Религиовед Фоминых: в ночь на Шавуот у иудеев принято не спать
Шавуот — один из важнейших иудейских праздников, отмечаемый ежегодно во всем мире. Он подчеркивает религиозное значение дарования Торы и символизирует завершение весеннего сельскохозяйственного цикла. В 2025 году праздник приходится на 1-2 июня. В чем отличие Шавуота от Троицы, что можно и что нельзя делать в этот день и как его отмечают верующие — в материале ОТР. Название праздника восходит к ивритскому слову шавуа (неделя), так как именно спустя семь недель после Песаха начинается празднование Шавуота. Евреи отмечают этот день в память о событиях, произошедших на 50-й день после исхода из Египта, когда была дана Тора. Поэтому название «Пятидесятница» применимо и к христианской Троице, хотя исторические контексты различны. В основе календарного цикла большинства религий мира лежат наблюдения земледельцев за тем, что происходит в природе, рассказал ОТР историк-религиовед Николай Сапелкин. «Это жатва первого урожая и, соответственно, день приношения в храм первых плодов. Для нас это кажется удивительным, для средней полосы России: у нас все-таки первые плоды — это конец июля, августа и даже до сентября, а там, учитывая природно-климатические условия, это все-таки конец мая. И, кроме того, с течением времени у него появилось новое назначение, как бы новый смысл и новое толкование: как праздник седьмиц. Само слово Шавуот дословно — это фактически неделя или, по-русски говоря, седьмица, семь дней, на которые был разбит весь календарный год и который был вписан в религиозную практику иудеев, евреев. Этот праздник стали уже рассчитывать после Песаха. Соответственно, Песах как искупительная жертва с течением времени из праздника земледельческого превратился в праздник исключительно религиозный, связанный с принесением жертвы, со спасением еврейского народа из египетского плена. Получается, считаем семь недель от Песаха, и мы попадаем на Шавуот», — объяснил эксперт. Шавуот отмечается в июне каждого года. В 2025-м праздничные дни приходятся на период с 1-го по 2-е июня. В этот день необходимо было не просто принести первый урожай со своей земли, но и выразить благодарность Всевышнему за то, что он позволил возделывать ее и получать плоды, рассказала ОТР религиовед, профессор РЭУ имени Плеханова Наталия Фоминых. «Считали, что жертву необходимо принести исключительно из семи видов плодов, которыми славится страна Израиль: это пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, оливы и финики. Приносили эти плоды достаточно торжественно, стекалось много народа, ремесленники Иерусалима заканчивали свою работу, когда проходила мимо процессия людей, которая несла эту жертву, вставали навстречу, приветствовали. Когда эта процессия входила в храм, паломники отдавали эту жертву и читали отрывок из Торы», — добавила она. Согласно преданиям, празднику предшествует особая подготовка, включающая очищение души и сердца перед принятием божественных законов. Христианскую Троицу и еврейский Шавуот часто сравнивают, поскольку оба празднуются в одно и то же время. Однако происхождение и смысл этих праздников отличаются.  «В христианстве праздновали Красную горку, и был так называемый Семик — тоже семь недель после этой Красной горки, когда можно было праздновать лето, когда косили первую траву. Конечно, плодов еще как таковых не было, но, по крайней мере, что-то земля уже давала, и лето начиналось. А потом в христианской традиции все это трансформировалось в Пасху, которая на неделю раньше, чем Красная горка, это первое воскресенье после первого полнолуния, после дня весеннего равноденствия. Этот Семик превратился в Пятидесятницу — по большому счету, христианство переняло иудейскую традицию. Исходя из того, что праздник Песах является подвижным, то и Шавуот также приходится то на конец мая, то на начало июня», — рассказал Сапелкин. И христианский, и иудейский праздники отмечают на 50-й день после Пасхи или Песаха, однако христиане на Троицу отмечают сошествие Святого Духа на апостолов, а иудеи — дарование Богом еврейскому народу Торы. Это свод религиозных законов, по которым должны жить верующие. Для евреев-талмудистов Шавуот имеет, прежде всего, религиозное значение, а для простых граждан Израиля это теперь уже один из праздников, объяснил Сапелкин. По его словам, еще во времена перехода к производящему хозяйству установилось правило проводить жертвоприношение. «В этот день в Израиле приносили первый хлеб — это хлеб из пшеницы первого урожая. В настоящее время в семьях правоверных иудеев на стол ставят и хлеб из разных видов злака, и плоды деревьев, читают