Масштаб последствий экологической катастрофы в Черном море продолжает расти. Несмотря на то что режим ЧС федерального масштаба ввели еще с конца декабря, чиновники отправились на место бедствия только после прямой критики от президента России Владимира Путина. Ситуация с самого начала требовала не только быстрой реакции, но и поиска нестандартных решений для сбора нефтепродуктов. Какие-то решения все еще остаются актуальными. Какими методами устраняют последствия разлива мазута и что еще можно сделать — читайте в статье.
С момента, когда два танкера потерпели крушение в Керченском проливе, прошло уже чуть больше месяца. На днях в Черном море случился первый серьезный шторм. К утру 19 января он вынес новые скопления мазута на 24 участка пляжей Анапы, сообщили в оперштабе Краснодарского края. К берегу продолжает прибивать нефтепродукты, которые до этого залегали на дне. Часть «удара» на себя приняла специальная сетка, которую установили на линии прибоя. Она вся почернела и теперь сильно пахнет мазутом, передал РЕН ТВ.
Использовать сети, притягивающие мазут, придумал ученый из Сколтеха Владимир Каляев. Они представляют из себя светозатеняющую ткань с мелкой ячейкой. Этот материал часто используют бойцы на СВО и туристы. Состоящие из полиэтилена и полипропилена сети оказались очень эффективны в сборе мазута. Теперь таким способом пользуются все службы, которые устраняют последствия катастрофы.
Мазут быстро вступает в реакцию с материалом, потому что тот тоже является производным нефти. Использовать такие сети не только довольно просто, но еще и дешево: 100 метров ткани шириной в 100 сантиметров стоят не больше тысячи рублей в рознице.
Из-за упущенного времени масштаб бедствия кратно вырос. Все из-за того, что в первые часы и дни крушения катастрофу недооценили, пояснил Владимир Каляев. По его словам, делегации чиновников разных рангов прибыли на места позже, чем это требовалось. Например, вице-премьер Виталий Савельев и глава Минтранса Роман Старовойт прибыли в зону ЧП спустя месяц — 15 января, отметил Каляев. Сам Савельев рассказал, что пути решения ситуации с мазутом практически намечены.
Оба танкера посажены на мель, их окружили крепким валом из песка и грунта. Это позволяет контролировать любую протечку с кораблей. Но в первые три недели после крушения топливо спокойно покидало резервуары, вытекая в море. Глава Морспасслужбы Виктор Чернов рассказал, что из-за погодных условий высадиться на судна удалось только 5 января. Вся проблема заключалась в том, что сделать это можно было только с воды.
«Погода зимняя, поэтому не каждый день, поверьте, погода позволяла высадиться», — сказал Чернов.
Через четыре дня после крушения танкеров в Анапе установили боновые заграждения. Но, как отметил научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян, и тогда уже было поздно. За первую же неделю мазут успел нанести серьезный урон морю. Тогда на месте работали только волонтеры, которые приехали на пляжи Анапы по зову сердца, добавил ученый.
Мазут, как и другие нефтепродукты, обладает положительной плавучестью — он легче воды и распространяется в виде пленки на ее поверхности. Но в холода вещество приобретает свойства битума, распадается на сгустки и тонет. Когда теплеет, мазут снова всплывает и превращается в пленку. Собрать его быстро уже не получится, потому что вещество распространилось на сотни, если не тысячи квадратных километров. Чтобы решить проблему, директор Института физики Земли РАН Сергей Тихоцкий предложил использовать метод эхолокации. Для этого нужны специальные гидролокаторы, определяющие рельеф дна и местоположение объектов. Такие часто используют рыбаки для поиска рыбы.
«Любой современный эхолот на самом деле плавающий на глубине мазут увидит. Но эхолоты, которыми оборудованы современные суда, в особенности суда гидрографические, дадут вам картинку довольно четкую», — заявил Тихоцкий.
