«Период дорогих денег продлится». Профессор Костиков — о снижении ключевой ставки и повышении НДС до 22%
На уходящей неделе случилось два важных экономических события. Первое — Центробанк опустил ключевую ставку до 16,5%. Второе — Госдума приняла в первом чтении законопроект о повышении НДС до 22% с 2026 года. И то и другое отразится на жизни россиян. Как падение «ключа» повлияет на кредиты и депозиты, продолжит ли ЦБ тенденцию снижения, зачем правительство хочет поднять налог на добавленную стоимость и как это отразится на ценах — ответы на эти и другие вопросы ОТР дал профессор, доктор экономических наук, председатель Совета Общероссийской общественной организации потребителей (ОООП) «Финпотребсоюз» Игорь Костиков. 24 октября Банк России снизил ключевую ставку на 0,5 процентных пункта — до 16,5% годовых. Это уже четвертое подряд снижение ставки за год. Как это решение отразится на кредитах и депозитах? Игорь Костиков: «Темп снижения оказался более осторожным, чем на предыдущих заседаниях: регулятор впервые в этом цикле опустил ставку менее чем на 100 базисных пунктов. Данное решение отражает стремление Банка России к балансу между поддержкой экономического роста и контролем над инфляционными рисками, которые остаются повышенными. Согласно заявлению регулятора, устойчивые показатели текущего роста цен значимо не изменились и остаются выше целевых 4% в пересчете на год, экономика продолжает возвращаться к траектории сбалансированного роста, однако инфляционные ожидания населения и бизнеса остаются высокими. Одновременно с решением по ставке Центробанк обновил прогнозы ключевых макроэкономических показателей на среднесрочную перспективу. Регулятор повысил ожидания по средней ключевой ставке на 2026 год до диапазона 13–15% годовых (против 12–13% в предыдущем прогнозе), что означает продолжительный период сохранения жесткой денежно-кредитной политики. Прогноз по годовой инфляции на 2026 год также повышен — до 4–5% вместо прежних 4%, что связано с действием разовых проинфляционных факторов, прежде всего предстоящим повышением НДС. При этом устойчивая инфляция, по расчетам ЦБ, достигнет целевого уровня в 4% лишь во втором полугодии 2026 года, а в 2027 году и далее будет находиться на цели. Для большинства россиян решение о снижении ключевой ставки до 16,5% имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, продолжение смягчения денежно-кредитной политики теоретически должно постепенно сделать кредиты более доступными. Однако глава Центробанка Эльвира Набиуллина подчеркнула, что в реальном выражении процентные ставки за последние месяцы значимо не изменились, а неценовые условия банковского кредитования по-прежнему остаются жесткими. Это означает, что заемщикам не стоит ожидать быстрого и значительного удешевления кредитов, особенно ипотечных. Более того, повышенный прогноз средней ставки на 2026 год свидетельствует о том, что период дорогих денег продлится как минимум еще полтора года. Регулятор открыто заявил, что сверхвысокие по историческим меркам ставки сохранятся в течение продолжительного времени, что необходимо для возвращения инфляции к цели. В то же время для вкладчиков решение ЦБ создает относительно позитивную краткосрочную перспективу. Доходность депозитов, которая активно снижалась в летние месяцы, в октябре стабилизировалась и в ряде случаев даже выросла. Крупные банки — Сбербанк, ВТБ, банк «Дом.РФ», МКБ и другие — повысили ставки по отдельным краткосрочным вкладам до 15–17% годовых перед заседанием регулятора. Такая динамика связана с тем, что кредитные организации пересмотрели свои ожидания относительно траектории ключевой ставки: многие банки переоценили скорость ее снижения и теперь корректируют депозитные предложения, чтобы не потерять клиентов и обеспечить необходимую ликвидность. Эксперты прогнозируют, что до конца 2025 года ставки по вкладам останутся двузначными, особенно по краткосрочным продуктам на три–шесть месяцев. Это дает россиянам возможность зафиксировать относительно высокую доходность на несколько месяцев вперед, хотя по долгосрочным вкладам ставки будут продолжать снижаться. Игорь Костиков: «Регулятор дал четкий сигнал: решения по ключевой ставке не предопределены и будут приниматься в зависимости от устойчивости замедления инфляции и динамики инфляционных ожиданий. Следующее заседание совета директоров по вопросу ключевой ставки намечено на 19 декабря 2025 года. Аналитики допускают как сохранение ставки на текущем уровне, так и ее дальнейшее умеренное снижение, в зависимости от макроэкономических данных. Ключевыми факторами неопределенности остаются геополитическая напряженность, ухудшение условий внешней торговли и, что особенно важно, влияние предстоящего повышения НДС на потребительские цены. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина отметила, что основной эффект на инфляцию от повышения НДС будет наблюдаться в декабре 2025 — январе 2026 года, по аналогии с опытом 2019 года, когда НДС также повышался на два процентных пункта. В более широком контексте решение Центробанка отражает сложный баланс между необходимостью поддержки экономического роста и борьбой с инфляционным давлением в условиях растущих бюджетных расходов. Годовая инфляция на 20 октября составила 8,19%, значительно превышая цель регулятора. Проинфляционные риски в среднесрочной перспективе выросли и стали преобладать над дезинфляционными, что заставляет ЦБ действовать крайне осторожно. Повышение прогноза средней ставки на 2026 год до 13–15% — это прямое указание на то, что период дешевых кредитов и низких ставок откладывается на неопределенный срок. Для домохозяйств это означает сохранение высоких расходов на обслуживание долгов, ограниченную доступность ипотеки и потребительских кредитов, но одновременно относительно привлекательные