Молодые россияне стали на пару недель сбегать от суеты в монастыри. Они не просто меняют обстановку, а полностью погружаются в аскетичный образ жизни, трудятся, почти не разговаривают и не «залипают» в соцсетях. Почему такой вид отдыха набирает популярность и что о нем думают психологи, узнал ОТР.
Запустила тренд 27-летня россиянка Анастасия Ущеулова. В начале 2023 года она на несколько дней поселилась в одной из обителей. Вернувшись домой, девушка рассказала о своем опыте и поделилась кадрами. Вскоре ее контент с видами монастырской жизни, физическим трудом и размышлениями об уединении стал набирать популярность. Таким образом россиянка, сама того не подозревая, стала родоначальницей так называемого «монастыринга». Позже девушка и сама стала добавлять такой хештег к своим роликам.
Она признавалась kp.ru, что давно хотела попробовать монастырскую жизнь. Окончательно на ее решение повлияли книга Марии Кикоть «Исповедь бывшей послушницы» и российский сериал «Монастырь». Там описывались тяжелые условия в обителях, и блогерша хотела испытать их на себе. Она сказала, что не пыталась прославиться, но рада, что теперь больше людей знают о такой возможности.
В 2024 году в монастырь в качестве трудницы, работающей безвозмездно, отравилась автор блога о православной культуре Анастасия Бянкина. Она поучаствовала там в съемках фильма «Воины света». После поездки девушка тоже поделилась своими впечатлениями в коротких видео. Материалы быстро разлетелись по Сети без указания авторства, из-за чего Баянкина выражала публичное недовольство. Ей не понравился и сам тренд, который на тот момент уже зародился среди зумеров.
«Я православная, и я давно посещаю храмы и монастыри, потому что это часть моей веры, это часть моей жизни, а не потому, что мне не помогают антидепрессанты, и уж тем более не вместо квадробинга», — высказалась девушка.
Дни трудников сильно отличаются от того, как все устроено в обычной жизни. Будит их не будильник на смартфоне, а звон колокола. Подъем обычно в пять утра, не позже. С 05:30 до 7:00 читают утреннее правило, а в 07:30 накрывают завтрак, состоящий из каши, хлеба и чая. В рационе нет ни мяса, ни каких-либо излишеств. Дальше, с 08:30 до 12:00, нужно выполнять послушание. Это может быть работа в огороде, помощь на кухне или уборка.
С 12:00 до 13:00 — обед и недолгий отдых. Разговаривать при этом можно только шепотом. Потом трудники занимаются рукоделием или идут на прогулку, а в 18:00 наступает ужин. Это последний прием пищи за день. В 20:00 читают вечернее молитвенное правило, а затем идут спать. Посмотреть серил или послушать музыку, лежа в постели, там не выйдет.
Выполнение утреннего и молитвенного правила — обязательный духовный каркас монастырского уклада. Ему следуют все. В свободное время трудники могут заняться своими делами, но не нарушая устав монастыря и положение об их нахождении там. В обители нужно сдавать телефоны, пользоваться ими допускается всего час в день. Болтовня там тоже не приветствуется, особенно во время трапез. Рацион в монастыре постный, без алкоголя, снеков и кофе. Монашескую одежду трудникам не выдают, но выглядеть они должны опрятно и скромно. Не допускаются короткие юбки, открытые плечи и яркий макияж.
У каждого монастыря есть свой свод правил для приезжающих трудиться. Он регламентирует поведение и общение с послушниками. Многие их тех, кто приезжал на такой «ретрит», признавались, что в первые дни очень тяжело выдерживать постоянную тишину. Но потом они замечали, как меняется восприятие. Например, обострятся слух и возвращается способность концентрироваться. Для «монастыринга» зумеры выбирают Оптину пустынь в Калужской области, Валаам в Карелии и Соловки в Архангельской области.
Погружение в монастырскую атмосферу со всех точек зрения очень похвально. Люди пытаются примерить какое-то новое для себя качество. Возможно, для кого-то это игра, а для других душевная потребность. Кто-то может просто считать это оригинальным отдыхом. Такое мнение в разговоре с ОТР выразил заместитель председателя Общественного совета при ФСИН России, руководитель клинической психологии Михаил Хасьминский.
