Многие сталкивались с неприятными ситуациями в общественном транспорте. Но далеко не все пассажиры знают, какие у них есть права и как их защитить. Юрист рассказал ОТР, куда и в каких случаях можно пожаловаться, чтобы постоять за себя.
Поводом для жалобы на нарушение прав в общественном транспорте может стать отказ в перевозке или высадка пассажира без законных оснований. Нарушение графика движения или слишком долгие задержки — тоже веская причина. Это касается и грубостей со стороны водителя или кондуктора, а также отсутствия льгот для пенсионеров, инвалидов и других категорий россиян, которым они положены. Перечень может меняться от региона к региону, но в обобщенном формате выглядит так:
несоблюдение графика движения;
пропуск остановки;
необоснованное выдворение из транспорта;
отсутствие льгот;
хамство от сотрудников транспорта;
опасное вождение;
плохое техническое состояние транспорта;
порча имущества;
получение травм.
Получатель жалобы зависит от того, при каких именно обстоятельствах нарушили права пассажира. Но иногда имеет смысл обратиться сразу в несколько инстанций.
Оплачивая проезд в автобусе, троллейбусе, трамвае и другом общественном транспорте, человек фактически заключает договор перевозки. Исполнителем в нем выступает организатор перевозок. Например, в Москве это Мосгортранс, рассказал ОТР ведущий юрист защиты прав потребителей Олег Фролов. Жаловаться можно по любому поводу.
«Исполнитель регулирует и несет ответственность за качество оказываемой услуги. То есть если пассажир порвал куртку, потому что были сломаны какие-то ручки, либо поскользнулся в автобусе из-за грязного пола, либо испачкался из-за грязного состояния автобуса, ответственность несет исполнитель», — заверил правозащитник.
Если из-за резкой остановки автобуса побился хрупкий груз, то это тоже повод написать жалобу. Ущерб здоровью или имуществу следует зафиксировать на фото, еще хорошо бы найти свидетелей происшествия.
Пожаловаться можно:
на горячую линию компании;
через специальную форму на сайте;
написать заявление на имя руководителя и отправить по обычной или электронной почте.
В каждом автобусе, трамвае и троллейбусе есть табличка с номером рейса и информацией об исполнителе. Нужно записать ее и передать вместе со всеми данными участковому. Если случай экстренный и касается здоровья, нужно вызвать скорую, порекомендовал Фролов. Исполнитель направит пассажира в страховую. Если сумма покрытия не устроит, то можно обратиться в суд. Лучше направлять жалобу не только исполнителю, но и в профильное ведомство или надзорный орган. Если никто из них, включая перевозчика, вообще не отреагирует, нужно будет направить исковое заявление в суд по месту нахождения компании-перевозчика, отметил journal.tinkoff.ru.
«Если человек ехал зайцем, без билета, то потом доказать факт нанесения ущерба исполнителем будет очень сложно», — обратил внимание собеседник ОТР.
Органы, которые контролируют работу транспорта в регионе, обязаны реагировать на любые жалобы пассажиров. Поэтому москвичи и гости столицы могут обратиться в Дептранс, а в Петербурге жаловаться можно в комитет по транспорту. Подобное ведомство есть в каждом субъекте.
Пожаловаться можно через:
звонок на горячую линию — телефон есть на сайте администрации региона;
виртуальную приемную администрацию;
письменную жалобу — вручить под подпись или отправить почтой.
Жаловаться в ГИБДД можно, только если нарушение касается правил дорожного движения. Для этого нужно позвонить по телефону «02», в дежурную часть ГИБДД или подать жалобу на их сайте.
Стоимость перевозок регламентируется тарифным планом. Поэтому если водитель маршрутки, автобуса или другого общественного транспорта просит больше денег за проезд, можно обратиться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
Как жаловаться:
через специальную форму на сайте ФАС;
через электронную почту delo@fas.gov.ru;
отправить письмо по адресу: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11.
Сюда вполне подходят случаи, когда пассажир порвал одежду о пружину в сиденье или испачкался из-за грязного салона. Самовольное изменение маршрута водителем — тоже повод обратиться в Роспотребнадзор. То же самое касается случаев, когда остановку пропустили.
Как обратиться:
через специальную форму на сайте;
отправить письмо в управление по своему региону;
прийти на очный прием в своем регионе.
Если так случилось, что ни компания-перевозчик, ни ответственные ведомства, комитеты и департаменты не стали заниматься проблемой, то перед судом остается еще один шаг: можно обратиться в прокуратуру.
