Ведущий Александр Пушной рассказал о розыгрышах СМИ, вызвавших панику в мире
День смеха — самое время поговорить о шутках, которые порой заходят слишком далеко. В истории уже не раз бывало, когда розыгрыш от СМИ превращался в фейк и оборачивался настоящей паникой среди населения. В фейках, в отличие от шуток, вообще нет ничего хорошего, и с ними нужно бороться. Для этой цели АНО «Диалог регионы» и «Лапша Медиа» создали познавательный проект при поддержке Минцифры. В его рамках телеведущий Александр Пушной расскажет о самых ярких пранках в медиа, которые навели шороху в мире, и том, как они превращаются в псевдоновости. Подробнее — читайте в статье. Далее по тексту прямая речь телеведущего Александра Пушного. В апреле 2002 года жители американского Канзас-Сити включили радио и услышали: «Местная вода содержит большое количество монооксида дигидрогена. Его побочными эффектами могут быть потливость, мочеиспускание и раздражение кожи». Жители обрушили управление водоснабжением и полицию телефонными звонками. Кошмар! Что делать?! А если бы они дослушали программу до конца, то узнали бы, что монооксид дигидрогена на самом деле — это H2O, химическое название воды. Так диджеи местной радиостанции решили пошутить 1 апреля. Но шутку не оценили. Их подвергли жесткой критике, а кто-то из чиновников даже и вовсе обвинил их в терроризме. В 2020 году, когда мир столкнулся с коронавирусной инфекцией, с призывом воздержаться от розыгрышей в День дурака выступили члены российского правительства и даже целый министр здравоохранения Германии. В Таиланде, например, власти и вовсе объявили за дезинформацию даже в шутливой форме тюремный срок до пяти лет. В Таиланде — штраф до 99 тысяч долларов. Объясняли в каждой стране это тем, что шутка, пранк или розыгрыш могут повлечь за собой непредсказуемые последствия. От желания не подчиняться объявленным запретам и предупреждениям до, собственно, паники и массового психоза. То, что предполагалось как повод посмеяться, сегодня действительно все чаще становится фейками, которые при передаче из рук в руки многие начинают воспринимать не как шутку, а как правду. Одним из самых ярких примеров в истории розыгрыша в медиа стала радиопостановка Орсона Уэллса «Борьба миров» по книге фантаста Герберта Уэллса. Собственно, суть: там инопланетяне пришли на Землю, чтобы всех поработить. Но это же что? Это радиоспектакль. И он вышел 30 октября 1938 года и подавался в виде репортажа с места событий в прямом эфире. Реалистично, не правда ли? Конечно! Но из шести миллионов слушателей примерно миллион поверили в эту реальность происходящего. Возникла массовая паника, кто-то забаррикадировался с оружием в своих подвалах и ждал инопланетян, кто-то бросил свои дома и решил убраться из города. Пробки из Нью-Йорка и Филадельфии растянулись почти на 100 километров. Телефонные линии были перегружены в пять раз. Тысячи людей звонили и говорили, что они реально видели корабли с марсианами и чувствовали запах отравляющих газов. Больше того, некоторые слушатели были настолько невнимательны, что с перепугу решили, что Германия напала на США. Вот это уж называется, действительно, шалость удалась. Сейчас бы это назвали пранком — с английского practical joke. Это переводится как «розыгрыш» или «выходка». Чаще всего эти выходки совершаются как раз в видео- или аудио-формате. Кто-то делает такие шутки в качестве разовой акции, а кто-то на этом специализируется. Жанр сатирическая журналистика тоже существует не одно столетие. Такие издания публикуют вымышленные новости под видом настоящих. Одно из самых известных зарубежных изданий «Онион» не раз наводило смуту и даже имело проблемы с законом. В 2000 году они опубликовали статью о том, что книги о Гарри Поттере вызывают рост сатанизма среди детей. Статья максимально безумная. Не могу не процитировать кусочек. Смотрите: «Но, как бы дети ни были без ума от Гарри, никто не рад этому феномену больше, чем сатанисты старой школы, — Еще у них, видимо, есть и новая школа, — которые долгие годы изо всех сил пытались привлечь новых членов». «Гарри — настоящая находка для нашего дела», —  сказал не кто-нибудь, а верховный жрец Иган из первой церкви сатаны в Салеме. Из Массачусетса, естественно. Отсюда еще: «Организация, подобная нашей, процветает за счет новой крови, простите за каламбур». Бред? Ну, абсолютный бред. Мы с вами посмеялись? Посмеялись. Но! Особо сердобольные религиозные организации стали использовать эту статью как доказательство опасности, которую они предвидели. И, соответственно, что? Нельзя читать Гарри Поттера. Ну, бред. В России такие истории тоже случались не раз. Сразу несколько