Юрист Андрейцо: средняя зарплата мигрантов в России составила 100 тысяч рублей
Система «Знай своего мигранта», которая объединит функции обучения иностранцев и контроля за ними, может появиться в России. Внедрить ее предложили представители бизнеса, чтобы уменьшить финансовую нагрузку на малые и средние компании при адаптации приезжих. Что войдет в сервис, как сейчас учат мигрантов и кто за это платит, выяснил ОТР. В Российском союзе промышленников и предпринимателей еще 31 января прошел круглый стол с представителями бизнеса. Его участники обсудили разные инициативы, касающиеся мигрантов. По итогу встречи они составили резолюцию, текст которой оказался в распоряжении РБК. Бизнесмены считают, что основным инструментом для адаптации и обучения русскому языку для мигрантов должны стать цифровые платформы и экосистемы. Они отметили, что многие иностранцы и так регулярно с ними контактируют: например, работая в такси или курьерами. Цифровые системы позволят идентифицировать человека и дистанционно обучать его. К примеру, иностранцы могли бы изучать русский язык в игровой форме, говорится в резолюции. Инструменты контроля и обучения на одной платформе получат более широкую целевую аудиторию, убеждены предприниматели. По их мнению, стоит собрать все лучшие практики и наработки по взаимодействию с мигрантами в одном общедоступном социальном сервисе. Он бы расширил возможности малого и среднего бизнеса, у которого часто не хватает средств на адаптацию свою иностранных сотрудников. Единая система помогла бы и крупным предприятиям контролировать, не трудятся ли у их подрядчиков мигранты, не имеющие на это права. Такой платформой должен стать сервис «Знай своего мигранта». С тем, какие данные компании смогут проверять самостоятельно, должно определиться государство. «Наш интерес состоит в том, чтобы бизнес, не теряя прибыли, имел возможность использовать эту рабочую силу и чтобы это не оказывало негативного влияния на общество», — пояснил Зампредседателя «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Сейчас полномочия по адаптации мигрантов есть у Федерального агентства по делам национальностей. МВД практически не занимается этой сферой, частично такие задачи ложатся на плечи региональных властей. Затраты на это, соответственно, производятся из бюджетов субъектов. Об этом ОТР рассказал юрист, доцент Северо-Западного института управления РАНХиГС при президенте РФ Сергей Андрейцо. «[В регионах] есть какой-то из комитетов или министерств, который, как правило, принимает участие в адаптации иностранных граждан. Пока на самом деле там достаточно скромные ресурсы на это выделяются. А в части русского языка регионы, которые начинали свои программы обучения, зачастую потом от этого отказываются», — отметил эксперт. Все дело в том, что с детьми русским должны заниматься школы. А другие члены семей, например, их матери и отцы, просто не ходят на курсы. Первые заняты бытом, а вторые активно работают. «Те инициативы, которые предполагают какие-то онлайн-платформы электронные, конечно, можно приветствовать, пусть это будет. По большому счету, для обучения, для адаптации, для русского языка — это хорошая идея. Но как контроль осуществлять — не совсем понятно», — высказался Сергей Андрейцо. Белорусы и киргизы адаптируются к жизни в нашей стране очень быстро — почти в 100% случаев они с рождения говорят на русском. Сложнее всего дело обстоит у молодых иностранцев из Таджикистана или Узбекистана. Они не застали СССР и хороший русский язык в школах. «Он если и говорит по-русски, то достаточно коряво или вообще откровенно не говорит. Такого иностранца можно несколько лет адаптировать и не доадаптировать в итоге. Работает он на стройке, общается со своими соотечественниками. То есть он вообще в русскоязычной среде не вращается. Такая классическая адаптация, что вы можете, не знаю, с ним сходить в кафе посидеть и он будет по-русски говорить, более-менее в теме, может вообще не состояться», — высказался Андрейцо. Но такой уровень адаптации и не всегда нужен, считает эксперт. Например, если речь идет о миграции вахтовым методом, чего сейчас и хочет большинство россиян. В такой модели иностранец работает на стройке, живет там же в общежитии или