Илюхин: проверять документы нужно параллельно с тестированием детей мигрантов
Более 80% из 1762 детей мигрантов отсеяли на этапе подготовки к поступлению в российские школы. Из прошедших дальше со специальными тестами не справились 39%. Это не значит, что именно такое количество детей не сможет учиться. Однако уже сейчас в нашей стране есть около 300 тысяч несовершеннолетних иностранцев, которые нигде не занимаются. Новая проблема может усугубить ситуацию. Что собираются с этим делать — читайте в статье. С апреля Рособрнадзор получил 1762 заявления на участие детей мигрантов в тесте по русскому языку. До самого испытания по итогам первичного мониторинга не дошел 81% ребят. Основными причинами отказа стали неполный пакет документов и отсутствие свободных мест в школах, передали «Известия». Поэтому из 1762 детей к тестированию допустили лишь 335, а прошли его пока только 44 ребенка. Из них с заданиями не справились 17 человек — это 39%. Они не смогли продемонстрировать необходимый уровень владения русским языком. Тестирование провели в 10 регионах. Для поступающих в первый класс оно проходит в устном формате, а начиная со второго проверяют также навык чтения и письма. Чтобы поступить в школу, детям нужно дать 90% правильных ответов. Тест для первого класса состоит из 10 заданий, для второго-пятого класса — из 20. С шестого по девятый нужно выполнить уже 22 задания, а для зачисления в 10-11 классы — 24. Родители должны подготовить перед этим документы, которые подтверждают законность представления прав ребенка. Там же должны быть результаты анализов, подтверждающие отсутствие опасных заболеваний. Все бумаги должны быть на русском языке или иметь заверенный перевод — их отправляют на обязательную верификацию. Эти данные пока не позволяют судить о том, с каким успехом дети иностранцев будут проходить тест в будущем. Самая большая проблема, с которой столкнулись мигранты, это сбор неполного пакета документов. Вероятно, так случилось из-за того, что они не знают изменений в законах. Некоторые нововведения появились только с этого учебного года, отметил директор благотворительного фонда «ПСП» — межрегионального ресурсного центра по миграции и межнациональным отношениям Борис Панич. Он уверен, что большинство родителей соберут нужные бумаги, и детей допустят до тестирования. Пока цифры Рособрнадзора говорят лишь о плохой организации процесса со стороны региональных властей, выразил мнение профессор Государственного университета управления Владимир Волох. Так же считает и старший научный сотрудник центра экономики непрерывного образования Президентской академии Борис Илюхин. По его мнению, нужно уделить больше внимание организации приема. Илюхин убежден, что нужно менять и последовательность действий, а именно — сначала тестировать детей. Затем, по его мнению, нужно определять порядок корректирующих мероприятий для несдавших, а параллельно проверять документы и указывать родителям на ошибки. В апреле старший научный сотрудник центра экономики непрерывного образования Президентской академии Алексей Тищенко провел исследование о детях-мигрантах в российских школах. Он изучил отчетность учебных заведений и выяснил, что в 2024 году в них учились 179,6 тысячи иностранцев или детей без гражданства. С 2021-го их число выросло на 40%. Но самый пик пришелся на 2023 год — в школах тогда учились 181,5 тысяча человек. Еще есть дети с миграционной историей. Это те, кто переехал к нам из другой страны, но уже получил гражданство. Отдельной статистики по таким иностранцам нет, так как их никак особенно не выделяют. Если учитывать и детские сады, то в российских образовательных учреждениях числятся 210 тысяч детей мигрантов. А численность приезжих школьного возраста в общем может составлять до 500 тысяч человек. Получается, что образование охватывает лишь 35,9% детей иностранцев. «Введение запрета на прием в школу детей иностранцев без знания русского языка резко снижает шансы на социализацию и интеграцию в российское общество около 300 тысяч детей, проживающих на территории России. В случае получения российского гражданства (вместе с родителями) они смогут поступить в школы на общих основаниях, при этом продолжительные периоды пропуска учебы осложнят их обучение», — говорится в исследовании Тищенко. Он считает, что бороться с этим феноменом можно, если повысить доступность