довольно уважаемых изданий поделились со своими читателями новостью из сатирического издания «Панорама». Речь шла о том, что в супермаркетах Сургута стали продавать водку крепостью 39 градусов. Предполагалось, что это такая реакция на новости о том, что, мол, яйца стали продавать в упаковке по девять штук. Помните, был такой шум? Журналисты даже взяли комментарии у ученых из лаборатории, чтобы понять, ощутима ли разница в один градус на вкус. В редакциях не сразу поняли, что дали маху, им потом пришлось извиняться. Ну хорошо, «Панораму» все уже знают и реже поддаются на их уловки. Но сатирических изданий много, и важно внимательно анализировать источник: может быть, это очередной прикол? Ну, ребята хотели пошутить, а вы в это поверили. Вот вы спросите: зачем вообще они намеренно дурачат людей? В мире так много хаоса, а они тут со своими шуточками. Но цель сатирических изданий, по крайней мере они так сами об этом говорят, — это как раз не обвести вокруг пальцев кого-то, а научить вас, читателей, что многие СМИ, бывает, пишут неправду. То есть научить быть внимательнее и проверять информацию. Ведь интернет-пользователи такие доверчивые люди, они даже не дочитывают материал, просто ограничиваются заголовками, и тут же передают другому человеку эту информацию. Таким образом эта дезинформация быстрее распространяется. Но после нашего курса лекций, я уверен, вы совершенно точно знаете, как не оказаться обманутыми и как разоблачить любой, даже самый натуралистичный фейк. Как показывает практика, это не так уж и сложно.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Ведущий Александр Пушной рассказал о розыгрышах СМИ, вызвавших панику в мире
День смеха — самое время поговорить о шутках, которые порой заходят слишком далеко. В истории уже не раз бывало, когда розыгрыш от СМИ превращался в фейк и оборачивался настоящей паникой среди населения. В фейках, в отличие от шуток, вообще нет ничего хорошего, и с ними нужно бороться. Для этой цели АНО «Диалог регионы» и «Лапша Медиа» создали познавательный проект при поддержке Минцифры. В его рамках телеведущий Александр Пушной расскажет о самых ярких пранках в медиа, которые навели шороху в мире, и том, как они превращаются в псевдоновости. Подробнее — читайте в статье. Далее по тексту прямая речь телеведущего Александра Пушного. В апреле 2002 года жители американского Канзас-Сити включили радио и услышали: «Местная вода содержит большое количество монооксида дигидрогена. Его побочными эффектами могут быть потливость, мочеиспускание и раздражение кожи». Жители обрушили управление водоснабжением и полицию телефонными звонками. Кошмар! Что делать?! А если бы они дослушали программу до конца, то узнали бы, что монооксид дигидрогена на самом деле — это H2O, химическое название воды. Так диджеи местной радиостанции решили пошутить 1 апреля. Но шутку не оценили. Их подвергли жесткой критике, а кто-то из чиновников даже и вовсе обвинил их в терроризме. В 2020 году, когда мир столкнулся с коронавирусной инфекцией, с призывом воздержаться от розыгрышей в День дурака выступили члены российского правительства и даже целый министр здравоохранения Германии. В Таиланде, например, власти и вовсе объявили за дезинформацию даже в шутливой форме тюремный срок до пяти лет. В Таиланде — штраф до 99 тысяч долларов. Объясняли в каждой стране это тем, что шутка, пранк или розыгрыш могут повлечь за собой непредсказуемые последствия. От желания не подчиняться объявленным запретам и предупреждениям до, собственно, паники и массового психоза. То, что предполагалось как повод посмеяться, сегодня действительно все чаще становится фейками, которые при передаче из рук в руки многие начинают воспринимать не как шутку, а как правду. Одним из самых ярких примеров в истории розыгрыша в медиа стала радиопостановка Орсона Уэллса «Борьба миров» по книге фантаста Герберта Уэллса. Собственно, суть: там инопланетяне пришли на Землю, чтобы всех поработить. Но это же что? Это радиоспектакль. И он вышел 30 октября 1938 года и подавался в виде репортажа с места событий в прямом эфире. Реалистично, не правда ли? Конечно! Но из шести миллионов слушателей примерно миллион поверили в эту реальность происходящего. Возникла массовая паника, кто-то забаррикадировался с оружием в своих подвалах и ждал инопланетян, кто-то бросил свои дома и решил убраться из города. Пробки из Нью-Йорка и Филадельфии растянулись почти на 100 километров. Телефонные линии были перегружены в пять раз. Тысячи людей звонили и говорили, что они реально видели корабли с марсианами и чувствовали запах отравляющих газов. Больше того, некоторые слушатели