Психолог Дугенцова объяснила роль значимого взрослого в жизни ребенка
Многие установки и особенности мышления людей связаны с тем, кто был с ними рядом в детстве. Кто такой значимый взрослый, как им становятся и какую роль он играет в формировании личности и психологических травм у ребенка, ОТР узнал у детского психолога Дарьи Дугенцовой. Значимый взрослый — это человек, который встает на позицию родителя. До шести-семи лет в жизни ребенка эту роль выполняют мама и папа. Если по какой-то причине их нет, то позицию занимают мужчина и женщина, которые находятся рядом и занимаются воспитанием, объяснила ОТР детский психолог и сказкотерапевт Дарья Дугенцова. От мужской и женской фигуры ребенок примерно поровну перенимает понимание о мире. Он узнает, что такое семья и семейные ценности, и кем является сам. «То есть, через этого взрослого он учится этому миру», — пояснила специалист. Стать значимым взрослым для ребенка могут, например, дедушка и бабушка. Так случается, когда по каким-то причинам родители не занимаются воспитанием. В другой модели родного отца может заменить отчим или маму — другая родственница. Суть именно в том, что это женщина и мужчина, которые занимаются воспитанием. Ребенок обесценивает своих первых значимых взрослых, когда достигает лет семи. На эту позицию вместо мамы и папы может встать учитель. А с 12 до 18 лет место может занять практически кто угодно: дядя или тетя, лучшие друзья или их родители. «Не имеет значения, кто это будет. Самое главное, что это человек чуть старше нас и с которого мы будем брать пример, с которым мы будем иметь дружеские отношения. Например, у меня это была крестная, у моей подруги это был старший брат ее подруги», — привела пример Дугенцова. Чтобы стать значимым взрослым, нужно выслушивать ребенка, давать советы, если он их просит, но не пытаться перечить ему. Подросткам очень важно отделиться от родителей и максимально проявить свое «я». Именно поэтому они в какой-то момент обесценивают мать и отца, выбирая другой пример для подражания и исследования мира. «Перечить никогда нельзя, нужно давать высказываться. Нужно спокойно относиться ко всем поступкам ребенка и стараться аккуратно его направить. При этом не советовать никогда ничего, а просто задавать нужные вопросы. “Как ты думаешь, нормально ли ты поступил или, а как ты бы поступил в такой ситуации”», — продолжила собеседница ОТР. Контейнирование эмоций — это механизм, который может использовать человек для того, чтобы помочь своему близкому пережить сильный всплеск эмоций. В случае с детьми и подростками роль значимого взрослого здесь такая же, как у психолога, обратила внимание Дугенцова. Человеку нужно научить ребенка распознавать и проживать свои эмоции, стабилизировать его и сделать так, чтобы он смог относиться к жизни более спокойно благодаря этим навыкам. Суть заключается в том, чтобы человек научился понимать, что именно он сейчас чувствует и анализировать это состояние, прежде, чем реагировать на него. Часто детские травмы связаны с влиянием значимых взрослых. Но не в том смысле, что они возникают из-за каких-то действий, а скорее, из-за бездействия или неправильного поведения. Психотравмы случаются у всех, но главное здесь — научить ребенка оставаться стабильным и помогать самому себе, обратила внимание психолог. «Нужно, чтобы он проживал свои эмоции, не пытался их отбросить, не впадал в дефлексию (защитный механизм, заставляющий человека абстрагироваться от тяжелых эмоций и унижений ради адаптации к новым условиям — прим. ред.), чтобы понимал, что он ощущал, что переживает и чувствует. Тогда пережить травму будет намного проще», — сказала специалист.   Детские травмы формируются по очень многим причинам. Например, кто-то мог стать в детстве свидетелем ДТП: у одних после этого отложится отпечаток на психике, а другие забудут происшествие. Чаще всего травмы возникают из-за неожиданных ситуаций, которые пришлось пережить ребенку. Но такое случается и в подростковом, и во взрослом возрасте. «Они укореняются у нас внутри и, к сожалению, потом приводят к страхам, паническим атакам, к более серьезным последствиям. К ПТСР (посттравматический синдром — прим. ред.) или ПРЛ (пограничное расстройство личности — прим. ред.)», — перечислила Дугенцова. Человек не может существовать без травм. Само их появление вполне нормально. Но самое главное — работать с ними. Травмы проявляются очень по-разному, но можно выделить несколько привычек, которые указывают на то, что человеку стоит поработать с психологом. Например, на них указывают частые приступы агрессии и потеря самоконтроля. Излишняя мнительность и ипохондрия тоже говорят о проблемах, как и привычка обвинять себя во всем, передал psychologies.ru. Некоторые люди вообще никому не доверяют и ждут, что все хотят причинить им зло — это тоже признак травмы. Зависимость от