«Ничего деструктивного в этом нет. Если люди погружаются и какой-то аскезой себя учат, то это помогает им в душе. Ничего плохого они при этом не делают. Это в любом случае для них полезно. Это лучше, чем деструктивный отдых с пивом, с другими проявлениями. От бешеного ритма жизни, я думаю, действительно спасает. А кроме того, человек, попадая в эту атмосферу душой, начинает ощущать много того, чего не ощущал. И вот эта красота монастырской жизни, гармонии, какого-то единения с Богом, даже если у этого человека не было раньше этого единения, в любом случае пододвинет его на какие-то благие изменения», — высказался он.
Физический труд — прекрасная помощь и себе, и монастырю. Даже если неверующий человек занят этим, то Бог, видя усердие, воздаст ему, считает Хастминский. Такой отдых можно только приветствовать, активно его развивать и противопоставлять деструктивным занятиям. Собеседник ОТР признался, что его очень радует, что подобный тренд вообще есть.
«Монастыринг» — не такое уж и молодежное явление, заявила ОТР кандидат психологических наук Анастасия Лысакова. Такой флер вокруг тренда сложился из-за блогеров, а потом его продвинули журналисты, считает она. Тем более, что поиск духовности у людей обычно наступает позже, в кризисные моменты жизни. Но последние, конечно, могут случиться и у молодых.
«Это кризис среднего возраста, после 45-ти, когда происходит переоценка ценностей, ну и, конечно, возраст пожилой, когда мы задумываемся о том, есть ли вообще жизнь после смерти. Ну и какие-то личные кризисы, потери, болезни тяжелые, которые могут от возраста и не зависеть. Также вне зависимости от возраста вот этот тренд был где-то в районе распада Советского Союза в 80-90-е годы, когда просто православие вступило в большую силу, нежели это было при СССР», — объяснила психолог.
Разумеется, свое влияние оказала и культура. Речь идет о сериалах «Монастырь» и «Непослушник». Благодаря им отдых в качестве трудника стал модным явлением. К плюсам «монастыринга» психолог отнесла возможность сменить обстановку. Но в отличие от, например, похода или пары дней в палатке на природе, такое занятие еще и приносит духовное и культурное обогащение.
«Есть сейчас такое направление, как православная психология, и там есть совершенно конкретные практики, которые направлены на прощение предков, разговор с ними, даже с ушедшими предками. Ну, вообще понимание того, зачем мы здесь, да и, конечно, в какой-то степени это замена психологической помощи. Если речь идет о выгорании, о смене обстановки, о каком-то новом комьюнити, то все эти задачи можно решить с помощью “монастыринга”. С помощью трудотерапии, аскетичного образа жизни и общения со священнослужителями», — выразила мнение Лысакова.
Другое дело, если речь идет о каких-то очень сложных психических явлениях вроде депрессии. Здесь уже не получится скрыться от проблем в монастыре. Нужно сначала проконсультироваться с врачом, пройти психотерапию и лечение, а потом уже следовать тренду, подчеркнула психолог.
Определенные интересы овладевают молодежью согласно потребностям, которые у нее есть. Поездка в монастырь для них — способ отдохнуть телом и душой, подчеркнул в беседе с ОТР психолог и социолог Роман Волков.
«Сейчас в обществе растет запрос на экзистенциальные потребности. Это связано с поиском новых смыслов жизни. Такие ответы, как правило, даются в традиционных религиях, таких как православие, и здесь не нужно искать каких-то дополнительных ответов. Мы и так прекрасно понимаем, что когда молодые люди попадают в монастырь, там они развиваются не только духовно, но и физически. Там они обязательно приобщаются к практическому труду», — сказал он.
В повседневной жизни молодым людям редко случается трудиться физически и тяжело. А в монастыре после дня работы и молитвы они могут почувствовать удовлетворение своих потребностей. Дальше они делятся опытом с другими, и «монастыринг» получает новых адептов.
«Ребята приезжают оттуда, рассказывают своим друзьям, товарищам, что вот они там хорошо отдохнули. Кто-то, может быть, даже завел себе новых знакомых, друзей. Создаются, может быть, даже и новые пары. Дальше это могут быть и семьи. Это как раз является основным фактором, почему данное течение может становиться еще более популярным. И я бы здесь расширил возрастную категорию. Даже из моих знакомых за 40 лет, за 50 лет люди потянулись к вере, к православию, и это, я думаю, связано еще с тем, что это часто транслируется и в средствах массовой информации. И это течение, по моему мнению, будет дальше только развиваться», — подытожил Волков.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Психологи объяснили желание даже неверующих зумеров уходить в монастыри
Молодые россияне стали на пару недель сбегать от суеты в монастыри. Они не просто меняют обстановку, а полностью погружаются в аскетичный образ жизни, трудятся, почти не разговаривают и не «залипают» в соцсетях. Почему такой вид отдыха набирает популярность и что о нем думают психологи, узнал ОТР.
