У православных есть немало вопросов о Пасхе, ответы на которые не так уж просто найти. Например, можно ли праздновать Воскресение Христово в компании атеистов и католиков? Не грешно ли слишком увлекаться украшательством яиц или печь трендовые «дубайские» куличи? А уместно ли подарить что-нибудь батюшке? Эти и другие популярные вопросы ОТР задал священнослужителю.
Модным веянием 2025 года стали куличи с нашумевшим дубайским шоколадом. Мнения о том, греховно ли следовать этому тренду, разделились. Как считает иеромонах Феодорит, ничего зазорного с точки зрения веры в этом нет. Главное — не увлекаться и помнить, что Пасха — это праздник радости от Воскресения Господа. И куда важнее в этот день посетить богослужение, чем размышлять, какой кулич стоит на столе.
А вот архиепископ Зеленоградский Савва (в миру — Тутунов) назвал дубайские куличи «пошлостью». Он выразил недовольство и по поводу маркетинговых уловок компаний, которые продают уже освященные куличи, якобы окропленные святой водой в процессе производства.
«То, что в обиходе именуется «освящением куличей» (признаюсь, что даже в расписании моего прихода прописано именно так), является по содержанию читаемых молитв благословением на Пасхальную трапезу. Эта особенная форма благословения обычного действия — трапезы — связана с «разрешением» поста, то есть его завершением, возможностью впервые за семь недель вкусить скоромные продукты. Окропление святой водой закрепляет совместную молитву священника и мирян», — объяснил он свою точку зрения.
Если не освятить праздничную выпечку, то она будет не пасхальным символом, а просто едой. Об этом предупредил клирик столичного храма Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе отец Максим.
«Если вы кулич не освятили, это будет не кулич, а кекс весенний. Наши предки, кстати, это хорошо понимали», — пояснил он.
Если мусульмане или иудеи хотят попробовать пасхальный кулич, в этом нет ничего плохого. Так считает врио руководителя Синодального отдела Русской православной церкви (РПЦ) по благотворительности протоиерей Михаил Потокин. Хотя он усомнился, что люди другой веры захотят употребить в пищу освященный продукт. Но в любом случае разделить трапезу с мусульманином или иудеем не считается грехом для православного. Это даже хорошо, добавил священнослужитель.
Многие не знают, как поступить со скорлупой от освященных яиц: будет ли грехом выбросить ее в мусорку? Нет, не будет, успокоил верующих Потокин. Он объяснил, что в молитве говорится: «В пищу людям освящаем». Саму скорлупу не едят, а значит, можно спокойно от нее избавляться.
Михаил Потокин призвал россиян не покупать куличи, на упаковке которых есть кресты, картины вроде «Явления Христа народу», изображение святой Матроны Московской или другая религиозная символика. Это как раз объясняется тем, что не очень хорошо, если такие упаковки потом окажутся в мусорном ведре.
Недавно прихожане новоосвященного Донского храма в Мытищах возмутились иконами в нем. Оказалось, что священные изображения выполнены методом широкоформатной печати, а не сделаны иконописцем. Представители храма назвали использование такой печати на стенах временной мерой, которая не нарушает никаких канонов, а ее критиков — «околоцерковными» людьми. Об этом написал «Подъем».
К счастью или к сожалению, технологический прогресс идет, высказался в беседе с ОТР священник Вячеслав Ланский. По его словам, иконы печатают на принтере уже несколько десятилетий. Они освящаются и через молитву священника им сообщается Божья благодать.
«Но, конечно, впечатление совершенно другое перед иконой, написанной иконописцем, который свой труд соединял не только с художественным творчеством, но и с определенным духовным видением Бога и того святого, которого он пишет. Ощущения по человеческим меркам разные. Как такового греха [в печати икон] нет, но писанные иконы — это всегда значительно большая ценность с точки зрения искусства и, наверное, духовного содержания», — добавил Ланский.
Здесь основной вопрос в том, как воспринимать понятие «вера». По некоторым данным, россиян, которые считают себя верующими и ассоциируют с православием, около 80%. А по другим — под 90%, обратил внимание Вячеслав Ланский.
