Психолог Резенова: вера в Деда Мороза грозит развитием магического мышления
Приближается Новый год, и перед родителями встает важный вопрос: нормально ли, что ребенок уже пошел в школу, а все еще верит, что подарки ему приносит Дед Мороз? Многие родители ломают голову над тем, как раскрыть чаду «страшную правду» о новогоднем волшебнике. На эту тему и о том, как детская уверенность в существовании волшебства влияет на взрослых, ОТР поговорил с психологом Надеждой Резеновой. Верить в Деда Мороза можно, ведь в жизни должно присутствовать чудо. Обычная жизнь строится на привычных бытовых законах, а во время кризисов люди часто перестраиваются на сакральные и необычные правила. Поэтому умение наслаждаться игрой, чудесами и верить в волшебство важно и во взрослой жизни, и взращивать его нужно с детства. Об этом ОТР рассказала практикующий детский и семейный психолог Надежда Резенова. «Это важная черта. Во взрослом возрасте нам прямо помогает порой эта творческая часть внутреннего ребенка справляться с какими-то трудными ситуациями. Когда мы действуем творчески, как раз креативно подходим — это очень сильная и мощная черта», — пояснила она. Поэтому нет ничего плохого в том, что до определенной поры дети верят, что подарки им приносит добрый волшебник из зимней сказки. Из возможных минусов здесь — развитие магического мышления, когда люди верят, что влияют на реальность символическими действиями или мыслями. Но детям в возрасте от трех до пяти лет оно и так присуще, считают в Клинике доктора Шурова. Не дать этому мышлению стать основным во взрослом возрасте помогут развитие осознанности и ответственности, успокоила Надежда Резенова. У каждой семьи своя история про Деда Мороза. Где-то детям говорят, что именно он следит за их поведением и приносит подарок за заслуги. А в каких-то семьях родители сразу признаются, что сами покупают презенты, но настаивают на том, что волшебник все равно существует, просто не успевает облететь всех детей за одну ночь. Оба варианта, по мнению психолога, допустимы. Здесь важно отталкиваться от индивидуальных особенностей ребенка. «Если вашему ребенку это приносит радость, приносит счастье, то и ради бога, пусть [подарки приносит] Дед Мороз. У меня сейчас пара в терапии, и там вообще родители устраивают целое представление. От конфет бумажек накидали — эльфы приходили. Где-то позвенели чем-то. Но здесь тоже важно не заиграться», — предупредила собеседница ОТР. А если ребенку уже нужна какая-то определенность и устойчивость, то можно объяснить ему, что иногда подарки все же дарят родители. Но резкого перехода от сказки к полному отрицанию волшебства тоже нельзя допускать, чтобы не вызвать у детей страх и ужас. «Все равно в чудо верим, какие-то чудеса у нас в жизни случаются. Можно даже примеры из жизни приводить», — отметила Резенова. Нужно определить потребность ребенка, во что он хочет верить — в чудо, сказку или силу. У детей дошкольного возраста бурно развивается фантазия, и этот процесс стоит поддержать. Потом жизнь все равно расставит все на свои места, а значит, какое-то время можно без опасений поддерживать игру с подарками от Деда Мороза. Надежда Резенова считает, что оставлять место волшебству в жизни очень важно даже взрослым. Поэтому верить в то, что зимний волшебник заглядывает в окна, следит за поведением и дарит подарки, можно хоть до 35 лет, пошутила психолог. Но если говорить серьезно, то «правильного» возраста для того, чтобы открыть ребенку глаза на правду, нет. Здесь все тоже зависит от индивидуальных особенностей. «У кого-то уже в пять лет ребенок может разговаривать и немного рассуждать, у кого-то и в подростковом возрасте это мало [развито]. Но все-таки я считаю, что в дошкольном возрасте еще уместно верить в сказку и чудо. Школьнику еще в первом классе [допустимо верить], пока он обожествляет учителя», — выразила мнение психолог. В