Банки начали выяснять у россиян, кем им приходятся получатели их денежных переводов. Многих волнует, насколько законны вопросы о степени родства и целях, на которые хочет потратить деньги вторая сторона. Как работают новые правила безопасности и чем руководствуются финансовые организации, разбирался ОТР.
С 21 декабря 2025 года банки начали уточнять родственную связь отправителей денежных переводов с их получателями. Это может потребоваться, если речь идет о крупной сумме, сообщило РИА «Новости».
При попытке совершить крупный денежный перевод операцию блокируют. Затем с клиентом связывается сотрудник банка и задает несколько вопросов. Например, он может уточнить полные данные получателя и его родственную связь с отправителем. Кроме этого, в банке могут поинтересоваться, куда планируется потратить деньги.
Нововведение вызвало бурную дискуссию в обществе. Многие задаются вопросом, где находится предел вмешательства банков в частную жизнь и имеют ли они право детально расспрашивать клиентов о переводах. Как отметил в беседе с 360.ru основатель консультационно-представительского центра «Верус» Денис Хмелевской, такие полномочия им дает федеральный закон. Основанием для этих действий выступает ФЗ 115 «О противодействии легализации доходов и финансированию терроризма». Норма обязывает банки следить за тем, чтобы деньги не направлялись на преступные цели.
Проверка родственной связи не противоречит праву на неприкосновенность частной жизни, гарантированному Конституцией РФ. Нарушения здесь нет, так как мера имеет отношение к вопросам безопасности, добавил Хлебников. Возможно, это нововведение связано с «делом Ларисы Долиной». Такое мнение в разговоре с ОТР выразил профессор, доктор экономических наук, председатель Совета Общероссийской общественной организации потребителей (ОООП) «Финпотребсоюз» Игорь Костиков.
«На самом деле, они могут спрашивать, и есть ли доверенное лицо, родственники ближайшие. Мы прекрасно понимаем, что это все возродилось после истории с Долиной, и в рамках борьбы с мошенничеством происходит. Насколько это поможет, трудно сказать, потому что, несмотря на все меры, которые предпринимаются, мошенники все-таки оказываются достаточно профессиональными, и не падает количество средств, которые мошенники изымают у граждан», — добавил эксперт.
Однако то, что процедура законна, не отменяет психологического дискомфорта, который она может вызвать, отметил кандидат экономических наук, эксперт в сфере финансов и банковского дела Владимир Григорьев. Вопросы будут раздражать некоторых людей. Поэтому особенно важно, чтобы у проверок появился единый стандарт. Например, чтобы обозначили сумму, с которой они будут начинаться.
Другая сторона медали заключается в недоверии россиян к звонящим незнакомцам. Кто-то может не поверить, что с ним связался реальный сотрудник банка, а не аферист, пытающийся выяснить побольше подробностей. Нововведение также может породить новые схемы обмана, выразил обеспокоенность Григорьев.
«Эти уточнения наверняка станут источником того, что мошенники придумают новые схемы и будут действительно представляться сотрудники банков, звонящими по поводу перевода», — предположил эксперт.
Еще один вопрос, возникающий в связи с нововведением, — как банки смогут верифицировать информацию, которую клиент сообщает по телефону? Профессор Костиков считает, что человеку не придется ничего доказывать: нужно просто назвать получателя и ответить на другие вопросы.
Владимир Григорьев придерживается мнения, что необходимо выстроить логику всего процесса. Например, стоит понять, как определять степень родства, если у людей разные фамилии. Выходит, что сотруднику банка придется применять психологические навыки, чтобы оценить уверенность голоса и отсутствие паники у клиента. Но ведь человек может отреагировать с раздражением просто потому, что перевод, который нужен был срочно, задерживается, привел пример эксперт.
Новая система проверки требует взвешенного подхода не только от банков, но и от самих клиентов. Важно соблюдать несколько правил, чтобы не пострадать от действий мошенников. Для начала следует сохранять спокойствие и помнить, что вопросы реального сотрудника банка законны и носят уточняющий характер. В то же время у клиента есть право узнать, на каком основании от него требуют ту или иную информацию.
Следует сохранять бдительность и помнить, какие данные сотрудники банков никогда не будут запрашивать. Это касается трехзначного CVV-кода банковской карты, пин-кода и данных для входа в личный кабинет финансовой организации.
Если хочется сделать близкому подарок и перевести большую сумму денег, не стоит бояться. Если банк увидит в операции что-то подозрительное, он просто уточнит детали и, вероятно, пропустит платеж. Такой совет дал Игорь Костиков.
