Водители, которые ничего не нарушили, рискуют получить штраф до 600 тысяч рублей. Это возможно из-за недобросовестных шоферов грузовиков, которые подставляют других в попытке уйти от ответственности за превышение габаритов грузов. Чего следует опасаться тем, кто делит с ними дорогу, и можно ли что-то сделать, чтобы не отдавать круглую сумму за чужой проступок, — читайте в статье.
Водители легковых машин начали получить от Ространснадзора штрафы до 600 тысяч за перевес в несколько тонн или превышение габаритов. Они страдают из-за мошеннической схемы, которую используют владельцы фур. Перед заездом на весовые пункты они цепляют госномера-дублеры, которые часто совпадают с реальными номерами легковушек. Так штрафы «прилетают» тем, кто вообще не имеет отношение к этому нарушению.
Как правило, для дублирования повторяют регистрационные знаки с других авто и из других регионов. Их используют для ложной идентификации грузовиков на автоматических пунктах весогабаритного контроля (АПВГК). Об этом «Известиям» рассказал руководитель экспертного центра «Пробок.нет», адвокат Александр Шумский.
Штрафы с АПВГК достигают 600 тысяч рублей. Разумеется, получившие такое взыскание незаслуженно, стремятся его оспорить. Но часто из Ространснадзора приходят только отписки, а на судебное дело у россиян может не быть средств. В итоге срок апелляции проходит, и ведомство получает право взыскать долг через приставов, сказал правозащитник.
Такая история в мае 2025 года случилась с жителем Омска. На его универсал Chevrolet Lacetti пришло административное постановления из Ространснадзора. В нем легковую машину назвали автопоездом высотой 4,79 метра и выписали штраф в 600 тысяч рублей за перевозку крупного груза с превышением габаритов на 0,79 метра. К документу прикрепили фото с АПВГК, на нем — тягач Kenwort Т200.
«Мои обращения в Ространснадзор ничего не дали, хотя абсурдность вынесенного решения очевидна. Грузовик на фото — это совсем не маленький Lacetti, а его номер имеет следы подделки: там есть шов от вклейки. Этот автопоезд перевозил груз с нарушением на дороге Сургут – Салехард, Ямало-Ненецкого автономного округа, недалеко от Надыма, а я живу в Омске, то есть в 2 тыс. км от него», — рассказал журналистам реальный владелец госномера.
Для обжалования постановления владельцу легковушки предложили съездить из Омска в Тверь. Все потому, что именно там находится региональное отделение, которое составило документ. Мужчина дистанционно обратился в Ространснадзор, но там ему посоветовали идти в суд. Служители Фемиды отменили постановление, но на это омич потратил множество сил, времени, нервов и был вынужден привлекать юристов, рассказал адвокат Шумский. По его словам, подобные случаи происходили и при проезде платных дорог с системой «Свободный поток».
В 2024 и 2025 годах число случаев сокрытия или дублирования госномеров выросло. Это произошло после того, как расширилась сеть АПВГК. Их стало больше 400 по России. После ужесточения штрафов часть недобросовестных перевозчиков стремятся «обмануть» систему. Они используют пластиковые насадки на знаки, подменные таблички и дублеры номеров других машин. Об этом рассказал директор транспортной компании «Скиф-Карго» Михаил Коптев.
Камеры на пункте проверки корректно считывают подложный номер на грузовике, но система «не видит», что в базе ГАИ он числится за легковушкой, а не за 40-тонной фурой. Внимание на это обратил директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов. Такие подлоги часто встречаются на Урале и в Сибири, добавил он.
Коптев убежден, что мошенничество провоцирует экономика перевозок. Владельцы фур работают на минимальной маржинальной прибыли, а перевес, особенно сыпучей сельхозпродукции, помогает им заработать больше. Когда штрафы с АПВГК стали массовыми, участники рынка придумали такой недобросовестный способ защиты от них. Поймать нарушителей за руку сложно — сотрудники Ространснадзора и МВД редко контролируют пункты АПВГК лично. Они работают в автоматическом режиме. После проезда пункта водители фур снимают дублирующие номера, отметил президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин.
