Религиовед Ахунов рассказал о древних традициях исламского Нового года
Мусульмане готовятся встретить исламский Новый год по Хиджре — у них начнется 1447 год. В 2025-м праздник наступит 26 июня. Почему отсчет года в исламе начинается не зимой или весной, как у всех, и какие обычаи у этого дня, расскажет ОТР. Летоисчисление у мусульман берет начало от Хиджры — событий от 622 года нашей эры по григорианскому календарю. Тогда пророк Мухаммед и его последователи переселились из Мекки в Медину. Это и стало точкой отсчета для исламского календаря. Согласно вероучению, в Мекке пророк и его последователи столкнулись с гонениями от местной знати из-за своей веры. Принять проповедника согласились жители города Ярсиб, который позже переименовали в Медину — «город пророка». Он стал столицей Праведного халифата — исламского государства, возникшего после смерти Мухаммеда в 632 году. Летоисчисление от Хиджры начали вести в 637 году при сподвижнике пророка Умаре ибн аль-Хаттабе. Он решил взять за точку отсчета не сам день переселения, а первое число месяца Мухаррама, в котором оно произошло. Период до Хиджры называют джахилия — доисламский период. Мусульманский календарь сильно отличается от христианского. Он перемещается в течение года, и через какое-то время один и тот же месяц может выпадать и на зиму, и на весну, и на лето, и на осень. Об этом ОТР рассказал кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и искусства имени Ибрагимова, доцент кафедры религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Азат Ахунов. «Нет привязки, как в христианском календаре, ко времени года. Поэтому сейчас лето, июнь, и наступил первый месяц мусульманского календаря — Мухаррам, который можно перевести как “уважаемый”, “благородный”. И очень важно то, что он идет после месяца Рамазан (девятый месяц мусульманского календаря, второе название месяц Рамадан — прим. ред.). Святость месяца Рамазана в какой-то мере отражается и на месяце Мухаррам, когда можно держать дополнительные или пропущенные посты», — объяснил специалист. Иными словами, Мухаррам — первый месяц мусульманского календаря, который может наступить в любое время года. Хиджра или исламский Новый год совпадает с первым днем этого месяца. Считается очень богоугодным делом держать пост в это время. Мусульманские богословы также верят, что в Мухаррам все благие и плохие деяния увеличивают свое влияние во много раз, обратил внимание Ахунов. «Если человек делает хорошие дела, они увеличиваются, то и воздаяние за них увеличивается. Если делает плохие дела, то воздаяние за них со стороны Аллаха тоже увеличивается во много раз именно в этот месяц. И кроме того, надо сказать, что в десятый день этого месяца отмечается тоже очень важный день. Он называется Ашура, и празднуют его как сунниты-мусульмане, так и мусульмане-шииты. Особенно, конечно, мусульмане-шииты празднуют этот день, для них это очень важный праздник», — отметил собеседник ОТР. Ашура — день траура по внуку пророка Мухаммеда Хусейну. В него проводят траурную процессию. В некоторых странах верующие до сих пор истязают себя, ударяя цепями. Иногда даже вплоть до кровоподтеков. Еще одна страшная традиция дня вынуждает некоторых отрезать себе кожу, рассказал религиовед. «Эта традиция была запрещена уже давно, тем не менее, она еще сохраняется в некоторых странах. Или она чисто символическая. Вместо крови используется краска», — добавил он. Сунниты в этот день не проводят траурных процессий, а просто отмечают его как день памяти по мусульманскому родителю пророка Моисея, который спас свой народ от Фараона. Еще, согласно мусульманским преданиям, в этот день Ноев ковчег дошел до земли.   «Из-за дня Ашуры месяц Мухаррам считается очень важным в мусульманском календаре. Он также относится к четырем запретным месяцам из 12 месяцев в исламе. Запретным в том плане, что именно в эти месяцы прекращалось все эти военные действия, братоубийственные войны, различные столкновения и нападения», — пояснил Азат Ахунов. Что касается Нового года, это светский праздник. В Коране не говорится ничего о том, что нужно как-то по-особому отмечать начало исчисления года. Поэтому в привычном смысле мусульмане не придают этому большого значения. В первый день нового года, как и весь месяц Мухаррам, запрещены конфликты, нападения и боестолкновения. Единственным исключением здесь может быть только ситуация, когда кто-то напал на исламскую страну. Тогда она может ответить, заявил Ахунов. Мусульмане в первый день Мухаррама стараются больше времени проводить в молитвах. Они читают Коран, уделяя особое внимание аятам, упоминающим Хиджру. Имамы и религиозные лидеры проводят проповеди о значение Хиджры. Считается, что это начало не только физического, но и духовного этапа для исламской общины. И, хоть это и не требуется, некоторые верующие добровольно входят в пост на Хиджру и остаются в нем весь Мухаррам — так они подчеркивают свое стремление к благочестию. «Тому, кто постился один день в месяце Мухаррам, воздается как за 30 постов», — говорил пророк Мухаммед. Если говорить о гуляниях, то их мусульмане не проводят ни в первый день Мухаррама, ни 1 января, как другие. В постсоветских странах мусульмане нередко празднуют вместо светского Нового года Навруз, который тоже предполагает веселье и застолья.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Религиовед Ахунов рассказал о древних традициях исламского Нового года
Мусульмане готовятся встретить исламский Новый год по Хиджре — у них начнется 1447 год. В 2025-м праздник наступит 26 июня. Почему отсчет года в исламе начинается не зимой или весной, как у всех, и какие обычаи у этого дня, расскажет ОТР. Летоисчисление у мусульман берет начало от Хиджры — событий от 622 года нашей эры по григорианскому календарю. Тогда пророк Мухаммед и его последователи переселились из Мекки в Медину. Это и стало точкой отсчета для исламского календаря. Согласно вероучению, в Мекке пророк и его последователи столкнулись с гонениями от местной знати из-за своей веры. Принять проповедника согласились жители города Ярсиб, который позже переименовали в Медину — «город пророка». Он стал столицей Праведного халифата — исламского государства, возникшего после смерти Мухаммеда в 632 году. Летоисчисление от Хиджры начали вести в 637 году при сподвижнике пророка Умаре ибн аль-Хаттабе. Он решил взять за точку отсчета не сам день переселения, а первое число месяца Мухаррама, в котором оно произошло. Период до Хиджры называют джахилия — доисламский период. Мусульманский календарь сильно отличается от христианского. Он перемещается в течение года, и через какое-то время один и тот же месяц может выпадать и на зиму, и на весну, и на лето, и на осень. Об этом ОТР рассказал кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и искусства имени Ибрагимова, доцент кафедры религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Азат Ахунов. «Нет привязки, как в христианском календаре, ко времени года. Поэтому сейчас лето, июнь, и наступил первый месяц мусульманского календаря — Мухаррам, который можно перевести как “уважаемый”, “благородный”. И очень важно то, что он идет после месяца Рамазан (девятый месяц мусульманского календаря, второе название месяц Рамадан — прим. ред.). Святость месяца Рамазана в какой-то мере отражается и на месяце Мухаррам, когда можно держать дополнительные или пропущенные посты», — объяснил специалист. Иными словами, Мухаррам — первый месяц мусульманского календаря, который может наступить в любое время года. Хиджра или исламский Новый год совпадает с первым днем этого месяца. Считается очень богоугодным делом держать пост в это время. Мусульманские богословы также верят, что в Мухаррам все благие и плохие деяния увеличивают свое влияние во много раз, обратил внимание Ахунов. «Если человек делает хорошие дела, они увеличиваются, то и воздаяние за них увеличивается. Если делает плохие дела, то воздаяние за них со стороны