В современном мире, где информация льется огромным потоком, а отличить правду от фейков все сложнее, фактчекинг становится все более актуальным и необходимым. О его важности и тонкостях рассказал телеведущий Александр Пушной в рамках познавательного проекта, созданного АНО «Диалог регионы» и «Лапша Медиа» при поддержке Минцифры.
Далее по тексту прямая речь Александра Пушного.
Раньше говорили, надо уметь отделять зерна от плевел. Сегодня говорят, провести надо фактчекинг. И это не просто модное слово или какая-то суперспособность. Умение проверять факты в XXI веке — это важное умение для каждого из нас. Если мы не хотим, конечно, оказаться обманутыми или введенными в заблуждение.
Вы, возможно, слышали, что есть такое слово «фактоид». Это изначально несуществующий факт, который, будучи опубликованным в медиа, подается как правда и получает живую реакцию и оценку. Так вот, ваше главное оружие в борьбе с фактоидами — это сомнение и критическое мышление. Так что примерим на себя роль профессионального журналиста или ученого и начнем сами делать фактчекинг.
Мы с вами уже говорили о кликбейтах. Информация, заявленная в заголовке, совсем не обязательно получит свое подтверждение в тексте. Во-вторых, разберитесь, кто, и важно, когда опубликовал эту информацию. Это большое СМИ или какой-нибудь локальный Telegram-канал? Знаком ли он вам? Какой у него охват?
Не поленитесь изучить данные о регистрации сайта. Давно ли медиа вообще существует? Теперь изучим детально название и адрес издания. Открываем ссылку. Нередко фейковые издания буквально паразитируют на авторитетных изданиях: они копируют дизайн и манеру подачи, и порой даже не отличишь.
Но в адресной строке будут отличия. Авторитетные российские медиа, как правило, имеют понятную схему построения адреса: название издания на латинице, точка, «ru». Сайты-паразиты попробуют обмануть ваше зрение. Там может быть лишняя буква или, наоборот, одна-две могут отсутствовать вовсе. А иногда там вообще может быть совершенно другой набор букв. И это касается не только веб-сайтов, но и соцсетей.
Приведу пример. 8 сентября 2022 года весь мир облетело сообщение о смерти королевы Елизаветы II, опубликованное в Twitter-аккаунте газеты Guardian. Материал разлетелся по миру, хотя в других источниках никакой информации не было. Далеко не сразу читатели заметили, что это был фейковый аккаунт.
В оригинальном аккаунте Guardian название и никнейм одинаковые, плюс галочка подтверждает, что это канал официальный. А на подделке, вместо нее другой символ, для отвода глаз. А никнейм, а никнейм и вовсе тоже другой.
Проверка автора. Это новичок или известная личность? Изучите его предыдущие публикации. На каких темах он специализировался? Хотя и авторитетные издания могут ошибаться.
Вот, например, в 2014 году в журнале Rolling Stone опубликовали резонансный материал об изнасиловании студентки в кампусе университета Вирджинии. Но поговорили только с пострадавшей. Профессиональному журналисту всегда нужны разные точки зрения, так? Так.
Коллеги из других изданий обнаружили в тексте много нестыковок. Например, в тот самый день в кампусе вообще не было вечеринок. А друзья, к которым она якобы обратилась за помощью, про эту историю вообще ни сном ни духом. Ну как это, она им пожаловалась на изнасилование, а они про это не знают? Странно. Но поезд ушел, материал к тому времени уже собрал почти три миллиона просмотров.
У каждой информации есть исходная точка. Да, та самая исходная точка. И если в материале авторы ссылаются на комментарии или заявления чиновников, уполномоченных лиц или официальные документы, изучите именно первоисточник. Когда в соцсетях Ивановской области разлетелось фейковое письмо от губернатора области с указом о «введении на территорию Ивановской области особого радиационного режима», многие запаниковали.
А могли бы вместо этого зайти на сайт главного управления МЧС, и там в тот же день был опубликован ежедневный прогноз, где черным по белому было написано: «Радиационная обстановка на территории региона в норме». Две минуты на проверку, а сколько нервных клеток спасено.