Согласно статье 12.21.1 КоАП, штраф за перевес достигает 400-600 тысяч рублей, а за подложенные номера физлиц — 2,5 тысяч рублей и лишение прав. Из-за этой несоразмерности нечестные организаторы перевозок и пытаются сэкономить, переложив риски на других, выразил мнение Миронов. В Ространснадзоре заверили, что изучают фотографии в акте нарушения с АПВГК и не выносят постановление, если на фото легковушка. Если штраф все же есть, то его можно отменить, если обжаловать, подчеркнули в ведомстве.
Проблема, с которой столкнулись ни в чем не повинные водители, связана со сбоями в работе АПВГК и коротким сроком подачи жалобы на постановление — всего 10 дней с момента получения. Так считает президент ассоциации «АвтоГрузЭкс», заместитель директора ПЭК Вадим Филатов. Многие пункты, по его мнению, взвешивают транспорт некорректно. Из-за этого даже добросовестный перевозчик без перевесов может попасть на штраф в полмиллиона. Доказать, что взвешивание было некорректным, очень сложно. Поэтому многие мелкие перевозчики и прибегают к таким жульническим методам, высказался руководитель отдела безопасности дорожного движения компании ГЛТ Андрей Гринвальд.
Найти нарушителя с подложными номерами трудно. Правоохранители устраивают розыск при уголовных делах, а подобные разбирательства относятся к административным. При этом системы АПВГК и Ространснадзора пока не делают «сверку» типа транспортного средства. Отсюда и появляются абсурдные несоответствия, когда авто, на которое пришел штраф, физически не может весить 40 тонн, добавил представитель FM Logistic Эдуард Миронов. А еще у ведомства, в отличие от ГАИ, нет быстрого и доступного онлайн-механизма для обжалования. В итоге пока человек пытается добраться до регионального управления, постановление уже уходит приставам, а его счета блокируют.
«Решение проблемы должно быть комплексным. Например, это может быть интеграция АПВГК с базами данных ГАИ и ABC «Безопасный город», чтобы автоматическая проверка учитывала VIN, цвет и тип кузова машины, и штраф не привязывался к номеру без сопоставления с параметрами транспортного средств», — высказался Коптев.
Еще нужно, чтобы обжаловать постановления можно было через «Госуслуги», как сейчас позволяет делать МВД. Еще стоило бы ужесточить ответственность за использование подложных номеров вплоть до уголовной. Помогло бы и внедрение маркировки знаков RFID-метками, которые бы сделали использование дубликатов невозможным.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Шоферы фур стали чаще подставлять водителей легковушек под штрафы до 600 тысяч
Водители, которые ничего не нарушили, рискуют получить штраф до 600 тысяч рублей. Это возможно из-за недобросовестных шоферов грузовиков, которые подставляют других в попытке уйти от ответственности за превышение габаритов грузов. Чего следует опасаться тем, кто делит с ними дорогу, и можно ли что-то сделать, чтобы не отдавать круглую сумму за чужой проступок, — читайте в статье.
Водители легковых машин начали получить от Ространснадзора штрафы до 600 тысяч за перевес в несколько тонн или превышение габаритов. Они страдают из-за мошеннической схемы, которую используют владельцы фур. Перед заездом на весовые пункты они цепляют госномера-дублеры, которые часто совпадают с реальными номерами легковушек. Так штрафы «прилетают» тем, кто вообще не имеет отношение к этому нарушению.
Как правило, для дублирования повторяют регистрационные знаки с других авто и из других регионов. Их используют для ложной идентификации грузовиков на автоматических пунктах весогабаритного контроля (АПВГК). Об этом «Известиям» рассказал руководитель экспертного центра «Пробок.нет», адвокат Александр Шумский.
