Александр Пушкой рассказал о самых частых манипулятивных приемах в СМИ
Вы не были очевидцем событий и не изучили тему с разных сторон — но ваше мнение сформировалось по одной статье? Заголовок навязал чужую точку зрения? Забыли про другие новости и погрузились только в одну тему? Это точно кому-то на руку. Телеведущий Александр Пушной в рамках познавательного проекта, созданного АНО «Диалог регионы» и «Лапша Медиа» при поддержке Минцифры, расскажет, как не стать жертвой манипуляций в медиа и о том, почему всегда важно анализировать информацию объективно и мыслить критически. Далее по тексту прямая речь Александра Пушного. «Медиа создают реальность». «Медиа манипулируют» — такие фразы мы нет-нет да слышим от кого-то из знакомых или из чьих-то выступлений. При этом сами мы нередко думаем: «Не-не-не, меня не проведешь. Ведь я-то точно знаю, что я читаю». Вы уверены? Потому что манипуляции со стороны масс-медиа сегодня так или иначе формируют практически все, что вы читаете, слышите и смотрите. В игре участвуют все: от маркетологов до политологов, и от мелких блогеров до крупных редакций. И эту манипуляцию мы почти не замечаем. Слишком уж часто с ней встречаемся. Эти приемы нужно точно знать, с ними и разберемся. Начнем с такой истории. В сентябре 1943 года из Мельбурна в Манчестер отправился корабль с самым необычным пассажиром. На борту находился утконос. Вот такое желание возникло у премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля в самый разгар Второй мировой войны. В то время как в стране царит обеспокоенность и страх, вот именно в это время нашему зоопарку срочно нужен утконос. Процесс подготовки и отправки животного превратился буквально в реалити-шоу. За пару дней до прибытия утконос от полученного стресса, увы, скончался. И об этом пресса тоже писала много. Точная причина всей этой авантюры неизвестна. Может быть, попытка улучшить отношения между Великобританией и Австралией? Может, действительно личный интерес премьер-министра к экзотическим животным? Но одно ясно точно — в течение нескольких месяцев читатели были увлечены этой историей, а не главной новостной повесткой. Это стратегия отвлечения. Нужно просто переключить внимание публики от важных вопросов и занять их умы чем-то другим. Актуальные проблемы отходят на второй план. Теперь давайте посмотрим на фото, где солдат отобрал ракетку у плачущего ребенка и как будто собирается его ударить. Правильно? Правильно. А теперь посмотрим, как это фото выглядело на самом деле. Это самый яркий пример фрейминга и того, как можно диаметрально исказить ситуацию, умолчав об одном факте и сделав акцент на другом. Чтобы делать выводы о том, что мы увидели, старайтесь понять общую картину, а не смотреть узко. Вот еще пример. В конце 2021 года появилась новость о том, что Институт философии Российской академии наук потратит больше 700 тысяч рублей на изучение ада и зла. Такая информация, конечно, возбудила читателей. Сколько денег вообще потратили впустую. Но все оказалось иначе. Российский научный фонд ежегодно проводит конкурсы, и на них подают заявки абсолютно любые ученые. Проект, который победил, назывался «Феномен зла от метафизики к теории морали», и речь в нем шла об аргументах против существования Бога в аналитической философии религии. То есть, информация была вырвана из контекста и подана так, как журналисты посчитали нужным. Идем дальше. Если в течение пары месяцев вы будете слышать из новостей от своих друзей, из соцсетей о том, что нельзя доверять никому, кроме меня, то я стану главным источником для вас правдивой информации. Это еще один прием манипуляции, он называется повторением. Все время повторяют: «Пушной знает все, он молодец, он хороший парень». И вы действительно эту информацию воспринимаете и складываете себе в память. На входе информацию вы еще проверить можете, а когда она у вас в памяти уже лежит, вы относитесь к ней как к достоверной. И поэтому я становлюсь для вас главным источником правдивой информации. Но даже ее всегда нужно проверять. Идем дальше. Отсроченное исполнение. Помните, в детстве родители говорили, что надо идти к врачу? Не о самом приятном событии, как правило, сообщалось чуть заранее, чтобы вас к этому морально подготовить. И действительно, как только с вами разговаривают как с ребенком от имени ваших родителей, вы тут же попадаете в зависимость от этого, потому что вам родители всегда желали хорошего, желали добра, и вас постепенно подготавливали даже к какому-то неприятному событию. Так часто действуют рекламщики. Их задача продать вам какое-нибудь, допустим, фуфло. И они вам