виктория Балаклеец.
«Такие предметы, как математика, русский язык, иностранные языки требуют регулярной практики. Но домашние задания по ним должны быть короткими и направленными на закрепление ключевых навыков: 15-30 минут для тренировки конкретной темы», — сказала она.
А обществознание, история и естественные науки лучше усваиваются через исследования и проекты. Для литературы и чтения необходимо выработать привычку читать постоянно. Здесь подошли бы задания с изучением текстов и краткой рефлексией или обсуждением в классе. Иными словами, домашние задания действительно нужно трансформировать, убеждена педагог. Учитель по химии пермского лицея №2 Анастасия Кощеева уверена, что важно сделать образовательный процесс эффективным, но не изнуряющим.
«Важно отметить, что в рамках создания единого образовательного пространства уже учтены нормы домашнего задания. Это значит, что при разработке новых стандартов и программ уделяется внимание тому, чтобы нагрузка была адекватной и соответствовала возрасту и возможностям учащихся. Этот аспект — ключевой для формирования гармоничной системы образования», — подчеркнула она.
Что касается отмены домашних заданий, то это очень радикальный шаг, требующий взвешенного подхода. ИИ действительно может превратить домашнее задание в формальность. Но творческий и исследовательский подходы, наоборот, способны развить критическое мышление, самостоятельность и углубленное понимание предметов, добавила Кощеева.
Полностью отменить домашние задания законодательно невозможно, убежден член-корреспондент Российской Академии Естественных Наук. И даже внести такую поправку в закон об образовании, по его словам, нельзя.
«Это может быть рекомендация со стороны Государственной думы для Министерства Просвещения и пройти только нормативным актом со стороны Министерства просвещения. А закон об отмене домашнего задания — это абсолютный нонсенс. У нас есть федеральный закон об образовании, и вот в рамках этого закона все действуют. А вот Министерство Просвещения России уже своими нормативными документами может каким-то образом вот эту ситуацию уже нивелировать», — пояснил он.
Чтобы менять подход к домашнему заданию, необходимо серьезно проработать тему. Для этого важно не спешить и привлечь к работе множество грамотных экспертов и методистов. Долгое время в качестве советников выступали американские специалисты, но сейчас нужны свои.
«Кстати, очень давно не проводились у нас ни педагогические, ни общеобразовательные съезды и всероссийские вот эти собрания педагогические. Вот на таких форумах можно было бы это обсудить и принять какие-то соответствующие решения, на основе которых выработать рекомендации», — подытожил Сергей Мягков.
Домашние задания для российских школьников предлагают отменить. Такую идею озвучил спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он и многие другие депутаты считают, что это излишняя нагрузка на детей. Согласны ли с таким мнением учителя и насколько вероятно, что «домашку» действительно отменят по всей России? В вопросе разбирался ОТР.
Большинство депутатов Госдумы считают, что российские школьники перегружены. Они проводят за учебой по 8-10 часов ежедневно, написал Володин в своем Telegram-канале. Парламентарии обратились в правительство, чтобы рассмотреть эту проблему. Говорят о ней давно, но конкретных решений так и приняли, высказался спикер Госдумы.
Депутаты планируют вернуться к обсуждению чрезмерной нагрузки на школьников в сентябре. Володин поставил на повестку тему отмены домашних заданий. У современных детей появились технические возможности делать уроки с помощью интернета, ИИ и сборников готовых домашних заданий (ГДЗ). В связи с этим есть мнение, что они просто тратят время, не получая никакой пользы, пояснил свою точку зрения председатель нижней палаты парламента.
Володин обратил внимание, что в других странах дети самостоятельно работают после уроков в другом формате. Например, занимаются исследовательской и творческой деятельностью.
«[Это] дает ребенку навыки более глубокого изучения тем и формирует критическое мышление», — подчеркнул он.
Важно, чтобы дети развивались, а не учились поиску готовых ответов с помощью нейросетей и разных программ, добавил спикер ГД. Он разместил в своем канале опрос по теме, чтобы узнать мнение родителей и педагогов.
Отменять домашние задания нельзя ни при каких условиях, а вот видоизменять — нужно. Такое мнение в разговоре с ОТР выразил руководитель Всероссийского фонда образования, сопредседатель движения «Образование для всех», член-корреспондент Российской Академии Естественных Наук Сергей Комков.