бытовке. Ему не нужна полная интеграция, если он отработает девять месяцев, а потом улетит на родину, отметил собеседник ОТР. «У нас проблемы-то возникают при бытовых моментах, при общении. Конфликтные ситуации возникают по тем же самым школам у детей-мигрантов и их родителей. Таких родителей и таких детей, безусловно, адаптировать надо. Дети побыстрее адаптируются, если в школу нормально ходят. Мамочки, если в школьной жизни участвуют, имеют каких-то русских знакомых, год-два может занимать [адаптация]», — сказал эксперт. Все мигранты очень разные и невозможно придумать для них единый способ адаптации. Нужно учитывать уровень языка, особенности каждой страны, возраст, пол и другие особенности, обратил внимание Андрейцо. Установить подлинность документов на работу у мигранта не так уж сложно. Особенно учитывая, что многие компании сами участвуют в их оформлении. Поэтому нормальные организации практически не могут столкнутся с тем, что нелегальный мигрант устроится к ним обманом. «Такая ситуация может возникнуть, если компания небольшая, мигрант с патентом пришел, а потом оказалось, что патент фальшивый. Но в большей степени сами иностранцы не знают, что у них документы фальшивые. Намного больше от этого не работодатели страдают, а сами иностранные работники», — подчеркнул собеседник ОТР. Представители бизнеса в своей резолюции обратили внимание, что труд мигрантов стоит уже не так дешево, как раньше. Андрейцо объяснил эту ситуацию демпингом. Раньше в Россию завозили дешевую рабочую силу, в итоге иностранцы заняли целые сектора: в строительстве, ЖКХ и других сферах. Зарплаты им начали поднимать. Сейчас средняя оплата месяца работы мигранта составляет около 100 тысяч рублей. Это вполне сопоставимо с зарплатами россиян. По мнению эксперта, труд мигрантов подорожал именно потому, что они стали незаменимыми сотрудниками в целых сферах. Это, как и компактное проживание иностранцев, привело к укреплению диаспор и развитию связей между ними. Единый сервис частично поможет контролировать и обучать мигрантов, но вопрос в том, кто будет его администрировать. Подобные инициативы окажутся эффективными, если появится орган, который будет отвечать за мигрантов и иметь достаточное количество сотрудников, выразил мнение Сергей Андрейцо. «Сейчас у нас орган в сфере миграции — МВД. Но МВД такой масштаб задач и при таком количестве сотрудников решить не может пока. И МВД не будет заниматься адаптацией и интеграцией, это правоохранительный орган, полицейские. Они выдают документы, проверяют документы и, если что, привлекают к ответственности. Учить русскому они не будут. Здесь нужно это пересматривать», — высказался юрист. Разговоры о создании нового органа, который бы занимался мигрантами, шли в 2024 году. Но пока они утихли и задача легла на плечи регионов, подытожил собеседник ОТР.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Юрист Андрейцо: средняя зарплата мигрантов в России составила 100 тысяч рублей
Система «Знай своего мигранта», которая объединит функции обучения иностранцев и контроля за ними, может появиться в России. Внедрить ее предложили представители бизнеса, чтобы уменьшить финансовую нагрузку на малые и средние компании при адаптации приезжих. Что войдет в сервис, как сейчас учат мигрантов и кто за это платит, выяснил ОТР. В Российском союзе промышленников и предпринимателей еще 31 января прошел круглый стол с представителями бизнеса. Его участники обсудили разные инициативы, касающиеся мигрантов. По итогу встречи они составили резолюцию, текст которой оказался в распоряжении РБК. Бизнесмены считают, что основным инструментом для адаптации и обучения русскому языку для мигрантов должны стать цифровые платформы и экосистемы. Они отметили, что многие иностранцы и так регулярно с ними контактируют: например, работая в такси или курьерами. Цифровые системы позволят идентифицировать человека и дистанционно обучать его. К примеру, иностранцы могли бы изучать русский язык в игровой форме, говорится в резолюции. Инструменты контроля и обучения на одной платформе получат более широкую целевую аудиторию, убеждены предприниматели. По их мнению, стоит собрать все лучшие практики и наработки по взаимодействию с мигрантами в одном общедоступном