Объем гражданских авиаперевозок вырос в том числе благодаря обновлению аэропортов по нацпроекту «Эффективная транспортная система». Аэровокзалы делают более комфортными для пассажиров, а взлетно-посадочные полосы — более безопасными и универсальными. Растет и пропускная способность воздушных гаваней. Сейчас обновлено уже 35 аэропортов, но работа еще в самом разгаре. Сколько аэропортов модернизируют до 2030 года? Как государство делает авиапутешествия доступнее для людей? Об этом расскажет ОТР.
В апреле 2024 года президент России Владимир Путин поручил увеличить авиационную подвижность жителей. Среднее число полетов на каждого жителя страны к 2030 году вырастет на 50% по сравнению с 2023 годом. Это значит, что каждый житель страны будет летать самолетом чаще, чем раз в год.
Для достижения этой цели реализуется нацпроект «Эффективная транспортная система». Одна из задач нацпроекта – модернизация и развитие инфраструктуры аэропортов. Обновление позволяет принимать большее число пассажиров и расширять маршрутную сеть полетов. То есть больше пассажиров могут летать в большее число направлений из ближайшего аэропорта.
«Для того, чтобы полет состоялся, нужна инфраструктура на земле, и как раз уже разработан федеральный проект, касающийся развития опорной сети аэродромов. По этому проекту будет модернизировано 75 аэродромов», — отметил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
В воздушных гаванях реконструируют и удлиняют взлетно-посадочные полосы (ВПП). От длины и ширины ВПП напрямую зависит, какие самолеты сможет принять аэропорт. Чем длиннее полоса, тем более крупный лайнер сможет приземлиться на ней. Важно и качество покрытия, ведь от него во многом зависят плавность взлета и мягкость посадки. Во время реконструкции ВПП укрепляют, оснащают светосигнальным оборудованием и другие объекты. Это значительно увеличивает срок службы полос.
Модернизируют и вспомогательную инфраструктуру аэропорта. Она необходима для технического осмотра, проверки систем, заправки топливом и других сервисных операций с самолетами. Например, обновляют перроны для стоянки крылатых машин, склады горючего, рулежные дорожки, метеорологическое и диспетчерское оборудование, а также машины для обработки бортов противообледенительной жидкостью.
Олег Пантелеев отметил, что нацпроект предполагает не только модернизацию существующих авиагаваней, но строительство новых: к 2030 году общее число аэропортов в стране вырастет до 242.
К марту 2025 года по нацпроекту модернизировали 35 воздушных гаваней, и работа продолжается.
Технический директор АО «Аэропорт Толмачево» в Новосибирске Дмитрий Бочкарев рассказал в эфире ОТР, что в воздушной гавани завершается второй этап модернизации одной из взлетно-посадочных полос. После обновления пропускная способность ВПП увеличилась более чем в два раза – до 17 взлетно-посадочных операций в час.
Полностью задействовать ресурсы аэропорта позволит строящаяся рулежная дорожка, которая соединит две ВПП между собой. Также запланировано строительство еще одной взлетно-посадочной полосы и расширение терминала.
«Наш аэропорт — часть системы увеличения межрегиональных маршрутов, не проходящих через московский авиаузел. Он снижает зависимость от столицы и делает авиасообщение удобнее для жителей регионов. Строительство рулежных дорожек, систем связи и светосигнального оборудования – это не просто инвестиция, а гарантия комфорта и безопасности пассажиров», — подчеркнул Дмитрий Бочкарев.
Эксперт добавил, что обновление аэропорта – это возможность для каждого пассажира быстро и комфортно, а главное, безопасно путешествовать. Модернизация уже повлияла на пассажиропоток в Новосибирске: в 2024 году в среднем за сутки аэропорт обслуживал порядка 25 тысяч пассажиров, а в период пиковой нагрузки – в августе – более 32 тысяч. Всего в прошлом году было обслужено более 9,3 миллиона пассажиров, что более чем на 2% больше, чем в 2023 году.
«Усилия государства по модернизации аэропортов не остаются безответными. Рост пассажиропотока в Новосибирске – это прямое подтверждение тому, что мы движемся в правильном направлении», — сказал Дмитрий Бочкарев.
