Телеведущий Пушной объяснил, как СМИ, политики и обычные люди создают фейки
Ежедневно на нас обрушиваются тонны информации, и далеко не вся она достоверная. Каждый верит, что способен отличить правду от вымысла, но на деле это не так уж и просто. Помочь россиянам решили АНО «Диалог регионы» и «Лапша Медиа», создавшие познавательный проект при поддержке Минцифры для борьбы с фейками. В рамках него телеведущий Александр Пушной расскажет, как случайно и специально создаются псевдофакты, кто стоит за их распространением и зачем. Подробности читайте в статье. Далее по тексту прямая речь Александра Пушного. Помните время, когда вам нужно было найти какую-то важную информацию и вы для этого пользовались энциклопедией? Если вы это помните, то вам наверняка больше 30-ти. Сейчас пара кликов — и все. Легче? Легче. Вот только информации в интернете стало слишком много. Слишком много. Очень много. При этом информация может быть неактуальной или откровенно устаревшей, неполной или даже специально сфабрикованной. То есть фейковой. Фейки окружают нас повсюду. Иногда они могут быть настолько искусно сделаны, что их не отличить от реальности. Они могут быть безобидными, могут привести к ненависти, даже к народным волнениям и летальному исходу. Но каким бы ни был фейк, его всегда можно разоблачить. Мы создали курс кратких лекций, чтобы научить вас отделять правду от лжи. Если вам, конечно, нужна правда. Потому что для многих правда — это удовлетворяющая версия. Итак, что такое фейк? Это действие или заявление, направленное на введение в заблуждение. В общем, это преднамеренная или не преднамеренная ложь. Короче, новость, которая включает в себя дезинформацию. Откуда берутся фейки? Вариантов несколько. Первый: ну, просто один человек ослышался или неверно процитировал реальную новость. И получился фейк. Вот, кстати, вполне безобидный пример. Известный режиссер Вуди Аллен как-то сказал дословно следующее: «В принципе моя идея состоит не в том, чтобы снимать больше фильмов, а вообще сосредоточиться я хочу на писательстве». На следующий день вышла статья с категоричным заголовком — «Вуди Аллен уходит из кино». И режиссеру пришлось оправдываться: мол, ребят, на самом деле я имел в виду совершенно другое. Часто фейки создаются, чтобы заработать деньги либо клики на веб-сайтах или ютуб-каналах. Вот, пожалуйста, вам история. В феврале 2022 года в блоге с более чем тремя миллионами подписчиков сообщают о смерти британской королевы Елизаветы II. Да, за семь месяцев до того, как на самом деле это случилось. Ни официального заявления, ни проверенных фактов у них, естественно, не было. Очевидно, что это было сделано для чего? Это было сделано в целях хайпа. Представляете, сколько людей в это поверили и подписались на этот новостной источник. Нередко фейки придумывают для очернения какой-то определенной точки зрения. Классический пример — конечно, все, что связано с COVID-19. Там была куча материалов, посвященных коронавирусу. И противники вакцинации регулярно писали, что в состав вакцины входят незамерзайка, человеческие эмбрионы и прочие яды. А в масках живут черви. Ну, конечно, если маску не снимать два года, в ней заведется что угодно. И еще самое страшное, что произошло в COVID-19 — люди на своем личном примере считали, что это есть закономерность. Вот пример — моя сестра. Она переболела, слава богу, в легкой форме ковидом, но она считала, что выздоровела не потому, что у нее была легкая форма, а потому, что она дышала над водкой. Мой товарищ тоже выздоровел и считал, что секрет выздоровления — это, конечно, дыхание над хреном, над кипящим. При этом они не понимают, что это частный случай и никакого отношения к общей картине это не имеет. COVID-19 — опасная болезнь, иногда со смертельным исходом. И, наконец, фейки рождаются из неправильно понятой шутки или пародийного поста, который в итоге принимают как факт. Ну, помните историю про полет актрисы Юлии Пересильд в космос на съемки фильма «Вызов»? После возвращения команда издала шуточную новость о том, что, мол, пока мы там снимали, у нас режиссер потерял все видеоматериалы, сделанные на борту МКС. Это была шутка, но ее восприняли как реальность, и после этого что случилось? Правильно, возник тот самый фейк. Для чего вообще распространяют фейки? Блогеры используют их, чтобы набрать подписчиков. СМИ — для цитируемости, по сути, те же самые подписчики. Ну а политики — чтобы подпортить жизнь и имидж конкурентов. Сегодня каждый из нас может опубликовать какую-нибудь заметку в Telegram-канале или фото в своих соцсетях, и