социальном сервисе. Он бы расширил возможности малого и среднего бизнеса, у которого часто не хватает средств на адаптацию свою иностранных сотрудников. Единая система помогла бы и крупным предприятиям контролировать, не трудятся ли у их подрядчиков мигранты, не имеющие на это права. Такой платформой должен стать сервис «Знай своего мигранта». С тем, какие данные компании смогут проверять самостоятельно, должно определиться государство. «Наш интерес состоит в том, чтобы бизнес, не теряя прибыли, имел возможность использовать эту рабочую силу и чтобы это не оказывало негативного влияния на общество», — пояснил Зампредседателя «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Сейчас полномочия по адаптации мигрантов есть у Федерального агентства по делам национальностей. МВД практически не занимается этой сферой, частично такие задачи ложатся на плечи региональных властей. Затраты на это, соответственно, производятся из бюджетов субъектов. Об этом ОТР рассказал юрист, доцент Северо-Западного института управления РАНХиГС при президенте РФ Сергей Андрейцо. «[В регионах] есть какой-то из комитетов или министерств, который, как правило, принимает участие в адаптации иностранных граждан. Пока на самом деле там достаточно скромные ресурсы на это выделяются. А в части русского языка регионы, которые начинали свои программы обучения, зачастую потом от этого отказываются», — отметил эксперт. Все дело в том, что с детьми русским должны заниматься школы. А другие члены семей, например, их матери и отцы, просто не ходят на курсы. Первые заняты бытом, а вторые активно работают. «Те инициативы, которые предполагают какие-то онлайн-платформы электронные, конечно, можно приветствовать, пусть это будет. По большому счету, для обучения, для адаптации, для русского языка — это хорошая идея. Но как контроль осуществлять — не совсем понятно», — высказался Сергей Андрейцо. Белорусы и киргизы адаптируются к жизни в нашей стране очень быстро — почти в 100% случаев они с рождения говорят на русском. Сложнее всего дело обстоит у молодых иностранцев из Таджикистана или Узбекистана. Они не застали СССР и хороший русский язык в школах. «Он если и говорит по-русски, то достаточно коряво или вообще откровенно не говорит. Такого иностранца можно несколько лет адаптировать и не доадаптировать в итоге. Работает он на стройке, общается со своими соотечественниками. То есть он вообще в русскоязычной среде не вращается. Такая классическая адаптация, что вы можете, не знаю, с ним сходить в кафе посидеть и он будет по-русски говорить, более-менее в теме, может вообще не состояться», — высказался Андрейцо. Но такой уровень адаптации и не всегда нужен, считает эксперт. Например, если речь идет о миграции вахтовым методом, чего сейчас и хочет большинство россиян. В такой модели иностранец работает на стройке, живет там же в общежитии или бытовке. Ему не нужна полная интеграция, если он отработает девять месяцев, а потом улетит на родину, отметил собеседник ОТР. «У нас проблемы-то возникают при бытовых моментах, при общении. Конфликтные ситуации возникают по тем же самым школам у детей-мигрантов и их родителей. Таких родителей и таких детей, безусловно, адаптировать надо. Дети побыстрее адаптируются, если в школу нормально ходят. Мамочки, если в школьной жизни участвуют, имеют каких-то русских знакомых, год-два может занимать [адаптация]», — сказал эксперт. Все мигранты очень разные и невозможно придумать для них единый способ адаптации. Нужно учитывать уровень языка, особенности каждой страны, возраст, пол и другие особенности, обратил внимание Андрейцо. Установить подлинность документов на работу у мигранта не так уж сложно. Особенно учитывая, что многие компании сами участвуют в их оформлении. Поэтому нормальные организации практически не могут столкнутся с тем, что нелегальный мигрант устроится к ним обманом. «Такая ситуация может возникнуть, если компания небольшая, мигрант с патентом пришел, а потом оказалось, что патент фальшивый. Но в большей степени сами иностранцы не знают, что у них документы фальшивые. Намного больше от этого не работодатели страдают, а сами иностранные работники», — подчеркнул собеседник ОТР. Представители бизнеса в своей резолюции