«Но фактически регулярную церковную жизнь ведут 4% от общего населения. Ну, с разной степенью периодичности. Поэтому нужно понимать, что христианские праздники, культура и традиции сегодня — не только исключительно религиозная история, но и некий маркер национальной идентичности русского человека. Я русский, а значит, я православный — такая совершенно прямая связка», — пояснил священник.
Поэтому в том, что неверующие люди считают себя частью русской духовной культуры, нет никакой проблемы. По крайней мере, собеседник ОТР ее не видит.
В 2025 году и православные, и католики отмечают Пасху 20 апреля. Но что делать тем, у кого в семье или среди близких есть люди обеих вер? Если речь идет о части праздника с домашней трапезой, то нет ничего плохого и греховного в том, чтобы разделить ее с католиком. А вот совместные богослужения исключены и недопустимы, предупредил Вячеслав Ланский.
«Семейный формат празднования Пасхи не всегда носит религиозный характер. Поэтому в одной семье могут быть представители разных религий. Но с точки зрения именно религиозного культа, совместная молитва с людьми иной конфессии является определенным нарушением церковной традиции и нарушением церковного устава», — объяснил собеседник ОТР.
Главная проблема здесь в понимании Бога в разных конфессиях. Любое отличие от подлинного учения искажает сам образ Божий и его восприятие в человеке. Допустив это, верующий может исказить перспективы собственного спасения и подлинного счастья, добавил священник.
С развитием соцсетей некоторый хозяйки стали уделять особенно много внимания украшению яиц и куличей. Каждый год появляется с десяток новых способов, а техники раскрашивания становятся все причудливее. Стоит ли проявлять такую озабоченность насчет внешнего вида пасхальной еды?
«То, как будет выглядеть кулич или как будет раскрашено яйцо, не столь важно и не столь принципиально. Потому что это же определенные усилия человека, [когда] он украшает пасхальную трапезу таким образом, чтобы она отличалась от пищи в течение всего года. Поскольку Пасха — это праздник праздников и торжество торжеств», — высказался на эту тему священник.
Новые виды дизайна позволяют людям по-разному проявить свою фантазию, это не грех. Но важно, чтобы они учитывали церковную и национальную традицию и отталкивались от нее в украшательстве.
Если человек желает сделать подарок священнику на Пасху или пожертвовать что-то общине, то никто не может ему этого запретить. Это личный выбор, который другие должны уважать и принимать.
«Тем более ни для кого не секрет, что пожертвования в храмы в это время позволяют обеспечить жизнь и функционирование приходской общины на протяжении достаточно долгого времени. Помогают запастись средствами для того, чтобы пережить летние месяцы, которые обычно являются малолюдными», — обратил внимание Ланский.
Пожертвованные деньги идут на то, чтобы сохранить клир и хор. Их направляют и на другие нужды, которые сложно закрыть, пока большинство прихожан на летнем отдыхе.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Священник: совместные богослужения православных и католиков в Пасху недопустимы
У православных есть немало вопросов о Пасхе, ответы на которые не так уж просто найти. Например, можно ли праздновать Воскресение Христово в компании атеистов и католиков? Не грешно ли слишком увлекаться украшательством яиц или печь трендовые «дубайские» куличи? А уместно ли подарить что-нибудь батюшке? Эти и другие популярные вопросы ОТР задал священнослужителю.
Модным веянием 2025 года стали куличи с нашумевшим дубайским шоколадом. Мнения о том, греховно ли следовать этому тренду, разделились. Как считает иеромонах Феодорит, ничего зазорного с точки зрения веры в этом нет. Главное — не увлекаться и помнить, что Пасха — это праздник радости от Воскресения Господа. И куда важнее в этот день посетить богослужение, чем размышлять, какой кулич стоит на столе.
А вот архиепископ Зеленоградский Савва (в миру — Тутунов) назвал дубайские куличи «пошлостью». Он выразил недовольство и по поводу маркетинговых уловок компаний, которые продают уже освященные куличи, якобы окропленные святой водой в процессе производства.
«То, что в обиходе именуется «освящением куличей» (признаюсь, что даже в расписании моего прихода прописано именно так), является по содержанию читаемых молитв благословением на Пасхальную трапезу. Эта особенная форма благословения обычного действия — трапезы — связана с «разрешением» поста, то есть его завершением, возможностью впервые за семь недель вкусить скоромные продукты. Окропление святой водой закрепляет совместную молитву священника и мирян», — объяснил он свою точку зрения.