изучения русского языка для детей, приехавших в Россию из других стран. Логика нынешних нововведений в законах понятна, но все же есть вопросы, отметил Борис Панич. Эксперты и практики убеждены, что если требования для поступающих в 1-2 классы реальны, то детям старше уже может быть очень сложно поступить. Важно также понимать, что делать с теми, кто не прошел тест. Согласно приказу Минпросвещения, не сдавшие тест должны пройти обучение русскому языку, а через три месяца снова пройти испытания. Но сейчас нет никаких механизмов для этого дополнительного обучения. По мнению экспертов, очень вероятно, что курсы будут платными. Это значит, что за бортом системы образования окажется довольно много детей-мигрантов, выразил обеспокоенность Борис Панич. Тестирование и проверки документов у детей иностранцев стали практиковать в некоторых регионах еще в 2023-2024 годах. Внимание на это обратила научный руководитель АНО «Агентство поддержки государственных инициатив», кандидат педагогических наук Ольга Коровина. Во многих случаях для детей, не сдавших тест, создавали отельные классы или языковые курсы при школах. Но на федеральном уровне такая практика не закреплена — все зависит от возможностей и инициативы местных властей. Также сами родители могут отправить своих детей в частные образовательные центры и школы при посольствах. Можно еще обратиться в НКО или благотворительные фонды, которые занимаются адаптацией мигрантов. Но их ресурсы тоже ограничены, заметила Коровина. В любом случае эту проблему видят и говорят о ней, она поднималась и в Совете по правам человека. Там обращали внимание, что если государство не разберется с ней, то больше детей окажутся вне системы образования и попадут в зону риска по маргинализации. Это чревато правовыми и гуманитарными рисками. По нашим же законам Россия должна обеспечивать доступ к образованию всем детям на своей территории. Какая-то часть не поступивших, вероятно, вернется к себе на родину. Но многие все равно останутся и будут помогать родителям на работе и в уходе за младшими братьями и сестрами. А может, они просто будут проводить дни дома или на улице, предположил Панич. Помочь бы здесь могли бесплатные курсы русского языка, где дети подтянули бы знания, а потом сдали тест. От такой практики выиграли бы все, настаивает он. «Даже если после окончания школы такие дети вернутся к себе на родину, они все равно будут проводниками русского языка и культуры в своих странах», — пояснил свою точку зрения эксперт. Организовать такие курсы можно было бы за счет средств от покупки патентов мигрантами, предложил Борис Илюхин. Сейчас в пяти регионах действует пилотный проект по центрам адаптации мигрантов. В программу включено и месячное бесплатное обучение русскому языку. В остальных субъектах действуют методические рекомендации по социально-культурной адаптации. К ним относится и сдача теста детьми, напомнил Волхов.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Илюхин: проверять документы нужно параллельно с тестированием детей мигрантов
Более 80% из 1762 детей мигрантов отсеяли на этапе подготовки к поступлению в российские школы. Из прошедших дальше со специальными тестами не справились 39%. Это не значит, что именно такое количество детей не сможет учиться. Однако уже сейчас в нашей стране есть около 300 тысяч несовершеннолетних иностранцев, которые нигде не занимаются. Новая проблема может усугубить ситуацию. Что собираются с этим делать — читайте в статье. С апреля Рособрнадзор получил 1762 заявления на участие детей мигрантов в тесте по русскому языку. До самого испытания по итогам первичного мониторинга не дошел 81% ребят. Основными причинами отказа стали неполный пакет документов и отсутствие свободных мест в школах, передали «Известия». Поэтому из 1762 детей к тестированию допустили лишь 335, а прошли его пока только 44 ребенка. Из них с заданиями не справились 17 человек — это 39%. Они не смогли продемонстрировать необходимый уровень владения русским языком. Тестирование провели в 10 регионах. Для поступающих в первый класс оно проходит в устном формате, а начиная со второго проверяют также навык чтения и письма. Чтобы поступить в школу, детям нужно дать 90% правильных ответов. Тест для первого класса состоит из 10 заданий, для второго-пятого класса — из 20. С шестого по девятый нужно выполнить уже 22 