Как рассказал Олег Пантелеев, модернизация предстоит еще 75 аэропортам, 28 из которых обновят по принципу государственно-частного партнерства. В этом году уже заключили концессионное соглашение по аэропортовому комплексу в Горно-Алтайске.
Планируют продлить и отремонтировать взлетно-посадочную полосу, увеличить число мест для стоянки самолетов с 10 до 21, построить магистральную рулежную дорожку и новое здание аварийно-спасательной службы.
Помимо модернизации вспомогательной инфраструктуры и ВПП, планируют построить и новый аэровокзал. В итоге площадь всего комплекса увеличится в 15 раз, заявил глава Республики Алтай Андрей Турчак. Все работы по соглашению планируют завершить к 2028 году.
«Кратно возрастет количество рейсов, расширится география полетов. А пропускная способность позволит обслуживать порядка 1,5 миллиона пассажиров в год. После получения статуса международного появятся маршруты в другие страны. И что очень важно при расширении аэропорта – для наших жителей будет созданы новые рабочие места», — подчеркнул он.
По концессии модернизируют воздушные гавани Кемерово, Читы и Ставрополя. В скором времени работы начнутся во Владимире и Смоленске.
В Омске по концессии перенесут аэропорт за пределы города. Соглашение о строительстве подписали губернатор Омской области Виталий Хоценко и гендиректор УК «Аэропорты Регионов» Евгений Чудновский, сообщили в Минтрансе России.
«Планируется, что новая воздушная гавань сможет обслуживать 3,5 миллиона пассажиров в год. Это почти в два раза больше, чем пассажиропоток действующего аэропорта. Аэрокомплекс Омск-Федоровка включен в региональную стратегию социально-экономического развития до 2030 года. Объект станет частью трансконтинентального коридора, включающего помимо пассажирских перелетов, транспортировку грузов между Азией и Европой», — отметил Виталий Хоценко.
Новый аэропорт Омск-Федоровка с ВПП длиной 3,2 тысячи метров и шириной 45 метров должны возвести к 2028 году. Согласно планам, воздушная гавань сможет пропускать до 700 пассажиров в час на внутренних рейсах и до 600 — на международных. Площадь аэропорта составит около 30 тысяч квадратных метров, а перрон сможет вмещать в среднем 25 самолетов. Терминал оборудуют телетрапами и создадут рядом с ним парковку на 500 машиномест.
Аэропорты осовременивают не только в крупных городах вроде Красноярска или Новосибирска, но и в центрах добывающей промышленности. Например, по нацпроекту модернизируют транспортные узлы в якутском поселке Депутатский, в Магнитогорске и Норильске. Развитие авиасообщения особенно важно для регионов Сибири и Дальнего Востока.
К примеру, в Якутии всего 15% жителей могут пользоваться наземным транспортом круглый год. Почти 90% территорий региона имеют сезонную доступность. Это значит, что пассажирские и грузовые перевозки в большинство населенных пунктов доступны круглый год лишь по воздуху.
Именно поэтому почти треть всех модернизированных аэропортов приходится на Якутию. Там уже обновили 11 воздушных гаваней: в Якутске, Черском, Жиганске, Хандыге, Белой Горе, Верхневилюйске, Вилюйске, Депутатском, Сангаре, Нерюнгри и Усть-Нере.
«До 2030 года планируется модернизация аэропортов Зырянки, Магана, Нюрбы, Тикси и второй очереди аэропорта “Полярный”», — отметили в правительстве республики.
Благодаря масштабному обновлению аэропортов полетов уже стало больше. По итогам 2024 года российские авиакомпании перевезли 111,7 миллиона пассажиров — это примерно на 6% больше, чем в 2023 году. На 2% вырос объем внутренних авиаперевозок.
«Запланирована модернизация по 75 аэропортам. Но при этом каждый аэропорт – это множество объектов. Это и аэровокзальный комплекс, это и взлетно-посадочная полоса, и светосигнальное оборудование. Поэтому сейчас, например, в рамках нацпроекта идут работы одновременно по 20 разным локациям. И это очень серьезная, вдумчивая работа», — сказал Олег Пантелеев.
Развитие авиаперевозок влияет и на другие сферы. Одним из главных выгодополучателей становится сфера гостеприимства в регионах. Сюда входят и отельеры, и предприятия питания, и наземное транспортное обеспечение, перечислил Пантелеев. Совсем недавно открылся аэропорт в Новокузнецке, и поток туристов на Шерегеш вырос, потому что повысилась его транспортная доступность.