Однако проблема не только в обнаружении пятен мазута, но и в масштабе его распространения. Если в декабре область разлива затронула только территории вблизи Керченского пролива, то сейчас она расширилась чуть ли не до всего Черного моря. Только 16 января власти Севастополя попросили расширить зону федеральной ЧС.
Технологию, которая позволяет дешевле и проще собирать осевший на дне мазут, разработали в Томском государственном университете. С ней можно прямо под водой отделять нефтепродукт от песка, не допуская его смешивания с грунтом.
«Чем уникальна сама технология – что не требуется извлекать грунт или, можно сказать, донное отложение со дна, потому что это огромный плюс», — рассказал директор Биологического института ТГУ Данил Воробьев.
Поднимать мазут предлагают с помощью воздуха. Все дело в том, что любой нефтепродукт под водой прилипает к пузырькам кислорода. Так топливо можно будет заставить всплыть на поверхность, а там уже беспрепятственно откачать.
Метод для быстрого сбора мазута с поверхности воды предложили ученые из Петербурга. Сделать это можно с помощью специального сорбента, который впитывает нефтепродукты. После того как вещество отработало, оно комкуется. Собрать сорбент в таком виде помогли бы сети. Этот вариант предложил руководитель направления кадрового и социального развития, член ученого совета, доктор технических наук Александр Гребенкин.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Ученые из Томска предложили собирать мазут со дна Черного моря воздухом
Масштаб последствий экологической катастрофы в Черном море продолжает расти. Несмотря на то что режим ЧС федерального масштаба ввели еще с конца декабря, чиновники отправились на место бедствия только после прямой критики от президента России Владимира Путина. Ситуация с самого начала требовала не только быстрой реакции, но и поиска нестандартных решений для сбора нефтепродуктов. Какие-то решения все еще остаются актуальными. Какими методами устраняют последствия разлива мазута и что еще можно сделать — читайте в статье.
С момента, когда два танкера потерпели крушение в Керченском проливе, прошло уже чуть больше месяца. На днях в Черном море случился первый серьезный шторм. К утру 19 января он вынес новые скопления мазута на 24 участка пляжей Анапы, сообщили в оперштабе Краснодарского края. К берегу продолжает прибивать нефтепродукты, которые до этого залегали на дне. Часть «удара» на себя приняла специальная сетка, которую установили на линии прибоя. Она вся почернела и теперь сильно пахнет мазутом, передал РЕН ТВ.
Использовать сети, притягивающие мазут, придумал ученый из Сколтеха Владимир Каляев. Они представляют из себя светозатеняющую ткань с мелкой ячейкой. Этот материал часто используют бойцы на СВО и туристы. Состоящие из полиэтилена и полипропилена сети оказались очень эффективны в сборе мазута. Теперь таким способом пользуются все службы, которые устраняют последствия катастрофы.
Мазут быстро вступает в реакцию с материалом, потому что тот тоже является производным нефти. Использовать такие сети не только довольно просто, но еще и дешево: 100 метров ткани шириной в 100 сантиметров стоят не больше тысячи рублей в рознице.
Из-за упущенного времени масштаб бедствия кратно вырос. Все из-за того, что в первые часы и дни крушения катастрофу недооценили, пояснил Владимир Каляев. По его словам, делегации чиновников разных рангов прибыли на места позже, чем это требовалось. Например, вице-премьер Виталий Савельев и глава Минтранса Роман Старовойт прибыли в зону ЧП спустя месяц — 15 января, отметил Каляев. Сам Савельев рассказал, что пути решения ситуации с мазутом практически намечены.
Оба танкера посажены на мель, их окружили крепким валом из песка и грунта. Это позволяет контролировать любую протечку с кораблей. Но в первые три недели после крушения топливо спокойно покидало резервуары, вытекая в море. Глава Морспасслужбы Виктор Чернов рассказал, что из-за погодных условий высадиться на судна удалось только 5 января. Вся проблема заключалась в том, что сделать это можно было только с воды.