обратили внимание, что труд мигрантов стоит уже не так дешево, как раньше. Андрейцо объяснил эту ситуацию демпингом. Раньше в Россию завозили дешевую рабочую силу, в итоге иностранцы заняли целые сектора: в строительстве, ЖКХ и других сферах. Зарплаты им начали поднимать. Сейчас средняя оплата месяца работы мигранта составляет около 100 тысяч рублей. Это вполне сопоставимо с зарплатами россиян. По мнению эксперта, труд мигрантов подорожал именно потому, что они стали незаменимыми сотрудниками в целых сферах. Это, как и компактное проживание иностранцев, привело к укреплению диаспор и развитию связей между ними. Единый сервис частично поможет контролировать и обучать мигрантов, но вопрос в том, кто будет его администрировать. Подобные инициативы окажутся эффективными, если появится орган, который будет отвечать за мигрантов и иметь достаточное количество сотрудников, выразил мнение Сергей Андрейцо. «Сейчас у нас орган в сфере миграции — МВД. Но МВД такой масштаб задач и при таком количестве сотрудников решить не может пока. И МВД не будет заниматься адаптацией и интеграцией, это правоохранительный орган, полицейские. Они выдают документы, проверяют документы и, если что, привлекают к ответственности. Учить русскому они не будут. Здесь нужно это пересматривать», — высказался юрист. Разговоры о создании нового органа, который бы занимался мигрантами, шли в 2024 году. Но пока они утихли и задача легла на плечи регионов, подытожил собеседник ОТР.
Система «Знай своего мигранта», которая объединит функции обучения иностранцев и контроля за ними, может появиться в России. Внедрить ее предложили представители бизнеса, чтобы уменьшить финансовую нагрузку на малые и средние компании при адаптации приезжих. Что войдет в сервис, как сейчас учат мигрантов и кто за это платит, выяснил ОТР. В Российском союзе промышленников и предпринимателей еще 31 января прошел круглый стол с представителями бизнеса. Его участники обсудили разные инициативы, касающиеся мигрантов. По итогу встречи они составили резолюцию, текст которой оказался в распоряжении РБК. Бизнесмены считают, что основным инструментом для адаптации и обучения русскому языку для мигрантов должны стать цифровые платформы и экосистемы. Они отметили, что многие иностранцы и так регулярно с ними контактируют: например, работая в такси или курьерами. Цифровые системы позволят идентифицировать человека и дистанционно обучать его. К примеру, иностранцы могли бы изучать русский язык в игровой форме, говорится в резолюции. Инструменты контроля и обучения на одной платформе получат более широкую целевую аудиторию, убеждены предприниматели. По их мнению, стоит собрать все лучшие практики и наработки по взаимодействию с мигрантами в одном общедоступном социальном сервисе. Он бы расширил возможности малого и среднего бизнеса, у которого часто не хватает средств на адаптацию свою иностранных сотрудников. Единая система помогла бы и крупным предприятиям контролировать, не трудятся ли у их подрядчиков мигранты, не имеющие на это права. Такой платформой должен стать сервис «Знай своего мигранта». С тем, какие данные компании смогут проверять самостоятельно, должно определиться государство. «Наш интерес состоит в том, чтобы бизнес, не теряя прибыли, имел возможность использовать эту рабочую силу и чтобы это не оказывало негативного влияния на общество», — пояснил Зампредседателя «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Сейчас полномочия по адаптации мигрантов есть у Федерального агентства по делам национальностей. МВД практически не занимается этой сферой, частично такие задачи ложатся на плечи региональных властей. Затраты на это, соответственно, производятся из бюджетов субъектов. Об этом ОТР рассказал юрист, доцент Северо-Западного института управления РАНХиГС при президенте РФ Сергей Андрейцо. «[В регионах] есть какой-то из комитетов или министерств, который, как правило, принимает участие в адаптации иностранных граждан. Пока на самом деле там достаточно скромные ресурсы на это выделяются. А в части русского языка регионы, которые начинали свои программы обучения, зачастую потом от этого отказываются», — отметил эксперт. Все дело в том, что с детьми русским должны заниматься