Если не освятить праздничную выпечку, то она будет не пасхальным символом, а просто едой. Об этом предупредил клирик столичного храма Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе отец Максим.
«Если вы кулич не освятили, это будет не кулич, а кекс весенний. Наши предки, кстати, это хорошо понимали», — пояснил он.
Если мусульмане или иудеи хотят попробовать пасхальный кулич, в этом нет ничего плохого. Так считает врио руководителя Синодального отдела Русской православной церкви (РПЦ) по благотворительности протоиерей Михаил Потокин. Хотя он усомнился, что люди другой веры захотят употребить в пищу освященный продукт. Но в любом случае разделить трапезу с мусульманином или иудеем не считается грехом для православного. Это даже хорошо, добавил священнослужитель.
Многие не знают, как поступить со скорлупой от освященных яиц: будет ли грехом выбросить ее в мусорку? Нет, не будет, успокоил верующих Потокин. Он объяснил, что в молитве говорится: «В пищу людям освящаем». Саму скорлупу не едят, а значит, можно спокойно от нее избавляться.
Михаил Потокин призвал россиян не покупать куличи, на упаковке которых есть кресты, картины вроде «Явления Христа народу», изображение святой Матроны Московской или другая религиозная символика. Это как раз объясняется тем, что не очень хорошо, если такие упаковки потом окажутся в мусорном ведре.
Недавно прихожане новоосвященного Донского храма в Мытищах возмутились иконами в нем. Оказалось, что священные изображения выполнены методом широкоформатной печати, а не сделаны иконописцем. Представители храма назвали использование такой печати на стенах временной мерой, которая не нарушает никаких канонов, а ее критиков — «околоцерковными» людьми. Об этом написал «Подъем».
К счастью или к сожалению, технологический прогресс идет, высказался в беседе с ОТР священник Вячеслав Ланский. По его словам, иконы печатают на принтере уже несколько десятилетий. Они освящаются и через молитву священника им сообщается Божья благодать.
«Но, конечно, впечатление совершенно другое перед иконой, написанной иконописцем, который свой труд соединял не только с художественным творчеством, но и с определенным духовным видением Бога и того святого, которого он пишет. Ощущения по человеческим меркам разные. Как такового греха [в печати икон] нет, но писанные иконы — это всегда значительно большая ценность с точки зрения искусства и, наверное, духовного содержания», — добавил Ланский.
Здесь основной вопрос в том, как воспринимать понятие «вера». По некоторым данным, россиян, которые считают себя верующими и ассоциируют с православием, около 80%. А по другим — под 90%, обратил внимание Вячеслав Ланский.
«Но фактически регулярную церковную жизнь ведут 4% от общего населения. Ну, с разной степенью периодичности. Поэтому нужно понимать, что христианские праздники, культура и традиции сегодня — не только исключительно религиозная история, но и некий маркер национальной идентичности русского человека. Я русский, а значит, я православный — такая совершенно прямая связка», — пояснил священник.
Поэтому в том, что неверующие люди считают себя частью русской духовной культуры, нет никакой проблемы. По крайней мере, собеседник ОТР ее не видит.
В 2025 году и православные, и католики отмечают Пасху 20 апреля. Но что делать тем, у кого в семье или среди близких есть люди обеих вер? Если речь идет о части праздника с домашней трапезой, то нет ничего плохого и греховного в том, чтобы разделить ее с католиком. А вот совместные богослужения исключены и недопустимы, предупредил Вячеслав Ланский.
«Семейный формат празднования Пасхи не всегда носит религиозный характер. Поэтому в одной семье могут быть представители разных религий. Но с точки зрения именно религиозного культа, совместная молитва с людьми иной конфессии является определенным нарушением церковной традиции и нарушением церковного устава», — объяснил собеседник ОТР.
Главная проблема здесь в понимании Бога в разных конфессиях. Любое отличие от подлинного учения искажает сам образ Божий и его восприятие в человеке. Допустив это, верующий может исказить перспективы собственного спасения и подлинного счастья, добавил священник.
