Александр Пушной рассказал про страшные последствия «безобидного фейка» о ковиде
Очень неприятно осознавать себя жертвой обмана, а еще хуже, когда ложь приводит к фатальным последствиям: например, к потере здоровья или даже жизни. Именно такие риски для людей несут в себе фейки в СМИ и интернете. Для борьбы с этой серьезной угрозой «Лапша Медиа» и АНО «Диалог регионы» создали познавательный проект при поддержке Минцифры. В рамках него телеведущий Александр Пушной расскажет, почему лжефакты чаще всего связаны с чем-то плохим, как они завладевают умами людей и вредят им, и что с этим можно сделать. Подробнее читайте в статье. Далее по тексту прямая речь Александра Пушного. Фейки. Мы все сталкивались и продолжаем сталкиваться с ними почти ежедневно. В 2019 году термин «фейковые новости» и «фейкньюс» даже попал в Оксфордский словарь. Но понятно, что само явление было с нами очень-очень давно. 25 августа 1835 года нью-йоркская газета The Sun представила цикл статей о том, что на Луне есть инопланетная цивилизация. Выпуски газеты разлетелись как горячие пирожки. Это сделало издание одним из самых успешных если не в стране, то как минимум в городе. С учетом того, что еще и сами инопланетяне скупили весь тираж. В общем, все не на шутку перепугались. Фейки действительно могут представлять опасность для всех, кто с ними сталкивается, начиная от испорченного настроения или введения в заблуждение до настоящей паранойи и реального вреда здоровью, даже опасности экономике. Чтобы не быть голословным, мы провели опрос на улицах Москвы. Мнение людей, опрошенных в Москве. «Фейки встречаются везде. В интернете, по телевизору, где угодно можно столкнуться».   «Мне кажется, они в принципе нас окружают повсеместно». «Эти звонки, всяческие приходят письма». «Недоброжелателей у нас много в стране».         «Ой, вы знаете, мы, старые люди, очень доверчивые. Мы настолько доверчивые, что нас обмануть ничего не стоит». «Конечно, очень жаль, что в современном мире мы не можем доверять информации. Поэтому находимся в растерянности».              «Ну, я читаю что-то, но проверить на фейк я не могу ничего. Мне, естественно, неприятно, что подобная информация распространяется на каких-то популярных ресурсах и то, что многие люди не полезут проверять информацию и просто слепо поверят». Далее по тексту прямая речь Александра Пушного. Интересный парадокс. С одной стороны, люди говорят, что относятся к фейкам негативно, а с другой стороны, подобные материалы, как правило, набирают больше просмотров. Потому что в их основе практически всегда сенсация и эмоция. Вас хотят шокировать, удивить, разозлить или вызвать жалость. В 2014 году издание «Городской репортер» в Ростове-на-Дону решило провести эксперимент. Они целый день сообщали только хорошие новости. Результат — читательская аудитория за этот день упала почти на две трети. Хорошие новости читателей мало волновали. Мы действительно уделяем куда больше внимания всему плохому, что случается вокруг нас. Ученые Калифорнийского университета как-то раз провели исследование психического здоровья американцев. Среди прочего, проводился опрос людей, которые были свидетелями кошмарного теракта на Бостонском марафоне, и других людей, которые никак не связаны со случившимся, они следили за новостями с места событий по шесть и более часов в день. Так вот, как ни странно, психика вторых — кто читал новости о марафоне, о теракте — пострадала гораздо сильнее, чем психика тех, кто непосредственно видел это ужасное событие. Дело в том, что любую негативную информацию наш мозг воспринимает как предупреждение об опасности и запускает физиологическую стрессовую реакцию. В кровь поступают кортизол и адреналин, причем в больших дозах. Мышцы напрягаются, сердцебиение ускоряется, давление растет. По словам ученых, это состояние помогает быстрее реагировать на угрозу. Это правильно. Ладно, если это случилось один-два раза. А если мы читаем такие новости регулярно, то стресс становится хроническим. А мы становимся раздражительными, беспокойными и не можем ни на чем сосредоточиться, даже начинаются проблемы со сном. Знакомо такое? Конечно, знакомо. Вспышка пандемии коронавируса в 2020 году породила огромное количество фейковых новостей. Ну, взять хотя бы историю с имбирем. Один врач заявил, что надежным средством от ковида является простой имбирь. Информация быстро завирусилась, разлетелась, цена в магазинах на имбирь выросла в разы, а результат? А результат довольно страшный. ВОЗ не подтвердила информацию. И вообще сам по себе имбирь может быть