были настолько невнимательны, что с перепугу решили, что Германия напала на США. Вот это уж называется, действительно, шалость удалась. Сейчас бы это назвали пранком — с английского practical joke. Это переводится как «розыгрыш» или «выходка». Чаще всего эти выходки совершаются как раз в видео- или аудио-формате. Кто-то делает такие шутки в качестве разовой акции, а кто-то на этом специализируется. Жанр сатирическая журналистика тоже существует не одно столетие. Такие издания публикуют вымышленные новости под видом настоящих. Одно из самых известных зарубежных изданий «Онион» не раз наводило смуту и даже имело проблемы с законом. В 2000 году они опубликовали статью о том, что книги о Гарри Поттере вызывают рост сатанизма среди детей. Статья максимально безумная. Не могу не процитировать кусочек. Смотрите: «Но, как бы дети ни были без ума от Гарри, никто не рад этому феномену больше, чем сатанисты старой школы, — Еще у них, видимо, есть и новая школа, — которые долгие годы изо всех сил пытались привлечь новых членов». «Гарри — настоящая находка для нашего дела», —  сказал не кто-нибудь, а верховный жрец Иган из первой церкви сатаны в Салеме. Из Массачусетса, естественно. Отсюда еще: «Организация, подобная нашей, процветает за счет новой крови, простите за каламбур». Бред? Ну, абсолютный бред. Мы с вами посмеялись? Посмеялись. Но! Особо сердобольные религиозные организации стали использовать эту статью как доказательство опасности, которую они предвидели. И, соответственно, что? Нельзя читать Гарри Поттера. Ну, бред. В России такие истории тоже случались не раз. Сразу несколько довольно уважаемых изданий поделились со своими читателями новостью из сатирического издания «Панорама». Речь шла о том, что в супермаркетах Сургута стали продавать водку крепостью 39 градусов. Предполагалось, что это такая реакция на новости о том, что, мол, яйца стали продавать в упаковке по девять штук. Помните, был такой шум? Журналисты даже взяли комментарии у ученых из лаборатории, чтобы понять, ощутима ли разница в один градус на вкус. В редакциях не сразу поняли, что дали маху, им потом пришлось извиняться. Ну хорошо, «Панораму» все уже знают и реже поддаются на их уловки. Но сатирических изданий много, и важно внимательно анализировать источник: может быть, это очередной прикол? Ну, ребята хотели пошутить, а вы в это поверили. Вот вы спросите: зачем вообще они намеренно дурачат людей? В мире так много хаоса, а они тут со своими шуточками. Но цель сатирических изданий, по крайней мере они так сами об этом говорят, — это как раз не обвести вокруг пальцев кого-то, а научить вас, читателей, что многие СМИ, бывает, пишут неправду. То есть научить быть внимательнее и проверять информацию. Ведь интернет-пользователи такие доверчивые люди, они даже не дочитывают материал, просто ограничиваются заголовками, и тут же передают другому человеку эту информацию. Таким образом эта дезинформация быстрее распространяется. Но после нашего курса лекций, я уверен, вы совершенно точно знаете, как не оказаться обманутыми и как разоблачить любой, даже самый натуралистичный фейк. Как показывает практика, это не так уж и сложно.
День смеха — самое время поговорить о шутках, которые порой заходят слишком далеко. В истории уже не раз бывало, когда розыгрыш от СМИ превращался в фейк и оборачивался настоящей паникой среди населения. В фейках, в отличие от шуток, вообще нет ничего хорошего, и с ними нужно бороться. Для этой цели АНО «Диалог регионы» и «Лапша Медиа» создали познавательный проект при поддержке Минцифры. В его рамках телеведущий Александр Пушной расскажет о самых ярких пранках в медиа, которые навели шороху в мире, и том, как они превращаются в псевдоновости. Подробнее — читайте в статье. Далее по тексту прямая речь телеведущего Александра Пушного. В апреле 2002 года жители американского Канзас-Сити включили радио и услышали: «Местная вода содержит большое количество монооксида дигидрогена. Его побочными эффектами могут быть потливость, мочеиспускание и раздражение кожи». Жители обрушили управление водоснабжением и полицию телефонными звонками. Кошмар! Что делать?! А если бы они дослушали программу до конца, то узнали бы, что монооксид дигидрогена на самом деле — это H2O, химическое название воды. Так диджеи местной радиостанции решили пошутить 1 апреля. Но шутку не оценили. Их подвергли жесткой критике, а кто-то из чиновников даже и вовсе обвинил их в терроризме. В 2020 году, когда мир столкнулся с коронавирусной инфекцией, с призывом воздержаться от розыгрышей в День дурака выступили члены российского правительства и даже целый министр здравоохранения