«Надо давать неформальные домашние задания, решать какие-то примеры, задачки. Написать какое-то изложение или что-то нарисовать, сделать домашнее задание какое-то творческое. Или продумать систему домашних заданий — это намного сложнее, чем просто отменить. Поэтому я думаю, что надо идти по такому пути. Дома ребенок должен творчески поработать. Эти домашние задания должны быть творческими работами. При таких работах никакой GPT не поможет. Интеллект искусственный творчески мыслить не в состоянии», — высказался эксперт.
По его словам, нейросети просто обрабатывают уже имеющуюся информацию и не могут мыслить творчески. Поэтому интересные и увлекательные творческие задания могли бы поспособствовать развитию детей. Комков отметил, что подобной практикой занимался выдающийся российский педагог, академик Российской академии образования Михаил Щетинин. Он давал своим ученикам творческие задания, которые нужно было выполнять в группе.
«Это были либо конкурсы, либо викторины, либо какие-то соревновательные задания и так далее. То есть если домашнее задание превратить в творческую работу, то оно должно, так сказать, сработать именно на развитие ребенка. Но полностью отменять и просто уйти от домашних заданий — это значит, ребенок просто уйдет потом на улицу, будет болтаться, и мы получим огромное количество болтающихся по улице детей», — предостерег собеседник ОТР.
Дети сейчас часто устают и испытывают много стресса. А домашние задания в нынешнем виде контролируют знания, но не развивают умения. Благодаря интернету и ИИ «домашка» нередко превращается в механический поиск ответов. Однако важно сохранить смысл внеклассной работы как процесса обучения. Об этом «Российской газете» заявила учитель школы города Токмак Запорожской области Виктория Балаклеец.
«Такие предметы, как математика, русский язык, иностранные языки требуют регулярной практики. Но домашние задания по ним должны быть короткими и направленными на закрепление ключевых навыков: 15-30 минут для тренировки конкретной темы», — сказала она.
А обществознание, история и естественные науки лучше усваиваются через исследования и проекты. Для литературы и чтения необходимо выработать привычку читать постоянно. Здесь подошли бы задания с изучением текстов и краткой рефлексией или обсуждением в классе. Иными словами, домашние задания действительно нужно трансформировать, убеждена педагог. Учитель по химии пермского лицея №2 Анастасия Кощеева уверена, что важно сделать образовательный процесс эффективным, но не изнуряющим.
«Важно отметить, что в рамках создания единого образовательного пространства уже учтены нормы домашнего задания. Это значит, что при разработке новых стандартов и программ уделяется внимание тому, чтобы нагрузка была адекватной и соответствовала возрасту и возможностям учащихся. Этот аспект — ключевой для формирования гармоничной системы образования», — подчеркнула она.
Что касается отмены домашних заданий, то это очень радикальный шаг, требующий взвешенного подхода. ИИ действительно может превратить домашнее задание в формальность. Но творческий и исследовательский подходы, наоборот, способны развить критическое мышление, самостоятельность и углубленное понимание предметов, добавила Кощеева.
Полностью отменить домашние задания законодательно невозможно, убежден член-корреспондент Российской Академии Естественных Наук. И даже внести такую поправку в закон об образовании, по его словам, нельзя.
«Это может быть рекомендация со стороны Государственной думы для Министерства Просвещения и пройти только нормативным актом со стороны Министерства просвещения. А закон об отмене домашнего задания — это абсолютный нонсенс. У нас есть федеральный закон об образовании, и вот в рамках этого закона все действуют. А вот Министерство Просвещения России уже своими нормативными документами может каким-то образом вот эту ситуацию уже нивелировать», — пояснил он.
Чтобы менять подход к домашнему заданию, необходимо серьезно проработать тему. Для этого важно не спешить и привлечь к работе множество грамотных экспертов и методистов. Долгое время в качестве советников выступали американские специалисты, но сейчас нужны свои.
«Кстати, очень давно не проводились у нас ни педагогические, ни общеобразовательные съезды и всероссийские вот эти собрания педагогические. Вот на таких форумах можно было бы это обсудить и принять какие-то соответствующие решения, на основе которых выработать рекомендации», — подытожил Сергей Мягков.