Если в материалах приводится высказывание какой-то конкретной персоны в соцсетях, проще всего перейти на эту самую страницу и убедиться в этом лично. Опять же, убедиться, что это точно официальная страница персоны. И она, ко всему прочему, не взломана. Это тоже важно.
Если вас поразила и удивила какая-нибудь фотография, ее тоже можно проверить довольно легко. Например, пилот самолета прямо на эшелоне из летящего самолета достал селфи-палку и себя сфотографировал. Фейк или не фейк?
Давайте проверим. Отправляем эту фотографию в «Яндекс.Поиск». О! И что мы видим? Мы видим, что кроме этой фотографии есть, собственно, та фотография, на основе которой и был сделан фотошоп. Вот вам и вся сенсация.
Если среди вас есть студенты, вы же знаете, да, что преподаватели стали тоже умные, и они тоже могут устроить фактчекинг вашему диплому. И если текст вашего диплома загрузить в интернет и использовать при этом сайты антиплагиата, то можно быстро выяснить, что вы этот курсовик не писали, а скопировали.
Важно! Держите свои эмоции при себе. Не поддавайтесь первой реакции. Зато обратите внимание на эмоции в тексте. В фейковых материалах эмоции, как правило, зашкаливают. А еще очень много оценочных суждений, восклицаний, порой даже истерики. Профессиональные журналисты освещают все в нейтральном, как правило, тоне. Даже тревожные и неприятные события. Они должны оставаться объективными. Это очень важно.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Телеведущий Александр Пушной рассказал о необходимости навыков фактчекинга
В современном мире, где информация льется огромным потоком, а отличить правду от фейков все сложнее, фактчекинг становится все более актуальным и необходимым. О его важности и тонкостях рассказал телеведущий Александр Пушной в рамках познавательного проекта, созданного АНО «Диалог регионы» и «Лапша Медиа» при поддержке Минцифры.
Далее по тексту прямая речь Александра Пушного.
Раньше говорили, надо уметь отделять зерна от плевел. Сегодня говорят, провести надо фактчекинг. И это не просто модное слово или какая-то суперспособность. Умение проверять факты в XXI веке — это важное умение для каждого из нас. Если мы не хотим, конечно, оказаться обманутыми или введенными в заблуждение.
Вы, возможно, слышали, что есть такое слово «фактоид». Это изначально несуществующий факт, который, будучи опубликованным в медиа, подается как правда и получает живую реакцию и оценку. Так вот, ваше главное оружие в борьбе с фактоидами — это сомнение и критическое мышление. Так что примерим на себя роль профессионального журналиста или ученого и начнем сами делать фактчекинг.
Мы с вами уже говорили о кликбейтах. Информация, заявленная в заголовке, совсем не обязательно получит свое подтверждение в тексте. Во-вторых, разберитесь, кто, и важно, когда опубликовал эту информацию. Это большое СМИ или какой-нибудь локальный Telegram-канал? Знаком ли он вам? Какой у него охват?
Не поленитесь изучить данные о регистрации сайта. Давно ли медиа вообще существует? Теперь изучим детально название и адрес издания. Открываем ссылку. Нередко фейковые издания буквально паразитируют на авторитетных изданиях: они копируют дизайн и манеру подачи, и порой даже не отличишь.
Но в адресной строке будут отличия. Авторитетные российские медиа, как правило, имеют понятную схему построения адреса: название издания на латинице, точка, «ru». Сайты-паразиты попробуют обмануть ваше зрение. Там может быть лишняя буква или, наоборот, одна-две могут отсутствовать вовсе. А иногда там вообще может быть совершенно другой набор букв. И это касается не только веб-сайтов, но и соцсетей.
Приведу пример. 8 сентября 2022 года весь мир облетело сообщение о смерти королевы Елизаветы II, опубликованное в Twitter-аккаунте газеты Guardian. Материал разлетелся по миру, хотя в других источниках никакой информации не было. Далеко не сразу читатели заметили, что это был фейковый аккаунт.
В оригинальном аккаунте Guardian название и никнейм одинаковые, плюс галочка подтверждает, что это канал официальный. А на подделке, вместо нее другой символ, для отвода глаз. А никнейм, а никнейм и вовсе тоже другой.
Проверка автора. Это новичок или известная личность? Изучите его предыдущие публикации. На каких темах он специализировался? Хотя и авторитетные издания могут ошибаться.