еды, сигарет, алкоголя, наркотиков, кумиров и чего угодно говорит о том же. На травму указывает постоянный страх получить отказ, постоянная потребность во внимании, привычка всегда ставить нужды других выше собственных и желание все контролировать и доминировать над другими. Первым делом нужно понять, какие детские обиды есть и из-за каких ситуаций или людей они сформировались. Важно убедиться, действительно ли это влияние извне или особенности восприятия какого-то происшествия. «Вопрос в том, действительно ли обида имеет место быть. Обиды можно простить, встав на позицию другого человека. Предположим, вам мама в младшем школьном возрасте не дала конфетку, которую очень хотелось. Но теперь вы можете встать на позицию мамы и понять, что она, например, ограждала вас от язвы», — привела пример собеседница ОТР. Логическое переосмысление ситуаций из прошлого может помочь избавиться от обид. Часто они появляются из-за непонимания поступков родителей, знакомых или друзей. Поэтому и нужно вставать на позицию другого, чтобы избавиться от обиды было проще. «Если мы говорим про более глубинные ситуации, где вам не хватило взаимопонимания, поддержки от родителей или от знакомых и друзей, то здесь скорее всего стоит воспользоваться техникой “стул”», — порекомендовала Дарья Дугенцова. Ее суть заключается в том, чтобы поставить перед собой пустой стул и мысленно посадить на него себя маленького и дать ему все, чего не хватало в ситуации из прошлого. Например, оказать поддержку, выразить сочувствие и так далее. Это практика из гештальт-терапии, но делать ее важно в присутствии психолога или психотерапевта, подытожила эксперт.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Психолог Дугенцова объяснила роль значимого взрослого в жизни ребенка
Многие установки и особенности мышления людей связаны с тем, кто был с ними рядом в детстве. Кто такой значимый взрослый, как им становятся и какую роль он играет в формировании личности и психологических травм у ребенка, ОТР узнал у детского психолога Дарьи Дугенцовой. Значимый взрослый — это человек, который встает на позицию родителя. До шести-семи лет в жизни ребенка эту роль выполняют мама и папа. Если по какой-то причине их нет, то позицию занимают мужчина и женщина, которые находятся рядом и занимаются воспитанием, объяснила ОТР детский психолог и сказкотерапевт Дарья Дугенцова. От мужской и женской фигуры ребенок примерно поровну перенимает понимание о мире. Он узнает, что такое семья и семейные ценности, и кем является сам. «То есть, через этого взрослого он учится этому миру», — пояснила специалист. Стать значимым взрослым для ребенка могут, например, дедушка и бабушка. Так случается, когда по каким-то причинам родители не занимаются воспитанием. В другой модели родного отца может заменить отчим или маму — другая родственница. Суть именно в том, что это женщина и мужчина, которые занимаются воспитанием. Ребенок обесценивает своих первых значимых взрослых, когда достигает лет семи. На эту позицию вместо мамы и папы может встать учитель. А с 12 до 18 лет место может занять практически кто угодно: дядя или тетя, лучшие друзья или их родители. «Не имеет значения, кто это будет. Самое главное, что это человек чуть старше нас и с которого мы будем брать пример, с которым мы будем иметь дружеские отношения. Например, у меня это была крестная, у моей подруги это был старший брат ее подруги», — привела пример Дугенцова. Чтобы стать значимым взрослым, нужно выслушивать ребенка, давать советы, если он их просит, но не пытаться перечить ему. Подросткам очень важно отделиться от родителей и максимально проявить свое «я». Именно поэтому они в какой-то момент обесценивают мать и отца, выбирая другой пример для подражания и исследования мира. «Перечить никогда нельзя, нужно давать высказываться. Нужно спокойно относиться ко всем поступкам ребенка и стараться аккуратно его направить. При этом не советовать никогда ничего, а просто задавать нужные вопросы. “Как ты думаешь, нормально ли ты поступил или, а как ты бы поступил в такой ситуации”», — продолжила собеседница ОТР. Контейнирование эмоций — это механизм, который может использовать человек для того, чтобы помочь своему близкому пережить сильный всплеск эмоций. В случае с детьми и подростками роль значимого взрослого здесь такая же, как у психолога, обратила внимание Дугенцова. Человеку нужно научить ребенка распознавать и проживать свои эмоции, стабилизировать его и сделать так, чтобы он смог относиться к жизни более спокойно благодаря этим навыкам. Суть заключается в том, чтобы человек научился понимать, что именно он сейчас чувствует и анализировать это состояние, прежде, чем реагировать на него. Часто детские травмы связаны с влиянием значимых взрослых. Но не в том смысле, что они возникают из-за каких-то действий, а скорее, из-за бездействия или неправильного поведения. Психотравмы случаются у всех, но главное здесь — научить ребенка оставаться стабильным и помогать самому себе, обратила внимание психолог. «Нужно, чтобы он проживал свои эмоции, не пытался их отбросить, не впадал в дефлексию (защитный механизм, заставляющий человека абстрагироваться от тяжелых эмоций и унижений ради адаптации к новым условиям — прим. ред.), чтобы понимал, что он ощущал, что переживает и чувствует. Тогда пережить травму будет намного проще», — сказала специалист.   