потихоньку, постепенно говорят, что твоя жизнь будет лучше, ты должен стать красивее... И, как правило, это еще говорят, как будто бы разговаривают с вами, как с детьми. У вас включается эта система «я — ребенок, он — родитель», и я родителю, как ребенок, естественно, доверяю. И вам продают не пойми что. Чем меньше люди расширяют горизонты своих знаний, тем лучше для манипуляторов. Так просто легче влиять на сознание. Поэтому читатели часто снабжают материалами скандального характера, сплетнями, историями про магию и теории заговора, а также с сомнительным юмором. Вы никогда не задумывались, почему, например, в так называемой «народной прессе» не пишут про современное искусство, а если и пишут, то как о чем-то безумном или бессмысленном? Ну вот, взять хотя бы такой заголовок — «Большая куча искусства на набережной. В Москве поставили 12-метровую скульптуру, на которую не всем приятно смотреть». Формулировка заголовка, к слову, как бы навязывает вам уже свою точку зрения. «Возможно ли жить с такими тарифами на газ?» — в заголовке уже ответ на этот вопрос. Риторический вопрос, да? «Неужели он и вправду бил свою жену?» — мы не знаем, бил или не бил, но заголовок уже нам как бы подсказывает. Это тоже форма манипуляции. Список приемов манипуляции нашим сознанием можно продолжать долго, если не бесконечно. Главное помните, излишние эмоции — это враг логики. Не принимайте все сразу за чистую монету. Расспросите всех и вся, проведите свое мини-исследование и сделайте собственные выводы, используя критическое мышление.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Александр Пушкой рассказал о самых частых манипулятивных приемах в СМИ
Вы не были очевидцем событий и не изучили тему с разных сторон — но ваше мнение сформировалось по одной статье? Заголовок навязал чужую точку зрения? Забыли про другие новости и погрузились только в одну тему? Это точно кому-то на руку. Телеведущий Александр Пушной в рамках познавательного проекта, созданного АНО «Диалог регионы» и «Лапша Медиа» при поддержке Минцифры, расскажет, как не стать жертвой манипуляций в медиа и о том, почему всегда важно анализировать информацию объективно и мыслить критически. Далее по тексту прямая речь Александра Пушного. «Медиа создают реальность». «Медиа манипулируют» — такие фразы мы нет-нет да слышим от кого-то из знакомых или из чьих-то выступлений. При этом сами мы нередко думаем: «Не-не-не, меня не проведешь. Ведь я-то точно знаю, что я читаю». Вы уверены? Потому что манипуляции со стороны масс-медиа сегодня так или иначе формируют практически все, что вы читаете, слышите и смотрите. В игре участвуют все: от маркетологов до политологов, и от мелких блогеров до крупных редакций. И эту манипуляцию мы почти не замечаем. Слишком уж часто с ней встречаемся. Эти приемы нужно точно знать, с ними и разберемся. Начнем с такой истории. В сентябре 1943 года из Мельбурна в Манчестер отправился корабль с самым необычным пассажиром. На борту находился утконос. Вот такое желание возникло у премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля в самый разгар Второй мировой войны. В то время как в стране царит обеспокоенность и страх, вот именно в это время нашему зоопарку срочно нужен утконос. Процесс подготовки и отправки животного превратился буквально в реалити-шоу. За пару дней до прибытия утконос от полученного стресса, увы, скончался. И об этом пресса тоже писала много. Точная причина всей этой авантюры неизвестна. Может быть, попытка улучшить отношения между Великобританией и Австралией? Может, действительно личный интерес премьер-министра к экзотическим животным? Но одно ясно точно — в течение нескольких месяцев читатели были увлечены этой историей, а не главной новостной повесткой. Это стратегия отвлечения. Нужно просто переключить внимание публики от важных вопросов и занять их умы чем-то другим. Актуальные проблемы отходят на второй план. Теперь давайте посмотрим на фото, где солдат отобрал ракетку у плачущего ребенка и как будто собирается его ударить. Правильно? Правильно. А теперь посмотрим, как это фото выглядело на самом деле. Это самый яркий пример фрейминга и того, как можно диаметрально исказить ситуацию, умолчав об одном факте и сделав акцент на другом. Чтобы делать выводы о том, что мы увидели, старайтесь понять общую картину, а не смотреть узко. Вот еще пример. В конце 2021 года появилась новость о том, что Институт философии Российской академии наук потратит больше 700 тысяч рублей на изучение ада и зла. Такая информация, конечно, возбудила читателей. Сколько денег вообще потратили впустую. Но все оказалось