никто не будет требовать от вас предоставить источники информации. Вспомните хотя бы родительские чатики в WhatsApp*. Не верьте родительским чатам, по крайней мере проверяйте информацию, которая там располагается. Ученые из Массачусетского технологического института не поленились подсчитать больше 100 тысяч постов в Twitter (сейчас это соцсеть X — прим. ред.) и обнаружили, что фейки «ретвитятся» (репостятся — прим. ред.) на 70% чаще, чем настоящие новости. Хотим мы это признавать или нет, но большинство из нас уж больно падки на сенсационные и провокационные истории. А фейковые новости почти всегда — это главная их особенность — сенсационны. Фейк всегда рассказывает историю, причем удивительно. Это простые повествования, доходящие до крайности, которые требуют совсем немного времени, чтобы все понять. Конечно, там всегда все сенсационно. И главное — в фейках эмоция всегда идет перед информацией, и она, естественно, информацию полностью собой затмевает. Когда дело доходит до молодых людей в возрасте до 24 лет, они верят, конечно, не политикам, а инфлюенсерам. Инфлюенсеры — те, кто буквально распространяет, заражает всех информацией. Но они тоже люди, тоже могут ошибаться. Вот, например, певица Рианна поделилась в Twitter изображением австралийских лесных пожаров. На картинке можно было видеть, что горит вся Австралия. Это была подделка, но выглядело эффектно. И у людей, у этих миллионов подписчиков, возникла картина такая, что вот вся Австралия сгорела. Почему? Потому что кумирам они доверяют безоговорочно. Тут и простой человеческий фактор работает на распространении фейков. А что если в дело включаются боты? Бот — это сокращение от слова «робот», то есть интернет-программа, которая запрограммирована на то, чтобы распространять конкретную информацию или, конечно же, оставлять комментарии в как можно большем числе аккаунтов, в том числе и людей. Из-за этих ботов Илон Маск в какой-то момент даже передумал покупать Twitter. В итоге, как вы знаете, купил, но тогда ему сказали, что, понимаешь, у нас этих ботов-то всего лишь 5%. А Маск пересчитал каким-то своим способом и оказалось, что 20% аккаунтов в Twitter — это боты. Соответственно, прибыль компании может быть ниже. Поэтому Маск передумал. Ну, сейчас, слава богу, согласился. Молодец. Как тебе такое, Илон? Помимо ботов есть еще и тролли. Это вполне себе реальные люди, которые стараются своими комментариями вас задеть, оскорбить и привлечь внимание. И эти люди, как правило, анонимны. То есть когда мне пишут в комментариях “сдохни” (дальше я не могу цитировать), это означает, что это тролль, задача которого — чтобы я ему ответил. Если я ему отвечу, это называется «кормить троллей». Он пришел для того, чтобы я среагировал, и он всячески меня пытается провоцировать. И как только я ему отвечу, что я не хочу, во-первых, сдохнуть, а во-вторых, я не тот, кем ты меня назвал, вот именно в этот момент и начинается то, что хочет тролль. Поэтому никогда не кормите троллей. *Мессенджер принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Телеведущий Пушной объяснил, как СМИ, политики и обычные люди создают фейки
Ежедневно на нас обрушиваются тонны информации, и далеко не вся она достоверная. Каждый верит, что способен отличить правду от вымысла, но на деле это не так уж и просто. Помочь россиянам решили АНО «Диалог регионы» и «Лапша Медиа», создавшие познавательный проект при поддержке Минцифры для борьбы с фейками. В рамках него телеведущий Александр Пушной расскажет, как случайно и специально создаются псевдофакты, кто стоит за их распространением и зачем. Подробности читайте в статье. Далее по тексту прямая речь Александра Пушного. Помните время, когда вам нужно было найти какую-то важную информацию и вы для этого пользовались энциклопедией? Если вы это помните, то вам наверняка больше 30-ти. Сейчас пара кликов — и все. Легче? Легче. Вот только информации в интернете стало слишком много. Слишком много. Очень много. При этом информация может быть неактуальной или откровенно устаревшей, неполной или даже специально сфабрикованной. То есть фейковой. Фейки окружают нас повсюду. Иногда они могут быть настолько искусно сделаны, что их не отличить от реальности. Они могут быть безобидными, могут привести к ненависти, даже к народным волнениям и летальному исходу. Но каким бы ни был фейк, его всегда можно разоблачить. Мы создали курс кратких лекций, чтобы научить вас отделять правду от лжи. Если вам, конечно, нужна правда. Потому что для многих правда — это удовлетворяющая версия. Итак, что такое