Запустила тренд 27-летня россиянка Анастасия Ущеулова. В начале 2023 года она на несколько дней поселилась в одной из обителей. Вернувшись домой, девушка рассказала о своем опыте и поделилась кадрами. Вскоре ее контент с видами монастырской жизни, физическим трудом и размышлениями об уединении стал набирать популярность. Таким образом россиянка, сама того не подозревая, стала родоначальницей так называемого «монастыринга». Позже девушка и сама стала добавлять такой хештег к своим роликам.
Она признавалась kp.ru, что давно хотела попробовать монастырскую жизнь. Окончательно на ее решение повлияли книга Марии Кикоть «Исповедь бывшей послушницы» и российский сериал «Монастырь». Там описывались тяжелые условия в обителях, и блогерша хотела испытать их на себе. Она сказала, что не пыталась прославиться, но рада, что теперь больше людей знают о такой возможности.
В 2024 году в монастырь в качестве трудницы, работающей безвозмездно, отравилась автор блога о православной культуре Анастасия Бянкина. Она поучаствовала там в съемках фильма «Воины света». После поездки девушка тоже поделилась своими впечатлениями в коротких видео. Материалы быстро разлетелись по Сети без указания авторства, из-за чего Баянкина выражала публичное недовольство. Ей не понравился и сам тренд, который на тот момент уже зародился среди зумеров.
«Я православная, и я давно посещаю храмы и монастыри, потому что это часть моей веры, это часть моей жизни, а не потому, что мне не помогают антидепрессанты, и уж тем более не вместо квадробинга», — высказалась девушка.
Дни трудников сильно отличаются от того, как все устроено в обычной жизни. Будит их не будильник на смартфоне, а звон колокола. Подъем обычно в пять утра, не позже. С 05:30 до 7:00 читают утреннее правило, а в 07:30 накрывают завтрак, состоящий из каши, хлеба и чая. В рационе нет ни мяса, ни каких-либо излишеств. Дальше, с 08:30 до 12:00, нужно выполнять послушание. Это может быть работа в огороде, помощь на кухне или уборка.
С 12:00 до 13:00 — обед и недолгий отдых. Разговаривать при этом можно только шепотом. Потом трудники занимаются рукоделием или идут на прогулку, а в 18:00 наступает ужин. Это последний прием пищи за день. В 20:00 читают вечернее молитвенное правило, а затем идут спать. Посмотреть серил или послушать музыку, лежа в постели, там не выйдет.
Выполнение утреннего и молитвенного правила — обязательный духовный каркас монастырского уклада. Ему следуют все. В свободное время трудники могут заняться своими делами, но не нарушая устав монастыря и положение об их нахождении там. В обители нужно сдавать телефоны, пользоваться ими допускается всего час в день. Болтовня там тоже не приветствуется, особенно во время трапез. Рацион в монастыре постный, без алкоголя, снеков и кофе. Монашескую одежду трудникам не выдают, но выглядеть они должны опрятно и скромно. Не допускаются короткие юбки, открытые плечи и яркий макияж.
У каждого монастыря есть свой свод правил для приезжающих трудиться. Он регламентирует поведение и общение с послушниками. Многие их тех, кто приезжал на такой «ретрит», признавались, что в первые дни очень тяжело выдерживать постоянную тишину. Но потом они замечали, как меняется восприятие. Например, обострятся слух и возвращается способность концентрироваться. Для «монастыринга» зумеры выбирают Оптину пустынь в Калужской области, Валаам в Карелии и Соловки в Архангельской области.
Погружение в монастырскую атмосферу со всех точек зрения очень похвально. Люди пытаются примерить какое-то новое для себя качество. Возможно, для кого-то это игра, а для других душевная потребность. Кто-то может просто считать это оригинальным отдыхом. Такое мнение в разговоре с ОТР выразил заместитель председателя Общественного совета при ФСИН России, руководитель клинической психологии Михаил Хасьминский.