школе у ребенка начинает формироваться научная база, он получает новые знания. Как правило, со временем дети сами начинают понимать, где кончается сказка и начинается реальность. К некоторым это осознание приходит и раньше. «Родитель может исследовательскую позицию занять. Нет правильных и неправильных ответов. Очень полезно разговаривать с ребенком вопросами: а тебе это зачем, а что это для тебя, а как ты думаешь? Чтобы ребенок именно сам искал ответы на интересующие его вопросы», — посоветовала Надежда Резенова. Какую бы информацию родители ни преподносили ребенку, делать это нужно из позиции любви и заботы. Это не должно становиться для него уроком, наказанием и уж тем более способом обидеть. Поэтому для начала важно, чтобы взрослый сам понял, зачем пытается рассказать детям, что Деда Мороза нет. «Я зачем рассказываю, что Дед Мороза нет? Отомстить ребенку, наказать? Все, Деда Мороза нет, подарков не получишь! Или все-таки расширить границы научного мира, познания? Представляешь, есть такая версия, что Деда Мороза нет — это уже совсем по-другому», — привела примеры специалист. Рассказывать об этом надо с любовью и быть готовым оказать поддержку. Можно преподнести информацию с научной стороны, но в любом случае важно говорить все мягко, подытожила Надежда Резенова.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Психолог Резенова: вера в Деда Мороза грозит развитием магического мышления
Приближается Новый год, и перед родителями встает важный вопрос: нормально ли, что ребенок уже пошел в школу, а все еще верит, что подарки ему приносит Дед Мороз? Многие родители ломают голову над тем, как раскрыть чаду «страшную правду» о новогоднем волшебнике. На эту тему и о том, как детская уверенность в существовании волшебства влияет на взрослых, ОТР поговорил с психологом Надеждой Резеновой. Верить в Деда Мороза можно, ведь в жизни должно присутствовать чудо. Обычная жизнь строится на привычных бытовых законах, а во время кризисов люди часто перестраиваются на сакральные и необычные правила. Поэтому умение наслаждаться игрой, чудесами и верить в волшебство важно и во взрослой жизни, и взращивать его нужно с детства. Об этом ОТР рассказала практикующий детский и семейный психолог Надежда Резенова. «Это важная черта. Во взрослом возрасте нам прямо помогает порой эта творческая часть внутреннего ребенка справляться с какими-то трудными ситуациями. Когда мы действуем творчески, как раз креативно подходим — это очень сильная и мощная черта», — пояснила она. Поэтому нет ничего плохого в том, что до определенной поры дети верят, что подарки им приносит добрый волшебник из зимней сказки. Из возможных минусов здесь — развитие магического мышления, когда люди верят, что влияют на реальность символическими действиями или мыслями. Но детям в возрасте от трех до пяти лет оно и так присуще, считают в Клинике доктора Шурова. Не дать этому мышлению стать основным во взрослом возрасте помогут развитие осознанности и ответственности, успокоила Надежда Резенова. У каждой семьи своя история про Деда Мороза. Где-то детям говорят, что именно он следит за их поведением и приносит подарок за заслуги. А в каких-то семьях родители сразу признаются, что сами покупают презенты, но настаивают на том, что волшебник все равно существует, просто не успевает облететь всех детей за одну ночь. Оба варианта, по мнению психолога, допустимы. Здесь важно отталкиваться от индивидуальных особенностей ребенка. «Если вашему ребенку это приносит радость, приносит счастье, то и ради бога, пусть [подарки приносит] Дед Мороз. У меня сейчас пара в терапии, и там вообще родители устраивают целое представление. От конфет бумажек накидали — эльфы приходили. Где-то позвенели чем-то. Но здесь тоже важно не заиграться», — предупредила собеседница ОТР. А если ребенку уже нужна какая-то определенность и устойчивость, то можно