Штрафы с АПВГК достигают 600 тысяч рублей. Разумеется, получившие такое взыскание незаслуженно, стремятся его оспорить. Но часто из Ространснадзора приходят только отписки, а на судебное дело у россиян может не быть средств. В итоге срок апелляции проходит, и ведомство получает право взыскать долг через приставов, сказал правозащитник.
Такая история в мае 2025 года случилась с жителем Омска. На его универсал Chevrolet Lacetti пришло административное постановления из Ространснадзора. В нем легковую машину назвали автопоездом высотой 4,79 метра и выписали штраф в 600 тысяч рублей за перевозку крупного груза с превышением габаритов на 0,79 метра. К документу прикрепили фото с АПВГК, на нем — тягач Kenwort Т200.
«Мои обращения в Ространснадзор ничего не дали, хотя абсурдность вынесенного решения очевидна. Грузовик на фото — это совсем не маленький Lacetti, а его номер имеет следы подделки: там есть шов от вклейки. Этот автопоезд перевозил груз с нарушением на дороге Сургут – Салехард, Ямало-Ненецкого автономного округа, недалеко от Надыма, а я живу в Омске, то есть в 2 тыс. км от него», — рассказал журналистам реальный владелец госномера.
Для обжалования постановления владельцу легковушки предложили съездить из Омска в Тверь. Все потому, что именно там находится региональное отделение, которое составило документ. Мужчина дистанционно обратился в Ространснадзор, но там ему посоветовали идти в суд. Служители Фемиды отменили постановление, но на это омич потратил множество сил, времени, нервов и был вынужден привлекать юристов, рассказал адвокат Шумский. По его словам, подобные случаи происходили и при проезде платных дорог с системой «Свободный поток».
В 2024 и 2025 годах число случаев сокрытия или дублирования госномеров выросло. Это произошло после того, как расширилась сеть АПВГК. Их стало больше 400 по России. После ужесточения штрафов часть недобросовестных перевозчиков стремятся «обмануть» систему. Они используют пластиковые насадки на знаки, подменные таблички и дублеры номеров других машин. Об этом рассказал директор транспортной компании «Скиф-Карго» Михаил Коптев.
Камеры на пункте проверки корректно считывают подложный номер на грузовике, но система «не видит», что в базе ГАИ он числится за легковушкой, а не за 40-тонной фурой. Внимание на это обратил директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов. Такие подлоги часто встречаются на Урале и в Сибири, добавил он.
Коптев убежден, что мошенничество провоцирует экономика перевозок. Владельцы фур работают на минимальной маржинальной прибыли, а перевес, особенно сыпучей сельхозпродукции, помогает им заработать больше. Когда штрафы с АПВГК стали массовыми, участники рынка придумали такой недобросовестный способ защиты от них. Поймать нарушителей за руку сложно — сотрудники Ространснадзора и МВД редко контролируют пункты АПВГК лично. Они работают в автоматическом режиме. После проезда пункта водители фур снимают дублирующие номера, отметил президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин.
Согласно статье 12.21.1 КоАП, штраф за перевес достигает 400-600 тысяч рублей, а за подложенные номера физлиц — 2,5 тысяч рублей и лишение прав. Из-за этой несоразмерности нечестные организаторы перевозок и пытаются сэкономить, переложив риски на других, выразил мнение Миронов. В Ространснадзоре заверили, что изучают фотографии в акте нарушения с АПВГК и не выносят постановление, если на фото легковушка. Если штраф все же есть, то его можно отменить, если обжаловать, подчеркнули в ведомстве.
Проблема, с которой столкнулись ни в чем не повинные водители, связана со сбоями в работе АПВГК и коротким сроком подачи жалобы на постановление — всего 10 дней с момента получения. Так считает президент ассоциации «АвтоГрузЭкс», заместитель директора ПЭК Вадим Филатов. Многие пункты, по его мнению, взвешивают транспорт некорректно. Из-за этого даже добросовестный перевозчик без перевесов может попасть на штраф в полмиллиона. Доказать, что взвешивание было некорректным, очень сложно. Поэтому многие мелкие перевозчики и прибегают к таким жульническим методам, высказался руководитель отдела безопасности дорожного движения компании ГЛТ Андрей Гринвальд.