«Ничего деструктивного в этом нет. Если люди погружаются и какой-то аскезой себя учат, то это помогает им в душе. Ничего плохого они при этом не делают. Это в любом случае для них полезно. Это лучше, чем деструктивный отдых с пивом, с другими проявлениями. От бешеного ритма жизни, я думаю, действительно спасает. А кроме того, человек, попадая в эту атмосферу душой, начинает ощущать много того, чего не ощущал. И вот эта красота монастырской жизни, гармонии, какого-то единения с Богом, даже если у этого человека не было раньше этого единения, в любом случае пододвинет его на какие-то благие изменения», — высказался он.
Физический труд — прекрасная помощь и себе, и монастырю. Даже если неверующий человек занят этим, то Бог, видя усердие, воздаст ему, считает Хастминский. Такой отдых можно только приветствовать, активно его развивать и противопоставлять деструктивным занятиям. Собеседник ОТР признался, что его очень радует, что подобный тренд вообще есть.
«Монастыринг» — не такое уж и молодежное явление, заявила ОТР кандидат психологических наук Анастасия Лысакова. Такой флер вокруг тренда сложился из-за блогеров, а потом его продвинули журналисты, считает она. Тем более, что поиск духовности у людей обычно наступает позже, в кризисные моменты жизни. Но последние, конечно, могут случиться и у молодых.
«Это кризис среднего возраста, после 45-ти, когда происходит переоценка ценностей, ну и, конечно, возраст пожилой, когда мы задумываемся о том, есть ли вообще жизнь после смерти. Ну и какие-то личные кризисы, потери, болезни тяжелые, которые могут от возраста и не зависеть. Также вне зависимости от возраста вот этот тренд был где-то в районе распада Советского Союза в 80-90-е годы, когда просто православие вступило в большую силу, нежели это было при СССР», — объяснила психолог.
Разумеется, свое влияние оказала и культура. Речь идет о сериалах «Монастырь» и «Непослушник». Благодаря им отдых в качестве трудника стал модным явлением. К плюсам «монастыринга» психолог отнесла возможность сменить обстановку. Но в отличие от, например, похода или пары дней в палатке на природе, такое занятие еще и приносит духовное и культурное обогащение.
«Есть сейчас такое направление, как православная психология, и там есть совершенно конкретные практики, которые направлены на прощение предков, разговор с ними, даже с ушедшими предками. Ну, вообще понимание того, зачем мы здесь, да и, конечно, в какой-то степени это замена психологической помощи. Если речь идет о выгорании, о смене обстановки, о каком-то новом комьюнити, то все эти задачи можно решить с помощью “монастыринга”. С помощью трудотерапии, аскетичного образа жизни и общения со священнослужителями», — выразила мнение Лысакова.
Другое дело, если речь идет о каких-то очень сложных психических явлениях вроде депрессии. Здесь уже не получится скрыться от проблем в монастыре. Нужно сначала проконсультироваться с врачом, пройти психотерапию и лечение, а потом уже следовать тренду, подчеркнула психолог.
Определенные интересы овладевают молодежью согласно потребностям, которые у нее есть. Поездка в монастырь для них — способ отдохнуть телом и душой, подчеркнул в беседе с ОТР психолог и социолог Роман Волков.
«Сейчас в обществе растет запрос на экзистенциальные потребности. Это связано с поиском новых смыслов жизни. Такие ответы, как правило, даются в традиционных религиях, таких как православие, и здесь не нужно искать каких-то дополнительных ответов. Мы и так прекрасно понимаем, что когда молодые люди попадают в монастырь, там они развиваются не только духовно, но и физически. Там они обязательно приобщаются к практическому труду», — сказал он.
В повседневной жизни молодым людям редко случается трудиться физически и тяжело. А в монастыре после дня работы и молитвы они могут почувствовать удовлетворение своих потребностей. Дальше они делятся опытом с другими, и «монастыринг» получает новых адептов.
«Ребята приезжают оттуда, рассказывают своим друзьям, товарищам, что вот они там хорошо отдохнули. Кто-то, может быть, даже завел себе новых знакомых, друзей. Создаются, может быть, даже и новые пары. Дальше это могут быть и семьи. Это как раз является основным фактором, почему данное течение может становиться еще более популярным. И я бы здесь расширил возрастную категорию. Даже из моих знакомых за 40 лет, за 50 лет люди потянулись к вере, к православию, и это, я думаю, связано еще с тем, что это часто транслируется и в средствах массовой информации. И это течение, по моему мнению, будет дальше только развиваться», — подытожил Волков.
