Ильин день 2024: чудеса Ильи Пророка и русские обычаи
2 августа православные христиане вспоминают ветхозаветного пророка Илию. Наряду с Николаем Чудотворцем (Николаем-Угодником) он является одним из самых почитаемых в России святых. Грозный святой Илия или, как его часто называют, Илья-пророк считается покровителем плодородия, урожая, повелителем дождя, небесного огня – молний и грома. Илья-пророк появился на свет около 900-го года до Рождества Христова в городе Фисвы. Поэтому-то некоторые источники и называют его – Илья Фесвитянин. В Библии поясняется, что этот населенный пункт находился «по правую сторону Кидия Неффалимова, в Галилее, выше Асира» – на севере Израиля у границы с Ливаном. Илия посвятил жизнь служению Богу. Был ревностным хранителем благочестия, веры, обличителем идолопоклонства. Ведь именно тогда жена израильского царя Ахава уговорила супруга отступить от веры в Единого Бога и принять язычество. За этим последовали гонения и убийства проповедников и пророков. Но Илья Фесвитянин ходил по Иудее и призывал не отрекаться от веры. Примечательно, что почитают Илью-пророка не только православные, но и мусульмане. В священном Коране встречается упоминание пророка Ильяса или Ильясина, отождествляемого с Ильей Фесвитянином. По тексту писания, Аллах направил Ильяса в числе других пророков к народу Израиля из-за того, что люди отказались от истиной веры и стали поклоняться идолам. Илья-пророк стал первым из святых, которых начали почитать на Руси, сообщало издание «Правмир». Первый храм во имя пророка Илии возвели в IX веке в Киеве. Позже княгиня Ольга приказала построить еще один храм в селе Выбуты Псковской области. За отказ от веры в Единого Бога Илья-пророк наслал на Израиль трехлетнюю засуху и голод, рассказал ОТР священник Николай Савченко храма Петра Митрополита Московского на Роменской улице в Санкт-Петербурге. На третий год засухи Илия предложил царю Ахаву устроить состязание между ним и языческими жрецами, чтобы наглядно продемонстрировать, чей бог является истинным, а чьи – ложные. Участникам предстояло молитвой вызвать огонь с неба. «Вначале жрецы по-разному пытались вызвать огонь, у них не получилось. Тогда Илья-пророк собрал жертвенник из камней, на эти камни положил дрова, затем сказал, чтобы все это облили водой. По его молитвам сошел огонь и было произведено жертвоприношение. И тогда Илья-пророк вынул меч и заколол многих жрецов. Это такое грозное событие было», – пояснил священник. Илья Фесвитянин вел скромный, аскетичный образ жизни, ходил по пустыне в простой власянице, часто терпел жару, голод и жажду. Но несмотря на тяготы проповедничества, вера его не ослабела. Когда пришло время, Господь, по словам Николая Савченко, забрал пророка на небо прямо в теле. Это сопровождалось раскатами грома и всполохами молний. «Поэтому народное представление было, что Илья-пророк с громом и молниями ездит на колеснице по небу. Ни в Священном Писании, ни в его толковании, этого нет. Но у людей была такая ассоциация с громом и молниями. Поэтому была народная традиция, когда люди боялись грома и молний, люди просили помощи и заступничества у Ильи-пророка, чтобы молния не ударила в дом или по ним самим», – добавил он. Традиции празднования Ильина дня 2 августа немного разнятся в зависимости от региона. Так в Пермском крае в этот день переставали играть на семиствольных флейтах, а в Коми наоборот начинался сезон игры на разновидности флейты чипсане. Общими, по информации сайта «Культура.рф», являются несколько моментов: прекращение полевых работ, молитвы, крестный ход, коллективная трапеза и народные гуляния с танцами, хороводами и песнями. Ильин день знаменовал собой начало осени и жатвы зерновых, что отразилось в народном фольклоре: на Илью до обеда лето, а после — осень; с Ильина дня ночь длинна и вода холодна; Илья лето кончает — жито зачинает. Первые скошенные колосья ржи наши предки ставили в красный угол к иконам. 19 августа, на Спасов день, их зерна освещали и сеяли следующей весной. А еще колоски считались целебными – из них плели пояса, которые, как считалось, помогали от болей спине. Существовал также обряд «завивания бороды», когда на поле в дар Илье Фесвитянину оставляли нескошенный участок. Колоски собирали в пучок, наклоняли над куском хлеба со словами: «Вот тебе, Илья, соломенная борода, а на будущий год уроди нам хлеба города». 