Евреи готовятся отметить Новый год, который начнется 22 сентября. Некоторые традиции этого древнего праздника могут удивить представителей других религий. Но все они интересны и несут в себе глубокий смысл. Об особенностях торжества и его обычаях расскажет ОТР.
Рош ха-Шана — это Новый год у евреев. В переводе с иврита название звучит как «Голова года». Обычно он всегда выпадает на начало осени и длится два дня. В 2025 году торжество пройдет с 22 по 24 сентября — в два первых дня месяца Тишрей. Праздник имеет такое же значение, как начало года для других народов. Но есть и другой смысл: верующие считают, что именно в этот день Бог сотворил мир. Об этом ОТР рассказал религиовед Юрий Табак.
«У разных народов этот день отмечается по-разному и приходится на разные числа. У евреев считается, что мир был сотворен в этот день. Я имею в виду религиозных евреев, причем евреев ортодоксальных. Потому что отношения и всякие сведения, связанные с этим праздником, от других еврейских деноминаций иные. Мир был сотворен шесть тысяч лет назад, и вот первый день творения, когда Бог создал саму Землю, не человека, а этот мир — этот день и празднуется», — пояснил эксперт.
В 2025-м по еврейскому календарю наступит 5786 год от сотворения мира. Рош ха-Шана — очень важное торжество, которое входит в цепь нескольких праздников. Все они связаны с тем, какая судьба выпадет человеку в будущем, обратил внимание религиовед.
«Будет ли человек благополучен и так далее или же его не запишут в книгу жизни так называемую. Есть такое представление, что Бог записывает людей в книгу жизни каждый Новый год. Начиная с Рош ха-Шана идет целый цикл. Праздник радостный, встречая его, обязательно проводят праздничную службу в синагоге», — добавил Табак.
Рош ха-Шана хоть и радостный праздник, но все же он не для разгульного веселья. Перед ним евреи обычно сосредотачиваются на мыслях о своей жизни. Торжество знаменует начало десяти дней покаяния. Люди осмысляют свои поступки и просят прощения за совершенные ошибки. Они верят, что в этот период все действия определяют дальнейшую судьбу.
«Человек должен поразмыслить о своей судьбе, о том, как он будет жить в следующем году. Это как бы предварительный праздник перед вообще всем будущим годом, когда ты должен вступить в такую новую жизнь», — пояснил собеседник ОТР.
В канун первого дня Рош ха-Шана женщины зажигают свечи. Но если мужчина живет один, допустимо, чтобы он сделал это сам. Спичку, которой поджигают фитиль, нельзя задувать. Верующие обустраивают безопасное место, где она догорит самостоятельно. Готовятся и к праздничной трапезе, которую устраивают в каждый из двух дней.
В Торе не говорится о Рош ха-Шане — там праздник называется Йом Теруа. С иврита это переводится как «День звучания горна». Во время торжественной службы в синагоге звучит священный бараний рог. Резкий звук призывает верующих к раскаянию перед Судом Божьим и символизирует утверждение власти Всевышнего над миром в наступающем году. Сам музыкальный инструмент напоминает евреям об агнце, которого прародитель еврейского народа Авраам принес в жертву. Верующие считают, что громкий звук горна сбивает с толку сатану и мешает ему докладывать Богу о грехах людей. Одновременно с этим инструмент является символом готовности каждого человека к самопожертвованию.
«Отмечают праздник трублением в специальный бараний рог — шафар называется. Он издает резкие звуки. Раввин в этот день должен обязательно — это требование такое — в этот рог протрубить, и каждый еврей обязан выслушать звук этого рога», — продолжил Табак.
Еще верующие исполняют ритуал очищения от грехов уходящего года — «Ташлих». Они собираются на берегу реки или ручья, читают молитвы и кидают в воду крошки из карманов. Евреи верят, что так наступающий год будет плодотворным и успешным. Шафар, кстати, звучит в оба дня праздника — трубят в него множество раз.
