Ставка 19%, повышение утильсбора на авто. Профессор Костиков — о главных экономических событиях минувшей недели
Минувшая неделя запомнилась сразу несколькими яркими экономическими событиями. Центробанк поднял ключевую ставку, президент Владимир Путин предложил ограничить экспорт титана, никеля и других ресурсов в недружественные страны, а утильсбор на автомобили обещали проиндексировать. К чему приведут эти и другие важные решения, ОТР рассказал профессор, доктор экономических наук, председатель Совета Общероссийской общественной организации потребителей (ОООП) «Финпотребсоюз» Игорь Костиков. Банк России повысил ключевую ставку до 19% годовых и допустил ее дальнейший рост. Какие у этого решения плюсы и минусы? Каков ваш прогноз: поднимет ли ЦБ до нового года ставку до 20% или выше?  Повышение ключевой ставки было ожидаемо. Интрига оставалась в том, на сколько ее повысят: на 1% или 2%. То, что именно об этом шла дискуссия и на совете директоров Банка России, сообщила глава регулятора Эльвира Набиуллина на пресс-конференции, посвященной росту ставки. По данным ЦБ, после предыдущего повышения ставки замедления инфляции не произошло. Хотя другие источники, рассчитывающие инфляцию, отмечали, что в августе наметился тренд на понижение цен. К тому же обычно после повышения ставки макроэкономический эффект наступает через шесть-восемь месяцев. Поэтому не следовало ожидать быстрой реакции экономики на предыдущее повышение ставки до 18%. Столь частое повышение оказывает во многом психологическое воздействие на участников рынка. Одновременно с повышением ставки в последние месяцы Банк России предпринял шаги по ужесточению макропруденциальной политики в отношении кредитных организаций с целью снижения кредитования. Определенное охлаждение кредитования в потребительском секторе наметилось, однако этого не произошло в предпринимательском секторе. Набиуллина обратила внимание, что главными факторами инфляции являются немонетарные: низкий рост производственных мощностей и дефицит рабочей силы. С учетом этого трудно ожидать, что монетарный рычаг — повышение ставки на 1% — приведет к снижению инфляции. Именно поэтому Набиуллина предупредила, что Банку России до конца года, возможно, придется сделать еще один шаг и вновь повысить ставку. Уже видны определенные последствия предыдущего повышения ключевой ставки и прекращения программ льготной ипотеки. Заметно снизилась активность в строительном секторе. Банк России рассчитывает увидеть снижение объемов потребительского спроса с целью охладить темпы роста. Однако есть и ограничивающий фактор — нестабильная ситуация с экономическим ростом в Европе и США. Там стараются стимулировать экономический рост, снижая ключевую ставку, что может привести к рецессии. Это, в свою очередь, приведет к снижению спроса и цен на углеводороды, экспорт которых остается одним из существенных источников поступлений в федеральный бюджет. В этом случае Банк России должен удержать ключевую ставку на таком уровне, чтобы сохранить набранные темпы экономического роста в нашей стране. Президент Владимир Путин предложил подумать об ограничении экспорта урана, титана, никеля и некоторых других товаров в недружественные страны в ответ на санкции. Как вы считаете, эта мера действительно назрела? Тема ограничения поставок стратегических ресурсов недружественным странам действительно назрела. Поскольку возникает ситуация, когда оборонно-промышленный комплекс этих стран использует поставляемые Россией стратегические ресурсы, в том числе для производства оружия и боеприпасов, которыми они снабжают ВС Украины. Кроме того, они наращивают свой военный потенциал, направленный против нашей страны. Конечно, необходимо разработать программу поддержки добывающих предприятий, производящих уран, титан, никель, расширения использования этих материалов для развития промышленности нашей страны, а также их поставок в дружественные страны. Возможно, назрела необходимость координации с нашими партнерами по БРИКС в этой сфере. На совещании с правительством президент также поручил подумать над идеей создания сырьевых альянсов для регулирования мировых рынков ископаемых. Как лично вы видите эту идею? Как ее можно было бы реализовать, какое сырье больше других просится под такие альянсы, кто мог бы в них войти? Развитие сырьевых альянсов уже показало свою эффективность для нашей страны: в частности, координация действий в рамках ОПЕК+. Если рассматривать новый мировой экономический порядок, можно