задания, а для зачисления в 10-11 классы — 24. Родители должны подготовить перед этим документы, которые подтверждают законность представления прав ребенка. Там же должны быть результаты анализов, подтверждающие отсутствие опасных заболеваний. Все бумаги должны быть на русском языке или иметь заверенный перевод — их отправляют на обязательную верификацию. Эти данные пока не позволяют судить о том, с каким успехом дети иностранцев будут проходить тест в будущем. Самая большая проблема, с которой столкнулись мигранты, это сбор неполного пакета документов. Вероятно, так случилось из-за того, что они не знают изменений в законах. Некоторые нововведения появились только с этого учебного года, отметил директор благотворительного фонда «ПСП» — межрегионального ресурсного центра по миграции и межнациональным отношениям Борис Панич. Он уверен, что большинство родителей соберут нужные бумаги, и детей допустят до тестирования. Пока цифры Рособрнадзора говорят лишь о плохой организации процесса со стороны региональных властей, выразил мнение профессор Государственного университета управления Владимир Волох. Так же считает и старший научный сотрудник центра экономики непрерывного образования Президентской академии Борис Илюхин. По его мнению, нужно уделить больше внимание организации приема. Илюхин убежден, что нужно менять и последовательность действий, а именно — сначала тестировать детей. Затем, по его мнению, нужно определять порядок корректирующих мероприятий для несдавших, а параллельно проверять документы и указывать родителям на ошибки. В апреле старший научный сотрудник центра экономики непрерывного образования Президентской академии Алексей Тищенко провел исследование о детях-мигрантах в российских школах. Он изучил отчетность учебных заведений и выяснил, что в 2024 году в них учились 179,6 тысячи иностранцев или детей без гражданства. С 2021-го их число выросло на 40%. Но самый пик пришелся на 2023 год — в школах тогда учились 181,5 тысяча человек. Еще есть дети с миграционной историей. Это те, кто переехал к нам из другой страны, но уже получил гражданство. Отдельной статистики по таким иностранцам нет, так как их никак особенно не выделяют. Если учитывать и детские сады, то в российских образовательных учреждениях числятся 210 тысяч детей мигрантов. А численность приезжих школьного возраста в общем может составлять до 500 тысяч человек. Получается, что образование охватывает лишь 35,9% детей иностранцев. «Введение запрета на прием в школу детей иностранцев без знания русского языка резко снижает шансы на социализацию и интеграцию в российское общество около 300 тысяч детей, проживающих на территории России. В случае получения российского гражданства (вместе с родителями) они смогут поступить в школы на общих основаниях, при этом продолжительные периоды пропуска учебы осложнят их обучение», — говорится в исследовании Тищенко. Он считает, что бороться с этим феноменом можно, если повысить доступность изучения русского языка для детей, приехавших в Россию из других стран. Логика нынешних нововведений в законах понятна, но все же есть вопросы, отметил Борис Панич. Эксперты и практики убеждены, что если требования для поступающих в 1-2 классы реальны, то детям старше уже может быть очень сложно поступить. Важно также понимать, что делать с теми, кто не прошел тест. Согласно приказу Минпросвещения, не сдавшие тест должны пройти обучение русскому языку, а через три месяца снова пройти испытания. Но сейчас нет никаких механизмов для этого дополнительного обучения. По мнению экспертов, очень вероятно, что курсы будут платными. Это значит, что за бортом системы образования окажется довольно много детей-мигрантов, выразил обеспокоенность Борис Панич. Тестирование и проверки документов у детей иностранцев стали практиковать в некоторых регионах еще в 2023-2024 годах. Внимание на это обратила научный руководитель АНО «Агентство поддержки государственных инициатив», кандидат педагогических наук Ольга Коровина. Во многих случаях для детей, не сдавших тест, создавали отельные классы или языковые курсы при школах. Но на федеральном уровне такая практика не закреплена — все зависит от возможностей и инициативы местных властей. Также сами родители могут отправить своих детей в частные образовательные центры и школы при посольствах. Можно еще обратиться в НКО или