школы. А другие члены семей, например, их матери и отцы, просто не ходят на курсы. Первые заняты бытом, а вторые активно работают. «Те инициативы, которые предполагают какие-то онлайн-платформы электронные, конечно, можно приветствовать, пусть это будет. По большому счету, для обучения, для адаптации, для русского языка — это хорошая идея. Но как контроль осуществлять — не совсем понятно», — высказался Сергей Андрейцо. Белорусы и киргизы адаптируются к жизни в нашей стране очень быстро — почти в 100% случаев они с рождения говорят на русском. Сложнее всего дело обстоит у молодых иностранцев из Таджикистана или Узбекистана. Они не застали СССР и хороший русский язык в школах. «Он если и говорит по-русски, то достаточно коряво или вообще откровенно не говорит. Такого иностранца можно несколько лет адаптировать и не доадаптировать в итоге. Работает он на стройке, общается со своими соотечественниками. То есть он вообще в русскоязычной среде не вращается. Такая классическая адаптация, что вы можете, не знаю, с ним сходить в кафе посидеть и он будет по-русски говорить, более-менее в теме, может вообще не состояться», — высказался Андрейцо. Но такой уровень адаптации и не всегда нужен, считает эксперт. Например, если речь идет о миграции вахтовым методом, чего сейчас и хочет большинство россиян. В такой модели иностранец работает на стройке, живет там же в общежитии или бытовке. Ему не нужна полная интеграция, если он отработает девять месяцев, а потом улетит на родину, отметил собеседник ОТР. «У нас проблемы-то возникают при бытовых моментах, при общении. Конфликтные ситуации возникают по тем же самым школам у детей-мигрантов и их родителей. Таких родителей и таких детей, безусловно, адаптировать надо. Дети побыстрее адаптируются, если в школу нормально ходят. Мамочки, если в школьной жизни участвуют, имеют каких-то русских знакомых, год-два может занимать [адаптация]», — сказал эксперт. Все мигранты очень разные и невозможно придумать для них единый способ адаптации. Нужно учитывать уровень языка, особенности каждой страны, возраст, пол и другие особенности, обратил внимание Андрейцо. Установить подлинность документов на работу у мигранта не так уж сложно. Особенно учитывая, что многие компании сами участвуют в их оформлении. Поэтому нормальные организации практически не могут столкнутся с тем, что нелегальный мигрант устроится к ним обманом. «Такая ситуация может возникнуть, если компания небольшая, мигрант с патентом пришел, а потом оказалось, что патент фальшивый. Но в большей степени сами иностранцы не знают, что у них документы фальшивые. Намного больше от этого не работодатели страдают, а сами иностранные работники», — подчеркнул собеседник ОТР. Представители бизнеса в своей резолюции обратили внимание, что труд мигрантов стоит уже не так дешево, как раньше. Андрейцо объяснил эту ситуацию демпингом. Раньше в Россию завозили дешевую рабочую силу, в итоге иностранцы заняли целые сектора: в строительстве, ЖКХ и других сферах. Зарплаты им начали поднимать. Сейчас средняя оплата месяца работы мигранта составляет около 100 тысяч рублей. Это вполне сопоставимо с зарплатами россиян. По мнению эксперта, труд мигрантов подорожал именно потому, что они стали незаменимыми сотрудниками в целых сферах. Это, как и компактное проживание иностранцев, привело к укреплению диаспор и развитию связей между ними. Единый сервис частично поможет контролировать и обучать мигрантов, но вопрос в том, кто будет его администрировать. Подобные инициативы окажутся эффективными, если появится орган, который будет отвечать за мигрантов и иметь достаточное количество сотрудников, выразил мнение Сергей Андрейцо. «Сейчас у нас орган в сфере миграции — МВД. Но МВД такой масштаб задач и при таком количестве сотрудников решить не может пока. И МВД не будет заниматься адаптацией и интеграцией, это правоохранительный орган, полицейские. Они выдают документы, проверяют документы и, если что, привлекают к ответственности. Учить русскому они не будут. Здесь нужно это пересматривать», — высказался юрист. Разговоры о создании нового органа, который бы занимался мигрантами, шли в 2024 году. Но пока они утихли и задача легла на плечи регионов, подытожил собеседник ОТР.