В канун еврейского Нового года семьи собираются на праздничную трапезу. Ее обязательно начинают с благословления вина и хлеба, а также с омовения рук. В первую ночь готовят угощения, которые станут предзнаменованием удачи. На следующий вечер едят халу, макая ее в мед, и произносят особые слова.
Одно из самых популярных угощений на праздник — яблоки и мед. Чаще всего фрукт запекают и подают горячим. Как отметил Табак, блюдо символизирует сладость наступающего года. Подают также гранат, семена которого воплощают 613 заповедей Торы. А еще он символизирует еврейский народ, где каждый является отдельной личностью, но вместе все — единый плод.
Третье блюдо отсылает к названию праздника — «голова года». Верующие украшают центр стола рыбьей головой. Еще едят лук-порей. Его название звучит как «карте», что означает «резать». Во время трапезы евреи молятся о том, чтобы «отрезать» от себя всех, кто желает им навредить. Оливки на столе символизируют стойкость и свет души, а финики — желание покончить с обидами и врагами. Из тыквы готовят сладкое варенье, которое застывает почти как мармелад.
Помимо символических угощений, часто готовят фаршированную рыбу, форшмак, хумус и десерт из моркови и фасоли. Также на столе нередко присутствует фалафель.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Рош ха-Шана с 22 по 24 сентября 2025: смысл и традиции
Евреи готовятся отметить Новый год, который начнется 22 сентября. Некоторые традиции этого древнего праздника могут удивить представителей других религий. Но все они интересны и несут в себе глубокий смысл. Об особенностях торжества и его обычаях расскажет ОТР.
Рош ха-Шана — это Новый год у евреев. В переводе с иврита название звучит как «Голова года». Обычно он всегда выпадает на начало осени и длится два дня. В 2025 году торжество пройдет с 22 по 24 сентября — в два первых дня месяца Тишрей. Праздник имеет такое же значение, как начало года для других народов. Но есть и другой смысл: верующие считают, что именно в этот день Бог сотворил мир. Об этом ОТР рассказал религиовед Юрий Табак.
«У разных народов этот день отмечается по-разному и приходится на разные числа. У евреев считается, что мир был сотворен в этот день. Я имею в виду религиозных евреев, причем евреев ортодоксальных. Потому что отношения и всякие сведения, связанные с этим праздником, от других еврейских деноминаций иные. Мир был сотворен шесть тысяч лет назад, и вот первый день творения, когда Бог создал саму Землю, не человека, а этот мир — этот день и празднуется», — пояснил эксперт.
В 2025-м по еврейскому календарю наступит 5786 год от сотворения мира. Рош ха-Шана — очень важное торжество, которое входит в цепь нескольких праздников. Все они связаны с тем, какая судьба выпадет человеку в будущем, обратил внимание религиовед.
«Будет ли человек благополучен и так далее или же его не запишут в книгу жизни так называемую. Есть такое представление, что Бог записывает людей в книгу жизни каждый Новый год. Начиная с Рош ха-Шана идет целый цикл. Праздник радостный, встречая его, обязательно проводят праздничную службу в синагоге», — добавил Табак.
Рош ха-Шана хоть и радостный праздник, но все же он не для разгульного веселья. Перед ним евреи обычно сосредотачиваются на мыслях о своей жизни. Торжество знаменует начало десяти дней покаяния. Люди осмысляют свои поступки и просят прощения за совершенные ошибки. Они верят, что в этот период все действия определяют дальнейшую судьбу.
«Человек должен поразмыслить о своей судьбе, о том, как он будет жить в следующем году. Это как бы предварительный праздник перед вообще всем будущим годом, когда ты должен вступить в такую новую жизнь», — пояснил собеседник ОТР.
В канун первого дня Рош ха-Шана женщины зажигают свечи. Но если мужчина живет один, допустимо, чтобы он сделал это сам. Спичку, которой поджигают фитиль, нельзя задувать. Верующие обустраивают безопасное место, где она догорит самостоятельно. Готовятся и к праздничной трапезе, которую устраивают в каждый из двух дней.