условия по сбережениям». Госдума приняла в первом чтении законопроект, который повышает с 2026 года до 22% налог на добавленную стоимость (НДС), сохраняя льготную ставку в 10% для всех социально значимых товаров. Зачем это нужно? Игорь Костиков: «Это налоговое изменение стало центральным элементом бюджетного пакета на 2026–2028 годы и вызвало широкий общественный резонанс. Согласно финансово-экономическому обоснованию, повышение НДС принесет федеральному бюджету дополнительные доходы: 1,187 триллиона рублей в 2026 году, 1,559 триллиона рублей в 2027 году и 1,677 триллиона рублей в 2028 году — в общей сложности 4,423 триллиона рублей за три года. Официальное объяснение правительства сосредоточено на необходимости финансирования растущих расходов на оборону и безопасность в условиях специальной операции. Министр финансов Антон Силуанов в ходе обсуждения законопроекта в Госдуме подчеркнул, что бюджету требуются дополнительные средства для комплексного развития систем борьбы с беспилотниками, усиления защиты на объектах транспортной и иной инфраструктуры, повышения безопасности приграничных территорий и новых регионов. По его словам, “нам нужна финансовая броня, нам нужна финансовая стабильность”, и без роста ставки НДС пришлось бы пополнять бюджет за счет инфляционного финансирования — эмиссии денег или новых заимствований, что стало бы прямым путем к росту цен. Дефицит федерального бюджета России в 2025 году увеличился до 5,74 триллиона рублей, или 2,6% ВВП, что почти на два триллиона рублей больше первоначально запланированного. Доходы растут, но расходы увеличиваются быстрее, и разрыв между ними становится все больше. В этой ситуации правительство столкнулось с выбором: либо увеличивать налоговую нагрузку, либо наращивать заимствования и дефицит бюджета. Власти выбрали первый путь, аргументируя это тем, что повышение налогов — меньшее зло по сравнению с увеличением структурного дефицита и отказом от бюджетного правила. Президент Владимир Путин на пленарном заседании дискуссионного клуба “Валдай” заявил, что повышение НДС до 22% отразится на экономике и создаст условия для ее дальнейшего развития, помогая выстроить более устойчивый баланс между расходами бюджета и политикой Центробанка. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина поддержала эту позицию, отметив, что повышение НДС даст краткосрочный всплеск цен, но не станет источником устойчивого инфляционного давления. С ее точки зрения, для цели ЦБ по снижению инфляции любое повышение налогов является меньшим злом, чем увеличение дефицита бюджета: “Чем сильнее государство наращивает дефицит, тем выше мы должны поддерживать ставки и тем меньше пространства остается для кредита частному сектору”». Игорь Костиков: «НДС — это косвенный налог, который включается в цену товаров и услуг и в конечном счете оплачивается конечными потребителями. Механизм его воздействия на цены достаточно прямой: компании, обязанные уплачивать этот налог, практически всегда закладывают возросшую фискальную нагрузку в конечную стоимость своих товаров и услуг. Более того, НДС применяется на каждой стадии производства и реализации, создавая волнообразное повышение цен по всей цепочке. В результате рост издержек происходит каскадно, усиливая итоговый эффект на потребительские цены. Министр финансов Антон Силуанов оценил влияние повышения НДС на инфляцию порядка 1% в год, и это учтено в прогнозах индексаций зарплат и социальных выплат. Экономисты дают более детальную оценку: повышение НДС ускорит рост цен на 0,6–0,7 процентных пункта разово в момент внедрения в начале 2026 года и еще доберет 0,3–0,4 процентных пункта на протяжении последующих нескольких месяцев. В сумме эффект на инфляцию будет в целом похож на опыт 2019 года, когда НДС также подняли на два процентных пункта — с 18% до 20%. Тогда по итогам 2019 года цены выросли примерно на 1,7%, что частично объяснялось именно налоговым фактором. Набиуллина уточнила, что основной эффект повышения НДС на инфляцию будет наблюдаться в декабре 2025 года и январе 2026 года, по опыту предыдущего повышения. Глава регулятора отметила, что к концу текущего года инфляционное давление в России действительно временно усилится, в том числе из-за подстройки цен и реакции инфляционных ожиданий населения и бизнеса на предстоящее повышение НДС. Точная оценка роста цен зависит от множества факторов, включая структуру издержек конкретных товаров и услуг, эластичность спроса, уровень конкуренции на рынке и способность производителей перекладывать налоговое бремя на потребителей. В среднем, при повышении НДС на два процентных пункта — с 20% до 22% — номинальный рост налоговой составляющей в цене товара составит 1,67% (рассчитывается как разница между ценой с НДС 22% и ценой с НДС 20%). Однако реальное повышение цен может быть как меньше, так и больше этой величины. Для товаров и услуг, облагаемых по базовой ставке НДС, математически рост цены составит примерно 1,67%. Например, если товар без НДС стоит 100 рублей, то с НДС 20% его цена составляет 120 рублей, а с НДС 22% — 122 рубля, что дает рост на два рубля, или 1,67% от начальной цены с НДС. Однако на практике компании могут использовать повышение НДС как повод для более значительного повышения цен, особенно в условиях низкой конкуренции. В то же время на высококонкурентных рынках производители могут частично абсорбировать налоговую нагрузку за счет оптимизации издержек или снижения маржи, чтобы не потерять клиентов. Важно учитывать, что повышение НДС затронет не все категории товаров одинаково. Законопроект сохраняет льготную ставку НДС в размере 10% для социально значимых товаров: основные продукты питания (некоторые овощи и фрукты, молочные продукты, хлебобулочные изделия, сахар-песок, сливочное масло, мясо); лекарственные