Праздник Ивана Купалы отметят в ночь с 6 на 7 июля. Он не относится к церковным и считается народным, однако успел вобрать в себя кое-что от христианства. Торжество связано с множеством таинств и даже мистикой. Многие верят, что, произнеся определенные слова в эту ночь, можно обрести счастье. О них, истории и обычаях Ивана Купалы расскажет ОТР.
Ивана Купала — это праздник с языческими корнями, который с течением лет впитал в себя и часть христианских традиций. Изначально его связывали с днем летнего солнцестояния и отмечали в 20-х числах июня. Тогда торжество называлось просто Купалой. С приходом православия языческий праздник заменили на Рождество Иоанна Предтечи и стали праздновать 24 июня.
Православный и языческий праздники объединились в народном сознании, из-за чего и появилось название Ивана Купала — Иван здесь не кто иной, как Иоанн Креститель. Что же касается слова «Купала», то некоторые исследователи полагают, что оно связано с древним языческим божеством. Другие считают, что слово перекликается с ритуалами с омовением, которые проводили в праздник.
Затем на Руси перешли на григорианский календарь и празднование передвинулось на 7 июля. Точнее, в эту дату отмечают Рождество Иоанна Предтечи. А Ивана Купала обычно празднуют в ночь с 6 на 7 июля — это народное торжество, церковь его не принимает и не одобряет, как и все языческое.
Ивана Купала исторически считается праздником с южными корнями. Об этом ОТР рассказала доцент кафедры общего и славянского искусствознания Института славянской культуры РГУ имени А. Н. Косыгина Варвара Добровольская.
«Ивана Купала — это южнорусские территории, так исторически сложилось. Хотя он отмечался по всей России. Если мы отстраняемся от церковных традиций, то это праздник растительности. Соответственно, в основном все действия связаны с травами так или иначе. Это либо начало косьбы, начало покосов, либо сбор лечебных трав, либо, например, заготовка специального лечебного масла. То есть коровы едят траву, а потом это молоко превращают в масло и используют как лечебное. Плюс это всякие гадания», — уточнила эксперт.
Ивана Купала имеет другие названия — Иван Цветный, Иван Купальник, Иван Травник и Ярилин день.
Главный символ торжества — папоротник. По языческим поверьям, бог Солнца Ярило посылает в праздник огонь, разгорающийся в цветке папоротника, — поэтому его все ищут.
Ивана Купала был один из самых веселых и разгульных праздников.
Праздник, согласно древним верованиям, означал расцвет сил природы.
Девушки раньше гадали на суженого с помощью цветов на Ивана Купала, отметила Добровольская. Они клали семь цветков под подушку или пускали венки по воде.
«И куда поплывет венок — там и жених. Ночь на Ивана Купала — это поиск цветка папоротника и всякие молодежные гуляния, прыгания через костры. Огонь как очищающее средство в данном случае. Обливание водой, купание», — обратила внимание эксперт.
Некоторые источники сообщают, что купаться на Ивана Купалу шли чуть ли не всей семьей. Но, по словам Добровольской, на самом деле люди больше обливались, чем заходили в водоемы. В некоторых регионах купание на Ивана Купалу считалось опасным. Верили, что именинник в эту ночь сам водяной, который может потопить гостей своего царства, сообщил edu.ru.
Что касается цветка папоротника, верили, что обладающий им становится властелином мира. Поэтому люди и бросались на его поиски. А еще в зарослях этого растения замаливали грехи в праздничную ночь. Еще считалось, что спать нельзя: в ночь на праздник вся нечисть якобы была очень активной, а купальский костер мог защитить от нее и, как уже сказала собеседница ОТР, очистить. Прыжки через костер называли игрой в горелки. Были у праздника и свои запреты.
Нельзя уходить далеко от жилых мест или в лес — леший уведет.
Запрещено ругаться и браниться, особенно с родными.
Нельзя заплывать далеко в водоеме — не выпустят из него.
Нельзя стирать белье — считалось, что это к скорой гибели в воде.