«В этом году откроется новый аэровокзальный комплекс в Минеральных Водах, соответственно, поддержку получат и местные отели. Ну и, конечно, хрестоматийный для нас пример — это аэропорт Сочи. Он принял гостей Олимпиады и с тех пор пассажиропоток в Сочи вырос кратно», — привел пример директор агентства «Авиапорт».
Кроме туристической области, развитие авиасообщения «тянет за собой» и образовательную сферу. Например, учебные кластеры Томска, где тоже модернизировали аэропорт, скоро получат подпитку в виде студентов, приезжающих из других регионов. Есть плюс и для добывающей промышленности — сотрудникам с вахтовым графиком комфортнее добираться до работы, пояснил Пантелеев.
Больше половины рейсов между регионами сейчас выполняют в обход Москвы. Это стало возможно, в том числе, благодаря субсидированию. Государство оплачивает авиакомпаниям часть стоимости билета, а остаток покрывает пассажир. Таким образом людям предоставляют «скидку», размер которой может доходить до 95% от стоимости перелета.
«Благодаря этим субсидиям очень серьезную подпитку получили региональные аэропорты. Кроме того, есть программа субсидированных перелетов, которая адресно нацелена на полеты на Дальнем Востоке и полеты из центральной части страны на Дальний Восток и в Калининград», — объяснил исполнительный директор агентства «Авиапорт».
Правом на субсидированные полеты с Дальнего Востока и из Калининграда обладают многодетные родители, пассажиры до 23 лет и студенты калининградских вузов. Что касается двух других программ, то они доступны абсолютно всем россиянам. Особые условия действуют и для детей. Внутренние перелеты бесплатны для малышей до двух лет, а на международных рейсах скидки для них составляют до 90%. Это касается билетов без отдельного места.
«Эта программа [субсидированных рейсов] дала очень серьезный импульс развитию межрегиональных перевозок. Множество авиакомпаний, получив первоначальный импульс в виде субсидии уже вывели прямые межрегиональные перелеты на самоокупаемость и сейчас летают без субсидий», – говорит Олег Пантелеев.
Кроме того, с 2025 года все российские авиакомпании начали продавать билеты для детей от двух до 12 лет за полцены на направлениях внутри страны. Скидка в 50% работает в рамках действующих тарифов и не распространяется только на бизнес-класс. По словам эксперта, благодаря этой инициативе авиакомпании отмечают постепенный рост пассажиров с детьми.
С этого же года в Общие правила перевозок пассажиров, грузов, почты внесли пункт о том, что дети должны обязательно сидеть рядом с кем-то из родителей. Родственников размещают рядом бесплатно и без ранней регистрации.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Модернизация аэропортов в России до 2030 года: что построят и обновят
Объем гражданских авиаперевозок вырос в том числе благодаря обновлению аэропортов по нацпроекту «Эффективная транспортная система». Аэровокзалы делают более комфортными для пассажиров, а взлетно-посадочные полосы — более безопасными и универсальными. Растет и пропускная способность воздушных гаваней. Сейчас обновлено уже 35 аэропортов, но работа еще в самом разгаре. Сколько аэропортов модернизируют до 2030 года? Как государство делает авиапутешествия доступнее для людей? Об этом расскажет ОТР.
В апреле 2024 года президент России Владимир Путин поручил увеличить авиационную подвижность жителей. Среднее число полетов на каждого жителя страны к 2030 году вырастет на 50% по сравнению с 2023 годом. Это значит, что каждый житель страны будет летать самолетом чаще, чем раз в год.
Для достижения этой цели реализуется нацпроект «Эффективная транспортная система». Одна из задач нацпроекта – модернизация и развитие инфраструктуры аэропортов. Обновление позволяет принимать большее число пассажиров и расширять маршрутную сеть полетов. То есть больше пассажиров могут летать в большее число направлений из ближайшего аэропорта.