Детские травмы формируются по очень многим причинам. Например, кто-то мог стать в детстве свидетелем ДТП: у одних после этого отложится отпечаток на психике, а другие забудут происшествие. Чаще всего травмы возникают из-за неожиданных ситуаций, которые пришлось пережить ребенку. Но такое случается и в подростковом, и во взрослом возрасте. «Они укореняются у нас внутри и, к сожалению, потом приводят к страхам, паническим атакам, к более серьезным последствиям. К ПТСР (посттравматический синдром — прим. ред.) или ПРЛ (пограничное расстройство личности — прим. ред.)», — перечислила Дугенцова. Человек не может существовать без травм. Само их появление вполне нормально. Но самое главное — работать с ними. Травмы проявляются очень по-разному, но можно выделить несколько привычек, которые указывают на то, что человеку стоит поработать с психологом. Например, на них указывают частые приступы агрессии и потеря самоконтроля. Излишняя мнительность и ипохондрия тоже говорят о проблемах, как и привычка обвинять себя во всем, передал psychologies.ru. Некоторые люди вообще никому не доверяют и ждут, что все хотят причинить им зло — это тоже признак травмы. Зависимость от еды, сигарет, алкоголя, наркотиков, кумиров и чего угодно говорит о том же. На травму указывает постоянный страх получить отказ, постоянная потребность во внимании, привычка всегда ставить нужды других выше собственных и желание все контролировать и доминировать над другими. Первым делом нужно понять, какие детские обиды есть и из-за каких ситуаций или людей они сформировались. Важно убедиться, действительно ли это влияние извне или особенности восприятия какого-то происшествия. «Вопрос в том, действительно ли обида имеет место быть. Обиды можно простить, встав на позицию другого человека. Предположим, вам мама в младшем школьном возрасте не дала конфетку, которую очень хотелось. Но теперь вы можете встать на позицию мамы и понять, что она, например, ограждала вас от язвы», — привела пример собеседница ОТР. Логическое переосмысление ситуаций из прошлого может помочь избавиться от обид. Часто они появляются из-за непонимания поступков родителей, знакомых или друзей. Поэтому и нужно вставать на позицию другого, чтобы избавиться от обиды было проще. «Если мы говорим про более глубинные ситуации, где вам не хватило взаимопонимания, поддержки от родителей или от знакомых и друзей, то здесь скорее всего стоит воспользоваться техникой “стул”», — порекомендовала Дарья Дугенцова. Ее суть заключается в том, чтобы поставить перед собой пустой стул и мысленно посадить на него себя маленького и дать ему все, чего не хватало в ситуации из прошлого. Например, оказать поддержку, выразить сочувствие и так далее. Это практика из гештальт-терапии, но делать ее важно в присутствии психолога или психотерапевта, подытожила эксперт.
Многие установки и особенности мышления людей связаны с тем, кто был с ними рядом в детстве. Кто такой значимый взрослый, как им становятся и какую роль он играет в формировании личности и психологических травм у ребенка, ОТР узнал у детского психолога Дарьи Дугенцовой. Значимый взрослый — это человек, который встает на позицию родителя. До шести-семи лет в жизни ребенка эту роль выполняют мама и папа. Если по какой-то причине их нет, то позицию занимают мужчина и женщина, которые находятся рядом и занимаются воспитанием, объяснила ОТР детский психолог и сказкотерапевт Дарья Дугенцова. От мужской и женской фигуры ребенок примерно поровну перенимает понимание о мире. Он узнает, что такое семья и семейные ценности, и кем является сам. «То есть, через этого взрослого он учится этому миру», — пояснила специалист. Стать значимым взрослым для ребенка могут, например, дедушка и бабушка. Так случается, когда по каким-то причинам родители не занимаются воспитанием. В другой модели родного отца может заменить отчим или маму — другая родственница. Суть именно в том, что это женщина и мужчина, которые занимаются воспитанием. Ребенок обесценивает своих первых значимых взрослых, когда достигает лет семи. На эту позицию вместо мамы и папы может встать учитель. А с 12 до 18 лет место может занять практически кто угодно: дядя или тетя, лучшие друзья или их родители. «Не имеет значения, кто это будет. Самое главное, что это человек чуть старше нас и с которого мы будем брать пример, с которым мы будем иметь дружеские отношения. Например, у