Ученый Богачев: комета C/2024 S1 может оказаться ярче, чем прогнозируется
Совсем скоро земляне смогут увидеть в небе новую яркую комету C/2024 S1 (ATLAS), которую открыли на Гавайях 27 сентября. Небесное тело, по версии ученых, пройдет перигелий 28 октября на расстоянии всего 500 тысяч километров от Солнца. Подробнее о комете «Атлас» — в материале Общественного телевидения России. Комету ATLAS C/2024 S1 открыли 27 сентября 2024 года на Гавайях с помощью телескопа ATLAS (Asteroid Terrestrial-impact Last Alert System). Это непериодическая комета, то есть она появляется в Солнечной системе лишь раз. Принадлежит небесное тело семейству Крейца — группе комет, проходящих очень близко к Солнцу. Считается, что они являются фрагментами одной большой. Когда-то гигантское небесное тело прошло слишком близко к Солнцу и распалось на много мелких, но все они продолжают двигаться по орбитам. Так, с 1995 года спектрометрический коронограф LASCO в обсерватории ESA/NASA обнаружил тысячи новых комет, большинство из них принадлежат к группе Крейца. Проходя рядом с Солнцем, они сгорают при высоких температурах. C/2024 S1 уже пролетела мимо Солнца на расстоянии 58,6 миллиона километров в конце сентября. Тогда у кометы был зеленоватый оттенок. Пока официального подтверждения о распаде кометы «Атлас» нет, но некоторые СМИ уже сообщали о возможном разрушении небесного лета. Однако 18 октября C/2024 S1 снова резко стала ярче, ученым удалось увидеть комету и ее длинный газовый «хвост». Как выяснил Telegram-канал «AstroAlert Наблюдательная астрономия», вероятно, процесс распада ядра кометы продолжается, именно поэтому ее яркость скачкообразно возрастает. По мнению специалистов, шансов, что небесное тело переживет перигелий, немного, но все продолжают с интересом следить за его судьбой. По мере приближения к Солнцу яркость кометы будет возрастать, поэтому увидеть ее можно без специального оборудования. Но рассматривается и более пессимистичный сценарий — комета C/2024 S1 (ATLAS) продолжит разрушаться и скоро полностью распадется, даже не достигнув перигелия. Если все сложится удачно, и комета не распадется, она засияет даже ярче Венеры. 23–24 октября небесное тело достигло ближайшей к Земле точки, а 28 числа «Атлас» должна пройти перигелий на расстоянии всего 500 тысяч километров от Солнца. Это случится примерно с 07:00 до 15:00 с кульминацией в 11:00 (по Всемирному времени — московское опережает его на три часа). Заведующий лабораторией солнечной астрономии Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук Сергей Богачев в беседе с ОТР отметил, что яркость кометы прогнозируется очень слабо, поэтому наверняка сказать о том, что «Атлас» удастся разглядеть без специальных приборов, сложно. «Много было случаев в истории, когда комета ожидалась чуть ли не ярчайшей за столетие, а в итоге не была видна даже в бинокле. И обратная ситуация, когда неожиданно возникали на небе [яркие кометы]. Поэтому любителям астрономии, которые готовы на небе что-то искать, зная где, я советую действительно поискать в интернете координаты и попробовать найти. Но простых людей, которые надеются поднять глаза к небу и увидеть какое-то феерическое зрелище, я скорее разочарую», – добавил специалист. В то же время он не исключил, что ATLAS C/2024 S1 действительно окажется ярче, чем прогнозируется. Чтобы найти ее на небе, лучше воспользоваться специальными приложениями, например, StarWalk и SkyTonight, они помогают отыскать комету в реальном времени. Идеальным местом для наблюдений являются открытые пространства вдали от городского света. В начале следующего года на небе засияет новая комета, получившая название C/2024 G3 (ATLAS). Ученые полагают, что ее можно будет увидеть даже днем. Небесное тело открыли 5 апреля тоже с помощью телескопа ATLAS. Судя по ее орбите, это может быть динамически новая комета, которая впервые войдет во внутреннюю часть Солнечной системы. C/2024 G3 окажется в точке перигелия 13 января и будет расположена в созвездии Стрельца. Чтобы ее увидеть, бинокли и телескопы не понадобятся.
Ученый Богачев: комета C/2024 S1 может оказаться ярче, чем прогнозируется