«Для того, чтобы полет состоялся, нужна инфраструктура на земле, и как раз уже разработан федеральный проект, касающийся развития опорной сети аэродромов. По этому проекту будет модернизировано 75 аэродромов», — отметил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
В воздушных гаванях реконструируют и удлиняют взлетно-посадочные полосы (ВПП). От длины и ширины ВПП напрямую зависит, какие самолеты сможет принять аэропорт. Чем длиннее полоса, тем более крупный лайнер сможет приземлиться на ней. Важно и качество покрытия, ведь от него во многом зависят плавность взлета и мягкость посадки. Во время реконструкции ВПП укрепляют, оснащают светосигнальным оборудованием и другие объекты. Это значительно увеличивает срок службы полос.
Модернизируют и вспомогательную инфраструктуру аэропорта. Она необходима для технического осмотра, проверки систем, заправки топливом и других сервисных операций с самолетами. Например, обновляют перроны для стоянки крылатых машин, склады горючего, рулежные дорожки, метеорологическое и диспетчерское оборудование, а также машины для обработки бортов противообледенительной жидкостью.
Олег Пантелеев отметил, что нацпроект предполагает не только модернизацию существующих авиагаваней, но строительство новых: к 2030 году общее число аэропортов в стране вырастет до 242.
К марту 2025 года по нацпроекту модернизировали 35 воздушных гаваней, и работа продолжается.
Технический директор АО «Аэропорт Толмачево» в Новосибирске Дмитрий Бочкарев рассказал в эфире ОТР, что в воздушной гавани завершается второй этап модернизации одной из взлетно-посадочных полос. После обновления пропускная способность ВПП увеличилась более чем в два раза – до 17 взлетно-посадочных операций в час.
Полностью задействовать ресурсы аэропорта позволит строящаяся рулежная дорожка, которая соединит две ВПП между собой. Также запланировано строительство еще одной взлетно-посадочной полосы и расширение терминала.
«Наш аэропорт — часть системы увеличения межрегиональных маршрутов, не проходящих через московский авиаузел. Он снижает зависимость от столицы и делает авиасообщение удобнее для жителей регионов. Строительство рулежных дорожек, систем связи и светосигнального оборудования – это не просто инвестиция, а гарантия комфорта и безопасности пассажиров», — подчеркнул Дмитрий Бочкарев.
Эксперт добавил, что обновление аэропорта – это возможность для каждого пассажира быстро и комфортно, а главное, безопасно путешествовать. Модернизация уже повлияла на пассажиропоток в Новосибирске: в 2024 году в среднем за сутки аэропорт обслуживал порядка 25 тысяч пассажиров, а в период пиковой нагрузки – в августе – более 32 тысяч. Всего в прошлом году было обслужено более 9,3 миллиона пассажиров, что более чем на 2% больше, чем в 2023 году.
«Усилия государства по модернизации аэропортов не остаются безответными. Рост пассажиропотока в Новосибирске – это прямое подтверждение тому, что мы движемся в правильном направлении», — сказал Дмитрий Бочкарев.
Как рассказал Олег Пантелеев, модернизация предстоит еще 75 аэропортам, 28 из которых обновят по принципу государственно-частного партнерства. В этом году уже заключили концессионное соглашение по аэропортовому комплексу в Горно-Алтайске.
Планируют продлить и отремонтировать взлетно-посадочную полосу, увеличить число мест для стоянки самолетов с 10 до 21, построить магистральную рулежную дорожку и новое здание аварийно-спасательной службы.
Помимо модернизации вспомогательной инфраструктуры и ВПП, планируют построить и новый аэровокзал. В итоге площадь всего комплекса увеличится в 15 раз, заявил глава Республики Алтай Андрей Турчак. Все работы по соглашению планируют завершить к 2028 году.
«Кратно возрастет количество рейсов, расширится география полетов. А пропускная способность позволит обслуживать порядка 1,5 миллиона пассажиров в год. После получения статуса международного появятся маршруты в другие страны. И что очень важно при расширении аэропорта – для наших жителей будет созданы новые рабочие места», — подчеркнул он.
По концессии модернизируют воздушные гавани Кемерово, Читы и Ставрополя. В скором времени работы начнутся во Владимире и Смоленске.
В Омске по концессии перенесут аэропорт за пределы города. Соглашение о строительстве подписали губернатор Омской области Виталий Хоценко и гендиректор УК «Аэропорты Регионов» Евгений Чудновский, сообщили в Минтрансе России.