Найденные деньги нельзя поднимать — не принесут счастья, а вот потерянная монетка — к удаче.
Некоторые верят, что если прочесть на Ивана Купалу молитву, то можно привлечь удачу, счастье и любовь. Но стоит отметить, что в язычестве это будет скорее заговор, а Церковь его не одобряет.
«Я знаю, где счастье мое живет. Оно там, где папоротник растет. Я каждый день глаза закрываю. Я счастье к себе призываю. Пусть будет так, как Богу угодно. Аминь».
«Монетка звонкая яко капля водная. Очи мои пусть увидят, а уши услышат, как я богатею, как я не старею».
«Как не прожить ни дня без соли, так пусть и удача с счастьем не смогут без рабы Божьей (имя) ни дня прожить. Как людям соль мила и необходима, так и я, раба Божья (имя) буду удачей, счастьем и деньгами любима. Ходи, счастье и удача, по пятам за мной, Божьей рабой (имя). В дом ко мне приходите, и у меня живите. во имя Отца, Сына и Святого Духа».
Если человек верующий, ему лучше не прибегать к подобным заговорам. Вместо этого можно сходить на праздничное богослужение в церковь и обратиться с молитвой к Иоанну Предтече.
«Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многая беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп злых дел, отнюд не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем: что сотворю, не вем», — гласит начало молитвы.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Иван Купала: дата в 2025 году, факты о празднике и молитвы
Праздник Ивана Купалы отметят в ночь с 6 на 7 июля. Он не относится к церковным и считается народным, однако успел вобрать в себя кое-что от христианства. Торжество связано с множеством таинств и даже мистикой. Многие верят, что, произнеся определенные слова в эту ночь, можно обрести счастье. О них, истории и обычаях Ивана Купалы расскажет ОТР.
Ивана Купала — это праздник с языческими корнями, который с течением лет впитал в себя и часть христианских традиций. Изначально его связывали с днем летнего солнцестояния и отмечали в 20-х числах июня. Тогда торжество называлось просто Купалой. С приходом православия языческий праздник заменили на Рождество Иоанна Предтечи и стали праздновать 24 июня.
Православный и языческий праздники объединились в народном сознании, из-за чего и появилось название Ивана Купала — Иван здесь не кто иной, как Иоанн Креститель. Что же касается слова «Купала», то некоторые исследователи полагают, что оно связано с древним языческим божеством. Другие считают, что слово перекликается с ритуалами с омовением, которые проводили в праздник.
Затем на Руси перешли на григорианский календарь и празднование передвинулось на 7 июля. Точнее, в эту дату отмечают Рождество Иоанна Предтечи. А Ивана Купала обычно празднуют в ночь с 6 на 7 июля — это народное торжество, церковь его не принимает и не одобряет, как и все языческое.
Ивана Купала исторически считается праздником с южными корнями. Об этом ОТР рассказала доцент кафедры общего и славянского искусствознания Института славянской культуры РГУ имени А. Н. Косыгина Варвара Добровольская.
«Ивана Купала — это южнорусские территории, так исторически сложилось. Хотя он отмечался по всей России. Если мы отстраняемся от церковных традиций, то это праздник растительности. Соответственно, в основном все действия связаны с травами так или иначе. Это либо начало косьбы, начало покосов, либо сбор лечебных трав, либо, например, заготовка специального лечебного масла. То есть коровы едят траву, а потом это молоко превращают в масло и используют как лечебное. Плюс это всякие гадания», — уточнила эксперт.
Ивана Купала имеет другие названия — Иван Цветный, Иван Купальник, Иван Травник и Ярилин день.
Главный символ торжества — папоротник. По языческим поверьям, бог Солнца Ярило посылает в праздник огонь, разгорающийся в цветке папоротника, — поэтому его все ищут.
Ивана Купала был один из самых веселых и разгульных праздников.
Праздник, согласно древним верованиям, означал расцвет сил природы.
Девушки раньше гадали на суженого с помощью цветов на Ивана Купала, отметила Добровольская. Они клали семь цветков под подушку или пускали венки по воде.