Молодые россияне стали на пару недель сбегать от суеты в монастыри. Они не просто меняют обстановку, а полностью погружаются в аскетичный образ жизни, трудятся, почти не разговаривают и не «залипают» в соцсетях. Почему такой вид отдыха набирает популярность и что о нем думают психологи, узнал ОТР.
Запустила тренд 27-летня россиянка Анастасия Ущеулова. В начале 2023 года она на несколько дней поселилась в одной из обителей. Вернувшись домой, девушка рассказала о своем опыте и поделилась кадрами. Вскоре ее контент с видами монастырской жизни, физическим трудом и размышлениями об уединении стал набирать популярность. Таким образом россиянка, сама того не подозревая, стала родоначальницей так называемого «монастыринга». Позже девушка и сама стала добавлять такой хештег к своим роликам.
Она признавалась kp.ru, что давно хотела попробовать монастырскую жизнь. Окончательно на ее решение повлияли книга Марии Кикоть «Исповедь бывшей послушницы» и российский сериал «Монастырь». Там описывались тяжелые условия в обителях, и блогерша хотела испытать их на себе. Она сказала, что не пыталась прославиться, но рада, что теперь больше людей знают о такой возможности.
В 2024 году в монастырь в качестве трудницы, работающей безвозмездно, отравилась автор блога о православной культуре Анастасия Бянкина. Она поучаствовала там в съемках фильма «Воины света». После поездки девушка тоже поделилась своими впечатлениями в коротких видео. Материалы быстро разлетелись по Сети без указания авторства, из-за чего Баянкина выражала публичное недовольство. Ей не понравился и сам тренд, который на тот момент уже зародился среди зумеров.
«Я православная, и я давно посещаю храмы и монастыри, потому что это часть моей веры, это часть моей жизни, а не потому, что мне не помогают антидепрессанты, и уж тем более не вместо квадробинга», — высказалась девушка.
Дни трудников сильно отличаются от того, как все устроено в обычной жизни. Будит их не будильник на смартфоне, а звон колокола. Подъем обычно в пять утра, не позже. С 05:30 до 7:00 читают утреннее правило, а в 07:30 накрывают завтрак, состоящий из каши, хлеба и чая. В рационе нет ни мяса, ни каких-либо излишеств. Дальше, с 08:30 до 12:00, нужно выполнять послушание. Это может быть работа в огороде, помощь на кухне или уборка.
С 12:00 до 13:00 — обед и недолгий отдых. Разговаривать при этом можно только шепотом. Потом трудники занимаются рукоделием или идут на прогулку, а в 18:00 наступает ужин. Это последний прием пищи за день. В 20:00 читают вечернее молитвенное правило, а затем идут спать. Посмотреть серил или послушать музыку, лежа в постели, там не выйдет.
Выполнение утреннего и молитвенного правила — обязательный духовный каркас монастырского уклада. Ему следуют все. В свободное время трудники могут заняться своими делами, но не нарушая устав монастыря и положение об их нахождении там. В обители нужно сдавать телефоны, пользоваться ими допускается всего час в день. Болтовня там тоже не приветствуется, особенно во время трапез. Рацион в монастыре постный, без алкоголя, снеков и кофе. Монашескую одежду трудникам не выдают, но выглядеть они должны опрятно и скромно. Не допускаются короткие юбки, открытые плечи и яркий макияж.
У каждого монастыря есть свой свод правил для приезжающих трудиться. Он регламентирует поведение и общение с послушниками. Многие их тех, кто приезжал на такой «ретрит», признавались, что в первые дни очень тяжело выдерживать постоянную тишину. Но потом они замечали, как меняется восприятие. Например, обострятся слух и возвращается способность концентрироваться. Для «монастыринга» зумеры выбирают Оптину пустынь в Калужской области, Валаам в Карелии и Соловки в Архангельской области.
Погружение в монастырскую атмосферу со всех точек зрения очень похвально. Люди пытаются примерить какое-то новое для себя качество. Возможно, для кого-то это игра, а для других душевная потребность. Кто-то может просто считать это оригинальным отдыхом. Такое мнение в разговоре с ОТР выразил заместитель председателя Общественного совета при ФСИН России, руководитель клинической психологии Михаил Хасьминский.