фейк? Это действие или заявление, направленное на введение в заблуждение. В общем, это преднамеренная или не преднамеренная ложь. Короче, новость, которая включает в себя дезинформацию. Откуда берутся фейки? Вариантов несколько. Первый: ну, просто один человек ослышался или неверно процитировал реальную новость. И получился фейк. Вот, кстати, вполне безобидный пример. Известный режиссер Вуди Аллен как-то сказал дословно следующее: «В принципе моя идея состоит не в том, чтобы снимать больше фильмов, а вообще сосредоточиться я хочу на писательстве». На следующий день вышла статья с категоричным заголовком — «Вуди Аллен уходит из кино». И режиссеру пришлось оправдываться: мол, ребят, на самом деле я имел в виду совершенно другое. Часто фейки создаются, чтобы заработать деньги либо клики на веб-сайтах или ютуб-каналах. Вот, пожалуйста, вам история. В феврале 2022 года в блоге с более чем тремя миллионами подписчиков сообщают о смерти британской королевы Елизаветы II. Да, за семь месяцев до того, как на самом деле это случилось. Ни официального заявления, ни проверенных фактов у них, естественно, не было. Очевидно, что это было сделано для чего? Это было сделано в целях хайпа. Представляете, сколько людей в это поверили и подписались на этот новостной источник. Нередко фейки придумывают для очернения какой-то определенной точки зрения. Классический пример — конечно, все, что связано с COVID-19. Там была куча материалов, посвященных коронавирусу. И противники вакцинации регулярно писали, что в состав вакцины входят незамерзайка, человеческие эмбрионы и прочие яды. А в масках живут черви. Ну, конечно, если маску не снимать два года, в ней заведется что угодно. И еще самое страшное, что произошло в COVID-19 — люди на своем личном примере считали, что это есть закономерность. Вот пример — моя сестра. Она переболела, слава богу, в легкой форме ковидом, но она считала, что выздоровела не потому, что у нее была легкая форма, а потому, что она дышала над водкой. Мой товарищ тоже выздоровел и считал, что секрет выздоровления — это, конечно, дыхание над хреном, над кипящим. При этом они не понимают, что это частный случай и никакого отношения к общей картине это не имеет. COVID-19 — опасная болезнь, иногда со смертельным исходом. И, наконец, фейки рождаются из неправильно понятой шутки или пародийного поста, который в итоге принимают как факт. Ну, помните историю про полет актрисы Юлии Пересильд в космос на съемки фильма «Вызов»? После возвращения команда издала шуточную новость о том, что, мол, пока мы там снимали, у нас режиссер потерял все видеоматериалы, сделанные на борту МКС. Это была шутка, но ее восприняли как реальность, и после этого что случилось? Правильно, возник тот самый фейк. Для чего вообще распространяют фейки? Блогеры используют их, чтобы набрать подписчиков. СМИ — для цитируемости, по сути, те же самые подписчики. Ну а политики — чтобы подпортить жизнь и имидж конкурентов. Сегодня каждый из нас может опубликовать какую-нибудь заметку в Telegram-канале или фото в своих соцсетях, и никто не будет требовать от вас предоставить источники информации. Вспомните хотя бы родительские чатики в WhatsApp*. Не верьте родительским чатам, по крайней мере проверяйте информацию, которая там располагается. Ученые из Массачусетского технологического института не поленились подсчитать больше 100 тысяч постов в Twitter (сейчас это соцсеть X — прим. ред.) и обнаружили, что фейки «ретвитятся» (репостятся — прим. ред.) на 70% чаще, чем настоящие новости. Хотим мы это признавать или нет, но большинство из нас уж больно падки на сенсационные и провокационные истории. А фейковые новости почти всегда — это главная их особенность — сенсационны. Фейк всегда рассказывает историю, причем удивительно. Это простые повествования, доходящие до крайности, которые требуют совсем немного времени, чтобы все понять. Конечно, там всегда все сенсационно. И главное — в фейках эмоция всегда идет перед информацией, и она, естественно, информацию полностью собой затмевает. Когда дело доходит до молодых людей в возрасте до 24 лет, они верят, конечно, не политикам, а инфлюенсерам. Инфлюенсеры — те, кто буквально распространяет, заражает всех информацией. Но они тоже люди, тоже могут ошибаться. Вот, например, певица Рианна поделилась в Twitter изображением австралийских лесных пожаров. На картинке можно было видеть, что горит вся Австралия. Это была подделка, но выглядело эффектно. И у людей, у этих миллионов подписчиков, возникла картина такая, что вот вся Австралия сгорела. Почему? Потому