«И куда поплывет венок — там и жених. Ночь на Ивана Купала — это поиск цветка папоротника и всякие молодежные гуляния, прыгания через костры. Огонь как очищающее средство в данном случае. Обливание водой, купание», — обратила внимание эксперт.
Некоторые источники сообщают, что купаться на Ивана Купалу шли чуть ли не всей семьей. Но, по словам Добровольской, на самом деле люди больше обливались, чем заходили в водоемы. В некоторых регионах купание на Ивана Купалу считалось опасным. Верили, что именинник в эту ночь сам водяной, который может потопить гостей своего царства, сообщил edu.ru.
Что касается цветка папоротника, верили, что обладающий им становится властелином мира. Поэтому люди и бросались на его поиски. А еще в зарослях этого растения замаливали грехи в праздничную ночь. Еще считалось, что спать нельзя: в ночь на праздник вся нечисть якобы была очень активной, а купальский костер мог защитить от нее и, как уже сказала собеседница ОТР, очистить. Прыжки через костер называли игрой в горелки. Были у праздника и свои запреты.
Нельзя уходить далеко от жилых мест или в лес — леший уведет.
Запрещено ругаться и браниться, особенно с родными.
Нельзя заплывать далеко в водоеме — не выпустят из него.
Нельзя стирать белье — считалось, что это к скорой гибели в воде.
Найденные деньги нельзя поднимать — не принесут счастья, а вот потерянная монетка — к удаче.
Некоторые верят, что если прочесть на Ивана Купалу молитву, то можно привлечь удачу, счастье и любовь. Но стоит отметить, что в язычестве это будет скорее заговор, а Церковь его не одобряет.
«Я знаю, где счастье мое живет. Оно там, где папоротник растет. Я каждый день глаза закрываю. Я счастье к себе призываю. Пусть будет так, как Богу угодно. Аминь».
«Монетка звонкая яко капля водная. Очи мои пусть увидят, а уши услышат, как я богатею, как я не старею».
«Как не прожить ни дня без соли, так пусть и удача с счастьем не смогут без рабы Божьей (имя) ни дня прожить. Как людям соль мила и необходима, так и я, раба Божья (имя) буду удачей, счастьем и деньгами любима. Ходи, счастье и удача, по пятам за мной, Божьей рабой (имя). В дом ко мне приходите, и у меня живите. во имя Отца, Сына и Святого Духа».
Если человек верующий, ему лучше не прибегать к подобным заговорам. Вместо этого можно сходить на праздничное богослужение в церковь и обратиться с молитвой к Иоанну Предтече.
«Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многая беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп злых дел, отнюд не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем: что сотворю, не вем», — гласит начало молитвы.
Праздник Ивана Купалы отметят в ночь с 6 на 7 июля. Он не относится к церковным и считается народным, однако успел вобрать в себя кое-что от христианства. Торжество связано с множеством таинств и даже мистикой. Многие верят, что, произнеся определенные слова в эту ночь, можно обрести счастье. О них, истории и обычаях Ивана Купалы расскажет ОТР.
Ивана Купала — это праздник с языческими корнями, который с течением лет впитал в себя и часть христианских традиций. Изначально его связывали с днем летнего солнцестояния и отмечали в 20-х числах июня. Тогда торжество называлось просто Купалой. С приходом православия языческий праздник заменили на Рождество Иоанна Предтечи и стали праздновать 24 июня.
Православный и языческий праздники объединились в народном сознании, из-за чего и появилось название Ивана Купала — Иван здесь не кто иной, как Иоанн Креститель. Что же касается слова «Купала», то некоторые исследователи полагают, что оно связано с древним языческим божеством. Другие считают, что слово перекликается с ритуалами с омовением, которые проводили в праздник.
Затем на Руси перешли на григорианский календарь и празднование передвинулось на 7 июля. Точнее, в эту дату отмечают Рождество Иоанна Предтечи. А Ивана Купала обычно празднуют в ночь с 6 на 7 июля — это народное торжество, церковь его не принимает и не одобряет, как и все языческое.
