Автоюрист: с подержанными машинами «схема Долиной» может работать в обе стороны
Госдуму и правительство попросили предотвратить использование «схемы Долиной» при продаже автомобилей. Один из профсоюзов получил много жалоб от покупателей подержанных машин, которые в итоге остались и без авто, и без денег. Как происходящее может отразиться на авторынке и что поможет решить проблему, разбирался ОТР. Покупка поддержанного автомобиля превратилась в рискованную лотерею. Об этом профсоюз «Новый труд» написал в письме к правительству России и Госдуме. Там отметили, что в последние несколько недель начали получать тревожные обращения от самозанятых таксистов и курьеров. Люди утверждают, что «схема Долиной» распространилась с рынка недвижимости на авторынок. Суть та же, как и при продаже жилья. После проведения юридически корректной сделки бывшие владельцы авто, в основном пенсионеры, идут в суд и требуют вернуть машину. Они заявляют, что сделка проходила под давлением третьих лиц или мошенников. В итоге добросовестный покупатель остается и без машины, и без денег, передали «Известия». Такая схема получила широкое распространение после того, как певица Лариса Долина продала под давлением мошенников свою квартиру за 112 миллионов рублей. Затем она обратилась в суд и вернула жилье. Добросовестная покупательница при этом осталась без квартиры и потраченных на нее денег. Однако 16 декабря Верховный суд все-таки встал на сторону новой владелицы жилья и признал сделку купли-продажи законной. Автоюрист Комитета по защите прав автовладельцев и блогер Кирилл Форманчук в разговоре с ОТР отметил, что пока не видит массового влияния «схемы Долиной» на авторынке. «Это не носит какого-то массового характера, нет. Но традиционно споры по возвратам автомобилей, которые криво-косо проданы по всяким договорам, перекупам, без дат, без подписей там, без еще чего-то, есть. Очень много этих споров. И ко мне люди постоянно обращаются, когда они купили у перекупа, например, машину, где договор [есть], а хозяин умер, пока перекуп продавал эту машину», — рассказал эксперт. Хотя делом Долиной Верховный суд подал «сигнал» нижестоящим инстанциям на тему споров по недвижимости, авторынок все еще не урегулирован. Профсоюз «Новый труд» опасается, что в 2026 году количество случаев, когда покупатель остается без машины и денег, может вырасти на 50-70%. Форманчук при этом считает, что защитить участников сделки нельзя. Автомобиль с точки зрения закона больше сравним, как отметил эксперт, с телефоном или кружкой. Его можно продать по рукописному договору. Также юрист допустил, что «схема Долиной» здесь начнет работать в две стороны. «Если мы говорим, что “схема Долиной” работает в одном направлении, значит, она работает и в другом. То есть вы можете купить автомобиль, [использовать] его, а потом прийти и сказать: “Верните мне деньги, меня обманули мошенники, чтобы я купил у вас автомобиль. Поэтому автомобиль себе оставлю и деньги у вас заберу”. Сама эта схема — конечно, абсурд», — высказался Кирилл Форманчук. Профсоюз предложил ввести период охлаждения и безналичного расчета для сделок с участием продавцов из группы риска. Там хотят, чтобы были паузы между подписанием договора, передачей денег и регистрацией машины в ГИБДД. Также в письме предложили обязать продавца получать средства за авто только на его именной счет, чтобы оставался цифровой финансовый след. А возврат права собственности продавцу просят законодательно увязать с возвратом денег покупателю. «Это лишит мошенников главной выгоды — получения и имущества, и денег, оставив покупателю автомобиль в качестве залога до возврата средств», — говорится в письме. Еще предлагают обязать дилеров и площадки по продаже подержанных авто дополнительно проверять продавцов на риски. В профсоюзе также считают, что нужно дополнительно стимулировать людей добровольно страховаться для финансовой защиты от риска утраты права собственности. «Я советую гражданам более ответственно относиться к покупке автомобиля. Не покупать его непонятно как, без договора, не видя собственника, у перекупов, у которых несколько этих договоров, а просто идти сразу с человеком в ГИБДД, там составлять договор», — порекомендовал Кирилл Форманчук. При покупке следует внимательно изучать не только состояние автомобиля, но и безупречность его правового статуса, посоветовал президент Союза автомобильных дилеров Вячеслав Жигалов.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Автоюрист: с подержанными машинами «схема Долиной» может работать в обе стороны