средства и медицинские изделия; товары для детей; товары периодической печати и книги. Это означает, что цены на эти категории не должны существенно вырасти из-за повышения НДС. Однако подавляющее большинство других товаров и услуг — от одежды и электроники до ресторанов и развлечений — подпадут под новую базовую ставку 22% и подорожают в среднем на 1,5–2%. Дополнительное давление на цены создаст снижение порога доходов для применения упрощенной системы налогообложения (УСН) с обязательной уплатой НДС — с 60 миллионов до 10 миллионов рублей в год. Это означает, что многие представители малого бизнеса, которые ранее были освобождены от НДС и могли предлагать более низкие цены, с 2026 года будут обязаны начислять этот налог. Для них это станет серьезной дополнительной нагрузкой, которую они вынуждены будут переложить на потребителей. Согласно оценкам, эта мера позволит бюджету ежегодно получать дополнительно 200 миллиардов рублей, но одновременно приведет к росту цен в сегменте малого бизнеса — от небольших магазинов и кафе до мастерских и услуг. Игорь Костиков: «Помимо прямого влияния на цены, повышение НДС создает ряд вторичных эффектов. Во-первых, снижается покупательная способность населения: при росте цен реальный доход уменьшается, и привычная корзина продуктов или набор услуг обходится дороже. Больше всего страдают пенсионеры, семьи с детьми и люди с низким доходом, поскольку индексация выплат и зарплат не всегда покрывает инфляцию. Во-вторых, повышение НДС может оказать негативное влияние на динамику ВВП. Эффект на экономический рост будет “сложносочиненным”, поскольку необходимо сравнить вычет из потребления и вклад в ВВП по государственным расходам, отмечает эксперт российского аналитического центра. НДС — это инструмент перераспределения, который способствует росту доли государства в экономике (во всех смыслах, включая военный), однако отрицательные последствия для динамики российского ВВП, с точки зрения эксперта, будут преобладать. Минэкономразвития уже снизило свой прогноз по росту ВВП: в 2025 году, по новой оценке министерства, он составит 1% вместо апрельских оптимистичных ожиданий в 2,5%, а в следующем году — 1,3% вместо 2,4%. То есть после двух лет роста ВВП более чем на 4%, по новым прогнозам правительства, экономика затормозится до 1–1,3% в 2025 и 2026 годах. В-третьих, для малого бизнеса НДС станет дополнительной нагрузкой. Предприниматели будут вынуждены либо повышать цены, либо сокращать расходы, либо снижать маржинальность. Не все справятся с конкуренцией в этих условиях, и часть фирм может закрыться, что приведет к сокращению ассортимента товаров и услуг на рынке. Кроме того, власти планируют отменить ряд льгот по НДС, в частности, освобождение от налога при осуществлении операций и услуг, связанных с обслуживанием банковских карт, процессингом и эквайрингом, а также при продаже российского программного обеспечения. Это может привести к дополнительному подорожанию соответствующих услуг. Подводя итог, повышение НДС до 22% — это масштабная фискальная мера, направленная на финансирование растущих расходов бюджета, прежде всего на оборону и безопасность. Для бюджета это принесет более 4,4 триллиона рублей за три года, однако для граждан и бизнеса последствия будут ощутимыми. Цены на большинство товаров и услуг вырастут в среднем на 1,5–2%, при этом наиболее сильный эффект будет наблюдаться в декабре 2025 — январе 2026 года. Социально значимые товары останутся под защитой льготной ставки 10%, что смягчит удар для наиболее уязвимых слоев населения. Однако в долгосрочной перспективе повышение НДС приведет к снижению покупательной способности, замедлению экономического роста и усилению нагрузки на малый бизнес. Власти обещают повышенную индексацию выплат для малоимущих и переходные правила для бизнеса, однако эффективность этих мер станет ясна лишь в 2026 году».
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
«Период дорогих денег продлится». Профессор Костиков — о снижении ключевой ставки и повышении НДС до 22%
На уходящей неделе случилось два важных экономических события. Первое — Центробанк опустил ключевую ставку до 16,5%. Второе — Госдума приняла в первом чтении законопроект о повышении НДС до 22% с 2026 года. И то и другое отразится на жизни россиян. Как падение «ключа» повлияет на кредиты и депозиты, продолжит ли ЦБ тенденцию снижения, зачем правительство хочет поднять налог на добавленную стоимость и как это отразится на ценах — ответы на эти и другие вопросы ОТР дал профессор, доктор экономических наук, председатель Совета Общероссийской общественной организации потребителей (ОООП) «Финпотребсоюз» Игорь Костиков. 24 октября Банк России снизил ключевую ставку на 0,5 процентных пункта — до 16,5% годовых. Это уже четвертое подряд снижение ставки за год. Как это решение отразится на кредитах и депозитах? Игорь Костиков: «Темп снижения оказался более осторожным, чем на предыдущих заседаниях: регулятор впервые в этом цикле опустил ставку менее чем на 100 базисных пунктов. Данное решение отражает стремление Банка России к балансу между поддержкой экономического роста и контролем над инфляционными рисками, которые остаются повышенными. Согласно заявлению регулятора, устойчивые показатели текущего роста цен значимо не изменились и остаются выше целевых 4% в пересчете на год, экономика продолжает возвращаться к траектории сбалансированного роста, однако инфляционные ожидания населения и бизнеса остаются высокими. Одновременно с решением по ставке Центробанк обновил прогнозы ключевых макроэкономических показателей на среднесрочную перспективу. Регулятор повысил ожидания по средней ключевой ставке на 2026 год до диапазона 13–15% годовых (против 12–13% в предыдущем прогнозе), что означает продолжительный период сохранения