Вот, например, в 2014 году в журнале Rolling Stone опубликовали резонансный материал об изнасиловании студентки в кампусе университета Вирджинии. Но поговорили только с пострадавшей. Профессиональному журналисту всегда нужны разные точки зрения, так? Так.
Коллеги из других изданий обнаружили в тексте много нестыковок. Например, в тот самый день в кампусе вообще не было вечеринок. А друзья, к которым она якобы обратилась за помощью, про эту историю вообще ни сном ни духом. Ну как это, она им пожаловалась на изнасилование, а они про это не знают? Странно. Но поезд ушел, материал к тому времени уже собрал почти три миллиона просмотров.
У каждой информации есть исходная точка. Да, та самая исходная точка. И если в материале авторы ссылаются на комментарии или заявления чиновников, уполномоченных лиц или официальные документы, изучите именно первоисточник. Когда в соцсетях Ивановской области разлетелось фейковое письмо от губернатора области с указом о «введении на территорию Ивановской области особого радиационного режима», многие запаниковали.
А могли бы вместо этого зайти на сайт главного управления МЧС, и там в тот же день был опубликован ежедневный прогноз, где черным по белому было написано: «Радиационная обстановка на территории региона в норме». Две минуты на проверку, а сколько нервных клеток спасено.
Если в материалах приводится высказывание какой-то конкретной персоны в соцсетях, проще всего перейти на эту самую страницу и убедиться в этом лично. Опять же, убедиться, что это точно официальная страница персоны. И она, ко всему прочему, не взломана. Это тоже важно.
Если вас поразила и удивила какая-нибудь фотография, ее тоже можно проверить довольно легко. Например, пилот самолета прямо на эшелоне из летящего самолета достал селфи-палку и себя сфотографировал. Фейк или не фейк?
Давайте проверим. Отправляем эту фотографию в «Яндекс.Поиск». О! И что мы видим? Мы видим, что кроме этой фотографии есть, собственно, та фотография, на основе которой и был сделан фотошоп. Вот вам и вся сенсация.
Если среди вас есть студенты, вы же знаете, да, что преподаватели стали тоже умные, и они тоже могут устроить фактчекинг вашему диплому. И если текст вашего диплома загрузить в интернет и использовать при этом сайты антиплагиата, то можно быстро выяснить, что вы этот курсовик не писали, а скопировали.
Важно! Держите свои эмоции при себе. Не поддавайтесь первой реакции. Зато обратите внимание на эмоции в тексте. В фейковых материалах эмоции, как правило, зашкаливают. А еще очень много оценочных суждений, восклицаний, порой даже истерики. Профессиональные журналисты освещают все в нейтральном, как правило, тоне. Даже тревожные и неприятные события. Они должны оставаться объективными. Это очень важно.
В современном мире, где информация льется огромным потоком, а отличить правду от фейков все сложнее, фактчекинг становится все более актуальным и необходимым. О его важности и тонкостях рассказал телеведущий Александр Пушной в рамках познавательного проекта, созданного АНО «Диалог регионы» и «Лапша Медиа» при поддержке Минцифры.
Далее по тексту прямая речь Александра Пушного.
Раньше говорили, надо уметь отделять зерна от плевел. Сегодня говорят, провести надо фактчекинг. И это не просто модное слово или какая-то суперспособность. Умение проверять факты в XXI веке — это важное умение для каждого из нас. Если мы не хотим, конечно, оказаться обманутыми или введенными в заблуждение.
Вы, возможно, слышали, что есть такое слово «фактоид». Это изначально несуществующий факт, который, будучи опубликованным в медиа, подается как правда и получает живую реакцию и оценку. Так вот, ваше главное оружие в борьбе с фактоидами — это сомнение и критическое мышление. Так что примерим на себя роль профессионального журналиста или ученого и начнем сами делать фактчекинг.
Мы с вами уже говорили о кликбейтах. Информация, заявленная в заголовке, совсем не обязательно получит свое подтверждение в тексте. Во-вторых, разберитесь, кто, и важно, когда опубликовал эту информацию. Это большое СМИ или какой-нибудь локальный Telegram-канал? Знаком ли он вам? Какой у него охват?