меня это была крестная, у моей подруги это был старший брат ее подруги», — привела пример Дугенцова. Чтобы стать значимым взрослым, нужно выслушивать ребенка, давать советы, если он их просит, но не пытаться перечить ему. Подросткам очень важно отделиться от родителей и максимально проявить свое «я». Именно поэтому они в какой-то момент обесценивают мать и отца, выбирая другой пример для подражания и исследования мира. «Перечить никогда нельзя, нужно давать высказываться. Нужно спокойно относиться ко всем поступкам ребенка и стараться аккуратно его направить. При этом не советовать никогда ничего, а просто задавать нужные вопросы. “Как ты думаешь, нормально ли ты поступил или, а как ты бы поступил в такой ситуации”», — продолжила собеседница ОТР. Контейнирование эмоций — это механизм, который может использовать человек для того, чтобы помочь своему близкому пережить сильный всплеск эмоций. В случае с детьми и подростками роль значимого взрослого здесь такая же, как у психолога, обратила внимание Дугенцова. Человеку нужно научить ребенка распознавать и проживать свои эмоции, стабилизировать его и сделать так, чтобы он смог относиться к жизни более спокойно благодаря этим навыкам. Суть заключается в том, чтобы человек научился понимать, что именно он сейчас чувствует и анализировать это состояние, прежде, чем реагировать на него. Часто детские травмы связаны с влиянием значимых взрослых. Но не в том смысле, что они возникают из-за каких-то действий, а скорее, из-за бездействия или неправильного поведения. Психотравмы случаются у всех, но главное здесь — научить ребенка оставаться стабильным и помогать самому себе, обратила внимание психолог. «Нужно, чтобы он проживал свои эмоции, не пытался их отбросить, не впадал в дефлексию (защитный механизм, заставляющий человека абстрагироваться от тяжелых эмоций и унижений ради адаптации к новым условиям — прим. ред.), чтобы понимал, что он ощущал, что переживает и чувствует. Тогда пережить травму будет намного проще», — сказала специалист.   Детские травмы формируются по очень многим причинам. Например, кто-то мог стать в детстве свидетелем ДТП: у одних после этого отложится отпечаток на психике, а другие забудут происшествие. Чаще всего травмы возникают из-за неожиданных ситуаций, которые пришлось пережить ребенку. Но такое случается и в подростковом, и во взрослом возрасте. «Они укореняются у нас внутри и, к сожалению, потом приводят к страхам, паническим атакам, к более серьезным последствиям. К ПТСР (посттравматический синдром — прим. ред.) или ПРЛ (пограничное расстройство личности — прим. ред.)», — перечислила Дугенцова. Человек не может существовать без травм. Само их появление вполне нормально. Но самое главное — работать с ними. Травмы проявляются очень по-разному, но можно выделить несколько привычек, которые указывают на то, что человеку стоит поработать с психологом. Например, на них указывают частые приступы агрессии и потеря самоконтроля. Излишняя мнительность и ипохондрия тоже говорят о проблемах, как и привычка обвинять себя во всем, передал psychologies.ru. Некоторые люди вообще никому не доверяют и ждут, что все хотят причинить им зло — это тоже признак травмы. Зависимость от еды, сигарет, алкоголя, наркотиков, кумиров и чего угодно говорит о том же. На травму указывает постоянный страх получить отказ, постоянная потребность во внимании, привычка всегда ставить нужды других выше собственных и желание все контролировать и доминировать над другими. Первым делом нужно понять, какие детские обиды есть и из-за каких ситуаций или людей они сформировались. Важно убедиться, действительно ли это влияние извне или особенности восприятия какого-то происшествия. «Вопрос в том, действительно ли обида имеет место быть. Обиды можно простить, встав на позицию другого человека. Предположим, вам мама в младшем школьном возрасте не дала конфетку, которую очень хотелось. Но теперь вы можете встать на позицию мамы и понять, что она, например, ограждала вас от язвы», — привела пример собеседница ОТР. Логическое переосмысление ситуаций из прошлого может помочь избавиться от обид. Часто они появляются из-за непонимания поступков родителей, знакомых или друзей. Поэтому и нужно вставать на позицию другого, чтобы избавиться от обиды было проще. «Если мы говорим про более глубинные ситуации, где вам не хватило взаимопонимания, поддержки от родителей или от знакомых и друзей, то здесь скорее всего стоит воспользоваться техникой “стул”», — порекомендовала Дарья Дугенцова. Ее суть заключается в том, чтобы поставить перед собой пустой стул и мысленно посадить на него себя маленького и дать ему все, чего не хватало в ситуации из прошлого. Например, оказать поддержку, выразить сочувствие и так далее. Это практика из гештальт-терапии, но делать ее важно в присутствии психолога или психотерапевта, подытожила эксперт.