сделать вывод, что страны БРИКС обладают значительно превосходящими остальной мир ресурсами полезных ископаемых. И это может также стать элементом экономического роста и политическим фактором построения нового мирового экономического порядка. Как стало очевидным, создание ВТО (Всемирной торговой организации — прим. ред.) в результате реформы ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле — прим. ред.) на Уругвайском раунде, занявшим десятилетие с середины 1980-го по середину 1990-х годов, сформировало неравноправную международную систему мировой торговли, главным бенефициарием которой стали США и страны-союзники. В рамках ВТО американцы создали, скажем так, алюминиевый альянс с целью давления на российских производителей алюминия. Наступило время пересмотра условий мировой торговли и формирования новых альянсов, в первую очередь, в сфере полезных ископаемых. Сюда могут относиться и альянсы в сфере таких материалов, как уран, запасы которого в значительной мере сосредоточены в странах глобального Юга, цветные металлы, титан, литий, алмазы и золото. Кроме стран БРИКС в них могут войти неприсоединившиеся страны глобального Юга, которые в последние годы убедились, что они не защищены от недружественных действий и санкций стран развитого Севера во главе с США. Последние действуют исключительно в собственных интересах и не обращают внимания на правовые документы и международные обязательства. В России с 1 октября проиндексируют утильсбор на автомобили на 70-85%. Минпромторг пообещал помочь российским предприятиям, чтобы индексация не сказалась на стоимости выпускаемой техники. При этом в Сети активно высказывают опасения о том, что цены на иномарки взлетят. Как вы оцениваете эту меру? Утилизационный сбор наряду, собственно, с целью сбора на утилизацию автомобилей имеет и вторую функцию — защита внутреннего производителя. К сожалению, пока никак не удается создать внутри страны полноценное производство легковых автомобилей полного цикла. Наверное, правительству стоит сосредоточиться на этом. Понятно, что в текущей ситуации дефицит автомобилей на внутреннем рынке привел к существенному росту цен, зачастую необоснованному. Плановое повышение утильсбора (постепенно к 2030 году он должен составить сумму, сравнимую со стоимостью самого автомобиля) не является стимулом для внутреннего производства, которым он должен быть по задумке авторов. Надежда на развитие автопрома на основе производства китайских машин пока довольно сомнительна. Как стало недавно известно, правительство КНР запретило своим автопроизводителям создавать за пределами страны автомобилестроительные производства полного цикла, разрешив им сохранить только сборочные «отверточные» производства. Это, безусловно, не соответствует надеждам и планам развития российской экономики. Поэтому введение утильсбора, целью которого является ограничение импорта автомобилей, должно сопровождаться обеспечением производства конкурентоспособных машин внутри страны. Пока этого нет.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Ставка 19%, повышение утильсбора на авто. Профессор Костиков — о главных экономических событиях минувшей недели
Минувшая неделя запомнилась сразу несколькими яркими экономическими событиями. Центробанк поднял ключевую ставку, президент Владимир Путин предложил ограничить экспорт титана, никеля и других ресурсов в недружественные страны, а утильсбор на автомобили обещали проиндексировать. К чему приведут эти и другие важные решения, ОТР рассказал профессор, доктор экономических наук, председатель Совета Общероссийской общественной организации потребителей (ОООП) «Финпотребсоюз» Игорь Костиков. Банк России повысил ключевую ставку до 19% годовых и допустил ее дальнейший рост. Какие у этого решения плюсы и минусы? Каков ваш прогноз: поднимет ли ЦБ до нового года ставку до 20% или выше?  