жесткой денежно-кредитной политики. Прогноз по годовой инфляции на 2026 год также повышен — до 4–5% вместо прежних 4%, что связано с действием разовых проинфляционных факторов, прежде всего предстоящим повышением НДС. При этом устойчивая инфляция, по расчетам ЦБ, достигнет целевого уровня в 4% лишь во втором полугодии 2026 года, а в 2027 году и далее будет находиться на цели. Для большинства россиян решение о снижении ключевой ставки до 16,5% имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, продолжение смягчения денежно-кредитной политики теоретически должно постепенно сделать кредиты более доступными. Однако глава Центробанка Эльвира Набиуллина подчеркнула, что в реальном выражении процентные ставки за последние месяцы значимо не изменились, а неценовые условия банковского кредитования по-прежнему остаются жесткими. Это означает, что заемщикам не стоит ожидать быстрого и значительного удешевления кредитов, особенно ипотечных. Более того, повышенный прогноз средней ставки на 2026 год свидетельствует о том, что период дорогих денег продлится как минимум еще полтора года. Регулятор открыто заявил, что сверхвысокие по историческим меркам ставки сохранятся в течение продолжительного времени, что необходимо для возвращения инфляции к цели. В то же время для вкладчиков решение ЦБ создает относительно позитивную краткосрочную перспективу. Доходность депозитов, которая активно снижалась в летние месяцы, в октябре стабилизировалась и в ряде случаев даже выросла. Крупные банки — Сбербанк, ВТБ, банк «Дом.РФ», МКБ и другие — повысили ставки по отдельным краткосрочным вкладам до 15–17% годовых перед заседанием регулятора. Такая динамика связана с тем, что кредитные организации пересмотрели свои ожидания относительно траектории ключевой ставки: многие банки переоценили скорость ее снижения и теперь корректируют депозитные предложения, чтобы не потерять клиентов и обеспечить необходимую ликвидность. Эксперты прогнозируют, что до конца 2025 года ставки по вкладам останутся двузначными, особенно по краткосрочным продуктам на три–шесть месяцев. Это дает россиянам возможность зафиксировать относительно высокую доходность на несколько месяцев вперед, хотя по долгосрочным вкладам ставки будут продолжать снижаться. Игорь Костиков: «Регулятор дал четкий сигнал: решения по ключевой ставке не предопределены и будут приниматься в зависимости от устойчивости замедления инфляции и динамики инфляционных ожиданий. Следующее заседание совета директоров по вопросу ключевой ставки намечено на 19 декабря 2025 года. Аналитики допускают как сохранение ставки на текущем уровне, так и ее дальнейшее умеренное снижение, в зависимости от макроэкономических данных. Ключевыми факторами неопределенности остаются геополитическая напряженность, ухудшение условий внешней торговли и, что особенно важно, влияние предстоящего повышения НДС на потребительские цены. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина отметила, что основной эффект на инфляцию от повышения НДС будет наблюдаться в декабре 2025 — январе 2026 года, по аналогии с опытом 2019 года, когда НДС также повышался на два процентных пункта. В более широком контексте решение Центробанка отражает сложный баланс между необходимостью поддержки экономического роста и борьбой с инфляционным давлением в условиях растущих бюджетных расходов. Годовая инфляция на 20 октября составила 8,19%, значительно превышая цель регулятора. Проинфляционные риски в среднесрочной перспективе выросли и стали преобладать над дезинфляционными, что заставляет ЦБ действовать крайне осторожно. Повышение прогноза средней ставки на 2026 год до 13–15% — это прямое указание на то, что период дешевых кредитов и низких ставок откладывается на неопределенный срок. Для домохозяйств это означает сохранение высоких расходов на обслуживание долгов, ограниченную доступность ипотеки и потребительских кредитов, но одновременно относительно привлекательные условия по сбережениям». Госдума приняла в первом чтении законопроект, который повышает с 2026 года до 22% налог на добавленную стоимость (НДС), сохраняя льготную ставку в 10% для всех социально значимых товаров. Зачем это нужно? Игорь Костиков: «Это налоговое изменение стало центральным элементом бюджетного пакета на 2026–2028 годы и вызвало широкий общественный резонанс. Согласно финансово-экономическому обоснованию, повышение НДС принесет федеральному бюджету дополнительные доходы: 1,187 триллиона рублей в 2026 году, 1,559 триллиона рублей в 2027 году и 1,677 триллиона рублей в 2028 году — в общей сложности 4,423 триллиона рублей за три года. Официальное объяснение правительства сосредоточено на необходимости финансирования растущих расходов на оборону и безопасность в условиях специальной операции. Министр финансов Антон Силуанов в ходе обсуждения законопроекта в Госдуме подчеркнул, что бюджету требуются дополнительные средства для комплексного развития систем борьбы с беспилотниками, усиления защиты на объектах транспортной и иной инфраструктуры, повышения безопасности приграничных территорий и новых регионов. По его словам, “нам нужна финансовая броня, нам нужна финансовая стабильность”, и без роста ставки НДС пришлось бы пополнять бюджет за счет инфляционного финансирования — эмиссии денег или новых заимствований, что стало бы прямым путем к росту цен. Дефицит федерального бюджета России в 2025 году увеличился до 5,74 триллиона рублей, или 2,6% ВВП, что почти на два триллиона рублей больше первоначально запланированного. Доходы растут, но расходы увеличиваются быстрее, и разрыв между ними становится все больше. В этой ситуации правительство столкнулось с выбором: либо увеличивать налоговую нагрузку, либо наращивать заимствования и дефицит бюджета. Власти выбрали первый путь, аргументируя это тем, что повышение налогов — меньшее зло по сравнению с увеличением структурного дефицита и отказом от бюджетного правила. Президент Владимир Путин на пленарном заседании дискуссионного клуба “Валдай” заявил, что повышение НДС до 22% отразится на экономике и создаст условия для ее дальнейшего развития, помогая выстроить более устойчивый баланс между расходами бюджета и политикой Центробанка. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина поддержала эту позицию, отметив, что повышение НДС даст краткосрочный всплеск цен, но не станет источником устойчивого инфляционного давления. С ее точки зрения, для цели ЦБ по снижению инфляции любое повышение налогов является меньшим злом, чем увеличение дефицита бюджета: “Чем сильнее государство наращивает дефицит, тем выше мы должны поддерживать ставки и тем меньше пространства остается для кредита частному сектору”». Игорь Костиков: «НДС — это косвенный налог, который включается в цену товаров и услуг и в конечном счете оплачивается конечными потребителями. Механизм его воздействия на цены достаточно прямой: компании, обязанные уплачивать этот налог, практически всегда закладывают возросшую фискальную нагрузку в конечную стоимость своих товаров и услуг. Более того, НДС применяется на каждой стадии производства и реализации, создавая волнообразное повышение цен по всей цепочке. В результате рост издержек происходит каскадно, усиливая итоговый эффект на потребительские цены. Министр финансов Антон Силуанов оценил влияние повышения НДС на инфляцию порядка 1% в год, и это учтено в прогнозах индексаций зарплат и социальных выплат. Экономисты дают более детальную оценку: повышение НДС ускорит рост цен на 0,6–0,7 процентных пункта разово в момент внедрения в начале 2026 года и еще доберет 0,3–0,4 процентных пункта на протяжении последующих нескольких месяцев. В сумме эффект на инфляцию будет в целом похож на опыт 2019 года, когда НДС также подняли на два процентных пункта — с 18% до 20%. Тогда по итогам 2019 года цены выросли примерно на 1,7%, что частично объяснялось именно налоговым фактором. Набиуллина уточнила, что основной эффект повышения НДС на инфляцию будет наблюдаться в декабре 2025 года и январе 2026 года, по опыту предыдущего повышения. Глава регулятора отметила, что к концу текущего года инфляционное давление в России действительно временно усилится, в том числе из-за подстройки цен и реакции инфляционных ожиданий населения и бизнеса на предстоящее повышение НДС. Точная оценка роста цен зависит от множества факторов, включая структуру издержек конкретных товаров и услуг, эластичность спроса, уровень конкуренции на рынке и способность производителей перекладывать налоговое бремя на потребителей. В среднем, при повышении НДС на два процентных пункта — с 20% до 22% — номинальный рост налоговой составляющей в цене товара составит 1,67% (рассчитывается как разница между ценой с НДС 22% и ценой с НДС 20%). Однако реальное повышение цен может быть как меньше, так и больше этой величины. Для товаров и услуг, облагаемых по базовой ставке НДС, математически рост цены составит примерно 1,67%. Например, если товар без НДС стоит 100 рублей, то с НДС 20% его цена составляет 120 рублей, а с НДС 22% — 122 рубля, что дает рост на два рубля, или 1,67% от начальной цены с НДС. Однако на практике компании могут использовать повышение НДС как повод для более значительного повышения цен, особенно в условиях низкой конкуренции. В то же время на высококонкурентных рынках производители могут частично абсорбировать налоговую нагрузку за счет оптимизации издержек или снижения маржи, чтобы не потерять клиентов. Важно учитывать, что повышение НДС затронет не все категории товаров одинаково. Законопроект сохраняет льготную ставку НДС в размере 10% для социально значимых товаров: основные продукты питания (некоторые овощи и фрукты, молочные продукты, хлебобулочные изделия, сахар-песок, сливочное масло, мясо); лекарственные средства и медицинские изделия; товары для детей; товары периодической печати и книги. Это означает, что цены на эти категории не должны существенно вырасти из-за повышения НДС. Однако подавляющее большинство других товаров и услуг — от одежды и электроники до ресторанов и развлечений — подпадут под новую базовую ставку 22% и подорожают в среднем на 1,5–2%. Дополнительное давление на цены создаст снижение порога доходов для применения упрощенной системы налогообложения (УСН) с обязательной уплатой НДС — с 60 миллионов до 10 миллионов рублей в год. Это означает, что многие представители малого бизнеса, которые ранее были освобождены от НДС и могли предлагать более низкие цены, с 2026 года будут обязаны начислять этот налог. Для них это станет серьезной дополнительной нагрузкой, которую они вынуждены будут переложить на потребителей. Согласно оценкам, эта мера позволит бюджету ежегодно получать дополнительно 200 миллиардов рублей, но одновременно приведет к росту цен в сегменте малого бизнеса — от небольших магазинов и кафе до мастерских и услуг. Игорь Костиков: «Помимо прямого влияния на цены, повышение НДС создает ряд вторичных эффектов. Во-первых, снижается покупательная способность населения: при росте цен реальный доход уменьшается, и привычная корзина продуктов или набор услуг обходится дороже. Больше всего страдают пенсионеры, семьи с детьми и люди с низким доходом, поскольку индексация выплат и зарплат не всегда покрывает инфляцию. Во-вторых, повышение НДС может оказать негативное влияние на динамику ВВП. Эффект на экономический рост будет “сложносочиненным”, поскольку необходимо сравнить вычет из потребления и вклад в ВВП по государственным расходам, отмечает эксперт российского аналитического центра. НДС — это инструмент перераспределения, который способствует росту доли государства в экономике (во всех