Не поленитесь изучить данные о регистрации сайта. Давно ли медиа вообще существует? Теперь изучим детально название и адрес издания. Открываем ссылку. Нередко фейковые издания буквально паразитируют на авторитетных изданиях: они копируют дизайн и манеру подачи, и порой даже не отличишь.
Но в адресной строке будут отличия. Авторитетные российские медиа, как правило, имеют понятную схему построения адреса: название издания на латинице, точка, «ru». Сайты-паразиты попробуют обмануть ваше зрение. Там может быть лишняя буква или, наоборот, одна-две могут отсутствовать вовсе. А иногда там вообще может быть совершенно другой набор букв. И это касается не только веб-сайтов, но и соцсетей.
Приведу пример. 8 сентября 2022 года весь мир облетело сообщение о смерти королевы Елизаветы II, опубликованное в Twitter-аккаунте газеты Guardian. Материал разлетелся по миру, хотя в других источниках никакой информации не было. Далеко не сразу читатели заметили, что это был фейковый аккаунт.
В оригинальном аккаунте Guardian название и никнейм одинаковые, плюс галочка подтверждает, что это канал официальный. А на подделке, вместо нее другой символ, для отвода глаз. А никнейм, а никнейм и вовсе тоже другой.
Проверка автора. Это новичок или известная личность? Изучите его предыдущие публикации. На каких темах он специализировался? Хотя и авторитетные издания могут ошибаться.
Вот, например, в 2014 году в журнале Rolling Stone опубликовали резонансный материал об изнасиловании студентки в кампусе университета Вирджинии. Но поговорили только с пострадавшей. Профессиональному журналисту всегда нужны разные точки зрения, так? Так.
Коллеги из других изданий обнаружили в тексте много нестыковок. Например, в тот самый день в кампусе вообще не было вечеринок. А друзья, к которым она якобы обратилась за помощью, про эту историю вообще ни сном ни духом. Ну как это, она им пожаловалась на изнасилование, а они про это не знают? Странно. Но поезд ушел, материал к тому времени уже собрал почти три миллиона просмотров.
У каждой информации есть исходная точка. Да, та самая исходная точка. И если в материале авторы ссылаются на комментарии или заявления чиновников, уполномоченных лиц или официальные документы, изучите именно первоисточник. Когда в соцсетях Ивановской области разлетелось фейковое письмо от губернатора области с указом о «введении на территорию Ивановской области особого радиационного режима», многие запаниковали.
А могли бы вместо этого зайти на сайт главного управления МЧС, и там в тот же день был опубликован ежедневный прогноз, где черным по белому было написано: «Радиационная обстановка на территории региона в норме». Две минуты на проверку, а сколько нервных клеток спасено.
Если в материалах приводится высказывание какой-то конкретной персоны в соцсетях, проще всего перейти на эту самую страницу и убедиться в этом лично. Опять же, убедиться, что это точно официальная страница персоны. И она, ко всему прочему, не взломана. Это тоже важно.
Если вас поразила и удивила какая-нибудь фотография, ее тоже можно проверить довольно легко. Например, пилот самолета прямо на эшелоне из летящего самолета достал селфи-палку и себя сфотографировал. Фейк или не фейк?
Давайте проверим. Отправляем эту фотографию в «Яндекс.Поиск». О! И что мы видим? Мы видим, что кроме этой фотографии есть, собственно, та фотография, на основе которой и был сделан фотошоп. Вот вам и вся сенсация.
Если среди вас есть студенты, вы же знаете, да, что преподаватели стали тоже умные, и они тоже могут устроить фактчекинг вашему диплому. И если текст вашего диплома загрузить в интернет и использовать при этом сайты антиплагиата, то можно быстро выяснить, что вы этот курсовик не писали, а скопировали.
Важно! Держите свои эмоции при себе. Не поддавайтесь первой реакции. Зато обратите внимание на эмоции в тексте. В фейковых материалах эмоции, как правило, зашкаливают. А еще очень много оценочных суждений, восклицаний, порой даже истерики. Профессиональные журналисты освещают все в нейтральном, как правило, тоне. Даже тревожные и неприятные события. Они должны оставаться объективными. Это очень важно.