Повышение ключевой ставки было ожидаемо. Интрига оставалась в том, на сколько ее повысят: на 1% или 2%. То, что именно об этом шла дискуссия и на совете директоров Банка России, сообщила глава регулятора Эльвира Набиуллина на пресс-конференции, посвященной росту ставки. По данным ЦБ, после предыдущего повышения ставки замедления инфляции не произошло. Хотя другие источники, рассчитывающие инфляцию, отмечали, что в августе наметился тренд на понижение цен. К тому же обычно после повышения ставки макроэкономический эффект наступает через шесть-восемь месяцев. Поэтому не следовало ожидать быстрой реакции экономики на предыдущее повышение ставки до 18%. Столь частое повышение оказывает во многом психологическое воздействие на участников рынка. Одновременно с повышением ставки в последние месяцы Банк России предпринял шаги по ужесточению макропруденциальной политики в отношении кредитных организаций с целью снижения кредитования. Определенное охлаждение кредитования в потребительском секторе наметилось, однако этого не произошло в предпринимательском секторе. Набиуллина обратила внимание, что главными факторами инфляции являются немонетарные: низкий рост производственных мощностей и дефицит рабочей силы. С учетом этого трудно ожидать, что монетарный рычаг — повышение ставки на 1% — приведет к снижению инфляции. Именно поэтому Набиуллина предупредила, что Банку России до конца года, возможно, придется сделать еще один шаг и вновь повысить ставку. Уже видны определенные последствия предыдущего повышения ключевой ставки и прекращения программ льготной ипотеки. Заметно снизилась активность в строительном секторе. Банк России рассчитывает увидеть снижение объемов потребительского спроса с целью охладить темпы роста. Однако есть и ограничивающий фактор — нестабильная ситуация с экономическим ростом в Европе и США. Там стараются стимулировать экономический рост, снижая ключевую ставку, что может привести к рецессии. Это, в свою очередь, приведет к снижению спроса и цен на углеводороды, экспорт которых остается одним из существенных источников поступлений в федеральный бюджет. В этом случае Банк России должен удержать ключевую ставку на таком уровне, чтобы сохранить набранные темпы экономического роста в нашей стране. Президент Владимир Путин предложил подумать об ограничении экспорта урана, титана, никеля и некоторых других товаров в недружественные страны в ответ на санкции. Как вы считаете, эта мера действительно назрела? Тема ограничения поставок стратегических ресурсов недружественным странам действительно назрела. Поскольку возникает ситуация, когда оборонно-промышленный комплекс этих стран использует поставляемые Россией стратегические ресурсы, в том числе для производства оружия и боеприпасов, которыми они снабжают ВС Украины. Кроме того, они наращивают свой военный потенциал, направленный против нашей страны. Конечно, необходимо разработать программу поддержки добывающих предприятий, производящих уран, титан, никель, расширения использования этих материалов для развития промышленности нашей страны, а также их поставок в дружественные страны. Возможно, назрела необходимость координации с нашими партнерами по БРИКС в этой сфере. На совещании с правительством президент также поручил подумать над идеей создания сырьевых альянсов для регулирования мировых рынков ископаемых. Как лично вы видите эту идею? Как ее можно было бы реализовать, какое сырье больше других просится под такие альянсы, кто мог бы в них войти? Развитие сырьевых альянсов уже показало свою эффективность для нашей страны: в частности, координация действий в рамках ОПЕК+. Если рассматривать новый мировой экономический порядок, можно сделать вывод, что страны БРИКС обладают значительно превосходящими остальной мир ресурсами полезных ископаемых. И это может также стать элементом экономического роста и политическим фактором построения нового мирового экономического порядка. Как стало очевидным, создание ВТО (Всемирной торговой организации — прим. ред.) в результате реформы ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле — прим. ред.) на Уругвайском раунде, занявшим десятилетие с середины 1980-го по середину 1990-х годов, сформировало неравноправную международную систему мировой торговли, главным бенефициарием которой стали США и страны-союзники. В рамках ВТО американцы создали, скажем так, алюминиевый альянс с целью давления на российских производителей алюминия. Наступило время пересмотра условий мировой торговли и формирования новых альянсов, в первую очередь, в сфере полезных ископаемых. Сюда могут относиться и альянсы в сфере таких материалов, как уран, запасы которого в значительной мере сосредоточены в странах глобального Юга, цветные металлы, титан, литий, алмазы и золото. Кроме стран БРИКС в них могут войти неприсоединившиеся страны глобального Юга, которые в последние годы убедились, что они не защищены от недружественных действий и санкций стран развитого Севера во главе с США. Последние действуют исключительно в собственных интересах и не обращают внимания на правовые документы и международные