Как пожаловаться:
через «Госуслуги»;
отправить письмо в региональное управление;
записаться на прием в прокуратуру в своем регионе.
Если в автобусе или другом транспорте случилась ссора или драка между пассажирами, перевозчик не несет за это ответственности. Здесь уже сфера действий для сотрудников полиции, так как речь идет о преступлении против личности.
«Здесь исполнитель не гарантирует вам безопасную перевозку, потому что за безопасность отвечают органы полиции. Поэтому если причинение вреда личности другим физическим лицом, то это уже будет в рамках административного или уголовного наказания», — пояснил Олег Фролов.
Еще пассажир не сможет пожаловаться, если его имущество пострадало, например, из-за соседа по креслу. Потребовать компенсации или устранения нарушения из-за давки в транспорте тоже не выйдет, потому что ее создают сами люди. Сложности возникнут и если человек захочет пожаловаться на то, что в автобусе нет кондиционера. Здесь трудно доказать вину перевозчика, объяснил правозащитник.
Право купить билет и багажную квитанцию;
использовать льготы;
доехать до своей остановки при неоплаченном проезде, если нет 16 лет;
бесплатно возить маленьких детей на коленях;
бесплатно провозить ручную кладь и коляску;
возить животных в переносках с глухим дном;
бесплатно пользоваться туалетом и залом ожидания на автовокзале;
выходить на своей остановке без доплаты;
бесплатно пересесть в другой автобус при поломке первого;
получить компенсацию после ДТП или за утерю багажа;
забрать забытые вещи в конечном пункте маршрута.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Жалоба на общественный транспорт: куда направить, поводы и права пассажиров
Многие сталкивались с неприятными ситуациями в общественном транспорте. Но далеко не все пассажиры знают, какие у них есть права и как их защитить. Юрист рассказал ОТР, куда и в каких случаях можно пожаловаться, чтобы постоять за себя.
Поводом для жалобы на нарушение прав в общественном транспорте может стать отказ в перевозке или высадка пассажира без законных оснований. Нарушение графика движения или слишком долгие задержки — тоже веская причина. Это касается и грубостей со стороны водителя или кондуктора, а также отсутствия льгот для пенсионеров, инвалидов и других категорий россиян, которым они положены. Перечень может меняться от региона к региону, но в обобщенном формате выглядит так:
несоблюдение графика движения;
пропуск остановки;
необоснованное выдворение из транспорта;
отсутствие льгот;
хамство от сотрудников транспорта;
опасное вождение;
плохое техническое состояние транспорта;
порча имущества;
получение травм.
Получатель жалобы зависит от того, при каких именно обстоятельствах нарушили права пассажира. Но иногда имеет смысл обратиться сразу в несколько инстанций.
Оплачивая проезд в автобусе, троллейбусе, трамвае и другом общественном транспорте, человек фактически заключает договор перевозки. Исполнителем в нем выступает организатор перевозок. Например, в Москве это Мосгортранс, рассказал ОТР ведущий юрист защиты прав потребителей Олег Фролов. Жаловаться можно по любому поводу.
«Исполнитель регулирует и несет ответственность за качество оказываемой услуги. То есть если пассажир порвал куртку, потому что были сломаны какие-то ручки, либо поскользнулся в автобусе из-за грязного пола, либо испачкался из-за грязного состояния автобуса, ответственность несет исполнитель», — заверил правозащитник.
Если из-за резкой остановки автобуса побился хрупкий груз, то это тоже повод написать жалобу. Ущерб здоровью или имуществу следует зафиксировать на фото, еще хорошо бы найти свидетелей происшествия.
Пожаловаться можно:
на горячую линию компании;
через специальную форму на сайте;
написать заявление на имя руководителя и отправить по обычной или электронной почте.
В каждом автобусе, трамвае и троллейбусе есть табличка с номером рейса и информацией об исполнителе. Нужно записать ее и передать вместе со всеми данными участковому. Если случай экстренный и касается здоровья, нужно вызвать скорую, порекомендовал Фролов. Исполнитель направит пассажира в страховую. Если сумма покрытия не устроит, то можно обратиться в суд. Лучше направлять жалобу не только исполнителю, но и в профильное ведомство или надзорный орган. Если никто из них, включая перевозчика, вообще не отреагирует, нужно будет направить исковое заявление в суд по месту нахождения компании-перевозчика, отметил journal.tinkoff.ru.
«Если человек ехал зайцем, без билета, то потом доказать факт нанесения ущерба исполнителем будет очень сложно», — обратил внимание собеседник ОТР.