смыслах, включая военный), однако отрицательные последствия для динамики российского ВВП, с точки зрения эксперта, будут преобладать. Минэкономразвития уже снизило свой прогноз по росту ВВП: в 2025 году, по новой оценке министерства, он составит 1% вместо апрельских оптимистичных ожиданий в 2,5%, а в следующем году — 1,3% вместо 2,4%. То есть после двух лет роста ВВП более чем на 4%, по новым прогнозам правительства, экономика затормозится до 1–1,3% в 2025 и 2026 годах. В-третьих, для малого бизнеса НДС станет дополнительной нагрузкой. Предприниматели будут вынуждены либо повышать цены, либо сокращать расходы, либо снижать маржинальность. Не все справятся с конкуренцией в этих условиях, и часть фирм может закрыться, что приведет к сокращению ассортимента товаров и услуг на рынке. Кроме того, власти планируют отменить ряд льгот по НДС, в частности, освобождение от налога при осуществлении операций и услуг, связанных с обслуживанием банковских карт, процессингом и эквайрингом, а также при продаже российского программного обеспечения. Это может привести к дополнительному подорожанию соответствующих услуг. Подводя итог, повышение НДС до 22% — это масштабная фискальная мера, направленная на финансирование растущих расходов бюджета, прежде всего на оборону и безопасность. Для бюджета это принесет более 4,4 триллиона рублей за три года, однако для граждан и бизнеса последствия будут ощутимыми. Цены на большинство товаров и услуг вырастут в среднем на 1,5–2%, при этом наиболее сильный эффект будет наблюдаться в декабре 2025 — январе 2026 года. Социально значимые товары останутся под защитой льготной ставки 10%, что смягчит удар для наиболее уязвимых слоев населения. Однако в долгосрочной перспективе повышение НДС приведет к снижению покупательной способности, замедлению экономического роста и усилению нагрузки на малый бизнес. Власти обещают повышенную индексацию выплат для малоимущих и переходные правила для бизнеса, однако эффективность этих мер станет ясна лишь в 2026 году».
На уходящей неделе случилось два важных экономических события. Первое — Центробанк опустил ключевую ставку до 16,5%. Второе — Госдума приняла в первом чтении законопроект о повышении НДС до 22% с 2026 года. И то и другое отразится на жизни россиян. Как падение «ключа» повлияет на кредиты и депозиты, продолжит ли ЦБ тенденцию снижения, зачем правительство хочет поднять налог на добавленную стоимость и как это отразится на ценах — ответы на эти и другие вопросы ОТР дал профессор, доктор экономических наук, председатель Совета Общероссийской общественной организации потребителей (ОООП) «Финпотребсоюз» Игорь Костиков. 24 октября Банк России снизил ключевую ставку на 0,5 процентных пункта — до 16,5% годовых. Это уже четвертое подряд снижение ставки за год. Как это решение отразится на кредитах и депозитах? Игорь Костиков: «Темп снижения оказался более осторожным, чем на предыдущих заседаниях: регулятор впервые в этом цикле опустил ставку менее чем на 100 базисных пунктов. Данное решение отражает стремление Банка России к балансу между поддержкой экономического роста и контролем над инфляционными рисками, которые остаются повышенными. Согласно заявлению регулятора, устойчивые показатели текущего роста цен значимо не изменились и остаются выше целевых 4% в пересчете на год, экономика продолжает возвращаться к траектории сбалансированного роста, однако инфляционные ожидания населения и бизнеса остаются высокими. Одновременно с решением по ставке Центробанк обновил прогнозы ключевых макроэкономических показателей на среднесрочную перспективу. Регулятор повысил ожидания по средней ключевой ставке на 2026 год до диапазона 13–15% годовых (против 12–13% в предыдущем прогнозе), что означает продолжительный период сохранения жесткой денежно-кредитной политики. Прогноз по годовой инфляции на 2026 год также повышен — до 4–5% вместо прежних 4%, что связано с действием разовых проинфляционных факторов, прежде всего предстоящим повышением НДС. При этом устойчивая инфляция, по расчетам ЦБ, достигнет целевого уровня в 4% лишь во втором полугодии 2026 года, а в 2027 году и далее будет находиться на цели. Для большинства россиян решение о снижении ключевой ставки до 16,5% имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, продолжение смягчения денежно-кредитной политики теоретически должно постепенно сделать кредиты более доступными. Однако глава Центробанка Эльвира Набиуллина подчеркнула, что в реальном выражении процентные ставки за последние месяцы значимо не изменились, а неценовые условия банковского кредитования по-прежнему остаются жесткими. Это означает, что заемщикам не стоит ожидать быстрого и значительного удешевления кредитов, особенно ипотечных. Более того, повышенный прогноз средней ставки на 2026 год свидетельствует о том, что период дорогих денег продлится как минимум еще полтора года. Регулятор открыто заявил, что сверхвысокие по историческим меркам ставки сохранятся в течение продолжительного времени, что необходимо для возвращения инфляции к цели. В то же время для вкладчиков решение ЦБ создает относительно позитивную краткосрочную перспективу. Доходность депозитов, которая активно снижалась в летние месяцы, в октябре стабилизировалась и в ряде случаев даже выросла. Крупные банки — Сбербанк, ВТБ, банк «Дом.