специальные молитвы или целые разделы Торы, где речь идет о том, как, как ценна пища, которую дает Бог, и благословен Бог, который дает нам эту, эту пищу», — рассказал историк. Верующие выпекали два каравая и приносили в храм, а другой жертвой были самые лучшие первые плоды и фрукты, те самые семь, добавила Фоминых. «Сегодня в Шавуот в синагогах выносят тот самый свиток Торы и читают рассказ о том, как она была дарована, обязательно зачитывают 10 заповедей, и существует также традиция в ночь на Шавуот не спать, а читать и изучать Тору. Праздничная трапеза тоже особенная, она обязательно включает в себя мучную пищу как дань празднику урожая и началу жатвы пшеницы, так и молочную: обязательно готовят вареники с творогом. Вареники с творогом едят со сметаной, на столе должен присутствовать не только творог, но и сыр, блинчики. Разрешено печь, торты, пирожки и блины с сыром также приветствуются», — добавила собеседница ОТР. По ее словам, этот обычай связан с событиями, когда Моисей вернулся в лагерь от горы Синай, где евреи довольствовались молочной пищей. Сегодня иудеи отмечают праздник молочными блюдами, а уже после переходят к традиционным яствам, мясные блюда подают в отдельной посуде. Верующие украшают дома венками и аппликациями, символизирующими пшеницу и остальные плоды Израиля. Дети проводят день в школах и детских садах, а вечером все собираются в семейном кругу. Во время празднования Шавуота существуют и запреты. Всего их пять, отметила Наталия Фоминых. «Первый — нельзя работать, нужно освободить этот день для того, чтобы посетить синагогу всей семьей, чтобы собраться на праздничный обед. Второй — нельзя готовить еду на несколько дней. Можно приготовить еду только на сам праздник и праздничный обед, куда должны быть обязательно включены молочные блюда, блюда с медом, обязательно орехи и те самые семи плодов, которые упоминаются в Торе», — объяснила она. Третий запрет — нельзя зажигать огонь и даже включать электрический свет. Поэтому накануне праздника верующие зажигают горелку, многие даже включают заранее электрический свет, добавила Наталия Фоминых. Четвертый — запрет на использование всех видов транспорта. Пятый запрещает брать в руки любые деньги. «Все эти запреты направлены на то, что в Шавуот нужно веселиться, праздновать, отдыхать, а самое главное —необходимо поблагодарить Всевышнего за все то, что евреи имеют на сегодняшний день», — подчеркнула профессор. Традиционное паломничество в Иерусалим известно как «алия ле регель», буквально обозначающее подъем к месту поклонения. Верующие отправляются в город, чтобы почтить память великого события принятия Торы и вознести благодарственную молитву Господу. Посещение святынь, включая Храмовую гору и другие важные исторические места, помогает укреплять чувство принадлежности и духовной близости. Помимо Шавуота существуют два других основных иудейских паломнических праздника: Песах и Суккот. Каждый из них сопровождается массовым потоком паломников, стремящихся ощутить особую атмосферу общения с божественным присутствием и укрепить веру.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Религиовед Фоминых: в ночь на Шавуот у иудеев принято не спать
Шавуот — один из важнейших иудейских праздников, отмечаемый ежегодно во всем мире. Он подчеркивает религиозное значение дарования Торы и символизирует завершение весеннего сельскохозяйственного цикла. В 2025 году праздник приходится на 1-2 июня. В чем отличие Шавуота от Троицы, что можно и что нельзя делать в этот день и как его отмечают верующие — в материале ОТР. Название праздника восходит к ивритскому слову шавуа (неделя), так как именно спустя семь недель после Песаха начинается празднование Шавуота. Евреи отмечают этот день в память о событиях, произошедших на 50-й день после исхода из Египта, когда была дана Тора. Поэтому название «Пятидесятница» применимо и к христианской Троице, хотя исторические контексты различны. В основе календарного цикла большинства религий мира лежат наблюдения земледельцев за тем, что происходит в природе, рассказал ОТР историк-религиовед Николай Сапелкин. «Это жатва первого урожая и, соответственно, день приношения в храм первых плодов. Для нас это кажется удивительным, для средней полосы России: у нас все-таки первые плоды — это конец июля, августа и даже до сентября, а там, учитывая природно-климатические условия, это все-таки конец мая. И, кроме того, с течением времени у него появилось новое назначение, как бы новый смысл и новое толкование: как праздник седьмиц. Само слово Шавуот дословно — это фактически неделя или, по-русски говоря, седьмица, семь