Найти нарушителя с подложными номерами трудно. Правоохранители устраивают розыск при уголовных делах, а подобные разбирательства относятся к административным. При этом системы АПВГК и Ространснадзора пока не делают «сверку» типа транспортного средства. Отсюда и появляются абсурдные несоответствия, когда авто, на которое пришел штраф, физически не может весить 40 тонн, добавил представитель FM Logistic Эдуард Миронов. А еще у ведомства, в отличие от ГАИ, нет быстрого и доступного онлайн-механизма для обжалования. В итоге пока человек пытается добраться до регионального управления, постановление уже уходит приставам, а его счета блокируют.
«Решение проблемы должно быть комплексным. Например, это может быть интеграция АПВГК с базами данных ГАИ и ABC «Безопасный город», чтобы автоматическая проверка учитывала VIN, цвет и тип кузова машины, и штраф не привязывался к номеру без сопоставления с параметрами транспортного средств», — высказался Коптев.
Еще нужно, чтобы обжаловать постановления можно было через «Госуслуги», как сейчас позволяет делать МВД. Еще стоило бы ужесточить ответственность за использование подложных номеров вплоть до уголовной. Помогло бы и внедрение маркировки знаков RFID-метками, которые бы сделали использование дубликатов невозможным.
Водители, которые ничего не нарушили, рискуют получить штраф до 600 тысяч рублей. Это возможно из-за недобросовестных шоферов грузовиков, которые подставляют других в попытке уйти от ответственности за превышение габаритов грузов. Чего следует опасаться тем, кто делит с ними дорогу, и можно ли что-то сделать, чтобы не отдавать круглую сумму за чужой проступок, — читайте в статье.
Водители легковых машин начали получить от Ространснадзора штрафы до 600 тысяч за перевес в несколько тонн или превышение габаритов. Они страдают из-за мошеннической схемы, которую используют владельцы фур. Перед заездом на весовые пункты они цепляют госномера-дублеры, которые часто совпадают с реальными номерами легковушек. Так штрафы «прилетают» тем, кто вообще не имеет отношение к этому нарушению.
Как правило, для дублирования повторяют регистрационные знаки с других авто и из других регионов. Их используют для ложной идентификации грузовиков на автоматических пунктах весогабаритного контроля (АПВГК). Об этом «Известиям» рассказал руководитель экспертного центра «Пробок.нет», адвокат Александр Шумский.
Штрафы с АПВГК достигают 600 тысяч рублей. Разумеется, получившие такое взыскание незаслуженно, стремятся его оспорить. Но часто из Ространснадзора приходят только отписки, а на судебное дело у россиян может не быть средств. В итоге срок апелляции проходит, и ведомство получает право взыскать долг через приставов, сказал правозащитник.
Такая история в мае 2025 года случилась с жителем Омска. На его универсал Chevrolet Lacetti пришло административное постановления из Ространснадзора. В нем легковую машину назвали автопоездом высотой 4,79 метра и выписали штраф в 600 тысяч рублей за перевозку крупного груза с превышением габаритов на 0,79 метра. К документу прикрепили фото с АПВГК, на нем — тягач Kenwort Т200.
«Мои обращения в Ространснадзор ничего не дали, хотя абсурдность вынесенного решения очевидна. Грузовик на фото — это совсем не маленький Lacetti, а его номер имеет следы подделки: там есть шов от вклейки. Этот автопоезд перевозил груз с нарушением на дороге Сургут – Салехард, Ямало-Ненецкого автономного округа, недалеко от Надыма, а я живу в Омске, то есть в 2 тыс. км от него», — рассказал журналистам реальный владелец госномера.
Для обжалования постановления владельцу легковушки предложили съездить из Омска в Тверь. Все потому, что именно там находится региональное отделение, которое составило документ. Мужчина дистанционно обратился в Ространснадзор, но там ему посоветовали идти в суд. Служители Фемиды отменили постановление, но на это омич потратил множество сил, времени, нервов и был вынужден привлекать юристов, рассказал адвокат Шумский. По его словам, подобные случаи происходили и при проезде платных дорог с системой «Свободный поток».
