Экономист допустил, что дефицит бензина в регионах РФ устранят в ближайшие дни
Некоторые регионы России столкнулись с нехваткой топлива с начала осени. Эксперты считают, что паниковать по этому поводу не стоит. Но все же, в чем причина уменьшения количества бензина на заправках? И когда ситуация придет в норму? В этих вопросах разбирался ОТР. С начала сентября некоторые регионы сообщили о перебоях в поставках топлива на АЗС. Например, в отдаленных районах Хабаровского края из-за дефицита топлива и очередей на заправках водители стали составлять списки покупателей. Их используют, чтобы не путаться, кто за кем должен подъехать к колонке. «АЗС Трансбункер», который поставляет топливо в Гаванский и Ванинский районы Хабаровского края, ввел ограничения на продажу в одни руки, отметила Lenta.ru. «Для того чтобы дождаться следующих поставок, введены ограничения на отпуск бензина в розницу — не более 30 литров на один бак, реализация в канистры запрещена», — заявили в компании. Дефицит бензина в организации объясняют закрытием других поставщиков. «АЗС Трансбункер» осталась единственно компанией, которая продает бензин для населения, экстренных и коммунальных служб на оба района. Продажу до 30 литров в бак с 29 сентября ввели и в Крыму. Спустя три дня ограничение ужесточили до 20 литров в бак. «Прошу крымчан не приобретать бензин впрок и осуществлять заправку транспортных средств в обычном режиме», — написал в своем Telegram-канале глава региона Сергей Аксенов. О нехватке топлива говорят и в Калуге — там некоторые заправки вообще стоят пустые. Там, где топливо есть, за литр АИ-92 просят 72 рубля, за АИ-95 – 77 рублей. Еще 2 июня 2025 года первый сорт стоил 54,22 рубля за литр, а второй — 58,34. Проблемы с поставками топлива также есть в Подмосковье, Ленобласти и на Ставрополье. Кроме того, о них заявили в Курской, Рязанской, Нижегородской и Ростовской областях. Попали в список еще Поволжье и Дальний Восток. Региональные власти объясняют проблемы нарушением графика поставок горючего с нефтебаз и Санкт-Петербургской товарной биржи, которая торгует нефтью и нефтепродуктами. Основная причина локальных дефицитов топлива кроется в сокращении производственных мощностей. Как пояснил Владимир Поклад, директор департамента управленческого консалтинга группы «Деловой профиль», это произошло после плановых и внеплановых остановками НПЗ, а также сокращением переработки нефти. По данным за январь–август 2025 года, суточное производство бензина в России сократилось с 123,6 до 102,2 тыс. тонн. На этом фоне растущий спрос на качественное топливо усугубил рыночный дисбаланс. Сложности с логистикой дополнительно повлияли на ситуацию, отметил зампред наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев. Еще в 2024 году поменялись схемы провозки нефтепродуктов по железным дорогам. Из-за этого сократились поставки на Дальний Восток, а мощностей местных НПЗ оказалось недостаточно для удовлетворения спроса. Сейчас на железных дорогах не хватает подвижного состава. Цистерны простаивают на нефтебазах. Особенно картина характерна для юга Дальнего Востока, добавил Поклад. Топливо попадает сначала на оптовый рынок, а потом — в розницу. Если у оптовиков нет бензина, они закупают его на бирже. Но когда на рынке появляются опасения, что поставки задержат или будет дефицит, то они закупаются сверх необходимости. Из-за этого возникает повышенный спрос, который некоторые регуляторы считают спекулятивным. Он, разумеется, тянет вверх и цены, пояснил Гусев. Помимо объективных причин некоторой нехватки топлива, масла в огонь подлил искусственный ажиотаж. Первым это почувствовали независимые АЗС. Они перестали на время закупать бензин, чтобы не торговать себе в убыток. Увидев это, люди стали паниковать, заливая полные баки и затаривая канистры. Тем самым они повысили спрос еще сильнее. «Люди не разбираются, почему нет бензина, — сгорел он где-то по пути или владелец АЗС его просто не купил, чтобы не торговать в убыток. Люди начинают паниковать, заправляют полный бак и канистры, суточные проливы на АЗС возрастают, а графики подвоза топлива не меняются так быстро, как этого требует ситуация», — объяснил заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. Ситуация с топливом в России нормальная, но в некоторых регионах действительно есть определенный дефицит. Такое мнение в разговоре с ОТР выразил доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов ГУУ, политолог Максим Чирков. Это регионы, где есть определенные ограничения, касающиеся транспорта или