иначе. Российский научный фонд ежегодно проводит конкурсы, и на них подают заявки абсолютно любые ученые. Проект, который победил, назывался «Феномен зла от метафизики к теории морали», и речь в нем шла об аргументах против существования Бога в аналитической философии религии. То есть, информация была вырвана из контекста и подана так, как журналисты посчитали нужным. Идем дальше. Если в течение пары месяцев вы будете слышать из новостей от своих друзей, из соцсетей о том, что нельзя доверять никому, кроме меня, то я стану главным источником для вас правдивой информации. Это еще один прием манипуляции, он называется повторением. Все время повторяют: «Пушной знает все, он молодец, он хороший парень». И вы действительно эту информацию воспринимаете и складываете себе в память. На входе информацию вы еще проверить можете, а когда она у вас в памяти уже лежит, вы относитесь к ней как к достоверной. И поэтому я становлюсь для вас главным источником правдивой информации. Но даже ее всегда нужно проверять. Идем дальше. Отсроченное исполнение. Помните, в детстве родители говорили, что надо идти к врачу? Не о самом приятном событии, как правило, сообщалось чуть заранее, чтобы вас к этому морально подготовить. И действительно, как только с вами разговаривают как с ребенком от имени ваших родителей, вы тут же попадаете в зависимость от этого, потому что вам родители всегда желали хорошего, желали добра, и вас постепенно подготавливали даже к какому-то неприятному событию. Так часто действуют рекламщики. Их задача продать вам какое-нибудь, допустим, фуфло. И они вам потихоньку, постепенно говорят, что твоя жизнь будет лучше, ты должен стать красивее... И, как правило, это еще говорят, как будто бы разговаривают с вами, как с детьми. У вас включается эта система «я — ребенок, он — родитель», и я родителю, как ребенок, естественно, доверяю. И вам продают не пойми что. Чем меньше люди расширяют горизонты своих знаний, тем лучше для манипуляторов. Так просто легче влиять на сознание. Поэтому читатели часто снабжают материалами скандального характера, сплетнями, историями про магию и теории заговора, а также с сомнительным юмором. Вы никогда не задумывались, почему, например, в так называемой «народной прессе» не пишут про современное искусство, а если и пишут, то как о чем-то безумном или бессмысленном? Ну вот, взять хотя бы такой заголовок — «Большая куча искусства на набережной. В Москве поставили 12-метровую скульптуру, на которую не всем приятно смотреть». Формулировка заголовка, к слову, как бы навязывает вам уже свою точку зрения. «Возможно ли жить с такими тарифами на газ?» — в заголовке уже ответ на этот вопрос. Риторический вопрос, да? «Неужели он и вправду бил свою жену?» — мы не знаем, бил или не бил, но заголовок уже нам как бы подсказывает. Это тоже форма манипуляции. Список приемов манипуляции нашим сознанием можно продолжать долго, если не бесконечно. Главное помните, излишние эмоции — это враг логики. Не принимайте все сразу за чистую монету. Расспросите всех и вся, проведите свое мини-исследование и сделайте собственные выводы, используя критическое мышление.
Вы не были очевидцем событий и не изучили тему с разных сторон — но ваше мнение сформировалось по одной статье? Заголовок навязал чужую точку зрения? Забыли про другие новости и погрузились только в одну тему? Это точно кому-то на руку. Телеведущий Александр Пушной в рамках познавательного проекта, созданного АНО «Диалог регионы» и «Лапша Медиа» при поддержке Минцифры, расскажет, как не стать жертвой манипуляций в медиа и о том, почему всегда важно анализировать информацию объективно и мыслить критически. Далее по тексту прямая речь Александра Пушного. «Медиа создают реальность». «Медиа манипулируют» — такие фразы мы нет-нет да слышим от кого-то из знакомых или из чьих-то выступлений. При этом сами мы нередко думаем: «Не-не-не, меня не проведешь. Ведь я-то точно знаю, что я читаю». Вы уверены? Потому что манипуляции со стороны масс-медиа сегодня так или иначе формируют практически все, что вы читаете, слышите и смотрите. В игре участвуют все: от маркетологов до политологов, и от мелких блогеров до крупных редакций. И эту манипуляцию мы почти не замечаем. Слишком уж часто с ней встречаемся. Эти приемы нужно точно знать, с ними и разберемся. Начнем с такой истории. В сентябре 1943 года из Мельбурна в Манчестер отправился корабль с самым необычным пассажиром. На борту находился утконос. Вот такое желание возникло у премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля в самый разгар Второй мировой войны. В то время как в стране