что кумирам они доверяют безоговорочно. Тут и простой человеческий фактор работает на распространении фейков. А что если в дело включаются боты? Бот — это сокращение от слова «робот», то есть интернет-программа, которая запрограммирована на то, чтобы распространять конкретную информацию или, конечно же, оставлять комментарии в как можно большем числе аккаунтов, в том числе и людей. Из-за этих ботов Илон Маск в какой-то момент даже передумал покупать Twitter. В итоге, как вы знаете, купил, но тогда ему сказали, что, понимаешь, у нас этих ботов-то всего лишь 5%. А Маск пересчитал каким-то своим способом и оказалось, что 20% аккаунтов в Twitter — это боты. Соответственно, прибыль компании может быть ниже. Поэтому Маск передумал. Ну, сейчас, слава богу, согласился. Молодец. Как тебе такое, Илон? Помимо ботов есть еще и тролли. Это вполне себе реальные люди, которые стараются своими комментариями вас задеть, оскорбить и привлечь внимание. И эти люди, как правило, анонимны. То есть когда мне пишут в комментариях “сдохни” (дальше я не могу цитировать), это означает, что это тролль, задача которого — чтобы я ему ответил. Если я ему отвечу, это называется «кормить троллей». Он пришел для того, чтобы я среагировал, и он всячески меня пытается провоцировать. И как только я ему отвечу, что я не хочу, во-первых, сдохнуть, а во-вторых, я не тот, кем ты меня назвал, вот именно в этот момент и начинается то, что хочет тролль. Поэтому никогда не кормите троллей. *Мессенджер принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России.
Ежедневно на нас обрушиваются тонны информации, и далеко не вся она достоверная. Каждый верит, что способен отличить правду от вымысла, но на деле это не так уж и просто. Помочь россиянам решили АНО «Диалог регионы» и «Лапша Медиа», создавшие познавательный проект при поддержке Минцифры для борьбы с фейками. В рамках него телеведущий Александр Пушной расскажет, как случайно и специально создаются псевдофакты, кто стоит за их распространением и зачем. Подробности читайте в статье. Далее по тексту прямая речь Александра Пушного. Помните время, когда вам нужно было найти какую-то важную информацию и вы для этого пользовались энциклопедией? Если вы это помните, то вам наверняка больше 30-ти. Сейчас пара кликов — и все. Легче? Легче. Вот только информации в интернете стало слишком много. Слишком много. Очень много. При этом информация может быть неактуальной или откровенно устаревшей, неполной или даже специально сфабрикованной. То есть фейковой. Фейки окружают нас повсюду. Иногда они могут быть настолько искусно сделаны, что их не отличить от реальности. Они могут быть безобидными, могут привести к ненависти, даже к народным волнениям и летальному исходу. Но каким бы ни был фейк, его всегда можно разоблачить. Мы создали курс кратких лекций, чтобы научить вас отделять правду от лжи. Если вам, конечно, нужна правда. Потому что для многих правда — это удовлетворяющая версия. Итак, что такое фейк? Это действие или заявление, направленное на введение в заблуждение. В общем, это преднамеренная или не преднамеренная ложь. Короче, новость, которая включает в себя дезинформацию. Откуда берутся фейки? Вариантов несколько. Первый: ну, просто один человек ослышался или неверно процитировал реальную новость. И получился фейк. Вот, кстати, вполне безобидный пример. Известный режиссер Вуди Аллен как-то сказал дословно следующее: «В принципе моя идея состоит не в том, чтобы снимать больше фильмов, а вообще сосредоточиться я хочу на писательстве». На следующий день вышла статья с категоричным заголовком — «Вуди Аллен уходит из кино». И режиссеру пришлось оправдываться: мол, ребят, на самом деле я имел в виду совершенно другое. Часто фейки создаются, чтобы заработать деньги либо клики на веб-сайтах или ютуб-каналах. Вот, пожалуйста, вам история. В феврале 2022 года в блоге с более чем тремя миллионами подписчиков сообщают о смерти британской королевы Елизаветы II. Да, за семь месяцев до того, как на самом деле это случилось. Ни официального заявления, ни проверенных фактов у них, естественно, не было. Очевидно, что это было сделано для чего? Это было сделано в целях хайпа. Представляете, сколько людей в это поверили и подписались на этот новостной источник. Нередко фейки придумывают для очернения какой-то определенной точки зрения. Классический пример — конечно, все, что связано с COVID-19. Там была куча материалов, посвященных коронавирусу. И противники вакцинации регулярно писали, что в состав вакцины входят незамерзайка, человеческие