Органы, которые контролируют работу транспорта в регионе, обязаны реагировать на любые жалобы пассажиров. Поэтому москвичи и гости столицы могут обратиться в Дептранс, а в Петербурге жаловаться можно в комитет по транспорту. Подобное ведомство есть в каждом субъекте.
Пожаловаться можно через:
звонок на горячую линию — телефон есть на сайте администрации региона;
виртуальную приемную администрацию;
письменную жалобу — вручить под подпись или отправить почтой.
Жаловаться в ГИБДД можно, только если нарушение касается правил дорожного движения. Для этого нужно позвонить по телефону «02», в дежурную часть ГИБДД или подать жалобу на их сайте.
Стоимость перевозок регламентируется тарифным планом. Поэтому если водитель маршрутки, автобуса или другого общественного транспорта просит больше денег за проезд, можно обратиться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
Как жаловаться:
через специальную форму на сайте ФАС;
через электронную почту delo@fas.gov.ru;
отправить письмо по адресу: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11.
Сюда вполне подходят случаи, когда пассажир порвал одежду о пружину в сиденье или испачкался из-за грязного салона. Самовольное изменение маршрута водителем — тоже повод обратиться в Роспотребнадзор. То же самое касается случаев, когда остановку пропустили.
Как обратиться:
через специальную форму на сайте;
отправить письмо в управление по своему региону;
прийти на очный прием в своем регионе.
Если так случилось, что ни компания-перевозчик, ни ответственные ведомства, комитеты и департаменты не стали заниматься проблемой, то перед судом остается еще один шаг: можно обратиться в прокуратуру.
Как пожаловаться:
через «Госуслуги»;
отправить письмо в региональное управление;
записаться на прием в прокуратуру в своем регионе.
Если в автобусе или другом транспорте случилась ссора или драка между пассажирами, перевозчик не несет за это ответственности. Здесь уже сфера действий для сотрудников полиции, так как речь идет о преступлении против личности.
«Здесь исполнитель не гарантирует вам безопасную перевозку, потому что за безопасность отвечают органы полиции. Поэтому если причинение вреда личности другим физическим лицом, то это уже будет в рамках административного или уголовного наказания», — пояснил Олег Фролов.
Еще пассажир не сможет пожаловаться, если его имущество пострадало, например, из-за соседа по креслу. Потребовать компенсации или устранения нарушения из-за давки в транспорте тоже не выйдет, потому что ее создают сами люди. Сложности возникнут и если человек захочет пожаловаться на то, что в автобусе нет кондиционера. Здесь трудно доказать вину перевозчика, объяснил правозащитник.
Право купить билет и багажную квитанцию;
использовать льготы;
доехать до своей остановки при неоплаченном проезде, если нет 16 лет;
бесплатно возить маленьких детей на коленях;
бесплатно провозить ручную кладь и коляску;
возить животных в переносках с глухим дном;
бесплатно пользоваться туалетом и залом ожидания на автовокзале;
выходить на своей остановке без доплаты;
бесплатно пересесть в другой автобус при поломке первого;
получить компенсацию после ДТП или за утерю багажа;
забрать забытые вещи в конечном пункте маршрута.
Многие сталкивались с неприятными ситуациями в общественном транспорте. Но далеко не все пассажиры знают, какие у них есть права и как их защитить. Юрист рассказал ОТР, куда и в каких случаях можно пожаловаться, чтобы постоять за себя.
Поводом для жалобы на нарушение прав в общественном транспорте может стать отказ в перевозке или высадка пассажира без законных оснований. Нарушение графика движения или слишком долгие задержки — тоже веская причина. Это касается и грубостей со стороны водителя или кондуктора, а также отсутствия льгот для пенсионеров, инвалидов и других категорий россиян, которым они положены. Перечень может меняться от региона к региону, но в обобщенном формате выглядит так:
несоблюдение графика движения;
пропуск остановки;
необоснованное выдворение из транспорта;
отсутствие льгот;
хамство от сотрудников транспорта;
опасное вождение;
плохое техническое состояние транспорта;
порча имущества;
получение травм.
Получатель жалобы зависит от того, при каких именно обстоятельствах нарушили права пассажира. Но иногда имеет смысл обратиться сразу в несколько инстанций.
Оплачивая проезд в автобусе, троллейбусе, трамвае и другом общественном транспорте, человек фактически заключает договор перевозки. Исполнителем в нем выступает организатор перевозок. Например, в Москве это Мосгортранс, рассказал ОТР ведущий юрист защиты прав потребителей Олег Фролов. Жаловаться можно по любому поводу.