объяснить ему, что иногда подарки все же дарят родители. Но резкого перехода от сказки к полному отрицанию волшебства тоже нельзя допускать, чтобы не вызвать у детей страх и ужас. «Все равно в чудо верим, какие-то чудеса у нас в жизни случаются. Можно даже примеры из жизни приводить», — отметила Резенова. Нужно определить потребность ребенка, во что он хочет верить — в чудо, сказку или силу. У детей дошкольного возраста бурно развивается фантазия, и этот процесс стоит поддержать. Потом жизнь все равно расставит все на свои места, а значит, какое-то время можно без опасений поддерживать игру с подарками от Деда Мороза. Надежда Резенова считает, что оставлять место волшебству в жизни очень важно даже взрослым. Поэтому верить в то, что зимний волшебник заглядывает в окна, следит за поведением и дарит подарки, можно хоть до 35 лет, пошутила психолог. Но если говорить серьезно, то «правильного» возраста для того, чтобы открыть ребенку глаза на правду, нет. Здесь все тоже зависит от индивидуальных особенностей. «У кого-то уже в пять лет ребенок может разговаривать и немного рассуждать, у кого-то и в подростковом возрасте это мало [развито]. Но все-таки я считаю, что в дошкольном возрасте еще уместно верить в сказку и чудо. Школьнику еще в первом классе [допустимо верить], пока он обожествляет учителя», — выразила мнение психолог. В школе у ребенка начинает формироваться научная база, он получает новые знания. Как правило, со временем дети сами начинают понимать, где кончается сказка и начинается реальность. К некоторым это осознание приходит и раньше. «Родитель может исследовательскую позицию занять. Нет правильных и неправильных ответов. Очень полезно разговаривать с ребенком вопросами: а тебе это зачем, а что это для тебя, а как ты думаешь? Чтобы ребенок именно сам искал ответы на интересующие его вопросы», — посоветовала Надежда Резенова. Какую бы информацию родители ни преподносили ребенку, делать это нужно из позиции любви и заботы. Это не должно становиться для него уроком, наказанием и уж тем более способом обидеть. Поэтому для начала важно, чтобы взрослый сам понял, зачем пытается рассказать детям, что Деда Мороза нет. «Я зачем рассказываю, что Дед Мороза нет? Отомстить ребенку, наказать? Все, Деда Мороза нет, подарков не получишь! Или все-таки расширить границы научного мира, познания? Представляешь, есть такая версия, что Деда Мороза нет — это уже совсем по-другому», — привела примеры специалист. Рассказывать об этом надо с любовью и быть готовым оказать поддержку. Можно преподнести информацию с научной стороны, но в любом случае важно говорить все мягко, подытожила Надежда Резенова.
Приближается Новый год, и перед родителями встает важный вопрос: нормально ли, что ребенок уже пошел в школу, а все еще верит, что подарки ему приносит Дед Мороз? Многие родители ломают голову над тем, как раскрыть чаду «страшную правду» о новогоднем волшебнике. На эту тему и о том, как детская уверенность в существовании волшебства влияет на взрослых, ОТР поговорил с психологом Надеждой Резеновой. Верить в Деда Мороза можно, ведь в жизни должно присутствовать чудо. Обычная жизнь строится на привычных бытовых законах, а во время кризисов люди часто перестраиваются на сакральные и необычные правила. Поэтому умение наслаждаться игрой, чудесами и верить в волшебство важно и во взрослой жизни, и взращивать его нужно с детства. Об этом ОТР рассказала практикующий детский и семейный психолог Надежда Резенова. «Это важная черта. Во взрослом возрасте нам прямо помогает порой эта творческая часть внутреннего ребенка справляться с какими-то трудными ситуациями. Когда мы действуем творчески, как раз креативно подходим — это очень сильная и мощная черта», — пояснила она. Поэтому нет ничего плохого в том, что до определенной поры дети верят, что подарки им приносит добрый волшебник из зимней сказки. Из