РФ», МКБ и другие — повысили ставки по отдельным краткосрочным вкладам до 15–17% годовых перед заседанием регулятора. Такая динамика связана с тем, что кредитные организации пересмотрели свои ожидания относительно траектории ключевой ставки: многие банки переоценили скорость ее снижения и теперь корректируют депозитные предложения, чтобы не потерять клиентов и обеспечить необходимую ликвидность. Эксперты прогнозируют, что до конца 2025 года ставки по вкладам останутся двузначными, особенно по краткосрочным продуктам на три–шесть месяцев. Это дает россиянам возможность зафиксировать относительно высокую доходность на несколько месяцев вперед, хотя по долгосрочным вкладам ставки будут продолжать снижаться. Игорь Костиков: «Регулятор дал четкий сигнал: решения по ключевой ставке не предопределены и будут приниматься в зависимости от устойчивости замедления инфляции и динамики инфляционных ожиданий. Следующее заседание совета директоров по вопросу ключевой ставки намечено на 19 декабря 2025 года. Аналитики допускают как сохранение ставки на текущем уровне, так и ее дальнейшее умеренное снижение, в зависимости от макроэкономических данных. Ключевыми факторами неопределенности остаются геополитическая напряженность, ухудшение условий внешней торговли и, что особенно важно, влияние предстоящего повышения НДС на потребительские цены. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина отметила, что основной эффект на инфляцию от повышения НДС будет наблюдаться в декабре 2025 — январе 2026 года, по аналогии с опытом 2019 года, когда НДС также повышался на два процентных пункта. В более широком контексте решение Центробанка отражает сложный баланс между необходимостью поддержки экономического роста и борьбой с инфляционным давлением в условиях растущих бюджетных расходов. Годовая инфляция на 20 октября составила 8,19%, значительно превышая цель регулятора. Проинфляционные риски в среднесрочной перспективе выросли и стали преобладать над дезинфляционными, что заставляет ЦБ действовать крайне осторожно. Повышение прогноза средней ставки на 2026 год до 13–15% — это прямое указание на то, что период дешевых кредитов и низких ставок откладывается на неопределенный срок. Для домохозяйств это означает сохранение высоких расходов на обслуживание долгов, ограниченную доступность ипотеки и потребительских кредитов, но одновременно относительно привлекательные условия по сбережениям». Госдума приняла в первом чтении законопроект, который повышает с 2026 года до 22% налог на добавленную стоимость (НДС), сохраняя льготную ставку в 10% для всех социально значимых товаров. Зачем это нужно? Игорь Костиков: «Это налоговое изменение стало центральным элементом бюджетного пакета на 2026–2028 годы и вызвало широкий общественный резонанс. Согласно финансово-экономическому обоснованию, повышение НДС принесет федеральному бюджету дополнительные доходы: 1,187 триллиона рублей в 2026 году, 1,559 триллиона рублей в 2027 году и 1,677 триллиона рублей в 2028 году — в общей сложности 4,423 триллиона рублей за три года. Официальное объяснение правительства сосредоточено на необходимости финансирования растущих расходов на оборону и безопасность в условиях специальной операции. Министр финансов Антон Силуанов в ходе обсуждения законопроекта в Госдуме подчеркнул, что бюджету требуются дополнительные средства для комплексного развития систем борьбы с беспилотниками, усиления защиты на объектах транспортной и иной инфраструктуры, повышения безопасности приграничных территорий и новых регионов. По его словам, “нам нужна финансовая броня, нам нужна финансовая стабильность”, и без роста ставки НДС пришлось бы пополнять бюджет за счет инфляционного финансирования — эмиссии денег или новых заимствований, что стало бы прямым путем к росту цен. Дефицит федерального бюджета России в 2025 году увеличился до 5,74 триллиона рублей, или 2,6% ВВП, что почти на два триллиона рублей больше первоначально запланированного. Доходы растут, но расходы увеличиваются быстрее, и разрыв между ними становится все больше. В этой ситуации правительство столкнулось с выбором: либо увеличивать налоговую нагрузку, либо наращивать заимствования и дефицит бюджета. Власти выбрали первый путь, аргументируя это тем, что повышение налогов — меньшее зло по сравнению с увеличением структурного дефицита и отказом от бюджетного правила. Президент Владимир Путин на пленарном заседании дискуссионного клуба “Валдай” заявил, что повышение НДС до 22% отразится на экономике и создаст условия для ее дальнейшего развития, помогая выстроить более устойчивый баланс между расходами бюджета и политикой Центробанка. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина поддержала эту позицию, отметив, что повышение НДС даст краткосрочный всплеск цен, но не станет источником устойчивого инфляционного давления. С ее точки зрения, для цели ЦБ по снижению инфляции любое повышение налогов является меньшим злом, чем увеличение дефицита бюджета: “Чем сильнее государство наращивает дефицит, тем выше мы должны поддерживать ставки и тем меньше пространства остается для кредита частному сектору”». Игорь Костиков: «НДС — это косвенный налог, который включается в цену товаров и услуг и в конечном счете оплачивается конечными потребителями. Механизм его воздействия на цены достаточно прямой: компании, обязанные уплачивать этот налог, практически всегда закладывают возросшую фискальную нагрузку в конечную стоимость своих товаров и услуг. Более того, НДС применяется на каждой стадии производства и реализации, создавая волнообразное повышение цен по всей цепочке. В результате рост издержек происходит каскадно, усиливая итоговый эффект на потребительские цены. Министр финансов Антон Силуанов оценил влияние повышения НДС на инфляцию порядка 1% в год, и это учтено в прогнозах индексаций зарплат и социальных выплат. Экономисты дают более детальную оценку: повышение НДС ускорит рост цен на 0,6–0,7 процентных пункта разово в момент внедрения в начале 2026 года и еще доберет 0,3–0,4 процентных пункта на протяжении последующих нескольких месяцев. В сумме эффект на инфляцию будет в целом похож на опыт 2019 года, когда НДС также подняли на два процентных пункта — с 18% до 20%. Тогда по итогам 2019 года цены выросли примерно на 