обязательства. В России с 1 октября проиндексируют утильсбор на автомобили на 70-85%. Минпромторг пообещал помочь российским предприятиям, чтобы индексация не сказалась на стоимости выпускаемой техники. При этом в Сети активно высказывают опасения о том, что цены на иномарки взлетят. Как вы оцениваете эту меру? Утилизационный сбор наряду, собственно, с целью сбора на утилизацию автомобилей имеет и вторую функцию — защита внутреннего производителя. К сожалению, пока никак не удается создать внутри страны полноценное производство легковых автомобилей полного цикла. Наверное, правительству стоит сосредоточиться на этом. Понятно, что в текущей ситуации дефицит автомобилей на внутреннем рынке привел к существенному росту цен, зачастую необоснованному. Плановое повышение утильсбора (постепенно к 2030 году он должен составить сумму, сравнимую со стоимостью самого автомобиля) не является стимулом для внутреннего производства, которым он должен быть по задумке авторов. Надежда на развитие автопрома на основе производства китайских машин пока довольно сомнительна. Как стало недавно известно, правительство КНР запретило своим автопроизводителям создавать за пределами страны автомобилестроительные производства полного цикла, разрешив им сохранить только сборочные «отверточные» производства. Это, безусловно, не соответствует надеждам и планам развития российской экономики. Поэтому введение утильсбора, целью которого является ограничение импорта автомобилей, должно сопровождаться обеспечением производства конкурентоспособных машин внутри страны. Пока этого нет.
Минувшая неделя запомнилась сразу несколькими яркими экономическими событиями. Центробанк поднял ключевую ставку, президент Владимир Путин предложил ограничить экспорт титана, никеля и других ресурсов в недружественные страны, а утильсбор на автомобили обещали проиндексировать. К чему приведут эти и другие важные решения, ОТР рассказал профессор, доктор экономических наук, председатель Совета Общероссийской общественной организации потребителей (ОООП) «Финпотребсоюз» Игорь Костиков. Банк России повысил ключевую ставку до 19% годовых и допустил ее дальнейший рост. Какие у этого решения плюсы и минусы? Каков ваш прогноз: поднимет ли ЦБ до нового года ставку до 20% или выше?  Повышение ключевой ставки было ожидаемо. Интрига оставалась в том, на сколько ее повысят: на 1% или 2%. То, что именно об этом шла дискуссия и на совете директоров Банка России, сообщила глава регулятора Эльвира Набиуллина на пресс-конференции, посвященной росту ставки. По данным ЦБ, после предыдущего повышения ставки замедления инфляции не произошло. Хотя другие источники, рассчитывающие инфляцию, отмечали, что в августе наметился тренд на понижение цен. К тому же обычно после повышения ставки макроэкономический эффект наступает через шесть-восемь месяцев. Поэтому не следовало ожидать быстрой реакции экономики на предыдущее повышение ставки до 18%. Столь частое повышение оказывает во многом психологическое воздействие на участников рынка. Одновременно с повышением ставки в последние месяцы Банк России предпринял шаги по ужесточению макропруденциальной политики в отношении кредитных организаций с целью снижения кредитования. Определенное охлаждение кредитования в потребительском секторе наметилось, однако этого не произошло в предпринимательском секторе. Набиуллина обратила внимание, что главными факторами инфляции являются немонетарные: низкий рост производственных мощностей и дефицит рабочей силы. С учетом этого трудно ожидать, что монетарный рычаг — повышение ставки на 1% — приведет к снижению инфляции. Именно поэтому Набиуллина предупредила, что Банку России до конца года, возможно, придется сделать еще один шаг и вновь повысить ставку. Уже видны определенные последствия предыдущего повышения ключевой ставки и прекращения программ льготной ипотеки. Заметно снизилась активность в строительном секторе. Банк России рассчитывает увидеть снижение объемов потребительского спроса с целью охладить темпы роста. Однако есть и ограничивающий фактор — нестабильная ситуация с экономическим ростом в Европе и США. Там стараются стимулировать экономический рост, снижая ключевую ставку, что может привести к рецессии. Это, в свою очередь, приведет к снижению спроса и цен на углеводороды, экспорт которых остается одним из существенных источников поступлений в федеральный бюджет. В этом случае Банк России должен удержать ключевую ставку на таком уровне, чтобы сохранить