«[Сумма] свыше 50 тысяч рублей может не вызвать, а может вызвать вопрос у банка, если вы никогда таких переводов не делали. Правильно будет просто попытаться сделать перевод и, если у банка будут возникать вопросы, ответить на них», — подытожил собеседник ОТР.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Профессор Костиков объяснил, почему банки стали уточнять родство при переводах
Банки начали выяснять у россиян, кем им приходятся получатели их денежных переводов. Многих волнует, насколько законны вопросы о степени родства и целях, на которые хочет потратить деньги вторая сторона. Как работают новые правила безопасности и чем руководствуются финансовые организации, разбирался ОТР.
С 21 декабря 2025 года банки начали уточнять родственную связь отправителей денежных переводов с их получателями. Это может потребоваться, если речь идет о крупной сумме, сообщило РИА «Новости».
При попытке совершить крупный денежный перевод операцию блокируют. Затем с клиентом связывается сотрудник банка и задает несколько вопросов. Например, он может уточнить полные данные получателя и его родственную связь с отправителем. Кроме этого, в банке могут поинтересоваться, куда планируется потратить деньги.
Нововведение вызвало бурную дискуссию в обществе. Многие задаются вопросом, где находится предел вмешательства банков в частную жизнь и имеют ли они право детально расспрашивать клиентов о переводах. Как отметил в беседе с 360.ru основатель консультационно-представительского центра «Верус» Денис Хмелевской, такие полномочия им дает федеральный закон. Основанием для этих действий выступает ФЗ 115 «О противодействии легализации доходов и финансированию терроризма». Норма обязывает банки следить за тем, чтобы деньги не направлялись на преступные цели.
Проверка родственной связи не противоречит праву на неприкосновенность частной жизни, гарантированному Конституцией РФ. Нарушения здесь нет, так как мера имеет отношение к вопросам безопасности, добавил Хлебников. Возможно, это нововведение связано с «делом Ларисы Долиной». Такое мнение в разговоре с ОТР выразил профессор, доктор экономических наук, председатель Совета Общероссийской общественной организации потребителей (ОООП) «Финпотребсоюз» Игорь Костиков.
«На самом деле, они могут спрашивать, и есть ли доверенное лицо, родственники ближайшие. Мы прекрасно понимаем, что это все возродилось после истории с Долиной, и в рамках борьбы с мошенничеством происходит. Насколько это поможет, трудно сказать, потому что, несмотря на все меры, которые предпринимаются, мошенники все-таки оказываются достаточно профессиональными, и не падает количество средств, которые мошенники изымают у граждан», — добавил эксперт.
Однако то, что процедура законна, не отменяет психологического дискомфорта, который она может вызвать, отметил кандидат экономических наук, эксперт в сфере финансов и банковского дела Владимир Григорьев. Вопросы будут раздражать некоторых людей. Поэтому особенно важно, чтобы у проверок появился единый стандарт. Например, чтобы обозначили сумму, с которой они будут начинаться.
Другая сторона медали заключается в недоверии россиян к звонящим незнакомцам. Кто-то может не поверить, что с ним связался реальный сотрудник банка, а не аферист, пытающийся выяснить побольше подробностей. Нововведение также может породить новые схемы обмана, выразил обеспокоенность Григорьев.
«Эти уточнения наверняка станут источником того, что мошенники придумают новые схемы и будут действительно представляться сотрудники банков, звонящими по поводу перевода», — предположил эксперт.
Еще один вопрос, возникающий в связи с нововведением, — как банки смогут верифицировать информацию, которую клиент сообщает по телефону? Профессор Костиков считает, что человеку не придется ничего доказывать: нужно просто назвать получателя и ответить на другие вопросы.
Владимир Григорьев придерживается мнения, что необходимо выстроить логику всего процесса. Например, стоит понять, как определять степень родства, если у людей разные фамилии. Выходит, что сотруднику банка придется применять психологические навыки, чтобы оценить уверенность голоса и отсутствие паники у клиента. Но ведь человек может отреагировать с раздражением просто потому, что перевод, который нужен был срочно, задерживается, привел пример эксперт.
Новая система проверки требует взвешенного подхода не только от банков, но и от самих клиентов. Важно соблюдать несколько правил, чтобы не пострадать от действий мошенников. Для начала следует сохранять спокойствие и помнить, что вопросы реального сотрудника банка законны и носят уточняющий характер. В то же время у клиента есть право узнать, на каком основании от него требуют ту или иную информацию.
Следует сохранять бдительность и помнить, какие данные сотрудники банков никогда не будут запрашивать. Это касается трехзначного CVV-кода банковской карты, пин-кода и данных для входа в личный кабинет финансовой организации.
Если хочется сделать близкому подарок и перевести большую сумму денег, не стоит бояться. Если банк увидит в операции что-то подозрительное, он просто уточнит детали и, вероятно, пропустит платеж. Такой совет дал Игорь Костиков.
«[Сумма] свыше 50 тысяч рублей может не вызвать, а может вызвать вопрос у банка, если вы никогда таких переводов не делали. Правильно будет просто попытаться сделать перевод и, если у банка будут возникать вопросы, ответить на них», — подытожил собеседник ОТР.