2 августа православным прихожанам следует посетить церковную службу и прочитать дома кондак, тропарик и молитву Илье Фесвитянину. А еще постараться совершить в этот день как можно больше добрых дел, особенно для тех, кто в этом нуждается. Илья-пророк был аскетом, поэтому не стоит в этот день нарушать нормы христианского аскетизма, посоветовал Николай Савченко. То есть предаваться пьянству или обжорству. Многие народные обычаи этого дня не имеют религиозного обоснования и остались со времен язычества, подчеркнул священник. Например, на Илью-пророка запрещалось купаться. Церковного объяснения этой традиции нет, уточнил Николай Савченко, это просто народный обычай, грехом купание 2 августа не считается. Священник не исключил, что традиция пошла с тех времен, когда примерно в эти же даты язычники отмечали Перунов день. Но 28 июля, в День Крещения Руси, наши предки вышли к водоемам, срубили идолы Перуна и бросили статуи бога грома и молний в воду. «Есть версия, что в эти дни русские язычники не купались. Так как это было время почитания бога огня. А когда пошло почитание Илья-пророка, то традиция как бы перешла. Но это одна из версий, может, наиболее правдоподобных. Что это из глубин веков такая традиция перешла на день пророка Ильи», – предположил собеседник ОТР. Раньше считалось, что купаясь 2 августа, можно утонуть. Многие придерживаются этой традиции и в наши дни. Хотя сейчас уже есть научное объяснение, почему в средней полосе России не стоит купаться в последний месяц лета. Утонуть – не утонешь, но в августе стоячие водоемы зацветают из-за активного размножения микроорганизмов. Такая вода может привести к воспалению кожи и отравлениям.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Ильин день 2024: чудеса Ильи Пророка и русские обычаи
2 августа православные христиане вспоминают ветхозаветного пророка Илию. Наряду с Николаем Чудотворцем (Николаем-Угодником) он является одним из самых почитаемых в России святых. Грозный святой Илия или, как его часто называют, Илья-пророк считается покровителем плодородия, урожая, повелителем дождя, небесного огня – молний и грома. Илья-пророк появился на свет около 900-го года до Рождества Христова в городе Фисвы. Поэтому-то некоторые источники и называют его – Илья Фесвитянин. В Библии поясняется, что этот населенный пункт находился «по правую сторону Кидия Неффалимова, в Галилее, выше Асира» – на севере Израиля у границы с Ливаном. Илия посвятил жизнь служению Богу. Был ревностным хранителем благочестия, веры, обличителем идолопоклонства. Ведь именно тогда жена израильского царя Ахава уговорила супруга отступить от веры в Единого Бога и принять язычество. За этим последовали гонения и убийства проповедников и пророков. Но Илья Фесвитянин ходил по Иудее и призывал не отрекаться от веры. Примечательно, что почитают Илью-пророка не только православные, но и мусульмане. В священном Коране встречается упоминание пророка Ильяса или Ильясина, отождествляемого с Ильей Фесвитянином. По тексту писания, Аллах направил Ильяса в числе других пророков к народу Израиля из-за того, что люди отказались от истиной веры и стали поклоняться идолам. Илья-пророк стал первым из святых, которых начали почитать на Руси, сообщало издание «Правмир». Первый храм во имя пророка Илии возвели в IX веке в Киеве. Позже княгиня Ольга приказала построить еще один храм в селе Выбуты Псковской области. За отказ от веры в Единого Бога Илья-пророк наслал на Израиль трехлетнюю засуху и голод, рассказал ОТР священник Николай Савченко храма Петра Митрополита Московского на Роменской улице в Санкт-Петербурге. На третий год засухи Илия предложил царю Ахаву устроить состязание между ним и языческими жрецами, чтобы наглядно продемонстрировать, чей бог является истинным, а чьи – ложные. Участникам предстояло молитвой вызвать огонь с неба. «Вначале жрецы по-разному пытались вызвать огонь, у них не получилось. Тогда Илья-пророк собрал жертвенник из камней, на эти камни положил дрова, затем сказал, чтобы все это облили водой. По его молитвам сошел огонь и было произведено жертвоприношение. И тогда Илья-пророк вынул меч и заколол многих жрецов. Это такое грозное событие было», – пояснил священник. Илья Фесвитянин вел скромный, аскетичный образ жизни, ходил по пустыне в простой власянице, часто терпел жару, голод и жажду. Но несмотря на тяготы проповедничества, вера его не ослабела. Когда пришло время, Господь, по словам Николая Савченко, забрал пророка на небо прямо в теле. Это сопровождалось раскатами грома и всполохами молний. «Поэтому народное представление было, что Илья-пророк с громом и молниями ездит на колеснице по небу. Ни в Священном Писании, ни в его толковании, этого нет. Но у людей была такая ассоциация с громом и молниями. Поэтому была народная традиция, когда люди боялись грома и молний, люди просили помощи и заступничества у Ильи-пророка, чтобы молния не ударила в дом или по ним самим», – добавил он. Традиции празднования Ильина дня 2 августа немного разнятся в зависимости от региона. Так в Пермском крае в этот день переставали играть на семиствольных флейтах, а в Коми наоборот начинался сезон игры на разновидности флейты чипсане. Общими, по информации сайта «Культура.