дней, на которые был разбит весь календарный год и который был вписан в религиозную практику иудеев, евреев. Этот праздник стали уже рассчитывать после Песаха. Соответственно, Песах как искупительная жертва с течением времени из праздника земледельческого превратился в праздник исключительно религиозный, связанный с принесением жертвы, со спасением еврейского народа из египетского плена. Получается, считаем семь недель от Песаха, и мы попадаем на Шавуот», — объяснил эксперт. Шавуот отмечается в июне каждого года. В 2025-м праздничные дни приходятся на период с 1-го по 2-е июня. В этот день необходимо было не просто принести первый урожай со своей земли, но и выразить благодарность Всевышнему за то, что он позволил возделывать ее и получать плоды, рассказала ОТР религиовед, профессор РЭУ имени Плеханова Наталия Фоминых. «Считали, что жертву необходимо принести исключительно из семи видов плодов, которыми славится страна Израиль: это пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, оливы и финики. Приносили эти плоды достаточно торжественно, стекалось много народа, ремесленники Иерусалима заканчивали свою работу, когда проходила мимо процессия людей, которая несла эту жертву, вставали навстречу, приветствовали. Когда эта процессия входила в храм, паломники отдавали эту жертву и читали отрывок из Торы», — добавила она. Согласно преданиям, празднику предшествует особая подготовка, включающая очищение души и сердца перед принятием божественных законов. Христианскую Троицу и еврейский Шавуот часто сравнивают, поскольку оба празднуются в одно и то же время. Однако происхождение и смысл этих праздников отличаются.  «В христианстве праздновали Красную горку, и был так называемый Семик — тоже семь недель после этой Красной горки, когда можно было праздновать лето, когда косили первую траву. Конечно, плодов еще как таковых не было, но, по крайней мере, что-то земля уже давала, и лето начиналось. А потом в христианской традиции все это трансформировалось в Пасху, которая на неделю раньше, чем Красная горка, это первое воскресенье после первого полнолуния, после дня весеннего равноденствия. Этот Семик превратился в Пятидесятницу — по большому счету, христианство переняло иудейскую традицию. Исходя из того, что праздник Песах является подвижным, то и Шавуот также приходится то на конец мая, то на начало июня», — рассказал Сапелкин. И христианский, и иудейский праздники отмечают на 50-й день после Пасхи или Песаха, однако христиане на Троицу отмечают сошествие Святого Духа на апостолов, а иудеи — дарование Богом еврейскому народу Торы. Это свод религиозных законов, по которым должны жить верующие. Для евреев-талмудистов Шавуот имеет, прежде всего, религиозное значение, а для простых граждан Израиля это теперь уже один из праздников, объяснил Сапелкин. По его словам, еще во времена перехода к производящему хозяйству установилось правило проводить жертвоприношение. «В этот день в Израиле приносили первый хлеб — это хлеб из пшеницы первого урожая. В настоящее время в семьях правоверных иудеев на стол ставят и хлеб из разных видов злака, и плоды деревьев, читают специальные молитвы или целые разделы Торы, где речь идет о том, как, как ценна пища, которую дает Бог, и благословен Бог, который дает нам эту, эту пищу», — рассказал историк. Верующие выпекали два каравая и приносили в храм, а другой жертвой были самые лучшие первые плоды и фрукты, те самые семь, добавила Фоминых. «Сегодня в Шавуот в синагогах выносят тот самый свиток Торы и читают рассказ о том, как она была дарована, обязательно зачитывают 10 заповедей, и существует также традиция в ночь на Шавуот не спать, а читать и изучать Тору. Праздничная трапеза тоже особенная, она обязательно включает в себя мучную пищу как дань празднику урожая и началу жатвы пшеницы, так и молочную: обязательно готовят вареники с творогом. Вареники с творогом едят со сметаной, на столе должен присутствовать не только творог, но и сыр, блинчики. Разрешено печь, торты, пирожки и блины с сыром также приветствуются», — добавила собеседница ОТР. По ее словам, этот обычай связан с событиями, когда Моисей вернулся в лагерь от горы Синай, где евреи довольствовались молочной пищей. Сегодня иудеи отмечают праздник молочными блюдами, а уже после переходят к традиционным яствам, мясные блюда подают в отдельной посуде. Верующие украшают дома венками и аппликациями, символизирующими пшеницу и остальные плоды Израиля. Дети проводят день в школах и детских садах, а вечером все собираются в семейном кругу. Во время празднования Шавуота существуют и запреты. Всего их пять, отметила