«Планируется, что новая воздушная гавань сможет обслуживать 3,5 миллиона пассажиров в год. Это почти в два раза больше, чем пассажиропоток действующего аэропорта. Аэрокомплекс Омск-Федоровка включен в региональную стратегию социально-экономического развития до 2030 года. Объект станет частью трансконтинентального коридора, включающего помимо пассажирских перелетов, транспортировку грузов между Азией и Европой», — отметил Виталий Хоценко.
Новый аэропорт Омск-Федоровка с ВПП длиной 3,2 тысячи метров и шириной 45 метров должны возвести к 2028 году. Согласно планам, воздушная гавань сможет пропускать до 700 пассажиров в час на внутренних рейсах и до 600 — на международных. Площадь аэропорта составит около 30 тысяч квадратных метров, а перрон сможет вмещать в среднем 25 самолетов. Терминал оборудуют телетрапами и создадут рядом с ним парковку на 500 машиномест.
Аэропорты осовременивают не только в крупных городах вроде Красноярска или Новосибирска, но и в центрах добывающей промышленности. Например, по нацпроекту модернизируют транспортные узлы в якутском поселке Депутатский, в Магнитогорске и Норильске. Развитие авиасообщения особенно важно для регионов Сибири и Дальнего Востока.
К примеру, в Якутии всего 15% жителей могут пользоваться наземным транспортом круглый год. Почти 90% территорий региона имеют сезонную доступность. Это значит, что пассажирские и грузовые перевозки в большинство населенных пунктов доступны круглый год лишь по воздуху.
Именно поэтому почти треть всех модернизированных аэропортов приходится на Якутию. Там уже обновили 11 воздушных гаваней: в Якутске, Черском, Жиганске, Хандыге, Белой Горе, Верхневилюйске, Вилюйске, Депутатском, Сангаре, Нерюнгри и Усть-Нере.
«До 2030 года планируется модернизация аэропортов Зырянки, Магана, Нюрбы, Тикси и второй очереди аэропорта “Полярный”», — отметили в правительстве республики.
Благодаря масштабному обновлению аэропортов полетов уже стало больше. По итогам 2024 года российские авиакомпании перевезли 111,7 миллиона пассажиров — это примерно на 6% больше, чем в 2023 году. На 2% вырос объем внутренних авиаперевозок.
«Запланирована модернизация по 75 аэропортам. Но при этом каждый аэропорт – это множество объектов. Это и аэровокзальный комплекс, это и взлетно-посадочная полоса, и светосигнальное оборудование. Поэтому сейчас, например, в рамках нацпроекта идут работы одновременно по 20 разным локациям. И это очень серьезная, вдумчивая работа», — сказал Олег Пантелеев.
Развитие авиаперевозок влияет и на другие сферы. Одним из главных выгодополучателей становится сфера гостеприимства в регионах. Сюда входят и отельеры, и предприятия питания, и наземное транспортное обеспечение, перечислил Пантелеев. Совсем недавно открылся аэропорт в Новокузнецке, и поток туристов на Шерегеш вырос, потому что повысилась его транспортная доступность.
«В этом году откроется новый аэровокзальный комплекс в Минеральных Водах, соответственно, поддержку получат и местные отели. Ну и, конечно, хрестоматийный для нас пример — это аэропорт Сочи. Он принял гостей Олимпиады и с тех пор пассажиропоток в Сочи вырос кратно», — привел пример директор агентства «Авиапорт».
Кроме туристической области, развитие авиасообщения «тянет за собой» и образовательную сферу. Например, учебные кластеры Томска, где тоже модернизировали аэропорт, скоро получат подпитку в виде студентов, приезжающих из других регионов. Есть плюс и для добывающей промышленности — сотрудникам с вахтовым графиком комфортнее добираться до работы, пояснил Пантелеев.
Больше половины рейсов между регионами сейчас выполняют в обход Москвы. Это стало возможно, в том числе, благодаря субсидированию. Государство оплачивает авиакомпаниям часть стоимости билета, а остаток покрывает пассажир. Таким образом людям предоставляют «скидку», размер которой может доходить до 95% от стоимости перелета.