благотворительные фонды, которые занимаются адаптацией мигрантов. Но их ресурсы тоже ограничены, заметила Коровина. В любом случае эту проблему видят и говорят о ней, она поднималась и в Совете по правам человека. Там обращали внимание, что если государство не разберется с ней, то больше детей окажутся вне системы образования и попадут в зону риска по маргинализации. Это чревато правовыми и гуманитарными рисками. По нашим же законам Россия должна обеспечивать доступ к образованию всем детям на своей территории. Какая-то часть не поступивших, вероятно, вернется к себе на родину. Но многие все равно останутся и будут помогать родителям на работе и в уходе за младшими братьями и сестрами. А может, они просто будут проводить дни дома или на улице, предположил Панич. Помочь бы здесь могли бесплатные курсы русского языка, где дети подтянули бы знания, а потом сдали тест. От такой практики выиграли бы все, настаивает он. «Даже если после окончания школы такие дети вернутся к себе на родину, они все равно будут проводниками русского языка и культуры в своих странах», — пояснил свою точку зрения эксперт. Организовать такие курсы можно было бы за счет средств от покупки патентов мигрантами, предложил Борис Илюхин. Сейчас в пяти регионах действует пилотный проект по центрам адаптации мигрантов. В программу включено и месячное бесплатное обучение русскому языку. В остальных субъектах действуют методические рекомендации по социально-культурной адаптации. К ним относится и сдача теста детьми, напомнил Волхов.
Более 80% из 1762 детей мигрантов отсеяли на этапе подготовки к поступлению в российские школы. Из прошедших дальше со специальными тестами не справились 39%. Это не значит, что именно такое количество детей не сможет учиться. Однако уже сейчас в нашей стране есть около 300 тысяч несовершеннолетних иностранцев, которые нигде не занимаются. Новая проблема может усугубить ситуацию. Что собираются с этим делать — читайте в статье. С апреля Рособрнадзор получил 1762 заявления на участие детей мигрантов в тесте по русскому языку. До самого испытания по итогам первичного мониторинга не дошел 81% ребят. Основными причинами отказа стали неполный пакет документов и отсутствие свободных мест в школах, передали «Известия». Поэтому из 1762 детей к тестированию допустили лишь 335, а прошли его пока только 44 ребенка. Из них с заданиями не справились 17 человек — это 39%. Они не смогли продемонстрировать необходимый уровень владения русским языком. Тестирование провели в 10 регионах. Для поступающих в первый класс оно проходит в устном формате, а начиная со второго проверяют также навык чтения и письма. Чтобы поступить в школу, детям нужно дать 90% правильных ответов. Тест для первого класса состоит из 10 заданий, для второго-пятого класса — из 20. С шестого по девятый нужно выполнить уже 22 задания, а для зачисления в 10-11 классы — 24. Родители должны подготовить перед этим документы, которые подтверждают законность представления прав ребенка. Там же должны быть результаты анализов, подтверждающие отсутствие опасных заболеваний. Все бумаги должны быть на русском языке или иметь заверенный перевод — их отправляют на обязательную верификацию. Эти данные пока не позволяют судить о том, с каким успехом дети иностранцев будут проходить тест в будущем. Самая большая проблема, с которой столкнулись мигранты, это сбор неполного пакета документов. Вероятно, так случилось из-за того, что они не знают изменений в законах. Некоторые нововведения появились только с этого учебного года, отметил директор благотворительного фонда «ПСП» — межрегионального ресурсного центра по миграции и межнациональным отношениям Борис Панич. Он уверен, что большинство родителей соберут нужные бумаги, и детей допустят до тестирования. Пока цифры Рособрнадзора говорят лишь о плохой организации процесса со стороны региональных властей, выразил мнение профессор Государственного университета управления Владимир Волох. Так же считает и старший научный сотрудник центра экономики непрерывного образования Президентской академии Борис Илюхин. По его мнению, нужно уделить больше внимание организации приема. Илюхин убежден, что нужно менять и последовательность действий, а именно — сначала тестировать детей. Затем, по его мнению, нужно определять порядок корректирующих мероприятий для несдавших, а параллельно проверять