Аллаха тоже увеличивается во много раз именно в этот месяц. И кроме того, надо сказать, что в десятый день этого месяца отмечается тоже очень важный день. Он называется Ашура, и празднуют его как сунниты-мусульмане, так и мусульмане-шииты. Особенно, конечно, мусульмане-шииты празднуют этот день, для них это очень важный праздник», — отметил собеседник ОТР. Ашура — день траура по внуку пророка Мухаммеда Хусейну. В него проводят траурную процессию. В некоторых странах верующие до сих пор истязают себя, ударяя цепями. Иногда даже вплоть до кровоподтеков. Еще одна страшная традиция дня вынуждает некоторых отрезать себе кожу, рассказал религиовед. «Эта традиция была запрещена уже давно, тем не менее, она еще сохраняется в некоторых странах. Или она чисто символическая. Вместо крови используется краска», — добавил он. Сунниты в этот день не проводят траурных процессий, а просто отмечают его как день памяти по мусульманскому родителю пророка Моисея, который спас свой народ от Фараона. Еще, согласно мусульманским преданиям, в этот день Ноев ковчег дошел до земли.   «Из-за дня Ашуры месяц Мухаррам считается очень важным в мусульманском календаре. Он также относится к четырем запретным месяцам из 12 месяцев в исламе. Запретным в том плане, что именно в эти месяцы прекращалось все эти военные действия, братоубийственные войны, различные столкновения и нападения», — пояснил Азат Ахунов. Что касается Нового года, это светский праздник. В Коране не говорится ничего о том, что нужно как-то по-особому отмечать начало исчисления года. Поэтому в привычном смысле мусульмане не придают этому большого значения. В первый день нового года, как и весь месяц Мухаррам, запрещены конфликты, нападения и боестолкновения. Единственным исключением здесь может быть только ситуация, когда кто-то напал на исламскую страну. Тогда она может ответить, заявил Ахунов. Мусульмане в первый день Мухаррама стараются больше времени проводить в молитвах. Они читают Коран, уделяя особое внимание аятам, упоминающим Хиджру. Имамы и религиозные лидеры проводят проповеди о значение Хиджры. Считается, что это начало не только физического, но и духовного этапа для исламской общины. И, хоть это и не требуется, некоторые верующие добровольно входят в пост на Хиджру и остаются в нем весь Мухаррам — так они подчеркивают свое стремление к благочестию. «Тому, кто постился один день в месяце Мухаррам, воздается как за 30 постов», — говорил пророк Мухаммед. Если говорить о гуляниях, то их мусульмане не проводят ни в первый день Мухаррама, ни 1 января, как другие. В постсоветских странах мусульмане нередко празднуют вместо светского Нового года Навруз, который тоже предполагает веселье и застолья.
Мусульмане готовятся встретить исламский Новый год по Хиджре — у них начнется 1447 год. В 2025-м праздник наступит 26 июня. Почему отсчет года в исламе начинается не зимой или весной, как у всех, и какие обычаи у этого дня, расскажет ОТР. Летоисчисление у мусульман берет начало от Хиджры — событий от 622 года нашей эры по григорианскому календарю. Тогда пророк Мухаммед и его последователи переселились из Мекки в Медину. Это и стало точкой отсчета для исламского календаря. Согласно вероучению, в Мекке пророк и его последователи столкнулись с гонениями от местной знати из-за своей веры. Принять проповедника согласились жители города Ярсиб, который позже переименовали в Медину — «город пророка». Он стал столицей Праведного халифата — исламского государства, возникшего после смерти Мухаммеда в 632 году. Летоисчисление от Хиджры начали вести в 637 году при сподвижнике пророка Умаре ибн аль-Хаттабе. Он решил взять за точку отсчета не сам день переселения, а первое число месяца Мухаррама, в котором оно произошло. Период до Хиджры называют джахилия — доисламский период. Мусульманский календарь сильно отличается от христианского. Он перемещается в течение года, и через какое-то время один и тот же месяц может выпадать и на зиму, и на