возможных минусов здесь — развитие магического мышления, когда люди верят, что влияют на реальность символическими действиями или мыслями. Но детям в возрасте от трех до пяти лет оно и так присуще, считают в Клинике доктора Шурова. Не дать этому мышлению стать основным во взрослом возрасте помогут развитие осознанности и ответственности, успокоила Надежда Резенова. У каждой семьи своя история про Деда Мороза. Где-то детям говорят, что именно он следит за их поведением и приносит подарок за заслуги. А в каких-то семьях родители сразу признаются, что сами покупают презенты, но настаивают на том, что волшебник все равно существует, просто не успевает облететь всех детей за одну ночь. Оба варианта, по мнению психолога, допустимы. Здесь важно отталкиваться от индивидуальных особенностей ребенка. «Если вашему ребенку это приносит радость, приносит счастье, то и ради бога, пусть [подарки приносит] Дед Мороз. У меня сейчас пара в терапии, и там вообще родители устраивают целое представление. От конфет бумажек накидали — эльфы приходили. Где-то позвенели чем-то. Но здесь тоже важно не заиграться», — предупредила собеседница ОТР. А если ребенку уже нужна какая-то определенность и устойчивость, то можно объяснить ему, что иногда подарки все же дарят родители. Но резкого перехода от сказки к полному отрицанию волшебства тоже нельзя допускать, чтобы не вызвать у детей страх и ужас. «Все равно в чудо верим, какие-то чудеса у нас в жизни случаются. Можно даже примеры из жизни приводить», — отметила Резенова. Нужно определить потребность ребенка, во что он хочет верить — в чудо, сказку или силу. У детей дошкольного возраста бурно развивается фантазия, и этот процесс стоит поддержать. Потом жизнь все равно расставит все на свои места, а значит, какое-то время можно без опасений поддерживать игру с подарками от Деда Мороза. Надежда Резенова считает, что оставлять место волшебству в жизни очень важно даже взрослым. Поэтому верить в то, что зимний волшебник заглядывает в окна, следит за поведением и дарит подарки, можно хоть до 35 лет, пошутила психолог. Но если говорить серьезно, то «правильного» возраста для того, чтобы открыть ребенку глаза на правду, нет. Здесь все тоже зависит от индивидуальных особенностей. «У кого-то уже в пять лет ребенок может разговаривать и немного рассуждать, у кого-то и в подростковом возрасте это мало [развито]. Но все-таки я считаю, что в дошкольном возрасте еще уместно верить в сказку и чудо. Школьнику еще в первом классе [допустимо верить], пока он обожествляет учителя», — выразила мнение психолог. В школе у ребенка начинает формироваться научная база, он получает новые знания. Как правило, со временем дети сами начинают понимать, где кончается сказка и начинается реальность. К некоторым это осознание приходит и раньше. «Родитель может исследовательскую позицию занять. Нет правильных и неправильных ответов. Очень полезно разговаривать с ребенком вопросами: а тебе это зачем, а что это для тебя, а как ты думаешь? Чтобы ребенок именно сам искал ответы на интересующие его вопросы», — посоветовала Надежда Резенова. Какую бы информацию родители ни преподносили ребенку, делать это нужно из позиции любви и заботы. Это не должно становиться для него уроком, наказанием и уж тем более способом обидеть. Поэтому для начала важно, чтобы взрослый сам понял, зачем пытается рассказать детям, что Деда Мороза нет. «Я зачем рассказываю, что Дед Мороза нет? Отомстить ребенку, наказать? Все, Деда Мороза нет, подарков не получишь! Или все-таки расширить границы научного мира, познания? Представляешь, есть такая версия, что Деда Мороза нет — это уже совсем по-другому», — привела примеры специалист. Рассказывать об этом надо с любовью и быть готовым оказать поддержку. Можно преподнести информацию с научной стороны, но в любом случае важно говорить все мягко, подытожила Надежда Резенова.