Ивана Купала исторически считается праздником с южными корнями. Об этом ОТР рассказала доцент кафедры общего и славянского искусствознания Института славянской культуры РГУ имени А. Н. Косыгина Варвара Добровольская.
«Ивана Купала — это южнорусские территории, так исторически сложилось. Хотя он отмечался по всей России. Если мы отстраняемся от церковных традиций, то это праздник растительности. Соответственно, в основном все действия связаны с травами так или иначе. Это либо начало косьбы, начало покосов, либо сбор лечебных трав, либо, например, заготовка специального лечебного масла. То есть коровы едят траву, а потом это молоко превращают в масло и используют как лечебное. Плюс это всякие гадания», — уточнила эксперт.
Ивана Купала имеет другие названия — Иван Цветный, Иван Купальник, Иван Травник и Ярилин день.
Главный символ торжества — папоротник. По языческим поверьям, бог Солнца Ярило посылает в праздник огонь, разгорающийся в цветке папоротника, — поэтому его все ищут.
Ивана Купала был один из самых веселых и разгульных праздников.
Праздник, согласно древним верованиям, означал расцвет сил природы.
Девушки раньше гадали на суженого с помощью цветов на Ивана Купала, отметила Добровольская. Они клали семь цветков под подушку или пускали венки по воде.
«И куда поплывет венок — там и жених. Ночь на Ивана Купала — это поиск цветка папоротника и всякие молодежные гуляния, прыгания через костры. Огонь как очищающее средство в данном случае. Обливание водой, купание», — обратила внимание эксперт.
Некоторые источники сообщают, что купаться на Ивана Купалу шли чуть ли не всей семьей. Но, по словам Добровольской, на самом деле люди больше обливались, чем заходили в водоемы. В некоторых регионах купание на Ивана Купалу считалось опасным. Верили, что именинник в эту ночь сам водяной, который может потопить гостей своего царства, сообщил edu.ru.
Что касается цветка папоротника, верили, что обладающий им становится властелином мира. Поэтому люди и бросались на его поиски. А еще в зарослях этого растения замаливали грехи в праздничную ночь. Еще считалось, что спать нельзя: в ночь на праздник вся нечисть якобы была очень активной, а купальский костер мог защитить от нее и, как уже сказала собеседница ОТР, очистить. Прыжки через костер называли игрой в горелки. Были у праздника и свои запреты.
Нельзя уходить далеко от жилых мест или в лес — леший уведет.
Запрещено ругаться и браниться, особенно с родными.
Нельзя заплывать далеко в водоеме — не выпустят из него.
Нельзя стирать белье — считалось, что это к скорой гибели в воде.
Найденные деньги нельзя поднимать — не принесут счастья, а вот потерянная монетка — к удаче.
Некоторые верят, что если прочесть на Ивана Купалу молитву, то можно привлечь удачу, счастье и любовь. Но стоит отметить, что в язычестве это будет скорее заговор, а Церковь его не одобряет.
«Я знаю, где счастье мое живет. Оно там, где папоротник растет. Я каждый день глаза закрываю. Я счастье к себе призываю. Пусть будет так, как Богу угодно. Аминь».
«Монетка звонкая яко капля водная. Очи мои пусть увидят, а уши услышат, как я богатею, как я не старею».
«Как не прожить ни дня без соли, так пусть и удача с счастьем не смогут без рабы Божьей (имя) ни дня прожить. Как людям соль мила и необходима, так и я, раба Божья (имя) буду удачей, счастьем и деньгами любима. Ходи, счастье и удача, по пятам за мной, Божьей рабой (имя). В дом ко мне приходите, и у меня живите. во имя Отца, Сына и Святого Духа».
Если человек верующий, ему лучше не прибегать к подобным заговорам. Вместо этого можно сходить на праздничное богослужение в церковь и обратиться с молитвой к Иоанну Предтече.
«Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многая беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп злых дел, отнюд не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем: что сотворю, не вем», — гласит начало молитвы.