документы и указывать родителям на ошибки. В апреле старший научный сотрудник центра экономики непрерывного образования Президентской академии Алексей Тищенко провел исследование о детях-мигрантах в российских школах. Он изучил отчетность учебных заведений и выяснил, что в 2024 году в них учились 179,6 тысячи иностранцев или детей без гражданства. С 2021-го их число выросло на 40%. Но самый пик пришелся на 2023 год — в школах тогда учились 181,5 тысяча человек. Еще есть дети с миграционной историей. Это те, кто переехал к нам из другой страны, но уже получил гражданство. Отдельной статистики по таким иностранцам нет, так как их никак особенно не выделяют. Если учитывать и детские сады, то в российских образовательных учреждениях числятся 210 тысяч детей мигрантов. А численность приезжих школьного возраста в общем может составлять до 500 тысяч человек. Получается, что образование охватывает лишь 35,9% детей иностранцев. «Введение запрета на прием в школу детей иностранцев без знания русского языка резко снижает шансы на социализацию и интеграцию в российское общество около 300 тысяч детей, проживающих на территории России. В случае получения российского гражданства (вместе с родителями) они смогут поступить в школы на общих основаниях, при этом продолжительные периоды пропуска учебы осложнят их обучение», — говорится в исследовании Тищенко. Он считает, что бороться с этим феноменом можно, если повысить доступность изучения русского языка для детей, приехавших в Россию из других стран. Логика нынешних нововведений в законах понятна, но все же есть вопросы, отметил Борис Панич. Эксперты и практики убеждены, что если требования для поступающих в 1-2 классы реальны, то детям старше уже может быть очень сложно поступить. Важно также понимать, что делать с теми, кто не прошел тест. Согласно приказу Минпросвещения, не сдавшие тест должны пройти обучение русскому языку, а через три месяца снова пройти испытания. Но сейчас нет никаких механизмов для этого дополнительного обучения. По мнению экспертов, очень вероятно, что курсы будут платными. Это значит, что за бортом системы образования окажется довольно много детей-мигрантов, выразил обеспокоенность Борис Панич. Тестирование и проверки документов у детей иностранцев стали практиковать в некоторых регионах еще в 2023-2024 годах. Внимание на это обратила научный руководитель АНО «Агентство поддержки государственных инициатив», кандидат педагогических наук Ольга Коровина. Во многих случаях для детей, не сдавших тест, создавали отельные классы или языковые курсы при школах. Но на федеральном уровне такая практика не закреплена — все зависит от возможностей и инициативы местных властей. Также сами родители могут отправить своих детей в частные образовательные центры и школы при посольствах. Можно еще обратиться в НКО или благотворительные фонды, которые занимаются адаптацией мигрантов. Но их ресурсы тоже ограничены, заметила Коровина. В любом случае эту проблему видят и говорят о ней, она поднималась и в Совете по правам человека. Там обращали внимание, что если государство не разберется с ней, то больше детей окажутся вне системы образования и попадут в зону риска по маргинализации. Это чревато правовыми и гуманитарными рисками. По нашим же законам Россия должна обеспечивать доступ к образованию всем детям на своей территории. Какая-то часть не поступивших, вероятно, вернется к себе на родину. Но многие все равно останутся и будут помогать родителям на работе и в уходе за младшими братьями и сестрами. А может, они просто будут проводить дни дома или на улице, предположил Панич. Помочь бы здесь могли бесплатные курсы русского языка, где дети подтянули бы знания, а потом сдали тест. От такой практики выиграли бы все, настаивает он. «Даже если после окончания школы такие дети вернутся к себе на родину, они все равно будут проводниками русского языка и культуры в своих странах», — пояснил свою точку зрения эксперт. Организовать такие курсы можно было бы за счет средств от покупки патентов мигрантами, предложил Борис Илюхин. Сейчас в пяти регионах действует пилотный проект по центрам адаптации мигрантов. В программу включено и месячное бесплатное обучение русскому языку. В остальных субъектах действуют методические рекомендации по социально-культурной адаптации. К ним относится и сдача теста детьми, напомнил Волхов.