«Погода зимняя, поэтому не каждый день, поверьте, погода позволяла высадиться», — сказал Чернов.
Через четыре дня после крушения танкеров в Анапе установили боновые заграждения. Но, как отметил научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян, и тогда уже было поздно. За первую же неделю мазут успел нанести серьезный урон морю. Тогда на месте работали только волонтеры, которые приехали на пляжи Анапы по зову сердца, добавил ученый.
Мазут, как и другие нефтепродукты, обладает положительной плавучестью — он легче воды и распространяется в виде пленки на ее поверхности. Но в холода вещество приобретает свойства битума, распадается на сгустки и тонет. Когда теплеет, мазут снова всплывает и превращается в пленку. Собрать его быстро уже не получится, потому что вещество распространилось на сотни, если не тысячи квадратных километров. Чтобы решить проблему, директор Института физики Земли РАН Сергей Тихоцкий предложил использовать метод эхолокации. Для этого нужны специальные гидролокаторы, определяющие рельеф дна и местоположение объектов. Такие часто используют рыбаки для поиска рыбы.
«Любой современный эхолот на самом деле плавающий на глубине мазут увидит. Но эхолоты, которыми оборудованы современные суда, в особенности суда гидрографические, дадут вам картинку довольно четкую», — заявил Тихоцкий.
Однако проблема не только в обнаружении пятен мазута, но и в масштабе его распространения. Если в декабре область разлива затронула только территории вблизи Керченского пролива, то сейчас она расширилась чуть ли не до всего Черного моря. Только 16 января власти Севастополя попросили расширить зону федеральной ЧС.
Технологию, которая позволяет дешевле и проще собирать осевший на дне мазут, разработали в Томском государственном университете. С ней можно прямо под водой отделять нефтепродукт от песка, не допуская его смешивания с грунтом.
«Чем уникальна сама технология – что не требуется извлекать грунт или, можно сказать, донное отложение со дна, потому что это огромный плюс», — рассказал директор Биологического института ТГУ Данил Воробьев.
Поднимать мазут предлагают с помощью воздуха. Все дело в том, что любой нефтепродукт под водой прилипает к пузырькам кислорода. Так топливо можно будет заставить всплыть на поверхность, а там уже беспрепятственно откачать.
Метод для быстрого сбора мазута с поверхности воды предложили ученые из Петербурга. Сделать это можно с помощью специального сорбента, который впитывает нефтепродукты. После того как вещество отработало, оно комкуется. Собрать сорбент в таком виде помогли бы сети. Этот вариант предложил руководитель направления кадрового и социального развития, член ученого совета, доктор технических наук Александр Гребенкин.
Масштаб последствий экологической катастрофы в Черном море продолжает расти. Несмотря на то что режим ЧС федерального масштаба ввели еще с конца декабря, чиновники отправились на место бедствия только после прямой критики от президента России Владимира Путина. Ситуация с самого начала требовала не только быстрой реакции, но и поиска нестандартных решений для сбора нефтепродуктов. Какие-то решения все еще остаются актуальными. Какими методами устраняют последствия разлива мазута и что еще можно сделать — читайте в статье.
С момента, когда два танкера потерпели крушение в Керченском проливе, прошло уже чуть больше месяца. На днях в Черном море случился первый серьезный шторм. К утру 19 января он вынес новые скопления мазута на 24 участка пляжей Анапы, сообщили в оперштабе Краснодарского края. К берегу продолжает прибивать нефтепродукты, которые до этого залегали на дне. Часть «удара» на себя приняла специальная сетка, которую установили на линии прибоя. Она вся почернела и теперь сильно пахнет мазутом, передал РЕН ТВ.
Использовать сети, притягивающие мазут, придумал ученый из Сколтеха Владимир Каляев. Они представляют из себя светозатеняющую ткань с мелкой ячейкой. Этот материал часто используют бойцы на СВО и туристы. Состоящие из полиэтилена и полипропилена сети оказались очень эффективны в сборе мазута. Теперь таким способом пользуются все службы, которые устраняют последствия катастрофы.