С развитием соцсетей некоторый хозяйки стали уделять особенно много внимания украшению яиц и куличей. Каждый год появляется с десяток новых способов, а техники раскрашивания становятся все причудливее. Стоит ли проявлять такую озабоченность насчет внешнего вида пасхальной еды?
«То, как будет выглядеть кулич или как будет раскрашено яйцо, не столь важно и не столь принципиально. Потому что это же определенные усилия человека, [когда] он украшает пасхальную трапезу таким образом, чтобы она отличалась от пищи в течение всего года. Поскольку Пасха — это праздник праздников и торжество торжеств», — высказался на эту тему священник.
Новые виды дизайна позволяют людям по-разному проявить свою фантазию, это не грех. Но важно, чтобы они учитывали церковную и национальную традицию и отталкивались от нее в украшательстве.
Если человек желает сделать подарок священнику на Пасху или пожертвовать что-то общине, то никто не может ему этого запретить. Это личный выбор, который другие должны уважать и принимать.
«Тем более ни для кого не секрет, что пожертвования в храмы в это время позволяют обеспечить жизнь и функционирование приходской общины на протяжении достаточно долгого времени. Помогают запастись средствами для того, чтобы пережить летние месяцы, которые обычно являются малолюдными», — обратил внимание Ланский.
Пожертвованные деньги идут на то, чтобы сохранить клир и хор. Их направляют и на другие нужды, которые сложно закрыть, пока большинство прихожан на летнем отдыхе.
У православных есть немало вопросов о Пасхе, ответы на которые не так уж просто найти. Например, можно ли праздновать Воскресение Христово в компании атеистов и католиков? Не грешно ли слишком увлекаться украшательством яиц или печь трендовые «дубайские» куличи? А уместно ли подарить что-нибудь батюшке? Эти и другие популярные вопросы ОТР задал священнослужителю.
Модным веянием 2025 года стали куличи с нашумевшим дубайским шоколадом. Мнения о том, греховно ли следовать этому тренду, разделились. Как считает иеромонах Феодорит, ничего зазорного с точки зрения веры в этом нет. Главное — не увлекаться и помнить, что Пасха — это праздник радости от Воскресения Господа. И куда важнее в этот день посетить богослужение, чем размышлять, какой кулич стоит на столе.
А вот архиепископ Зеленоградский Савва (в миру — Тутунов) назвал дубайские куличи «пошлостью». Он выразил недовольство и по поводу маркетинговых уловок компаний, которые продают уже освященные куличи, якобы окропленные святой водой в процессе производства.
«То, что в обиходе именуется «освящением куличей» (признаюсь, что даже в расписании моего прихода прописано именно так), является по содержанию читаемых молитв благословением на Пасхальную трапезу. Эта особенная форма благословения обычного действия — трапезы — связана с «разрешением» поста, то есть его завершением, возможностью впервые за семь недель вкусить скоромные продукты. Окропление святой водой закрепляет совместную молитву священника и мирян», — объяснил он свою точку зрения.
Если не освятить праздничную выпечку, то она будет не пасхальным символом, а просто едой. Об этом предупредил клирик столичного храма Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе отец Максим.
«Если вы кулич не освятили, это будет не кулич, а кекс весенний. Наши предки, кстати, это хорошо понимали», — пояснил он.
Если мусульмане или иудеи хотят попробовать пасхальный кулич, в этом нет ничего плохого. Так считает врио руководителя Синодального отдела Русской православной церкви (РПЦ) по благотворительности протоиерей Михаил Потокин. Хотя он усомнился, что люди другой веры захотят употребить в пищу освященный продукт. Но в любом случае разделить трапезу с мусульманином или иудеем не считается грехом для православного. Это даже хорошо, добавил священнослужитель.
Многие не знают, как поступить со скорлупой от освященных яиц: будет ли грехом выбросить ее в мусорку? Нет, не будет, успокоил верующих Потокин. Он объяснил, что в молитве говорится: «В пищу людям освящаем». Саму скорлупу не едят, а значит, можно спокойно от нее избавляться.
Михаил Потокин призвал россиян не покупать куличи, на упаковке которых есть кресты, картины вроде «Явления Христа народу», изображение святой Матроны Московской или другая религиозная символика. Это как раз объясняется тем, что не очень хорошо, если такие упаковки потом окажутся в мусорном ведре.