рф», являются несколько моментов: прекращение полевых работ, молитвы, крестный ход, коллективная трапеза и народные гуляния с танцами, хороводами и песнями. Ильин день знаменовал собой начало осени и жатвы зерновых, что отразилось в народном фольклоре: на Илью до обеда лето, а после — осень; с Ильина дня ночь длинна и вода холодна; Илья лето кончает — жито зачинает. Первые скошенные колосья ржи наши предки ставили в красный угол к иконам. 19 августа, на Спасов день, их зерна освещали и сеяли следующей весной. А еще колоски считались целебными – из них плели пояса, которые, как считалось, помогали от болей спине. Существовал также обряд «завивания бороды», когда на поле в дар Илье Фесвитянину оставляли нескошенный участок. Колоски собирали в пучок, наклоняли над куском хлеба со словами: «Вот тебе, Илья, соломенная борода, а на будущий год уроди нам хлеба города». 2 августа православным прихожанам следует посетить церковную службу и прочитать дома кондак, тропарик и молитву Илье Фесвитянину. А еще постараться совершить в этот день как можно больше добрых дел, особенно для тех, кто в этом нуждается. Илья-пророк был аскетом, поэтому не стоит в этот день нарушать нормы христианского аскетизма, посоветовал Николай Савченко. То есть предаваться пьянству или обжорству. Многие народные обычаи этого дня не имеют религиозного обоснования и остались со времен язычества, подчеркнул священник. Например, на Илью-пророка запрещалось купаться. Церковного объяснения этой традиции нет, уточнил Николай Савченко, это просто народный обычай, грехом купание 2 августа не считается. Священник не исключил, что традиция пошла с тех времен, когда примерно в эти же даты язычники отмечали Перунов день. Но 28 июля, в День Крещения Руси, наши предки вышли к водоемам, срубили идолы Перуна и бросили статуи бога грома и молний в воду. «Есть версия, что в эти дни русские язычники не купались. Так как это было время почитания бога огня. А когда пошло почитание Илья-пророка, то традиция как бы перешла. Но это одна из версий, может, наиболее правдоподобных. Что это из глубин веков такая традиция перешла на день пророка Ильи», – предположил собеседник ОТР. Раньше считалось, что купаясь 2 августа, можно утонуть. Многие придерживаются этой традиции и в наши дни. Хотя сейчас уже есть научное объяснение, почему в средней полосе России не стоит купаться в последний месяц лета. Утонуть – не утонешь, но в августе стоячие водоемы зацветают из-за активного размножения микроорганизмов. Такая вода может привести к воспалению кожи и отравлениям.
2 августа православные христиане вспоминают ветхозаветного пророка Илию. Наряду с Николаем Чудотворцем (Николаем-Угодником) он является одним из самых почитаемых в России святых. Грозный святой Илия или, как его часто называют, Илья-пророк считается покровителем плодородия, урожая, повелителем дождя, небесного огня – молний и грома. Илья-пророк появился на свет около 900-го года до Рождества Христова в городе Фисвы. Поэтому-то некоторые источники и называют его – Илья Фесвитянин. В Библии поясняется, что этот населенный пункт находился «по правую сторону Кидия Неффалимова, в Галилее, выше Асира» – на севере Израиля у границы с Ливаном. Илия посвятил жизнь служению Богу. Был ревностным хранителем благочестия, веры, обличителем идолопоклонства. Ведь именно тогда жена израильского царя Ахава уговорила супруга отступить от веры в Единого Бога и принять язычество. За этим последовали гонения и убийства проповедников и пророков. Но Илья Фесвитянин ходил по Иудее и призывал не отрекаться от веры. Примечательно, что почитают Илью-пророка не только православные, но и мусульмане. В священном Коране встречается упоминание пророка Ильяса или Ильясина, отождествляемого с Ильей Фесвитянином. По тексту писания, Аллах направил Ильяса в числе других пророков к народу Израиля из-за того, что люди отказались от истиной веры и стали поклоняться идолам. Илья-пророк стал первым из святых, которых начали почитать на Руси, сообщало издание «Правмир». Первый храм во имя пророка Илии возвели в IX веке в Киеве. Позже княгиня Ольга приказала построить еще один храм в селе Выбуты Псковской области. За отказ от веры в Единого Бога Илья-пророк наслал на Израиль трехлетнюю засуху и голод, рассказал ОТР священник Николай Савченко храма Петра Митрополита Московского на Роменской улице в Санкт-Петербурге. На третий год засухи Илия предложил царю Ахаву устроить состязание между ним и языческими жрецами, чтобы наглядно продемонстрировать, чей бог является истинным, а чьи – ложные. Участникам предстояло молитвой вызвать огонь с неба. «Вначале жрецы по-разному пытались вызвать огонь, у них не получилось. Тогда Илья-пророк собрал жертвенник из камней, на эти камни положил дрова, затем сказал, чтобы все это облили водой. По его молитвам сошел огонь и было произведено жертвоприношение. И тогда Илья-пророк вынул меч и заколол многих жрецов. Это такое грозное событие было», – пояснил священник. Илья Фесвитянин вел скромный, аскетичный образ жизни, ходил по пустыне в простой власянице, часто терпел жару, голод и жажду. Но несмотря на тяготы проповедничества, вера его не ослабела. Когда пришло время, Господь, по словам Николая Савченко, забрал пророка на небо прямо в теле. Это сопровождалось раскатами грома и всполохами молний. «Поэтому народное представление было, что Илья-пророк с громом и молниями ездит на колеснице по небу. Ни в Священном Писании, ни в его толковании, этого нет. Но у людей была такая ассоциация с громом и молниями. Поэтому была народная традиция, когда люди боялись грома и молний, люди просили помощи и заступничества у Ильи-пророка, чтобы молния не ударила в дом или по ним самим», – добавил он. Традиции празднования Ильина дня 2 августа немного разнятся в зависимости от региона. Так в Пермском крае в этот день переставали играть на семиствольных флейтах, а в Коми наоборот начинался сезон игры на разновидности флейты чипсане. Общими, по информации сайта «Культура.рф», являются несколько моментов: прекращение полевых работ, молитвы, крестный ход, коллективная трапеза и народные гуляния с танцами, хороводами и песнями. Ильин день знаменовал собой начало осени и жатвы зерновых, что отразилось в народном фольклоре: на Илью до обеда лето, а после — осень; с Ильина дня ночь длинна и вода холодна; Илья лето кончает — жито зачинает. Первые скошенные колосья ржи наши предки ставили в красный угол к иконам. 19 августа, на Спасов день, их зерна освещали и сеяли следующей весной. А еще колоски считались целебными – из них плели пояса, которые, как считалось, помогали от болей спине. Существовал также обряд «завивания бороды», когда на поле в дар Илье Фесвитянину оставляли нескошенный участок. Колоски собирали в пучок, наклоняли над куском хлеба со словами: «Вот тебе, Илья, соломенная борода, а на будущий год уроди нам хлеба города». 2 августа православным прихожанам следует посетить церковную службу и прочитать дома кондак, тропарик и молитву Илье Фесвитянину. А еще постараться совершить в этот день как можно больше добрых дел, особенно для тех, кто в этом нуждается. Илья-пророк был аскетом, поэтому не стоит в этот день нарушать нормы христианского аскетизма, посоветовал Николай Савченко. То есть предаваться пьянству или обжорству. Многие народные обычаи этого дня не имеют религиозного обоснования и остались со времен язычества, подчеркнул священник. Например, на Илью-пророка запрещалось купаться. Церковного объяснения этой традиции нет, уточнил Николай Савченко, это просто народный обычай, грехом купание 2 августа не считается. Священник не исключил, что традиция пошла с тех времен, когда примерно в эти же даты язычники отмечали Перунов день. Но 28 июля, в День Крещения Руси, наши предки вышли к водоемам, срубили идолы Перуна и бросили статуи бога грома и молний в воду. «Есть версия, что в эти дни русские язычники не купались. Так как это было время почитания бога огня. А когда пошло почитание Илья-пророка, то традиция как бы перешла. Но это одна из версий, может, наиболее правдоподобных. Что это из глубин веков такая традиция перешла на день пророка Ильи», – предположил собеседник ОТР. Раньше считалось, что купаясь 2 августа, можно утонуть. Многие придерживаются этой традиции и в наши дни. Хотя сейчас уже есть научное объяснение, почему в средней полосе России не стоит купаться в последний месяц лета. Утонуть – не утонешь, но в августе стоячие водоемы зацветают из-за активного размножения микроорганизмов. Такая вода может привести к воспалению кожи и отравлениям.