Мазут быстро вступает в реакцию с материалом, потому что тот тоже является производным нефти. Использовать такие сети не только довольно просто, но еще и дешево: 100 метров ткани шириной в 100 сантиметров стоят не больше тысячи рублей в рознице.
Из-за упущенного времени масштаб бедствия кратно вырос. Все из-за того, что в первые часы и дни крушения катастрофу недооценили, пояснил Владимир Каляев. По его словам, делегации чиновников разных рангов прибыли на места позже, чем это требовалось. Например, вице-премьер Виталий Савельев и глава Минтранса Роман Старовойт прибыли в зону ЧП спустя месяц — 15 января, отметил Каляев. Сам Савельев рассказал, что пути решения ситуации с мазутом практически намечены.
Оба танкера посажены на мель, их окружили крепким валом из песка и грунта. Это позволяет контролировать любую протечку с кораблей. Но в первые три недели после крушения топливо спокойно покидало резервуары, вытекая в море. Глава Морспасслужбы Виктор Чернов рассказал, что из-за погодных условий высадиться на судна удалось только 5 января. Вся проблема заключалась в том, что сделать это можно было только с воды.
«Погода зимняя, поэтому не каждый день, поверьте, погода позволяла высадиться», — сказал Чернов.
Через четыре дня после крушения танкеров в Анапе установили боновые заграждения. Но, как отметил научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян, и тогда уже было поздно. За первую же неделю мазут успел нанести серьезный урон морю. Тогда на месте работали только волонтеры, которые приехали на пляжи Анапы по зову сердца, добавил ученый.
Мазут, как и другие нефтепродукты, обладает положительной плавучестью — он легче воды и распространяется в виде пленки на ее поверхности. Но в холода вещество приобретает свойства битума, распадается на сгустки и тонет. Когда теплеет, мазут снова всплывает и превращается в пленку. Собрать его быстро уже не получится, потому что вещество распространилось на сотни, если не тысячи квадратных километров. Чтобы решить проблему, директор Института физики Земли РАН Сергей Тихоцкий предложил использовать метод эхолокации. Для этого нужны специальные гидролокаторы, определяющие рельеф дна и местоположение объектов. Такие часто используют рыбаки для поиска рыбы.
«Любой современный эхолот на самом деле плавающий на глубине мазут увидит. Но эхолоты, которыми оборудованы современные суда, в особенности суда гидрографические, дадут вам картинку довольно четкую», — заявил Тихоцкий.
Однако проблема не только в обнаружении пятен мазута, но и в масштабе его распространения. Если в декабре область разлива затронула только территории вблизи Керченского пролива, то сейчас она расширилась чуть ли не до всего Черного моря. Только 16 января власти Севастополя попросили расширить зону федеральной ЧС.
Технологию, которая позволяет дешевле и проще собирать осевший на дне мазут, разработали в Томском государственном университете. С ней можно прямо под водой отделять нефтепродукт от песка, не допуская его смешивания с грунтом.
«Чем уникальна сама технология – что не требуется извлекать грунт или, можно сказать, донное отложение со дна, потому что это огромный плюс», — рассказал директор Биологического института ТГУ Данил Воробьев.
Поднимать мазут предлагают с помощью воздуха. Все дело в том, что любой нефтепродукт под водой прилипает к пузырькам кислорода. Так топливо можно будет заставить всплыть на поверхность, а там уже беспрепятственно откачать.
Метод для быстрого сбора мазута с поверхности воды предложили ученые из Петербурга. Сделать это можно с помощью специального сорбента, который впитывает нефтепродукты. После того как вещество отработало, оно комкуется. Собрать сорбент в таком виде помогли бы сети. Этот вариант предложил руководитель направления кадрового и социального развития, член ученого совета, доктор технических наук Александр Гребенкин.