весну, и на лето, и на осень. Об этом ОТР рассказал кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и искусства имени Ибрагимова, доцент кафедры религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Азат Ахунов. «Нет привязки, как в христианском календаре, ко времени года. Поэтому сейчас лето, июнь, и наступил первый месяц мусульманского календаря — Мухаррам, который можно перевести как “уважаемый”, “благородный”. И очень важно то, что он идет после месяца Рамазан (девятый месяц мусульманского календаря, второе название месяц Рамадан — прим. ред.). Святость месяца Рамазана в какой-то мере отражается и на месяце Мухаррам, когда можно держать дополнительные или пропущенные посты», — объяснил специалист. Иными словами, Мухаррам — первый месяц мусульманского календаря, который может наступить в любое время года. Хиджра или исламский Новый год совпадает с первым днем этого месяца. Считается очень богоугодным делом держать пост в это время. Мусульманские богословы также верят, что в Мухаррам все благие и плохие деяния увеличивают свое влияние во много раз, обратил внимание Ахунов. «Если человек делает хорошие дела, они увеличиваются, то и воздаяние за них увеличивается. Если делает плохие дела, то воздаяние за них со стороны Аллаха тоже увеличивается во много раз именно в этот месяц. И кроме того, надо сказать, что в десятый день этого месяца отмечается тоже очень важный день. Он называется Ашура, и празднуют его как сунниты-мусульмане, так и мусульмане-шииты. Особенно, конечно, мусульмане-шииты празднуют этот день, для них это очень важный праздник», — отметил собеседник ОТР. Ашура — день траура по внуку пророка Мухаммеда Хусейну. В него проводят траурную процессию. В некоторых странах верующие до сих пор истязают себя, ударяя цепями. Иногда даже вплоть до кровоподтеков. Еще одна страшная традиция дня вынуждает некоторых отрезать себе кожу, рассказал религиовед. «Эта традиция была запрещена уже давно, тем не менее, она еще сохраняется в некоторых странах. Или она чисто символическая. Вместо крови используется краска», — добавил он. Сунниты в этот день не проводят траурных процессий, а просто отмечают его как день памяти по мусульманскому родителю пророка Моисея, который спас свой народ от Фараона. Еще, согласно мусульманским преданиям, в этот день Ноев ковчег дошел до земли.   «Из-за дня Ашуры месяц Мухаррам считается очень важным в мусульманском календаре. Он также относится к четырем запретным месяцам из 12 месяцев в исламе. Запретным в том плане, что именно в эти месяцы прекращалось все эти военные действия, братоубийственные войны, различные столкновения и нападения», — пояснил Азат Ахунов. Что касается Нового года, это светский праздник. В Коране не говорится ничего о том, что нужно как-то по-особому отмечать начало исчисления года. Поэтому в привычном смысле мусульмане не придают этому большого значения. В первый день нового года, как и весь месяц Мухаррам, запрещены конфликты, нападения и боестолкновения. Единственным исключением здесь может быть только ситуация, когда кто-то напал на исламскую страну. Тогда она может ответить, заявил Ахунов. Мусульмане в первый день Мухаррама стараются больше времени проводить в молитвах. Они читают Коран, уделяя особое внимание аятам, упоминающим Хиджру. Имамы и религиозные лидеры проводят проповеди о значение Хиджры. Считается, что это начало не только физического, но и духовного этапа для исламской общины. И, хоть это и не требуется, некоторые верующие добровольно входят в пост на Хиджру и остаются в нем весь Мухаррам — так они подчеркивают свое стремление к благочестию. «Тому, кто постился один день в месяце Мухаррам, воздается как за 30 постов», — говорил пророк Мухаммед. Если говорить о гуляниях, то их мусульмане не проводят ни в первый день Мухаррама, ни 1 января, как другие. В постсоветских странах мусульмане нередко празднуют вместо светского Нового года Навруз, который тоже предполагает веселье и застолья.