Госдуму и правительство попросили предотвратить использование «схемы Долиной» при продаже автомобилей. Один из профсоюзов получил много жалоб от покупателей подержанных машин, которые в итоге остались и без авто, и без денег. Как происходящее может отразиться на авторынке и что поможет решить проблему, разбирался ОТР. Покупка поддержанного автомобиля превратилась в рискованную лотерею. Об этом профсоюз «Новый труд» написал в письме к правительству России и Госдуме. Там отметили, что в последние несколько недель начали получать тревожные обращения от самозанятых таксистов и курьеров. Люди утверждают, что «схема Долиной» распространилась с рынка недвижимости на авторынок. Суть та же, как и при продаже жилья. После проведения юридически корректной сделки бывшие владельцы авто, в основном пенсионеры, идут в суд и требуют вернуть машину. Они заявляют, что сделка проходила под давлением третьих лиц или мошенников. В итоге добросовестный покупатель остается и без машины, и без денег, передали «Известия». Такая схема получила широкое распространение после того, как певица Лариса Долина продала под давлением мошенников свою квартиру за 112 миллионов рублей. Затем она обратилась в суд и вернула жилье. Добросовестная покупательница при этом осталась без квартиры и потраченных на нее денег. Однако 16 декабря Верховный суд все-таки встал на сторону новой владелицы жилья и признал сделку купли-продажи законной. Автоюрист Комитета по защите прав автовладельцев и блогер Кирилл Форманчук в разговоре с ОТР отметил, что пока не видит массового влияния «схемы Долиной» на авторынке. «Это не носит какого-то массового характера, нет. Но традиционно споры по возвратам автомобилей, которые криво-косо проданы по всяким договорам, перекупам, без дат, без подписей там, без еще чего-то, есть. Очень много этих споров. И ко мне люди постоянно обращаются, когда они купили у перекупа, например, машину, где договор [есть], а хозяин умер, пока перекуп продавал эту машину», — рассказал эксперт. Хотя делом Долиной Верховный суд подал «сигнал» нижестоящим инстанциям на тему споров по недвижимости, авторынок все еще не урегулирован. Профсоюз «Новый труд» опасается, что в 2026 году количество случаев, когда покупатель остается без машины и денег, может вырасти на 50-70%. Форманчук при этом считает, что защитить участников сделки нельзя. Автомобиль с точки зрения закона больше сравним, как отметил эксперт, с телефоном или кружкой. Его можно продать по рукописному договору. Также юрист допустил, что «схема Долиной» здесь начнет работать в две стороны. «Если мы говорим, что “схема Долиной” работает в одном направлении, значит, она работает и в другом. То есть вы можете купить автомобиль, [использовать] его, а потом прийти и сказать: “Верните мне деньги, меня обманули мошенники, чтобы я купил у вас автомобиль. Поэтому автомобиль себе оставлю и деньги у вас заберу”. Сама эта схема — конечно, абсурд», — высказался Кирилл Форманчук. Профсоюз предложил ввести период охлаждения и безналичного расчета для сделок с участием продавцов из группы риска. Там хотят, чтобы были паузы между подписанием договора, передачей денег и регистрацией машины в ГИБДД. Также в письме предложили обязать продавца получать средства за авто только на его именной счет, чтобы оставался цифровой финансовый след. А возврат права собственности продавцу просят законодательно увязать с возвратом денег покупателю. «Это лишит мошенников главной выгоды — получения и имущества, и денег, оставив покупателю автомобиль в качестве залога до возврата средств», — говорится в письме. Еще предлагают обязать дилеров и площадки по продаже подержанных авто дополнительно проверять продавцов на риски. В профсоюзе также считают, что нужно дополнительно стимулировать людей добровольно страховаться для финансовой защиты от риска утраты права собственности. «Я советую гражданам более ответственно относиться к покупке автомобиля. Не покупать его непонятно как, без договора, не видя собственника, у перекупов, у которых несколько этих договоров, а просто идти сразу с человеком в ГИБДД, там составлять договор», — порекомендовал Кирилл Форманчук. При покупке следует внимательно изучать не только состояние автомобиля, но и безупречность его правового статуса, посоветовал президент Союза автомобильных дилеров Вячеслав Жигалов.