«Благодаря этим субсидиям очень серьезную подпитку получили региональные аэропорты. Кроме того, есть программа субсидированных перелетов, которая адресно нацелена на полеты на Дальнем Востоке и полеты из центральной части страны на Дальний Восток и в Калининград», — объяснил исполнительный директор агентства «Авиапорт».
Правом на субсидированные полеты с Дальнего Востока и из Калининграда обладают многодетные родители, пассажиры до 23 лет и студенты калининградских вузов. Что касается двух других программ, то они доступны абсолютно всем россиянам. Особые условия действуют и для детей. Внутренние перелеты бесплатны для малышей до двух лет, а на международных рейсах скидки для них составляют до 90%. Это касается билетов без отдельного места.
«Эта программа [субсидированных рейсов] дала очень серьезный импульс развитию межрегиональных перевозок. Множество авиакомпаний, получив первоначальный импульс в виде субсидии уже вывели прямые межрегиональные перелеты на самоокупаемость и сейчас летают без субсидий», – говорит Олег Пантелеев.
Кроме того, с 2025 года все российские авиакомпании начали продавать билеты для детей от двух до 12 лет за полцены на направлениях внутри страны. Скидка в 50% работает в рамках действующих тарифов и не распространяется только на бизнес-класс. По словам эксперта, благодаря этой инициативе авиакомпании отмечают постепенный рост пассажиров с детьми.
С этого же года в Общие правила перевозок пассажиров, грузов, почты внесли пункт о том, что дети должны обязательно сидеть рядом с кем-то из родителей. Родственников размещают рядом бесплатно и без ранней регистрации.
Объем гражданских авиаперевозок вырос в том числе благодаря обновлению аэропортов по нацпроекту «Эффективная транспортная система». Аэровокзалы делают более комфортными для пассажиров, а взлетно-посадочные полосы — более безопасными и универсальными. Растет и пропускная способность воздушных гаваней. Сейчас обновлено уже 35 аэропортов, но работа еще в самом разгаре. Сколько аэропортов модернизируют до 2030 года? Как государство делает авиапутешествия доступнее для людей? Об этом расскажет ОТР.
В апреле 2024 года президент России Владимир Путин поручил увеличить авиационную подвижность жителей. Среднее число полетов на каждого жителя страны к 2030 году вырастет на 50% по сравнению с 2023 годом. Это значит, что каждый житель страны будет летать самолетом чаще, чем раз в год.
Для достижения этой цели реализуется нацпроект «Эффективная транспортная система». Одна из задач нацпроекта – модернизация и развитие инфраструктуры аэропортов. Обновление позволяет принимать большее число пассажиров и расширять маршрутную сеть полетов. То есть больше пассажиров могут летать в большее число направлений из ближайшего аэропорта.
«Для того, чтобы полет состоялся, нужна инфраструктура на земле, и как раз уже разработан федеральный проект, касающийся развития опорной сети аэродромов. По этому проекту будет модернизировано 75 аэродромов», — отметил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
В воздушных гаванях реконструируют и удлиняют взлетно-посадочные полосы (ВПП). От длины и ширины ВПП напрямую зависит, какие самолеты сможет принять аэропорт. Чем длиннее полоса, тем более крупный лайнер сможет приземлиться на ней. Важно и качество покрытия, ведь от него во многом зависят плавность взлета и мягкость посадки. Во время реконструкции ВПП укрепляют, оснащают светосигнальным оборудованием и другие объекты. Это значительно увеличивает срок службы полос.
Модернизируют и вспомогательную инфраструктуру аэропорта. Она необходима для технического осмотра, проверки систем, заправки топливом и других сервисных операций с самолетами. Например, обновляют перроны для стоянки крылатых машин, склады горючего, рулежные дорожки, метеорологическое и диспетчерское оборудование, а также машины для обработки бортов противообледенительной жидкостью.
Олег Пантелеев отметил, что нацпроект предполагает не только модернизацию существующих авиагаваней, но строительство новых: к 2030 году общее число аэропортов в стране вырастет до 242.
К марту 2025 года по нацпроекту модернизировали 35 воздушных гаваней, и работа продолжается.
Технический директор АО «Аэропорт Толмачево» в Новосибирске Дмитрий Бочкарев рассказал в эфире ОТР, что в воздушной гавани завершается второй этап модернизации одной из взлетно-посадочных полос. После обновления пропускная способность ВПП увеличилась более чем в два раза – до 17 взлетно-посадочных операций в час.