Недавно прихожане новоосвященного Донского храма в Мытищах возмутились иконами в нем. Оказалось, что священные изображения выполнены методом широкоформатной печати, а не сделаны иконописцем. Представители храма назвали использование такой печати на стенах временной мерой, которая не нарушает никаких канонов, а ее критиков — «околоцерковными» людьми. Об этом написал «Подъем».
К счастью или к сожалению, технологический прогресс идет, высказался в беседе с ОТР священник Вячеслав Ланский. По его словам, иконы печатают на принтере уже несколько десятилетий. Они освящаются и через молитву священника им сообщается Божья благодать.
«Но, конечно, впечатление совершенно другое перед иконой, написанной иконописцем, который свой труд соединял не только с художественным творчеством, но и с определенным духовным видением Бога и того святого, которого он пишет. Ощущения по человеческим меркам разные. Как такового греха [в печати икон] нет, но писанные иконы — это всегда значительно большая ценность с точки зрения искусства и, наверное, духовного содержания», — добавил Ланский.
Здесь основной вопрос в том, как воспринимать понятие «вера». По некоторым данным, россиян, которые считают себя верующими и ассоциируют с православием, около 80%. А по другим — под 90%, обратил внимание Вячеслав Ланский.
«Но фактически регулярную церковную жизнь ведут 4% от общего населения. Ну, с разной степенью периодичности. Поэтому нужно понимать, что христианские праздники, культура и традиции сегодня — не только исключительно религиозная история, но и некий маркер национальной идентичности русского человека. Я русский, а значит, я православный — такая совершенно прямая связка», — пояснил священник.
Поэтому в том, что неверующие люди считают себя частью русской духовной культуры, нет никакой проблемы. По крайней мере, собеседник ОТР ее не видит.
В 2025 году и православные, и католики отмечают Пасху 20 апреля. Но что делать тем, у кого в семье или среди близких есть люди обеих вер? Если речь идет о части праздника с домашней трапезой, то нет ничего плохого и греховного в том, чтобы разделить ее с католиком. А вот совместные богослужения исключены и недопустимы, предупредил Вячеслав Ланский.
«Семейный формат празднования Пасхи не всегда носит религиозный характер. Поэтому в одной семье могут быть представители разных религий. Но с точки зрения именно религиозного культа, совместная молитва с людьми иной конфессии является определенным нарушением церковной традиции и нарушением церковного устава», — объяснил собеседник ОТР.
Главная проблема здесь в понимании Бога в разных конфессиях. Любое отличие от подлинного учения искажает сам образ Божий и его восприятие в человеке. Допустив это, верующий может исказить перспективы собственного спасения и подлинного счастья, добавил священник.
С развитием соцсетей некоторый хозяйки стали уделять особенно много внимания украшению яиц и куличей. Каждый год появляется с десяток новых способов, а техники раскрашивания становятся все причудливее. Стоит ли проявлять такую озабоченность насчет внешнего вида пасхальной еды?
«То, как будет выглядеть кулич или как будет раскрашено яйцо, не столь важно и не столь принципиально. Потому что это же определенные усилия человека, [когда] он украшает пасхальную трапезу таким образом, чтобы она отличалась от пищи в течение всего года. Поскольку Пасха — это праздник праздников и торжество торжеств», — высказался на эту тему священник.
Новые виды дизайна позволяют людям по-разному проявить свою фантазию, это не грех. Но важно, чтобы они учитывали церковную и национальную традицию и отталкивались от нее в украшательстве.
Если человек желает сделать подарок священнику на Пасху или пожертвовать что-то общине, то никто не может ему этого запретить. Это личный выбор, который другие должны уважать и принимать.
«Тем более ни для кого не секрет, что пожертвования в храмы в это время позволяют обеспечить жизнь и функционирование приходской общины на протяжении достаточно долгого времени. Помогают запастись средствами для того, чтобы пережить летние месяцы, которые обычно являются малолюдными», — обратил внимание Ланский.
Пожертвованные деньги идут на то, чтобы сохранить клир и хор. Их направляют и на другие нужды, которые сложно закрыть, пока большинство прихожан на летнем отдыхе.