В Торе не говорится о Рош ха-Шане — там праздник называется Йом Теруа. С иврита это переводится как «День звучания горна». Во время торжественной службы в синагоге звучит священный бараний рог. Резкий звук призывает верующих к раскаянию перед Судом Божьим и символизирует утверждение власти Всевышнего над миром в наступающем году. Сам музыкальный инструмент напоминает евреям об агнце, которого прародитель еврейского народа Авраам принес в жертву. Верующие считают, что громкий звук горна сбивает с толку сатану и мешает ему докладывать Богу о грехах людей. Одновременно с этим инструмент является символом готовности каждого человека к самопожертвованию.
«Отмечают праздник трублением в специальный бараний рог — шафар называется. Он издает резкие звуки. Раввин в этот день должен обязательно — это требование такое — в этот рог протрубить, и каждый еврей обязан выслушать звук этого рога», — продолжил Табак.
Еще верующие исполняют ритуал очищения от грехов уходящего года — «Ташлих». Они собираются на берегу реки или ручья, читают молитвы и кидают в воду крошки из карманов. Евреи верят, что так наступающий год будет плодотворным и успешным. Шафар, кстати, звучит в оба дня праздника — трубят в него множество раз.
В канун еврейского Нового года семьи собираются на праздничную трапезу. Ее обязательно начинают с благословления вина и хлеба, а также с омовения рук. В первую ночь готовят угощения, которые станут предзнаменованием удачи. На следующий вечер едят халу, макая ее в мед, и произносят особые слова.
Одно из самых популярных угощений на праздник — яблоки и мед. Чаще всего фрукт запекают и подают горячим. Как отметил Табак, блюдо символизирует сладость наступающего года. Подают также гранат, семена которого воплощают 613 заповедей Торы. А еще он символизирует еврейский народ, где каждый является отдельной личностью, но вместе все — единый плод.
Третье блюдо отсылает к названию праздника — «голова года». Верующие украшают центр стола рыбьей головой. Еще едят лук-порей. Его название звучит как «карте», что означает «резать». Во время трапезы евреи молятся о том, чтобы «отрезать» от себя всех, кто желает им навредить. Оливки на столе символизируют стойкость и свет души, а финики — желание покончить с обидами и врагами. Из тыквы готовят сладкое варенье, которое застывает почти как мармелад.
Помимо символических угощений, часто готовят фаршированную рыбу, форшмак, хумус и десерт из моркови и фасоли. Также на столе нередко присутствует фалафель.
Евреи готовятся отметить Новый год, который начнется 22 сентября. Некоторые традиции этого древнего праздника могут удивить представителей других религий. Но все они интересны и несут в себе глубокий смысл. Об особенностях торжества и его обычаях расскажет ОТР.
Рош ха-Шана — это Новый год у евреев. В переводе с иврита название звучит как «Голова года». Обычно он всегда выпадает на начало осени и длится два дня. В 2025 году торжество пройдет с 22 по 24 сентября — в два первых дня месяца Тишрей. Праздник имеет такое же значение, как начало года для других народов. Но есть и другой смысл: верующие считают, что именно в этот день Бог сотворил мир. Об этом ОТР рассказал религиовед Юрий Табак.
«У разных народов этот день отмечается по-разному и приходится на разные числа. У евреев считается, что мир был сотворен в этот день. Я имею в виду религиозных евреев, причем евреев ортодоксальных. Потому что отношения и всякие сведения, связанные с этим праздником, от других еврейских деноминаций иные. Мир был сотворен шесть тысяч лет назад, и вот первый день творения, когда Бог создал саму Землю, не человека, а этот мир — этот день и празднуется», — пояснил эксперт.