набранные темпы экономического роста в нашей стране. Президент Владимир Путин предложил подумать об ограничении экспорта урана, титана, никеля и некоторых других товаров в недружественные страны в ответ на санкции. Как вы считаете, эта мера действительно назрела? Тема ограничения поставок стратегических ресурсов недружественным странам действительно назрела. Поскольку возникает ситуация, когда оборонно-промышленный комплекс этих стран использует поставляемые Россией стратегические ресурсы, в том числе для производства оружия и боеприпасов, которыми они снабжают ВС Украины. Кроме того, они наращивают свой военный потенциал, направленный против нашей страны. Конечно, необходимо разработать программу поддержки добывающих предприятий, производящих уран, титан, никель, расширения использования этих материалов для развития промышленности нашей страны, а также их поставок в дружественные страны. Возможно, назрела необходимость координации с нашими партнерами по БРИКС в этой сфере. На совещании с правительством президент также поручил подумать над идеей создания сырьевых альянсов для регулирования мировых рынков ископаемых. Как лично вы видите эту идею? Как ее можно было бы реализовать, какое сырье больше других просится под такие альянсы, кто мог бы в них войти? Развитие сырьевых альянсов уже показало свою эффективность для нашей страны: в частности, координация действий в рамках ОПЕК+. Если рассматривать новый мировой экономический порядок, можно сделать вывод, что страны БРИКС обладают значительно превосходящими остальной мир ресурсами полезных ископаемых. И это может также стать элементом экономического роста и политическим фактором построения нового мирового экономического порядка. Как стало очевидным, создание ВТО (Всемирной торговой организации — прим. ред.) в результате реформы ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле — прим. ред.) на Уругвайском раунде, занявшим десятилетие с середины 1980-го по середину 1990-х годов, сформировало неравноправную международную систему мировой торговли, главным бенефициарием которой стали США и страны-союзники. В рамках ВТО американцы создали, скажем так, алюминиевый альянс с целью давления на российских производителей алюминия. Наступило время пересмотра условий мировой торговли и формирования новых альянсов, в первую очередь, в сфере полезных ископаемых. Сюда могут относиться и альянсы в сфере таких материалов, как уран, запасы которого в значительной мере сосредоточены в странах глобального Юга, цветные металлы, титан, литий, алмазы и золото. Кроме стран БРИКС в них могут войти неприсоединившиеся страны глобального Юга, которые в последние годы убедились, что они не защищены от недружественных действий и санкций стран развитого Севера во главе с США. Последние действуют исключительно в собственных интересах и не обращают внимания на правовые документы и международные обязательства. В России с 1 октября проиндексируют утильсбор на автомобили на 70-85%. Минпромторг пообещал помочь российским предприятиям, чтобы индексация не сказалась на стоимости выпускаемой техники. При этом в Сети активно высказывают опасения о том, что цены на иномарки взлетят. Как вы оцениваете эту меру? Утилизационный сбор наряду, собственно, с целью сбора на утилизацию автомобилей имеет и вторую функцию — защита внутреннего производителя. К сожалению, пока никак не удается создать внутри страны полноценное производство легковых автомобилей полного цикла. Наверное, правительству стоит сосредоточиться на этом. Понятно, что в текущей ситуации дефицит автомобилей на внутреннем рынке привел к существенному росту цен, зачастую необоснованному. Плановое повышение утильсбора (постепенно к 2030 году он должен составить сумму, сравнимую со стоимостью самого автомобиля) не является стимулом для внутреннего производства, которым он должен быть по задумке авторов. Надежда на развитие автопрома на основе производства китайских машин пока довольно сомнительна. Как стало недавно известно, правительство КНР запретило своим автопроизводителям создавать за пределами страны автомобилестроительные производства полного цикла, разрешив им сохранить только сборочные «отверточные» производства. Это, безусловно, не соответствует надеждам и планам развития российской экономики. Поэтому введение утильсбора, целью которого является ограничение импорта автомобилей, должно сопровождаться обеспечением производства конкурентоспособных машин внутри страны. Пока этого нет.