царит обеспокоенность и страх, вот именно в это время нашему зоопарку срочно нужен утконос. Процесс подготовки и отправки животного превратился буквально в реалити-шоу. За пару дней до прибытия утконос от полученного стресса, увы, скончался. И об этом пресса тоже писала много. Точная причина всей этой авантюры неизвестна. Может быть, попытка улучшить отношения между Великобританией и Австралией? Может, действительно личный интерес премьер-министра к экзотическим животным? Но одно ясно точно — в течение нескольких месяцев читатели были увлечены этой историей, а не главной новостной повесткой. Это стратегия отвлечения. Нужно просто переключить внимание публики от важных вопросов и занять их умы чем-то другим. Актуальные проблемы отходят на второй план. Теперь давайте посмотрим на фото, где солдат отобрал ракетку у плачущего ребенка и как будто собирается его ударить. Правильно? Правильно. А теперь посмотрим, как это фото выглядело на самом деле. Это самый яркий пример фрейминга и того, как можно диаметрально исказить ситуацию, умолчав об одном факте и сделав акцент на другом. Чтобы делать выводы о том, что мы увидели, старайтесь понять общую картину, а не смотреть узко. Вот еще пример. В конце 2021 года появилась новость о том, что Институт философии Российской академии наук потратит больше 700 тысяч рублей на изучение ада и зла. Такая информация, конечно, возбудила читателей. Сколько денег вообще потратили впустую. Но все оказалось иначе. Российский научный фонд ежегодно проводит конкурсы, и на них подают заявки абсолютно любые ученые. Проект, который победил, назывался «Феномен зла от метафизики к теории морали», и речь в нем шла об аргументах против существования Бога в аналитической философии религии. То есть, информация была вырвана из контекста и подана так, как журналисты посчитали нужным. Идем дальше. Если в течение пары месяцев вы будете слышать из новостей от своих друзей, из соцсетей о том, что нельзя доверять никому, кроме меня, то я стану главным источником для вас правдивой информации. Это еще один прием манипуляции, он называется повторением. Все время повторяют: «Пушной знает все, он молодец, он хороший парень». И вы действительно эту информацию воспринимаете и складываете себе в память. На входе информацию вы еще проверить можете, а когда она у вас в памяти уже лежит, вы относитесь к ней как к достоверной. И поэтому я становлюсь для вас главным источником правдивой информации. Но даже ее всегда нужно проверять. Идем дальше. Отсроченное исполнение. Помните, в детстве родители говорили, что надо идти к врачу? Не о самом приятном событии, как правило, сообщалось чуть заранее, чтобы вас к этому морально подготовить. И действительно, как только с вами разговаривают как с ребенком от имени ваших родителей, вы тут же попадаете в зависимость от этого, потому что вам родители всегда желали хорошего, желали добра, и вас постепенно подготавливали даже к какому-то неприятному событию. Так часто действуют рекламщики. Их задача продать вам какое-нибудь, допустим, фуфло. И они вам потихоньку, постепенно говорят, что твоя жизнь будет лучше, ты должен стать красивее... И, как правило, это еще говорят, как будто бы разговаривают с вами, как с детьми. У вас включается эта система «я — ребенок, он — родитель», и я родителю, как ребенок, естественно, доверяю. И вам продают не пойми что. Чем меньше люди расширяют горизонты своих знаний, тем лучше для манипуляторов. Так просто легче влиять на сознание. Поэтому читатели часто снабжают материалами скандального характера, сплетнями, историями про магию и теории заговора, а также с сомнительным юмором. Вы никогда не задумывались, почему, например, в так называемой «народной прессе» не пишут про современное искусство, а если и пишут, то как о чем-то безумном или бессмысленном? Ну вот, взять хотя бы такой заголовок — «Большая куча искусства на набережной. В Москве поставили 12-метровую скульптуру, на которую не всем приятно смотреть». Формулировка заголовка, к слову, как бы навязывает вам уже свою точку зрения. «Возможно ли жить с такими тарифами на газ?» — в заголовке уже ответ на этот вопрос. Риторический вопрос, да? «Неужели он и вправду бил свою жену?» — мы не знаем, бил или не бил, но заголовок уже нам как бы подсказывает. Это тоже форма манипуляции. Список приемов манипуляции нашим сознанием можно продолжать долго, если не бесконечно. Главное помните, излишние эмоции — это враг логики. Не принимайте все сразу за чистую монету. Расспросите всех и вся, проведите свое мини-исследование и сделайте собственные выводы, используя критическое мышление.