В 2025-м по еврейскому календарю наступит 5786 год от сотворения мира. Рош ха-Шана — очень важное торжество, которое входит в цепь нескольких праздников. Все они связаны с тем, какая судьба выпадет человеку в будущем, обратил внимание религиовед.
«Будет ли человек благополучен и так далее или же его не запишут в книгу жизни так называемую. Есть такое представление, что Бог записывает людей в книгу жизни каждый Новый год. Начиная с Рош ха-Шана идет целый цикл. Праздник радостный, встречая его, обязательно проводят праздничную службу в синагоге», — добавил Табак.
Рош ха-Шана хоть и радостный праздник, но все же он не для разгульного веселья. Перед ним евреи обычно сосредотачиваются на мыслях о своей жизни. Торжество знаменует начало десяти дней покаяния. Люди осмысляют свои поступки и просят прощения за совершенные ошибки. Они верят, что в этот период все действия определяют дальнейшую судьбу.
«Человек должен поразмыслить о своей судьбе, о том, как он будет жить в следующем году. Это как бы предварительный праздник перед вообще всем будущим годом, когда ты должен вступить в такую новую жизнь», — пояснил собеседник ОТР.
В канун первого дня Рош ха-Шана женщины зажигают свечи. Но если мужчина живет один, допустимо, чтобы он сделал это сам. Спичку, которой поджигают фитиль, нельзя задувать. Верующие обустраивают безопасное место, где она догорит самостоятельно. Готовятся и к праздничной трапезе, которую устраивают в каждый из двух дней.
В Торе не говорится о Рош ха-Шане — там праздник называется Йом Теруа. С иврита это переводится как «День звучания горна». Во время торжественной службы в синагоге звучит священный бараний рог. Резкий звук призывает верующих к раскаянию перед Судом Божьим и символизирует утверждение власти Всевышнего над миром в наступающем году. Сам музыкальный инструмент напоминает евреям об агнце, которого прародитель еврейского народа Авраам принес в жертву. Верующие считают, что громкий звук горна сбивает с толку сатану и мешает ему докладывать Богу о грехах людей. Одновременно с этим инструмент является символом готовности каждого человека к самопожертвованию.
«Отмечают праздник трублением в специальный бараний рог — шафар называется. Он издает резкие звуки. Раввин в этот день должен обязательно — это требование такое — в этот рог протрубить, и каждый еврей обязан выслушать звук этого рога», — продолжил Табак.
Еще верующие исполняют ритуал очищения от грехов уходящего года — «Ташлих». Они собираются на берегу реки или ручья, читают молитвы и кидают в воду крошки из карманов. Евреи верят, что так наступающий год будет плодотворным и успешным. Шафар, кстати, звучит в оба дня праздника — трубят в него множество раз.
В канун еврейского Нового года семьи собираются на праздничную трапезу. Ее обязательно начинают с благословления вина и хлеба, а также с омовения рук. В первую ночь готовят угощения, которые станут предзнаменованием удачи. На следующий вечер едят халу, макая ее в мед, и произносят особые слова.
Одно из самых популярных угощений на праздник — яблоки и мед. Чаще всего фрукт запекают и подают горячим. Как отметил Табак, блюдо символизирует сладость наступающего года. Подают также гранат, семена которого воплощают 613 заповедей Торы. А еще он символизирует еврейский народ, где каждый является отдельной личностью, но вместе все — единый плод.
Третье блюдо отсылает к названию праздника — «голова года». Верующие украшают центр стола рыбьей головой. Еще едят лук-порей. Его название звучит как «карте», что означает «резать». Во время трапезы евреи молятся о том, чтобы «отрезать» от себя всех, кто желает им навредить. Оливки на столе символизируют стойкость и свет души, а финики — желание покончить с обидами и врагами. Из тыквы готовят сладкое варенье, которое застывает почти как мармелад.
Помимо символических угощений, часто готовят фаршированную рыбу, форшмак, хумус и десерт из моркови и фасоли. Также на столе нередко присутствует фалафель.