1,7%, что частично объяснялось именно налоговым фактором. Набиуллина уточнила, что основной эффект повышения НДС на инфляцию будет наблюдаться в декабре 2025 года и январе 2026 года, по опыту предыдущего повышения. Глава регулятора отметила, что к концу текущего года инфляционное давление в России действительно временно усилится, в том числе из-за подстройки цен и реакции инфляционных ожиданий населения и бизнеса на предстоящее повышение НДС. Точная оценка роста цен зависит от множества факторов, включая структуру издержек конкретных товаров и услуг, эластичность спроса, уровень конкуренции на рынке и способность производителей перекладывать налоговое бремя на потребителей. В среднем, при повышении НДС на два процентных пункта — с 20% до 22% — номинальный рост налоговой составляющей в цене товара составит 1,67% (рассчитывается как разница между ценой с НДС 22% и ценой с НДС 20%). Однако реальное повышение цен может быть как меньше, так и больше этой величины. Для товаров и услуг, облагаемых по базовой ставке НДС, математически рост цены составит примерно 1,67%. Например, если товар без НДС стоит 100 рублей, то с НДС 20% его цена составляет 120 рублей, а с НДС 22% — 122 рубля, что дает рост на два рубля, или 1,67% от начальной цены с НДС. Однако на практике компании могут использовать повышение НДС как повод для более значительного повышения цен, особенно в условиях низкой конкуренции. В то же время на высококонкурентных рынках производители могут частично абсорбировать налоговую нагрузку за счет оптимизации издержек или снижения маржи, чтобы не потерять клиентов. Важно учитывать, что повышение НДС затронет не все категории товаров одинаково. Законопроект сохраняет льготную ставку НДС в размере 10% для социально значимых товаров: основные продукты питания (некоторые овощи и фрукты, молочные продукты, хлебобулочные изделия, сахар-песок, сливочное масло, мясо); лекарственные средства и медицинские изделия; товары для детей; товары периодической печати и книги. Это означает, что цены на эти категории не должны существенно вырасти из-за повышения НДС. Однако подавляющее большинство других товаров и услуг — от одежды и электроники до ресторанов и развлечений — подпадут под новую базовую ставку 22% и подорожают в среднем на 1,5–2%. Дополнительное давление на цены создаст снижение порога доходов для применения упрощенной системы налогообложения (УСН) с обязательной уплатой НДС — с 60 миллионов до 10 миллионов рублей в год. Это означает, что многие представители малого бизнеса, которые ранее были освобождены от НДС и могли предлагать более низкие цены, с 2026 года будут обязаны начислять этот налог. Для них это станет серьезной дополнительной нагрузкой, которую они вынуждены будут переложить на потребителей. Согласно оценкам, эта мера позволит бюджету ежегодно получать дополнительно 200 миллиардов рублей, но одновременно приведет к росту цен в сегменте малого бизнеса — от небольших магазинов и кафе до мастерских и услуг. Игорь Костиков: «Помимо прямого влияния на цены, повышение НДС создает ряд вторичных эффектов. Во-первых, снижается покупательная способность населения: при росте цен реальный доход уменьшается, и привычная корзина продуктов или набор услуг обходится дороже. Больше всего страдают пенсионеры, семьи с детьми и люди с низким доходом, поскольку индексация выплат и зарплат не всегда покрывает инфляцию. Во-вторых, повышение НДС может оказать негативное влияние на динамику ВВП. Эффект на экономический рост будет “сложносочиненным”, поскольку необходимо сравнить вычет из потребления и вклад в ВВП по государственным расходам, отмечает эксперт российского аналитического центра. НДС — это инструмент перераспределения, который способствует росту доли государства в экономике (во всех смыслах, включая военный), однако отрицательные последствия для динамики российского ВВП, с точки зрения эксперта, будут преобладать. Минэкономразвития уже снизило свой прогноз по росту ВВП: в 2025 году, по новой оценке министерства, он составит 1% вместо апрельских оптимистичных ожиданий в 2,5%, а в следующем году — 1,3% вместо 2,4%. То есть после двух лет роста ВВП более чем на 4%, по новым прогнозам правительства, экономика затормозится до 1–1,3% в 2025 и 2026 годах. В-третьих, для малого бизнеса НДС станет дополнительной нагрузкой. Предприниматели будут вынуждены либо повышать цены, либо сокращать расходы, либо снижать маржинальность. Не все справятся с конкуренцией в этих условиях, и часть фирм может закрыться, что приведет к сокращению ассортимента товаров и услуг на рынке. Кроме того, власти планируют отменить ряд льгот по НДС, в частности, освобождение от налога при осуществлении операций и услуг, связанных с обслуживанием банковских карт, процессингом и эквайрингом, а также при продаже российского программного обеспечения. Это может привести к дополнительному подорожанию соответствующих услуг. Подводя итог, повышение НДС до 22% — это масштабная фискальная мера, направленная на финансирование растущих расходов бюджета, прежде всего на оборону и безопасность. Для бюджета это принесет более 4,4 триллиона рублей за три года, однако для граждан и бизнеса последствия будут ощутимыми. Цены на большинство товаров и услуг вырастут в среднем на 1,5–2%, при этом наиболее сильный эффект будет наблюдаться в декабре 2025 — январе 2026 года. Социально значимые товары останутся под защитой льготной ставки 10%, что смягчит удар для наиболее уязвимых слоев населения. Однако в долгосрочной перспективе повышение НДС приведет к снижению покупательной способности, замедлению экономического роста и усилению нагрузки на малый бизнес. Власти обещают повышенную индексацию выплат для малоимущих и переходные правила для бизнеса, однако эффективность этих мер станет ясна лишь в 2026 году».