Банки начали выяснять у россиян, кем им приходятся получатели их денежных переводов. Многих волнует, насколько законны вопросы о степени родства и целях, на которые хочет потратить деньги вторая сторона. Как работают новые правила безопасности и чем руководствуются финансовые организации, разбирался ОТР.
С 21 декабря 2025 года банки начали уточнять родственную связь отправителей денежных переводов с их получателями. Это может потребоваться, если речь идет о крупной сумме, сообщило РИА «Новости».
При попытке совершить крупный денежный перевод операцию блокируют. Затем с клиентом связывается сотрудник банка и задает несколько вопросов. Например, он может уточнить полные данные получателя и его родственную связь с отправителем. Кроме этого, в банке могут поинтересоваться, куда планируется потратить деньги.
Нововведение вызвало бурную дискуссию в обществе. Многие задаются вопросом, где находится предел вмешательства банков в частную жизнь и имеют ли они право детально расспрашивать клиентов о переводах. Как отметил в беседе с 360.ru основатель консультационно-представительского центра «Верус» Денис Хмелевской, такие полномочия им дает федеральный закон. Основанием для этих действий выступает ФЗ 115 «О противодействии легализации доходов и финансированию терроризма». Норма обязывает банки следить за тем, чтобы деньги не направлялись на преступные цели.
Проверка родственной связи не противоречит праву на неприкосновенность частной жизни, гарантированному Конституцией РФ. Нарушения здесь нет, так как мера имеет отношение к вопросам безопасности, добавил Хлебников. Возможно, это нововведение связано с «делом Ларисы Долиной». Такое мнение в разговоре с ОТР выразил профессор, доктор экономических наук, председатель Совета Общероссийской общественной организации потребителей (ОООП) «Финпотребсоюз» Игорь Костиков.
«На самом деле, они могут спрашивать, и есть ли доверенное лицо, родственники ближайшие. Мы прекрасно понимаем, что это все возродилось после истории с Долиной, и в рамках борьбы с мошенничеством происходит. Насколько это поможет, трудно сказать, потому что, несмотря на все меры, которые предпринимаются, мошенники все-таки оказываются достаточно профессиональными, и не падает количество средств, которые мошенники изымают у граждан», — добавил эксперт.
Однако то, что процедура законна, не отменяет психологического дискомфорта, который она может вызвать, отметил кандидат экономических наук, эксперт в сфере финансов и банковского дела Владимир Григорьев. Вопросы будут раздражать некоторых людей. Поэтому особенно важно, чтобы у проверок появился единый стандарт. Например, чтобы обозначили сумму, с которой они будут начинаться.
Другая сторона медали заключается в недоверии россиян к звонящим незнакомцам. Кто-то может не поверить, что с ним связался реальный сотрудник банка, а не аферист, пытающийся выяснить побольше подробностей. Нововведение также может породить новые схемы обмана, выразил обеспокоенность Григорьев.
«Эти уточнения наверняка станут источником того, что мошенники придумают новые схемы и будут действительно представляться сотрудники банков, звонящими по поводу перевода», — предположил эксперт.
Еще один вопрос, возникающий в связи с нововведением, — как банки смогут верифицировать информацию, которую клиент сообщает по телефону? Профессор Костиков считает, что человеку не придется ничего доказывать: нужно просто назвать получателя и ответить на другие вопросы.
Владимир Григорьев придерживается мнения, что необходимо выстроить логику всего процесса. Например, стоит понять, как определять степень родства, если у людей разные фамилии. Выходит, что сотруднику банка придется применять психологические навыки, чтобы оценить уверенность голоса и отсутствие паники у клиента. Но ведь человек может отреагировать с раздражением просто потому, что перевод, который нужен был срочно, задерживается, привел пример эксперт.
Новая система проверки требует взвешенного подхода не только от банков, но и от самих клиентов. Важно соблюдать несколько правил, чтобы не пострадать от действий мошенников. Для начала следует сохранять спокойствие и помнить, что вопросы реального сотрудника банка законны и носят уточняющий характер. В то же время у клиента есть право узнать, на каком основании от него требуют ту или иную информацию.
Следует сохранять бдительность и помнить, какие данные сотрудники банков никогда не будут запрашивать. Это касается трехзначного CVV-кода банковской карты, пин-кода и данных для входа в личный кабинет финансовой организации.
Если хочется сделать близкому подарок и перевести большую сумму денег, не стоит бояться. Если банк увидит в операции что-то подозрительное, он просто уточнит детали и, вероятно, пропустит платеж. Такой совет дал Игорь Костиков.
«[Сумма] свыше 50 тысяч рублей может не вызвать, а может вызвать вопрос у банка, если вы никогда таких переводов не делали. Правильно будет просто попытаться сделать перевод и, если у банка будут возникать вопросы, ответить на них», — подытожил собеседник ОТР.