Германии. В Таиланде, например, власти и вовсе объявили за дезинформацию даже в шутливой форме тюремный срок до пяти лет. В Таиланде — штраф до 99 тысяч долларов. Объясняли в каждой стране это тем, что шутка, пранк или розыгрыш могут повлечь за собой непредсказуемые последствия. От желания не подчиняться объявленным запретам и предупреждениям до, собственно, паники и массового психоза. То, что предполагалось как повод посмеяться, сегодня действительно все чаще становится фейками, которые при передаче из рук в руки многие начинают воспринимать не как шутку, а как правду. Одним из самых ярких примеров в истории розыгрыша в медиа стала радиопостановка Орсона Уэллса «Борьба миров» по книге фантаста Герберта Уэллса. Собственно, суть: там инопланетяне пришли на Землю, чтобы всех поработить. Но это же что? Это радиоспектакль. И он вышел 30 октября 1938 года и подавался в виде репортажа с места событий в прямом эфире. Реалистично, не правда ли? Конечно! Но из шести миллионов слушателей примерно миллион поверили в эту реальность происходящего. Возникла массовая паника, кто-то забаррикадировался с оружием в своих подвалах и ждал инопланетян, кто-то бросил свои дома и решил убраться из города. Пробки из Нью-Йорка и Филадельфии растянулись почти на 100 километров. Телефонные линии были перегружены в пять раз. Тысячи людей звонили и говорили, что они реально видели корабли с марсианами и чувствовали запах отравляющих газов. Больше того, некоторые слушатели были настолько невнимательны, что с перепугу решили, что Германия напала на США. Вот это уж называется, действительно, шалость удалась. Сейчас бы это назвали пранком — с английского practical joke. Это переводится как «розыгрыш» или «выходка». Чаще всего эти выходки совершаются как раз в видео- или аудио-формате. Кто-то делает такие шутки в качестве разовой акции, а кто-то на этом специализируется. Жанр сатирическая журналистика тоже существует не одно столетие. Такие издания публикуют вымышленные новости под видом настоящих. Одно из самых известных зарубежных изданий «Онион» не раз наводило смуту и даже имело проблемы с законом. В 2000 году они опубликовали статью о том, что книги о Гарри Поттере вызывают рост сатанизма среди детей. Статья максимально безумная. Не могу не процитировать кусочек. Смотрите: «Но, как бы дети ни были без ума от Гарри, никто не рад этому феномену больше, чем сатанисты старой школы, — Еще у них, видимо, есть и новая школа, — которые долгие годы изо всех сил пытались привлечь новых членов». «Гарри — настоящая находка для нашего дела», —  сказал не кто-нибудь, а верховный жрец Иган из первой церкви сатаны в Салеме. Из Массачусетса, естественно. Отсюда еще: «Организация, подобная нашей, процветает за счет новой крови, простите за каламбур». Бред? Ну, абсолютный бред. Мы с вами посмеялись? Посмеялись. Но! Особо сердобольные религиозные организации стали использовать эту статью как доказательство опасности, которую они предвидели. И, соответственно, что? Нельзя читать Гарри Поттера. Ну, бред. В России такие истории тоже случались не раз. Сразу несколько довольно уважаемых изданий поделились со своими читателями новостью из сатирического издания «Панорама». Речь шла о том, что в супермаркетах Сургута стали продавать водку крепостью 39 градусов. Предполагалось, что это такая реакция на новости о том, что, мол, яйца стали продавать в упаковке по девять штук. Помните, был такой шум? Журналисты даже взяли комментарии у ученых из лаборатории, чтобы понять, ощутима ли разница в один градус на вкус. В редакциях не сразу поняли, что дали маху, им потом пришлось извиняться. Ну хорошо, «Панораму» все уже знают и реже поддаются на их уловки. Но сатирических изданий много, и важно внимательно анализировать источник: может быть, это очередной прикол? Ну, ребята хотели пошутить, а вы в это поверили. Вот вы спросите: зачем вообще они намеренно дурачат людей? В мире так много хаоса, а они тут со своими шуточками. Но цель сатирических изданий, по крайней мере они так сами об этом говорят, — это как раз не обвести вокруг пальцев кого-то, а научить вас, читателей, что многие СМИ, бывает, пишут неправду. То есть научить быть внимательнее и проверять информацию. Ведь интернет-пользователи такие доверчивые люди, они даже не дочитывают материал, просто ограничиваются заголовками, и тут же передают другому человеку эту информацию. Таким образом эта дезинформация быстрее распространяется. Но после нашего курса лекций, я уверен, вы совершенно точно знаете, как не оказаться обманутыми и как разоблачить любой, даже самый натуралистичный фейк. Как показывает практика, это не так уж и сложно.