«Исполнитель регулирует и несет ответственность за качество оказываемой услуги. То есть если пассажир порвал куртку, потому что были сломаны какие-то ручки, либо поскользнулся в автобусе из-за грязного пола, либо испачкался из-за грязного состояния автобуса, ответственность несет исполнитель», — заверил правозащитник.
Если из-за резкой остановки автобуса побился хрупкий груз, то это тоже повод написать жалобу. Ущерб здоровью или имуществу следует зафиксировать на фото, еще хорошо бы найти свидетелей происшествия.
Пожаловаться можно:
на горячую линию компании;
через специальную форму на сайте;
написать заявление на имя руководителя и отправить по обычной или электронной почте.
В каждом автобусе, трамвае и троллейбусе есть табличка с номером рейса и информацией об исполнителе. Нужно записать ее и передать вместе со всеми данными участковому. Если случай экстренный и касается здоровья, нужно вызвать скорую, порекомендовал Фролов. Исполнитель направит пассажира в страховую. Если сумма покрытия не устроит, то можно обратиться в суд. Лучше направлять жалобу не только исполнителю, но и в профильное ведомство или надзорный орган. Если никто из них, включая перевозчика, вообще не отреагирует, нужно будет направить исковое заявление в суд по месту нахождения компании-перевозчика, отметил journal.tinkoff.ru.
«Если человек ехал зайцем, без билета, то потом доказать факт нанесения ущерба исполнителем будет очень сложно», — обратил внимание собеседник ОТР.
Органы, которые контролируют работу транспорта в регионе, обязаны реагировать на любые жалобы пассажиров. Поэтому москвичи и гости столицы могут обратиться в Дептранс, а в Петербурге жаловаться можно в комитет по транспорту. Подобное ведомство есть в каждом субъекте.
Пожаловаться можно через:
звонок на горячую линию — телефон есть на сайте администрации региона;
виртуальную приемную администрацию;
письменную жалобу — вручить под подпись или отправить почтой.
Жаловаться в ГИБДД можно, только если нарушение касается правил дорожного движения. Для этого нужно позвонить по телефону «02», в дежурную часть ГИБДД или подать жалобу на их сайте.
Стоимость перевозок регламентируется тарифным планом. Поэтому если водитель маршрутки, автобуса или другого общественного транспорта просит больше денег за проезд, можно обратиться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
Как жаловаться:
через специальную форму на сайте ФАС;
через электронную почту delo@fas.gov.ru;
отправить письмо по адресу: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11.
Сюда вполне подходят случаи, когда пассажир порвал одежду о пружину в сиденье или испачкался из-за грязного салона. Самовольное изменение маршрута водителем — тоже повод обратиться в Роспотребнадзор. То же самое касается случаев, когда остановку пропустили.
Как обратиться:
через специальную форму на сайте;
отправить письмо в управление по своему региону;
прийти на очный прием в своем регионе.
Если так случилось, что ни компания-перевозчик, ни ответственные ведомства, комитеты и департаменты не стали заниматься проблемой, то перед судом остается еще один шаг: можно обратиться в прокуратуру.
Как пожаловаться:
через «Госуслуги»;
отправить письмо в региональное управление;
записаться на прием в прокуратуру в своем регионе.
Если в автобусе или другом транспорте случилась ссора или драка между пассажирами, перевозчик не несет за это ответственности. Здесь уже сфера действий для сотрудников полиции, так как речь идет о преступлении против личности.
«Здесь исполнитель не гарантирует вам безопасную перевозку, потому что за безопасность отвечают органы полиции. Поэтому если причинение вреда личности другим физическим лицом, то это уже будет в рамках административного или уголовного наказания», — пояснил Олег Фролов.
Еще пассажир не сможет пожаловаться, если его имущество пострадало, например, из-за соседа по креслу. Потребовать компенсации или устранения нарушения из-за давки в транспорте тоже не выйдет, потому что ее создают сами люди. Сложности возникнут и если человек захочет пожаловаться на то, что в автобусе нет кондиционера. Здесь трудно доказать вину перевозчика, объяснил правозащитник.
Право купить билет и багажную квитанцию;
использовать льготы;
доехать до своей остановки при неоплаченном проезде, если нет 16 лет;
бесплатно возить маленьких детей на коленях;
бесплатно провозить ручную кладь и коляску;
возить животных в переносках с глухим дном;
бесплатно пользоваться туалетом и залом ожидания на автовокзале;
выходить на своей остановке без доплаты;
бесплатно пересесть в другой автобус при поломке первого;
получить компенсацию после ДТП или за утерю багажа;
забрать забытые вещи в конечном пункте маршрута.