и помогает в увеличении иммунитета, но уж никак не лечит от ковида. Более того, сам имбирь еще и вызывает изжогу и можно даже обжечь слизистую. В итоге безобидный фейк о коронавирусе, а результат... а результат страшный. Некоторые люди, не подвергая себя лечению традиционному, доказательной медицины, лечились имбирем, и это, возможно, привело к летальному исходу. Вот, например, каждый третий кликбейт — это материал об онкологии. Он посвящен тому, как избежать онкологии, как определить симптомы рака и так далее. И, например, опухоль мозга в интернете встречается чаще. Из-за этого люди думают, что и распространена опухоль мозга гораздо сильнее. А притом, согласно, опять же, данным ВОЗ, самой частой причиной смерти вообще является ишемическая болезнь сердца. Это не значит, что надо не лечить рак, конечно, но соотношение нужно понимать. Получается, что у читателей, мягко говоря, искажается картина мира. Они могут рисковать своим здоровьем, заниматься самолечением, при этом недооценивая для самих себя риск того или иного заболевания. Поэтому все, что касается здоровья, дорогие друзья, и особенно онкологических заболеваний, — не ходите вы к бабкам, идите в проверенную медицину. Не теряйте время, я вас очень прошу. Мнение люде, опрошенных в Москве. «Я стараюсь использовать разные источники [информации], чтобы отличить одно от другого и сопоставить». «Скорее всего, конечно, должны быть какие-то нормативные акты, которые определяют именно саму процедуру верификации». «Государство государством, но мы сами должны как-то настраивать себя, чтобы не попасть в эти ловушки. Хотелось бы, чтобы были, может быть, люди, которые проверяли достоверность информации, прежде чем она вот так выливается лавиной — один подхватил и понеслась». Далее по тексту прямая речь Александра Пушного. Такие инструменты на самом деле уже есть и существуют, чтобы проверить достоверность информации. Потому что с фейками надо бороться, они не только вводят в заблуждение, но и легко могут испортить репутацию человека. Впрочем, бизнес страдает от непосредственной или откровенно ложной информации ничуть не меньше. По подсчетам экспертов, в мире ежегодные потери экономики от такого рода сообщений оцениваются почти в 40 миллиардов долларов. В 2019 году через мессенджеры британцев начало распространяться сообщение о том, что местный Метробанк якобы находится на грани банкротства. В тексте был призыв как можно скорее вывести деньги со всех счетов, чтобы спасти свои сбережения. В результате в считанные дни в отделениях образовались очереди, а биржевые котировки упали на 11%. Банку пришлось срочно успокаивать своих клиентов. Откуда появился этот вброс, узнать так и не удалось. Таких примеров сотни, а то и тысячи. Одни фейки быстро распространяются и теряют актуальность, другие бродят по Сети годами и при этом обрастают новыми деталями. Эти примеры помогут вам не терять бдительность и повысить медиаграмотность. Так что, друзья, с вами был я, Дмитрий Нагиев. Пока-пока. Кстати, вот классический фейк. Проверяйте информацию.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Александр Пушной рассказал про страшные последствия «безобидного фейка» о ковиде
Очень неприятно осознавать себя жертвой обмана, а еще хуже, когда ложь приводит к фатальным последствиям: например, к потере здоровья или даже жизни. Именно такие риски для людей несут в себе фейки в СМИ и интернете. Для борьбы с этой серьезной угрозой «Лапша Медиа» и АНО «Диалог регионы» создали познавательный проект при поддержке Минцифры. В рамках него телеведущий Александр Пушной расскажет, почему лжефакты чаще всего связаны с чем-то плохим, как они завладевают умами людей и вредят им, и что с этим можно сделать. Подробнее читайте в статье. Далее по тексту прямая речь Александра Пушного. Фейки. Мы все сталкивались и продолжаем сталкиваться с ними почти ежедневно. В 2019 году термин «фейковые новости» и «фейкньюс» даже попал в Оксфордский словарь. Но понятно, что само явление было с нами очень-очень давно. 25 августа 1835 года нью-йоркская газета The Sun представила цикл статей о том, что на Луне есть инопланетная цивилизация. Выпуски газеты разлетелись как горячие пирожки. Это сделало издание одним из самых успешных если не в стране, то как минимум в городе. С учетом того, что еще и сами инопланетяне скупили весь тираж. В общем, все не на шутку перепугались. Фейки действительно могут представлять опасность для всех, кто с ними сталкивается, начиная от испорченного настроения или введения в заблуждение до настоящей паранойи и реального вреда здоровью, даже опасности экономике. Чтобы не быть голословным, мы провели опрос на улицах Москвы. Мнение людей, опрошенных в Москве. «Фейки встречаются везде. В интернете, по телевизору, где угодно можно столкнуться».   «Мне кажется, они в принципе нас окружают повсеместно». «Эти звонки, всяческие приходят письма». «Недоброжелателей у нас много в стране».         «Ой, вы знаете, мы, старые люди, очень доверчивые. Мы настолько доверчивые, что нас обмануть ничего не стоит». «Конечно, очень жаль, что в современном мире мы не можем доверять информации. Поэтому находимся в растерянности».              «Ну, я читаю что-то, но проверить на фейк я не могу ничего. Мне, естественно, неприятно, что подобная информация распространяется на каких-то популярных ресурсах и то, что многие люди не полезут проверять информацию и просто слепо поверят». Далее по тексту прямая речь Александра Пушного. Интересный парадокс. С одной стороны, люди говорят, что относятся к фейкам негативно, а с другой стороны, подобные материалы, как правило, набирают больше просмотров. Потому что в их основе практически всегда сенсация и эмоция. Вас хотят шокировать, удивить, разозлить или вызвать жалость. В 2014 году издание «Городской репортер» в Ростове-на-Дону решило провести эксперимент. Они целый день сообщали только хорошие новости. Результат — читательская аудитория за этот день упала почти на две трети. Хорошие новости читателей мало волновали. Мы действительно уделяем куда больше внимания всему плохому, что случается вокруг нас. Ученые Калифорнийского университета как-то раз провели исследование психического здоровья американцев. Среди прочего, проводился опрос людей, которые были свидетелями кошмарного теракта на Бостонском марафоне, и других людей, которые никак не связаны со случившимся, они следили за новостями с места событий по шесть и более часов в день. Так вот, как ни странно, психика вторых — кто читал новости о марафоне, о теракте — пострадала гораздо сильнее, чем психика тех, кто непосредственно видел это ужасное событие. Дело в том, что любую негативную информацию наш мозг воспринимает как предупреждение об опасности и запускает физиологическую стрессовую реакцию. В кровь поступают кортизол и адреналин, причем в больших дозах. Мышцы напрягаются, сердцебиение ускоряется, давление растет. По словам ученых, это состояние помогает быстрее реагировать на угрозу. Это правильно. Ладно, если это случилось один-два раза. А если мы читаем такие новости регулярно, то стресс становится хроническим. А мы становимся раздражительными, беспокойными и не можем ни на чем сосредоточиться, даже начинаются проблемы со сном. Знакомо такое? Конечно, знакомо. Вспышка пандемии коронавируса в 2020 году породила огромное количество фейковых новостей. Ну, взять хотя бы историю с имбирем. Один врач заявил, что надежным средством от ковида является простой имбирь. Информация быстро завирусилась, разлетелась, цена в магазинах на имбирь выросла в разы, а результат? А результат довольно страшный. ВОЗ не подтвердила информацию. И вообще сам по себе имбирь может быть и помогает в увеличении иммунитета, но уж никак не лечит от ковида. Более того, сам имбирь еще и вызывает изжогу и можно даже обжечь слизистую. В итоге безобидный фейк о коронавирусе, а результат... а результат страшный. Некоторые люди, не подвергая себя лечению традиционному, доказательной медицины, лечились имбирем, и это, возможно, привело к летальному исходу. Вот, например, каждый третий кликбейт — это материал об онкологии. Он посвящен тому, как избежать онкологии, как определить симптомы рака и так далее. И, например, опухоль мозга в интернете встречается чаще. Из-за этого люди думают, что и распространена опухоль мозга гораздо сильнее. А притом, согласно, опять же, данным ВОЗ, самой частой причиной смерти вообще является ишемическая болезнь сердца. Это не значит, что надо не лечить рак, конечно, но соотношение нужно понимать. Получается, что у читателей, мягко говоря, искажается картина мира. Они могут рисковать своим здоровьем, заниматься самолечением, при этом недооценивая для самих себя риск того или иного заболевания. Поэтому все, что касается здоровья, дорогие друзья, и особенно онкологических заболеваний, — не ходите вы к бабкам, идите в проверенную медицину. Не теряйте время, я вас очень прошу. Мнение люде, опрошенных в Москве. «Я стараюсь использовать разные источники [информации], чтобы отличить одно от другого и сопоставить». «Скорее всего, конечно, должны быть какие-то нормативные акты, которые определяют