Наталия Фоминых. «Первый — нельзя работать, нужно освободить этот день для того, чтобы посетить синагогу всей семьей, чтобы собраться на праздничный обед. Второй — нельзя готовить еду на несколько дней. Можно приготовить еду только на сам праздник и праздничный обед, куда должны быть обязательно включены молочные блюда, блюда с медом, обязательно орехи и те самые семи плодов, которые упоминаются в Торе», — объяснила она. Третий запрет — нельзя зажигать огонь и даже включать электрический свет. Поэтому накануне праздника верующие зажигают горелку, многие даже включают заранее электрический свет, добавила Наталия Фоминых. Четвертый — запрет на использование всех видов транспорта. Пятый запрещает брать в руки любые деньги. «Все эти запреты направлены на то, что в Шавуот нужно веселиться, праздновать, отдыхать, а самое главное —необходимо поблагодарить Всевышнего за все то, что евреи имеют на сегодняшний день», — подчеркнула профессор. Традиционное паломничество в Иерусалим известно как «алия ле регель», буквально обозначающее подъем к месту поклонения. Верующие отправляются в город, чтобы почтить память великого события принятия Торы и вознести благодарственную молитву Господу. Посещение святынь, включая Храмовую гору и другие важные исторические места, помогает укреплять чувство принадлежности и духовной близости. Помимо Шавуота существуют два других основных иудейских паломнических праздника: Песах и Суккот. Каждый из них сопровождается массовым потоком паломников, стремящихся ощутить особую атмосферу общения с божественным присутствием и укрепить веру.
Шавуот — один из важнейших иудейских праздников, отмечаемый ежегодно во всем мире. Он подчеркивает религиозное значение дарования Торы и символизирует завершение весеннего сельскохозяйственного цикла. В 2025 году праздник приходится на 1-2 июня. В чем отличие Шавуота от Троицы, что можно и что нельзя делать в этот день и как его отмечают верующие — в материале ОТР. Название праздника восходит к ивритскому слову шавуа (неделя), так как именно спустя семь недель после Песаха начинается празднование Шавуота. Евреи отмечают этот день в память о событиях, произошедших на 50-й день после исхода из Египта, когда была дана Тора. Поэтому название «Пятидесятница» применимо и к христианской Троице, хотя исторические контексты различны. В основе календарного цикла большинства религий мира лежат наблюдения земледельцев за тем, что происходит в природе, рассказал ОТР историк-религиовед Николай Сапелкин. «Это жатва первого урожая и, соответственно, день приношения в храм первых плодов. Для нас это кажется удивительным, для средней полосы России: у нас все-таки первые плоды — это конец июля, августа и даже до сентября, а там, учитывая природно-климатические условия, это все-таки конец мая. И, кроме того, с течением времени у него появилось новое назначение, как бы новый смысл и новое толкование: как праздник седьмиц. Само слово Шавуот дословно — это фактически неделя или, по-русски говоря, седьмица, семь дней, на которые был разбит весь календарный год и который был вписан в религиозную практику иудеев, евреев. Этот праздник стали уже рассчитывать после Песаха. Соответственно, Песах как искупительная жертва с течением времени из праздника земледельческого превратился в праздник исключительно религиозный, связанный с принесением жертвы, со спасением еврейского народа из египетского плена. Получается, считаем семь недель от Песаха, и мы попадаем на Шавуот», — объяснил эксперт. Шавуот отмечается в июне каждого года. В 2025-м праздничные дни приходятся на период с 1-го по 2-е июня. В этот день необходимо было не просто принести первый урожай со своей земли, но и выразить благодарность Всевышнему за то, что он позволил возделывать ее и получать плоды, рассказала ОТР религиовед, профессор РЭУ имени Плеханова Наталия Фоминых. «Считали, что жертву необходимо принести исключительно из семи видов плодов, которыми славится страна Израиль: это пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, оливы и финики. Приносили эти плоды достаточно торжественно, стекалось много народа, ремесленники Иерусалима заканчивали свою работу, когда проходила мимо процессия людей, которая несла эту жертву, вставали навстречу, приветствовали. Когда эта процессия входила в храм, паломники отдавали эту жертву и читали отрывок из Торы», — добавила она. Согласно преданиям, празднику предшествует особая подготовка, включающая очищение души и сердца перед принятием божественных законов. Христианскую Троицу и еврейский Шавуот часто сравнивают, поскольку оба празднуются в одно и то же время. Однако происхождение и смысл этих праздников отличаются.  «В христианстве праздновали Красную горку, и был так называемый Семик — тоже семь недель после этой Красной горки, когда можно было праздновать лето, когда косили первую траву. Конечно, плодов еще как таковых не было, но, по крайней мере, что-то земля уже давала, и лето начиналось. А потом в христианской традиции все это трансформировалось в Пасху, которая на неделю раньше, чем Красная горка, это первое воскресенье после первого полнолуния, после дня весеннего равноденствия. Этот Семик превратился в Пятидесятницу — по большому счету, христианство переняло иудейскую традицию. Исходя из того, что праздник Песах является подвижным, то и Шавуот также приходится то на конец мая, то на начало июня», — рассказал Сапелкин. И христианский, и иудейский праздники отмечают на 50-й день после Пасхи или Песаха, однако христиане на Троицу отмечают сошествие Святого Духа на апостолов, а иудеи — дарование Богом еврейскому народу Торы. Это свод религиозных законов, по которым должны жить верующие. Для евреев-талмудистов Шавуот имеет, прежде всего, религиозное значение, а для простых граждан Израиля это теперь уже один из праздников, объяснил Сапелкин. По его словам, еще во времена перехода к производящему хозяйству установилось правило проводить жертвоприношение. «В этот день в Израиле приносили первый хлеб — это хлеб из пшеницы первого урожая. В настоящее время в семьях правоверных иудеев на стол ставят и хлеб из разных видов злака, и плоды деревьев, читают специальные молитвы или целые разделы Торы, где речь идет о том, как, как ценна пища, которую дает Бог, и благословен Бог, который дает нам эту, эту пищу», — рассказал историк. Верующие выпекали два каравая и приносили в храм, а другой жертвой были самые лучшие первые плоды и фрукты, те самые семь, добавила Фоминых. «Сегодня в Шавуот в синагогах выносят тот самый свиток Торы и читают рассказ о том, как она была дарована, обязательно зачитывают 10 заповедей, и существует также традиция в ночь на Шавуот не спать, а читать и изучать Тору. Праздничная трапеза тоже особенная, она обязательно включает в себя мучную пищу как дань празднику урожая и началу жатвы пшеницы, так и молочную: обязательно готовят вареники с творогом. Вареники с творогом едят со сметаной, на столе должен присутствовать не только творог, но и сыр, блинчики. Разрешено печь, торты, пирожки и блины с сыром также приветствуются», — добавила собеседница ОТР. По ее словам, этот обычай связан с событиями, когда Моисей вернулся в лагерь от горы Синай, где евреи довольствовались молочной пищей. Сегодня иудеи отмечают праздник молочными блюдами, а уже после переходят к традиционным яствам, мясные блюда подают в отдельной посуде. Верующие украшают дома венками и аппликациями, символизирующими пшеницу и остальные плоды Израиля. Дети проводят день в школах и детских садах, а вечером все собираются в семейном кругу. Во время празднования Шавуота существуют и запреты. Всего их пять, отметила Наталия Фоминых. «Первый — нельзя работать, нужно освободить этот день для того, чтобы посетить синагогу всей семьей, чтобы собраться на праздничный обед. Второй — нельзя готовить еду на несколько дней. Можно приготовить еду только на сам праздник и праздничный обед, куда должны быть обязательно включены молочные блюда, блюда с медом, обязательно орехи и те самые семи плодов, которые упоминаются в Торе», — объяснила она. Третий запрет — нельзя зажигать огонь и даже включать электрический свет. Поэтому накануне праздника верующие зажигают горелку, многие даже включают заранее электрический свет, добавила Наталия Фоминых. Четвертый — запрет на использование всех видов транспорта. Пятый запрещает брать в руки любые деньги. «Все эти запреты направлены на то, что в Шавуот нужно веселиться, праздновать, отдыхать, а самое главное —необходимо поблагодарить Всевышнего за все то, что евреи имеют на сегодняшний день», — подчеркнула профессор. Традиционное паломничество в Иерусалим известно как «алия ле регель», буквально обозначающее подъем к месту поклонения. Верующие отправляются в город, чтобы почтить память великого события принятия Торы и вознести благодарственную молитву Господу. Посещение святынь, включая Храмовую гору и другие важные исторические места, помогает укреплять чувство принадлежности и духовной близости. Помимо Шавуота существуют два других основных иудейских паломнических праздника: Песах и Суккот. Каждый из них сопровождается массовым потоком паломников, стремящихся ощутить особую атмосферу общения с божественным присутствием и укрепить веру.