Госдуму и правительство попросили предотвратить использование «схемы Долиной» при продаже автомобилей. Один из профсоюзов получил много жалоб от покупателей подержанных машин, которые в итоге остались и без авто, и без денег. Как происходящее может отразиться на авторынке и что поможет решить проблему, разбирался ОТР. Покупка поддержанного автомобиля превратилась в рискованную лотерею. Об этом профсоюз «Новый труд» написал в письме к правительству России и Госдуме. Там отметили, что в последние несколько недель начали получать тревожные обращения от самозанятых таксистов и курьеров. Люди утверждают, что «схема Долиной» распространилась с рынка недвижимости на авторынок. Суть та же, как и при продаже жилья. После проведения юридически корректной сделки бывшие владельцы авто, в основном пенсионеры, идут в суд и требуют вернуть машину. Они заявляют, что сделка проходила под давлением третьих лиц или мошенников. В итоге добросовестный покупатель остается и без машины, и без денег, передали «Известия». Такая схема получила широкое распространение после того, как певица Лариса Долина продала под давлением мошенников свою квартиру за 112 миллионов рублей. Затем она обратилась в суд и вернула жилье. Добросовестная покупательница при этом осталась без квартиры и потраченных на нее денег. Однако 16 декабря Верховный суд все-таки встал на сторону новой владелицы жилья и признал сделку купли-продажи законной. Автоюрист Комитета по защите прав автовладельцев и блогер Кирилл Форманчук в разговоре с ОТР отметил, что пока не видит массового влияния «схемы Долиной» на авторынке. «Это не носит какого-то массового характера, нет. Но традиционно споры по возвратам автомобилей, которые криво-косо проданы по всяким договорам, перекупам, без дат, без подписей там, без еще чего-то, есть. Очень много этих споров. И ко мне люди постоянно обращаются, когда они купили у перекупа, например, машину, где договор [есть], а хозяин умер, пока перекуп продавал эту машину», — рассказал эксперт. Хотя делом Долиной Верховный суд подал «сигнал» нижестоящим инстанциям на тему споров по недвижимости, авторынок все еще не урегулирован. Профсоюз «Новый труд» опасается, что в 2026 году количество случаев, когда покупатель остается без машины и денег, может вырасти на 50-70%. Форманчук при этом считает, что защитить участников сделки нельзя. Автомобиль с точки зрения закона больше сравним, как отметил эксперт, с телефоном или кружкой. Его можно продать по рукописному договору. Также юрист допустил, что «схема Долиной» здесь начнет работать в две стороны. «Если мы говорим, что “схема Долиной” работает в одном направлении, значит, она работает и в другом. То есть вы можете купить автомобиль, [использовать] его, а потом прийти и сказать: “Верните мне деньги, меня обманули мошенники, чтобы я купил у вас автомобиль. Поэтому автомобиль себе оставлю и деньги у вас заберу”. Сама эта схема — конечно, абсурд», — высказался Кирилл Форманчук. Профсоюз предложил ввести период охлаждения и безналичного расчета для сделок с участием продавцов из группы риска. Там хотят, чтобы были паузы между подписанием договора, передачей денег и регистрацией машины в ГИБДД. Также в письме предложили обязать продавца получать средства за авто только на его именной счет, чтобы оставался цифровой финансовый след. А возврат права собственности продавцу просят законодательно увязать с возвратом денег покупателю. «Это лишит мошенников главной выгоды — получения и имущества, и денег, оставив покупателю автомобиль в качестве залога до возврата средств», — говорится в письме. Еще предлагают обязать дилеров и площадки по продаже подержанных авто дополнительно проверять продавцов на риски. В профсоюзе также считают, что нужно дополнительно стимулировать людей добровольно страховаться для финансовой защиты от риска утраты права собственности. «Я советую гражданам более ответственно относиться к покупке автомобиля. Не покупать его непонятно как, без договора, не видя собственника, у перекупов, у которых несколько этих договоров, а просто идти сразу с человеком в ГИБДД, там составлять договор», — порекомендовал Кирилл Форманчук. При покупке следует внимательно изучать не только состояние автомобиля, но и безупречность его правового статуса, посоветовал президент Союза автомобильных дилеров Вячеслав Жигалов.