именно саму процедуру верификации». «Государство государством, но мы сами должны как-то настраивать себя, чтобы не попасть в эти ловушки. Хотелось бы, чтобы были, может быть, люди, которые проверяли достоверность информации, прежде чем она вот так выливается лавиной — один подхватил и понеслась». Далее по тексту прямая речь Александра Пушного. Такие инструменты на самом деле уже есть и существуют, чтобы проверить достоверность информации. Потому что с фейками надо бороться, они не только вводят в заблуждение, но и легко могут испортить репутацию человека. Впрочем, бизнес страдает от непосредственной или откровенно ложной информации ничуть не меньше. По подсчетам экспертов, в мире ежегодные потери экономики от такого рода сообщений оцениваются почти в 40 миллиардов долларов. В 2019 году через мессенджеры британцев начало распространяться сообщение о том, что местный Метробанк якобы находится на грани банкротства. В тексте был призыв как можно скорее вывести деньги со всех счетов, чтобы спасти свои сбережения. В результате в считанные дни в отделениях образовались очереди, а биржевые котировки упали на 11%. Банку пришлось срочно успокаивать своих клиентов. Откуда появился этот вброс, узнать так и не удалось. Таких примеров сотни, а то и тысячи. Одни фейки быстро распространяются и теряют актуальность, другие бродят по Сети годами и при этом обрастают новыми деталями. Эти примеры помогут вам не терять бдительность и повысить медиаграмотность. Так что, друзья, с вами был я, Дмитрий Нагиев. Пока-пока. Кстати, вот классический фейк. Проверяйте информацию.
Очень неприятно осознавать себя жертвой обмана, а еще хуже, когда ложь приводит к фатальным последствиям: например, к потере здоровья или даже жизни. Именно такие риски для людей несут в себе фейки в СМИ и интернете. Для борьбы с этой серьезной угрозой «Лапша Медиа» и АНО «Диалог регионы» создали познавательный проект при поддержке Минцифры. В рамках него телеведущий Александр Пушной расскажет, почему лжефакты чаще всего связаны с чем-то плохим, как они завладевают умами людей и вредят им, и что с этим можно сделать. Подробнее читайте в статье. Далее по тексту прямая речь Александра Пушного. Фейки. Мы все сталкивались и продолжаем сталкиваться с ними почти ежедневно. В 2019 году термин «фейковые новости» и «фейкньюс» даже попал в Оксфордский словарь. Но понятно, что само явление было с нами очень-очень давно. 25 августа 1835 года нью-йоркская газета The Sun представила цикл статей о том, что на Луне есть инопланетная цивилизация. Выпуски газеты разлетелись как горячие пирожки. Это сделало издание одним из самых успешных если не в стране, то как минимум в городе. С учетом того, что еще и сами инопланетяне скупили весь тираж. В общем, все не на шутку перепугались. Фейки действительно могут представлять опасность для всех, кто с ними сталкивается, начиная от испорченного настроения или введения в заблуждение до настоящей паранойи и реального вреда здоровью, даже опасности экономике. Чтобы не быть голословным, мы провели опрос на улицах Москвы. Мнение людей, опрошенных в Москве. «Фейки встречаются везде. В интернете, по телевизору, где угодно можно столкнуться».   «Мне кажется, они в принципе нас окружают повсеместно». «Эти звонки, всяческие приходят письма». «Недоброжелателей у нас много в стране».         «Ой, вы знаете, мы, старые люди, очень доверчивые. Мы настолько доверчивые, что нас обмануть ничего не стоит». «Конечно, очень жаль, что в современном мире мы не можем доверять информации. Поэтому находимся в растерянности».              «Ну, я читаю что-то, но проверить на фейк я не могу ничего. Мне, естественно, неприятно, что подобная информация распространяется на каких-то популярных ресурсах и то, что многие люди не полезут проверять информацию и просто слепо поверят». Далее по тексту прямая речь Александра Пушного. Интересный парадокс. С одной стороны, люди говорят, что относятся к фейкам негативно, а с другой стороны, подобные материалы, как правило, набирают больше просмотров. Потому что в их основе практически всегда сенсация и эмоция. Вас хотят шокировать, удивить, разозлить или вызвать жалость. В 2014 году издание «Городской репортер» в Ростове-на-Дону решило провести эксперимент. Они целый день сообщали только хорошие новости. Результат — читательская аудитория за этот день упала почти на две трети. Хорошие новости читателей мало волновали. Мы действительно уделяем куда больше внимания всему плохому, что случается вокруг нас. Ученые Калифорнийского университета как-то раз