В 2024 и 2025 годах число случаев сокрытия или дублирования госномеров выросло. Это произошло после того, как расширилась сеть АПВГК. Их стало больше 400 по России. После ужесточения штрафов часть недобросовестных перевозчиков стремятся «обмануть» систему. Они используют пластиковые насадки на знаки, подменные таблички и дублеры номеров других машин. Об этом рассказал директор транспортной компании «Скиф-Карго» Михаил Коптев.
Камеры на пункте проверки корректно считывают подложный номер на грузовике, но система «не видит», что в базе ГАИ он числится за легковушкой, а не за 40-тонной фурой. Внимание на это обратил директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов. Такие подлоги часто встречаются на Урале и в Сибири, добавил он.
Коптев убежден, что мошенничество провоцирует экономика перевозок. Владельцы фур работают на минимальной маржинальной прибыли, а перевес, особенно сыпучей сельхозпродукции, помогает им заработать больше. Когда штрафы с АПВГК стали массовыми, участники рынка придумали такой недобросовестный способ защиты от них. Поймать нарушителей за руку сложно — сотрудники Ространснадзора и МВД редко контролируют пункты АПВГК лично. Они работают в автоматическом режиме. После проезда пункта водители фур снимают дублирующие номера, отметил президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин.
Согласно статье 12.21.1 КоАП, штраф за перевес достигает 400-600 тысяч рублей, а за подложенные номера физлиц — 2,5 тысяч рублей и лишение прав. Из-за этой несоразмерности нечестные организаторы перевозок и пытаются сэкономить, переложив риски на других, выразил мнение Миронов. В Ространснадзоре заверили, что изучают фотографии в акте нарушения с АПВГК и не выносят постановление, если на фото легковушка. Если штраф все же есть, то его можно отменить, если обжаловать, подчеркнули в ведомстве.
Проблема, с которой столкнулись ни в чем не повинные водители, связана со сбоями в работе АПВГК и коротким сроком подачи жалобы на постановление — всего 10 дней с момента получения. Так считает президент ассоциации «АвтоГрузЭкс», заместитель директора ПЭК Вадим Филатов. Многие пункты, по его мнению, взвешивают транспорт некорректно. Из-за этого даже добросовестный перевозчик без перевесов может попасть на штраф в полмиллиона. Доказать, что взвешивание было некорректным, очень сложно. Поэтому многие мелкие перевозчики и прибегают к таким жульническим методам, высказался руководитель отдела безопасности дорожного движения компании ГЛТ Андрей Гринвальд.
Найти нарушителя с подложными номерами трудно. Правоохранители устраивают розыск при уголовных делах, а подобные разбирательства относятся к административным. При этом системы АПВГК и Ространснадзора пока не делают «сверку» типа транспортного средства. Отсюда и появляются абсурдные несоответствия, когда авто, на которое пришел штраф, физически не может весить 40 тонн, добавил представитель FM Logistic Эдуард Миронов. А еще у ведомства, в отличие от ГАИ, нет быстрого и доступного онлайн-механизма для обжалования. В итоге пока человек пытается добраться до регионального управления, постановление уже уходит приставам, а его счета блокируют.
«Решение проблемы должно быть комплексным. Например, это может быть интеграция АПВГК с базами данных ГАИ и ABC «Безопасный город», чтобы автоматическая проверка учитывала VIN, цвет и тип кузова машины, и штраф не привязывался к номеру без сопоставления с параметрами транспортного средств», — высказался Коптев.
Еще нужно, чтобы обжаловать постановления можно было через «Госуслуги», как сейчас позволяет делать МВД. Еще стоило бы ужесточить ответственность за использование подложных номеров вплоть до уголовной. Помогло бы и внедрение маркировки знаков RFID-метками, которые бы сделали использование дубликатов невозможным.