рисков транспортировки. К тому же сейчас сезон повышенного спроса. «Потому что в России сейчас в целом еще есть туристический сезон, и он во многих регионах продолжается. Также это период уборки урожая и вообще других сельскохозяйственных работ, любых сельскохозяйственных работ, когда создается повышенный спрос на топливо. Безусловно, есть роль искусственного ажиотажа, потому что некоторые СМИ, особенно из недружественных стран, любят поспекулировать на эту тему. Это касается и некоторых блогеров», — отметил эксперт. Но искусственный ажиотаж поддерживать долго не получится. Россия — производитель и экспортер топлива, нефтепродуктов и энергии. Поэтому каких-то долгосрочных сложностей не будет, уверен собеседник ОТР. «Это гарантировано государством и специализацией российской экономики. Но краткосрочные проявления дефицита вполне могут быть, и к этому надо относиться абсолютно спокойно и прагматично. В России принимаются меры и ограничения экспорта топлива. Это очень серьезные меры, и они неминуемо выровняют рынок», — продолжил экономист. По мере стабилизации спроса ситуация выровняется. Закончится сезон повышенного потребления, связанный с туризмом и уборкой урожая. После лета идет традиционный спад бизнес-активности, которая на данный момент возобновляется. «Сейчас все начинает опережающими темпами работать в российской экономике. В одном смысле в течение скольких-то дней, максимум недель, — да, безусловно, ситуация выправится, в этом нет никаких сомнений», — подытожил Максим Чирков.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Экономист допустил, что дефицит бензина в регионах РФ устранят в ближайшие дни
Некоторые регионы России столкнулись с нехваткой топлива с начала осени. Эксперты считают, что паниковать по этому поводу не стоит. Но все же, в чем причина уменьшения количества бензина на заправках? И когда ситуация придет в норму? В этих вопросах разбирался ОТР. С начала сентября некоторые регионы сообщили о перебоях в поставках топлива на АЗС. Например, в отдаленных районах Хабаровского края из-за дефицита топлива и очередей на заправках водители стали составлять списки покупателей. Их используют, чтобы не путаться, кто за кем должен подъехать к колонке. «АЗС Трансбункер», который поставляет топливо в Гаванский и Ванинский районы Хабаровского края, ввел ограничения на продажу в одни руки, отметила Lenta.ru. «Для того чтобы дождаться следующих поставок, введены ограничения на отпуск бензина в розницу — не более 30 литров на один бак, реализация в канистры запрещена», — заявили в компании. Дефицит бензина в организации объясняют закрытием других поставщиков. «АЗС Трансбункер» осталась единственно компанией, которая продает бензин для населения, экстренных и коммунальных служб на оба района. Продажу до 30 литров в бак с 29 сентября ввели и в Крыму. Спустя три дня ограничение ужесточили до 20 литров в бак. «Прошу крымчан не приобретать бензин впрок и осуществлять заправку транспортных средств в обычном режиме», — написал в своем Telegram-канале глава региона Сергей Аксенов. О нехватке топлива говорят и в Калуге — там некоторые заправки вообще стоят пустые. Там, где топливо есть, за литр АИ-92 просят 72 рубля, за АИ-95 – 77 рублей. Еще 2 июня 2025 года первый сорт стоил 54,22 рубля за литр, а второй — 58,34. Проблемы с поставками топлива также есть в Подмосковье, Ленобласти и на Ставрополье. Кроме того, о них заявили в Курской, Рязанской, Нижегородской и Ростовской областях. Попали в список еще Поволжье и Дальний Восток. Региональные власти объясняют проблемы нарушением графика поставок горючего с нефтебаз и Санкт-Петербургской товарной биржи, которая торгует нефтью и нефтепродуктами. Основная причина локальных дефицитов топлива кроется в сокращении производственных мощностей. Как пояснил Владимир Поклад, директор департамента управленческого консалтинга группы «Деловой профиль», это произошло после плановых и внеплановых остановками НПЗ, а также сокращением переработки нефти. По данным за январь–август 2025 года, суточное производство бензина в России сократилось с 123,6 до 102,2 тыс. тонн. На этом фоне растущий спрос на качественное топливо усугубил рыночный дисбаланс. Сложности с логистикой дополнительно повлияли на ситуацию, отметил зампред наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев. Еще в 2024 году поменялись схемы провозки нефтепродуктов по железным дорогам. Из-за этого сократились поставки на Дальний Восток, а мощностей местных НПЗ оказалось недостаточно для удовлетворения спроса. Сейчас