провели исследование психического здоровья американцев. Среди прочего, проводился опрос людей, которые были свидетелями кошмарного теракта на Бостонском марафоне, и других людей, которые никак не связаны со случившимся, они следили за новостями с места событий по шесть и более часов в день. Так вот, как ни странно, психика вторых — кто читал новости о марафоне, о теракте — пострадала гораздо сильнее, чем психика тех, кто непосредственно видел это ужасное событие. Дело в том, что любую негативную информацию наш мозг воспринимает как предупреждение об опасности и запускает физиологическую стрессовую реакцию. В кровь поступают кортизол и адреналин, причем в больших дозах. Мышцы напрягаются, сердцебиение ускоряется, давление растет. По словам ученых, это состояние помогает быстрее реагировать на угрозу. Это правильно. Ладно, если это случилось один-два раза. А если мы читаем такие новости регулярно, то стресс становится хроническим. А мы становимся раздражительными, беспокойными и не можем ни на чем сосредоточиться, даже начинаются проблемы со сном. Знакомо такое? Конечно, знакомо. Вспышка пандемии коронавируса в 2020 году породила огромное количество фейковых новостей. Ну, взять хотя бы историю с имбирем. Один врач заявил, что надежным средством от ковида является простой имбирь. Информация быстро завирусилась, разлетелась, цена в магазинах на имбирь выросла в разы, а результат? А результат довольно страшный. ВОЗ не подтвердила информацию. И вообще сам по себе имбирь может быть и помогает в увеличении иммунитета, но уж никак не лечит от ковида. Более того, сам имбирь еще и вызывает изжогу и можно даже обжечь слизистую. В итоге безобидный фейк о коронавирусе, а результат... а результат страшный. Некоторые люди, не подвергая себя лечению традиционному, доказательной медицины, лечились имбирем, и это, возможно, привело к летальному исходу. Вот, например, каждый третий кликбейт — это материал об онкологии. Он посвящен тому, как избежать онкологии, как определить симптомы рака и так далее. И, например, опухоль мозга в интернете встречается чаще. Из-за этого люди думают, что и распространена опухоль мозга гораздо сильнее. А притом, согласно, опять же, данным ВОЗ, самой частой причиной смерти вообще является ишемическая болезнь сердца. Это не значит, что надо не лечить рак, конечно, но соотношение нужно понимать. Получается, что у читателей, мягко говоря, искажается картина мира. Они могут рисковать своим здоровьем, заниматься самолечением, при этом недооценивая для самих себя риск того или иного заболевания. Поэтому все, что касается здоровья, дорогие друзья, и особенно онкологических заболеваний, — не ходите вы к бабкам, идите в проверенную медицину. Не теряйте время, я вас очень прошу. Мнение люде, опрошенных в Москве. «Я стараюсь использовать разные источники [информации], чтобы отличить одно от другого и сопоставить». «Скорее всего, конечно, должны быть какие-то нормативные акты, которые определяют именно саму процедуру верификации». «Государство государством, но мы сами должны как-то настраивать себя, чтобы не попасть в эти ловушки. Хотелось бы, чтобы были, может быть, люди, которые проверяли достоверность информации, прежде чем она вот так выливается лавиной — один подхватил и понеслась». Далее по тексту прямая речь Александра Пушного. Такие инструменты на самом деле уже есть и существуют, чтобы проверить достоверность информации. Потому что с фейками надо бороться, они не только вводят в заблуждение, но и легко могут испортить репутацию человека. Впрочем, бизнес страдает от непосредственной или откровенно ложной информации ничуть не меньше. По подсчетам экспертов, в мире ежегодные потери экономики от такого рода сообщений оцениваются почти в 40 миллиардов долларов. В 2019 году через мессенджеры британцев начало распространяться сообщение о том, что местный Метробанк якобы находится на грани банкротства. В тексте был призыв как можно скорее вывести деньги со всех счетов, чтобы спасти свои сбережения. В результате в считанные дни в отделениях образовались очереди, а биржевые котировки упали на 11%. Банку пришлось срочно успокаивать своих клиентов. Откуда появился этот вброс, узнать так и не удалось. Таких примеров сотни, а то и тысячи. Одни фейки быстро распространяются и теряют актуальность, другие бродят по Сети годами и при этом обрастают новыми деталями. Эти примеры помогут вам не терять бдительность и повысить медиаграмотность. Так что, друзья, с вами был я, Дмитрий Нагиев. Пока-пока. Кстати, вот классический фейк. Проверяйте информацию.