«Ничего деструктивного в этом нет. Если люди погружаются и какой-то аскезой себя учат, то это помогает им в душе. Ничего плохого они при этом не делают. Это в любом случае для них полезно. Это лучше, чем деструктивный отдых с пивом, с другими проявлениями. От бешеного ритма жизни, я думаю, действительно спасает. А кроме того, человек, попадая в эту атмосферу душой, начинает ощущать много того, чего не ощущал. И вот эта красота монастырской жизни, гармонии, какого-то единения с Богом, даже если у этого человека не было раньше этого единения, в любом случае пододвинет его на какие-то благие изменения», — высказался он.
Физический труд — прекрасная помощь и себе, и монастырю. Даже если неверующий человек занят этим, то Бог, видя усердие, воздаст ему, считает Хастминский. Такой отдых можно только приветствовать, активно его развивать и противопоставлять деструктивным занятиям. Собеседник ОТР признался, что его очень радует, что подобный тренд вообще есть.
«Монастыринг» — не такое уж и молодежное явление, заявила ОТР кандидат психологических наук Анастасия Лысакова. Такой флер вокруг тренда сложился из-за блогеров, а потом его продвинули журналисты, считает она. Тем более, что поиск духовности у людей обычно наступает позже, в кризисные моменты жизни. Но последние, конечно, могут случиться и у молодых.
«Это кризис среднего возраста, после 45-ти, когда происходит переоценка ценностей, ну и, конечно, возраст пожилой, когда мы задумываемся о том, есть ли вообще жизнь после смерти. Ну и какие-то личные кризисы, потери, болезни тяжелые, которые могут от возраста и не зависеть. Также вне зависимости от возраста вот этот тренд был где-то в районе распада Советского Союза в 80-90-е годы, когда просто православие вступило в большую силу, нежели это было при СССР», — объяснила психолог.
Разумеется, свое влияние оказала и культура. Речь идет о сериалах «Монастырь» и «Непослушник». Благодаря им отдых в качестве трудника стал модным явлением. К плюсам «монастыринга» психолог отнесла возможность сменить обстановку. Но в отличие от, например, похода или пары дней в палатке на природе, такое занятие еще и приносит духовное и культурное обогащение.
«Есть сейчас такое направление, как православная психология, и там есть совершенно конкретные практики, которые направлены на прощение предков, разговор с ними, даже с ушедшими предками. Ну, вообще понимание того, зачем мы здесь, да и, конечно, в какой-то степени это замена психологической помощи. Если речь идет о выгорании, о смене обстановки, о каком-то новом комьюнити, то все эти задачи можно решить с помощью “монастыринга”. С помощью трудотерапии, аскетичного образа жизни и общения со священнослужителями», — выразила мнение Лысакова.
Другое дело, если речь идет о каких-то очень сложных психических явлениях вроде депрессии. Здесь уже не получится скрыться от проблем в монастыре. Нужно сначала проконсультироваться с врачом, пройти психотерапию и лечение, а потом уже следовать тренду, подчеркнула психолог.
Определенные интересы овладевают молодежью согласно потребностям, которые у нее есть. Поездка в монастырь для них — способ отдохнуть телом и душой, подчеркнул в беседе с ОТР психолог и социолог Роман Волков.
«Сейчас в обществе растет запрос на экзистенциальные потребности. Это связано с поиском новых смыслов жизни. Такие ответы, как правило, даются в традиционных религиях, таких как православие, и здесь не нужно искать каких-то дополнительных ответов. Мы и так прекрасно понимаем, что когда молодые люди попадают в монастырь, там они развиваются не только духовно, но и физически. Там они обязательно приобщаются к практическому труду», — сказал он.
В повседневной жизни молодым людям редко случается трудиться физически и тяжело. А в монастыре после дня работы и молитвы они могут почувствовать удовлетворение своих потребностей. Дальше они делятся опытом с другими, и «монастыринг» получает новых адептов.
«Ребята приезжают оттуда, рассказывают своим друзьям, товарищам, что вот они там хорошо отдохнули. Кто-то, может быть, даже завел себе новых знакомых, друзей. Создаются, может быть, даже и новые пары. Дальше это могут быть и семьи. Это как раз является основным фактором, почему данное течение может становиться еще более популярным. И я бы здесь расширил возрастную категорию. Даже из моих знакомых за 40 лет, за 50 лет люди потянулись к вере, к православию, и это, я думаю, связано еще с тем, что это часто транслируется и в средствах массовой информации. И это течение, по моему мнению, будет дальше только развиваться», — подытожил Волков.