Полностью задействовать ресурсы аэропорта позволит строящаяся рулежная дорожка, которая соединит две ВПП между собой. Также запланировано строительство еще одной взлетно-посадочной полосы и расширение терминала.
«Наш аэропорт — часть системы увеличения межрегиональных маршрутов, не проходящих через московский авиаузел. Он снижает зависимость от столицы и делает авиасообщение удобнее для жителей регионов. Строительство рулежных дорожек, систем связи и светосигнального оборудования – это не просто инвестиция, а гарантия комфорта и безопасности пассажиров», — подчеркнул Дмитрий Бочкарев.
Эксперт добавил, что обновление аэропорта – это возможность для каждого пассажира быстро и комфортно, а главное, безопасно путешествовать. Модернизация уже повлияла на пассажиропоток в Новосибирске: в 2024 году в среднем за сутки аэропорт обслуживал порядка 25 тысяч пассажиров, а в период пиковой нагрузки – в августе – более 32 тысяч. Всего в прошлом году было обслужено более 9,3 миллиона пассажиров, что более чем на 2% больше, чем в 2023 году.
«Усилия государства по модернизации аэропортов не остаются безответными. Рост пассажиропотока в Новосибирске – это прямое подтверждение тому, что мы движемся в правильном направлении», — сказал Дмитрий Бочкарев.
Как рассказал Олег Пантелеев, модернизация предстоит еще 75 аэропортам, 28 из которых обновят по принципу государственно-частного партнерства. В этом году уже заключили концессионное соглашение по аэропортовому комплексу в Горно-Алтайске.
Планируют продлить и отремонтировать взлетно-посадочную полосу, увеличить число мест для стоянки самолетов с 10 до 21, построить магистральную рулежную дорожку и новое здание аварийно-спасательной службы.
Помимо модернизации вспомогательной инфраструктуры и ВПП, планируют построить и новый аэровокзал. В итоге площадь всего комплекса увеличится в 15 раз, заявил глава Республики Алтай Андрей Турчак. Все работы по соглашению планируют завершить к 2028 году.
«Кратно возрастет количество рейсов, расширится география полетов. А пропускная способность позволит обслуживать порядка 1,5 миллиона пассажиров в год. После получения статуса международного появятся маршруты в другие страны. И что очень важно при расширении аэропорта – для наших жителей будет созданы новые рабочие места», — подчеркнул он.
По концессии модернизируют воздушные гавани Кемерово, Читы и Ставрополя. В скором времени работы начнутся во Владимире и Смоленске.
В Омске по концессии перенесут аэропорт за пределы города. Соглашение о строительстве подписали губернатор Омской области Виталий Хоценко и гендиректор УК «Аэропорты Регионов» Евгений Чудновский, сообщили в Минтрансе России.
«Планируется, что новая воздушная гавань сможет обслуживать 3,5 миллиона пассажиров в год. Это почти в два раза больше, чем пассажиропоток действующего аэропорта. Аэрокомплекс Омск-Федоровка включен в региональную стратегию социально-экономического развития до 2030 года. Объект станет частью трансконтинентального коридора, включающего помимо пассажирских перелетов, транспортировку грузов между Азией и Европой», — отметил Виталий Хоценко.
Новый аэропорт Омск-Федоровка с ВПП длиной 3,2 тысячи метров и шириной 45 метров должны возвести к 2028 году. Согласно планам, воздушная гавань сможет пропускать до 700 пассажиров в час на внутренних рейсах и до 600 — на международных. Площадь аэропорта составит около 30 тысяч квадратных метров, а перрон сможет вмещать в среднем 25 самолетов. Терминал оборудуют телетрапами и создадут рядом с ним парковку на 500 машиномест.
Аэропорты осовременивают не только в крупных городах вроде Красноярска или Новосибирска, но и в центрах добывающей промышленности. Например, по нацпроекту модернизируют транспортные узлы в якутском поселке Депутатский, в Магнитогорске и Норильске. Развитие авиасообщения особенно важно для регионов Сибири и Дальнего Востока.
К примеру, в Якутии всего 15% жителей могут пользоваться наземным транспортом круглый год. Почти 90% территорий региона имеют сезонную доступность. Это значит, что пассажирские и грузовые перевозки в большинство населенных пунктов доступны круглый год лишь по воздуху.