эмбрионы и прочие яды. А в масках живут черви. Ну, конечно, если маску не снимать два года, в ней заведется что угодно. И еще самое страшное, что произошло в COVID-19 — люди на своем личном примере считали, что это есть закономерность. Вот пример — моя сестра. Она переболела, слава богу, в легкой форме ковидом, но она считала, что выздоровела не потому, что у нее была легкая форма, а потому, что она дышала над водкой. Мой товарищ тоже выздоровел и считал, что секрет выздоровления — это, конечно, дыхание над хреном, над кипящим. При этом они не понимают, что это частный случай и никакого отношения к общей картине это не имеет. COVID-19 — опасная болезнь, иногда со смертельным исходом. И, наконец, фейки рождаются из неправильно понятой шутки или пародийного поста, который в итоге принимают как факт. Ну, помните историю про полет актрисы Юлии Пересильд в космос на съемки фильма «Вызов»? После возвращения команда издала шуточную новость о том, что, мол, пока мы там снимали, у нас режиссер потерял все видеоматериалы, сделанные на борту МКС. Это была шутка, но ее восприняли как реальность, и после этого что случилось? Правильно, возник тот самый фейк. Для чего вообще распространяют фейки? Блогеры используют их, чтобы набрать подписчиков. СМИ — для цитируемости, по сути, те же самые подписчики. Ну а политики — чтобы подпортить жизнь и имидж конкурентов. Сегодня каждый из нас может опубликовать какую-нибудь заметку в Telegram-канале или фото в своих соцсетях, и никто не будет требовать от вас предоставить источники информации. Вспомните хотя бы родительские чатики в WhatsApp*. Не верьте родительским чатам, по крайней мере проверяйте информацию, которая там располагается. Ученые из Массачусетского технологического института не поленились подсчитать больше 100 тысяч постов в Twitter (сейчас это соцсеть X — прим. ред.) и обнаружили, что фейки «ретвитятся» (репостятся — прим. ред.) на 70% чаще, чем настоящие новости. Хотим мы это признавать или нет, но большинство из нас уж больно падки на сенсационные и провокационные истории. А фейковые новости почти всегда — это главная их особенность — сенсационны. Фейк всегда рассказывает историю, причем удивительно. Это простые повествования, доходящие до крайности, которые требуют совсем немного времени, чтобы все понять. Конечно, там всегда все сенсационно. И главное — в фейках эмоция всегда идет перед информацией, и она, естественно, информацию полностью собой затмевает. Когда дело доходит до молодых людей в возрасте до 24 лет, они верят, конечно, не политикам, а инфлюенсерам. Инфлюенсеры — те, кто буквально распространяет, заражает всех информацией. Но они тоже люди, тоже могут ошибаться. Вот, например, певица Рианна поделилась в Twitter изображением австралийских лесных пожаров. На картинке можно было видеть, что горит вся Австралия. Это была подделка, но выглядело эффектно. И у людей, у этих миллионов подписчиков, возникла картина такая, что вот вся Австралия сгорела. Почему? Потому что кумирам они доверяют безоговорочно. Тут и простой человеческий фактор работает на распространении фейков. А что если в дело включаются боты? Бот — это сокращение от слова «робот», то есть интернет-программа, которая запрограммирована на то, чтобы распространять конкретную информацию или, конечно же, оставлять комментарии в как можно большем числе аккаунтов, в том числе и людей. Из-за этих ботов Илон Маск в какой-то момент даже передумал покупать Twitter. В итоге, как вы знаете, купил, но тогда ему сказали, что, понимаешь, у нас этих ботов-то всего лишь 5%. А Маск пересчитал каким-то своим способом и оказалось, что 20% аккаунтов в Twitter — это боты. Соответственно, прибыль компании может быть ниже. Поэтому Маск передумал. Ну, сейчас, слава богу, согласился. Молодец. Как тебе такое, Илон? Помимо ботов есть еще и тролли. Это вполне себе реальные люди, которые стараются своими комментариями вас задеть, оскорбить и привлечь внимание. И эти люди, как правило, анонимны. То есть когда мне пишут в комментариях “сдохни” (дальше я не могу цитировать), это означает, что это тролль, задача которого — чтобы я ему ответил. Если я ему отвечу, это называется «кормить троллей». Он пришел для того, чтобы я среагировал, и он всячески меня пытается провоцировать. И как только я ему отвечу, что я не хочу, во-первых, сдохнуть, а во-вторых, я не тот, кем ты меня назвал, вот именно в этот момент и начинается то, что хочет тролль. Поэтому никогда не кормите троллей. *Мессенджер принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России.