на железных дорогах не хватает подвижного состава. Цистерны простаивают на нефтебазах. Особенно картина характерна для юга Дальнего Востока, добавил Поклад. Топливо попадает сначала на оптовый рынок, а потом — в розницу. Если у оптовиков нет бензина, они закупают его на бирже. Но когда на рынке появляются опасения, что поставки задержат или будет дефицит, то они закупаются сверх необходимости. Из-за этого возникает повышенный спрос, который некоторые регуляторы считают спекулятивным. Он, разумеется, тянет вверх и цены, пояснил Гусев. Помимо объективных причин некоторой нехватки топлива, масла в огонь подлил искусственный ажиотаж. Первым это почувствовали независимые АЗС. Они перестали на время закупать бензин, чтобы не торговать себе в убыток. Увидев это, люди стали паниковать, заливая полные баки и затаривая канистры. Тем самым они повысили спрос еще сильнее. «Люди не разбираются, почему нет бензина, — сгорел он где-то по пути или владелец АЗС его просто не купил, чтобы не торговать в убыток. Люди начинают паниковать, заправляют полный бак и канистры, суточные проливы на АЗС возрастают, а графики подвоза топлива не меняются так быстро, как этого требует ситуация», — объяснил заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. Ситуация с топливом в России нормальная, но в некоторых регионах действительно есть определенный дефицит. Такое мнение в разговоре с ОТР выразил доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов ГУУ, политолог Максим Чирков. Это регионы, где есть определенные ограничения, касающиеся транспорта или рисков транспортировки. К тому же сейчас сезон повышенного спроса. «Потому что в России сейчас в целом еще есть туристический сезон, и он во многих регионах продолжается. Также это период уборки урожая и вообще других сельскохозяйственных работ, любых сельскохозяйственных работ, когда создается повышенный спрос на топливо. Безусловно, есть роль искусственного ажиотажа, потому что некоторые СМИ, особенно из недружественных стран, любят поспекулировать на эту тему. Это касается и некоторых блогеров», — отметил эксперт. Но искусственный ажиотаж поддерживать долго не получится. Россия — производитель и экспортер топлива, нефтепродуктов и энергии. Поэтому каких-то долгосрочных сложностей не будет, уверен собеседник ОТР. «Это гарантировано государством и специализацией российской экономики. Но краткосрочные проявления дефицита вполне могут быть, и к этому надо относиться абсолютно спокойно и прагматично. В России принимаются меры и ограничения экспорта топлива. Это очень серьезные меры, и они неминуемо выровняют рынок», — продолжил экономист. По мере стабилизации спроса ситуация выровняется. Закончится сезон повышенного потребления, связанный с туризмом и уборкой урожая. После лета идет традиционный спад бизнес-активности, которая на данный момент возобновляется. «Сейчас все начинает опережающими темпами работать в российской экономике. В одном смысле в течение скольких-то дней, максимум недель, — да, безусловно, ситуация выправится, в этом нет никаких сомнений», — подытожил Максим Чирков.
Некоторые регионы России столкнулись с нехваткой топлива с начала осени. Эксперты считают, что паниковать по этому поводу не стоит. Но все же, в чем причина уменьшения количества бензина на заправках? И когда ситуация придет в норму? В этих вопросах разбирался ОТР. С начала сентября некоторые регионы сообщили о перебоях в поставках топлива на АЗС. Например, в отдаленных районах Хабаровского края из-за дефицита топлива и очередей на заправках водители стали составлять списки покупателей. Их используют, чтобы не путаться, кто за кем должен подъехать к колонке. «АЗС Трансбункер», который поставляет топливо в Гаванский и Ванинский районы Хабаровского края, ввел ограничения на продажу в одни руки, отметила Lenta.ru. «Для того чтобы дождаться следующих поставок, введены ограничения на отпуск бензина в розницу — не более 30 литров на один бак, реализация в канистры запрещена», — заявили в компании. Дефицит бензина в организации объясняют закрытием других поставщиков. «АЗС Трансбункер» осталась единственно компанией, которая продает бензин для населения, экстренных и коммунальных служб на оба района. Продажу до 30 литров в бак с 29 сентября ввели и в Крыму. Спустя три дня ограничение ужесточили до 20 литров в бак. «Прошу крымчан не приобретать бензин впрок и осуществлять заправку транспортных средств в обычном режиме», — написал в своем Telegram-канале глава региона Сергей Аксенов. О нехватке топлива говорят и в