Именно поэтому почти треть всех модернизированных аэропортов приходится на Якутию. Там уже обновили 11 воздушных гаваней: в Якутске, Черском, Жиганске, Хандыге, Белой Горе, Верхневилюйске, Вилюйске, Депутатском, Сангаре, Нерюнгри и Усть-Нере.
«До 2030 года планируется модернизация аэропортов Зырянки, Магана, Нюрбы, Тикси и второй очереди аэропорта “Полярный”», — отметили в правительстве республики.
Благодаря масштабному обновлению аэропортов полетов уже стало больше. По итогам 2024 года российские авиакомпании перевезли 111,7 миллиона пассажиров — это примерно на 6% больше, чем в 2023 году. На 2% вырос объем внутренних авиаперевозок.
«Запланирована модернизация по 75 аэропортам. Но при этом каждый аэропорт – это множество объектов. Это и аэровокзальный комплекс, это и взлетно-посадочная полоса, и светосигнальное оборудование. Поэтому сейчас, например, в рамках нацпроекта идут работы одновременно по 20 разным локациям. И это очень серьезная, вдумчивая работа», — сказал Олег Пантелеев.
Развитие авиаперевозок влияет и на другие сферы. Одним из главных выгодополучателей становится сфера гостеприимства в регионах. Сюда входят и отельеры, и предприятия питания, и наземное транспортное обеспечение, перечислил Пантелеев. Совсем недавно открылся аэропорт в Новокузнецке, и поток туристов на Шерегеш вырос, потому что повысилась его транспортная доступность.
«В этом году откроется новый аэровокзальный комплекс в Минеральных Водах, соответственно, поддержку получат и местные отели. Ну и, конечно, хрестоматийный для нас пример — это аэропорт Сочи. Он принял гостей Олимпиады и с тех пор пассажиропоток в Сочи вырос кратно», — привел пример директор агентства «Авиапорт».
Кроме туристической области, развитие авиасообщения «тянет за собой» и образовательную сферу. Например, учебные кластеры Томска, где тоже модернизировали аэропорт, скоро получат подпитку в виде студентов, приезжающих из других регионов. Есть плюс и для добывающей промышленности — сотрудникам с вахтовым графиком комфортнее добираться до работы, пояснил Пантелеев.
Больше половины рейсов между регионами сейчас выполняют в обход Москвы. Это стало возможно, в том числе, благодаря субсидированию. Государство оплачивает авиакомпаниям часть стоимости билета, а остаток покрывает пассажир. Таким образом людям предоставляют «скидку», размер которой может доходить до 95% от стоимости перелета.
«Благодаря этим субсидиям очень серьезную подпитку получили региональные аэропорты. Кроме того, есть программа субсидированных перелетов, которая адресно нацелена на полеты на Дальнем Востоке и полеты из центральной части страны на Дальний Восток и в Калининград», — объяснил исполнительный директор агентства «Авиапорт».
Правом на субсидированные полеты с Дальнего Востока и из Калининграда обладают многодетные родители, пассажиры до 23 лет и студенты калининградских вузов. Что касается двух других программ, то они доступны абсолютно всем россиянам. Особые условия действуют и для детей. Внутренние перелеты бесплатны для малышей до двух лет, а на международных рейсах скидки для них составляют до 90%. Это касается билетов без отдельного места.
«Эта программа [субсидированных рейсов] дала очень серьезный импульс развитию межрегиональных перевозок. Множество авиакомпаний, получив первоначальный импульс в виде субсидии уже вывели прямые межрегиональные перелеты на самоокупаемость и сейчас летают без субсидий», – говорит Олег Пантелеев.
Кроме того, с 2025 года все российские авиакомпании начали продавать билеты для детей от двух до 12 лет за полцены на направлениях внутри страны. Скидка в 50% работает в рамках действующих тарифов и не распространяется только на бизнес-класс. По словам эксперта, благодаря этой инициативе авиакомпании отмечают постепенный рост пассажиров с детьми.
С этого же года в Общие правила перевозок пассажиров, грузов, почты внесли пункт о том, что дети должны обязательно сидеть рядом с кем-то из родителей. Родственников размещают рядом бесплатно и без ранней регистрации.