Калуге — там некоторые заправки вообще стоят пустые. Там, где топливо есть, за литр АИ-92 просят 72 рубля, за АИ-95 – 77 рублей. Еще 2 июня 2025 года первый сорт стоил 54,22 рубля за литр, а второй — 58,34. Проблемы с поставками топлива также есть в Подмосковье, Ленобласти и на Ставрополье. Кроме того, о них заявили в Курской, Рязанской, Нижегородской и Ростовской областях. Попали в список еще Поволжье и Дальний Восток. Региональные власти объясняют проблемы нарушением графика поставок горючего с нефтебаз и Санкт-Петербургской товарной биржи, которая торгует нефтью и нефтепродуктами. Основная причина локальных дефицитов топлива кроется в сокращении производственных мощностей. Как пояснил Владимир Поклад, директор департамента управленческого консалтинга группы «Деловой профиль», это произошло после плановых и внеплановых остановками НПЗ, а также сокращением переработки нефти. По данным за январь–август 2025 года, суточное производство бензина в России сократилось с 123,6 до 102,2 тыс. тонн. На этом фоне растущий спрос на качественное топливо усугубил рыночный дисбаланс. Сложности с логистикой дополнительно повлияли на ситуацию, отметил зампред наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев. Еще в 2024 году поменялись схемы провозки нефтепродуктов по железным дорогам. Из-за этого сократились поставки на Дальний Восток, а мощностей местных НПЗ оказалось недостаточно для удовлетворения спроса. Сейчас на железных дорогах не хватает подвижного состава. Цистерны простаивают на нефтебазах. Особенно картина характерна для юга Дальнего Востока, добавил Поклад. Топливо попадает сначала на оптовый рынок, а потом — в розницу. Если у оптовиков нет бензина, они закупают его на бирже. Но когда на рынке появляются опасения, что поставки задержат или будет дефицит, то они закупаются сверх необходимости. Из-за этого возникает повышенный спрос, который некоторые регуляторы считают спекулятивным. Он, разумеется, тянет вверх и цены, пояснил Гусев. Помимо объективных причин некоторой нехватки топлива, масла в огонь подлил искусственный ажиотаж. Первым это почувствовали независимые АЗС. Они перестали на время закупать бензин, чтобы не торговать себе в убыток. Увидев это, люди стали паниковать, заливая полные баки и затаривая канистры. Тем самым они повысили спрос еще сильнее. «Люди не разбираются, почему нет бензина, — сгорел он где-то по пути или владелец АЗС его просто не купил, чтобы не торговать в убыток. Люди начинают паниковать, заправляют полный бак и канистры, суточные проливы на АЗС возрастают, а графики подвоза топлива не меняются так быстро, как этого требует ситуация», — объяснил заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. Ситуация с топливом в России нормальная, но в некоторых регионах действительно есть определенный дефицит. Такое мнение в разговоре с ОТР выразил доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов ГУУ, политолог Максим Чирков. Это регионы, где есть определенные ограничения, касающиеся транспорта или рисков транспортировки. К тому же сейчас сезон повышенного спроса. «Потому что в России сейчас в целом еще есть туристический сезон, и он во многих регионах продолжается. Также это период уборки урожая и вообще других сельскохозяйственных работ, любых сельскохозяйственных работ, когда создается повышенный спрос на топливо. Безусловно, есть роль искусственного ажиотажа, потому что некоторые СМИ, особенно из недружественных стран, любят поспекулировать на эту тему. Это касается и некоторых блогеров», — отметил эксперт. Но искусственный ажиотаж поддерживать долго не получится. Россия — производитель и экспортер топлива, нефтепродуктов и энергии. Поэтому каких-то долгосрочных сложностей не будет, уверен собеседник ОТР. «Это гарантировано государством и специализацией российской экономики. Но краткосрочные проявления дефицита вполне могут быть, и к этому надо относиться абсолютно спокойно и прагматично. В России принимаются меры и ограничения экспорта топлива. Это очень серьезные меры, и они неминуемо выровняют рынок», — продолжил экономист. По мере стабилизации спроса ситуация выровняется. Закончится сезон повышенного потребления, связанный с туризмом и уборкой урожая. После лета идет традиционный спад бизнес-активности, которая на данный момент возобновляется. «Сейчас все начинает опережающими темпами работать в российской экономике. В одном смысле в течение скольких-то дней, максимум недель, — да, безусловно, ситуация выправится, в этом нет никаких сомнений», — подытожил Максим Чирков.