ГИБДД обнаружила пробел в законодательстве, касающемся правил дорожного движения и хочет его устранить. Как заявили в Управлении ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД РФ, пришло время контролировать употребление водителями не только алкоголя и наркотических средств, но и лекарственных препаратов, обладающих седативным эффектом. Разбираемся, о чем идет речь.
При чем здесь димедрол
Как заявил корреспонденту сайта телекомпании RT полковник Александр Быков, ГИБДД решила разобраться с российскими автовладельцами, употребляющими лекарственные препараты с ярким седативным эффектом. Седативным эффектом называется реакция организма, характеризующаяся уменьшением раздражительности или волнения, а также замедлением реакции на воздействия, поступающие из внешней среды. Выраженным седативным эффектом, например, обладают практически все антигистаминные препараты, используемые при различных видах аллергий, или пресловутый димедрол, часто применяемый как успокоительное средство.
Полковник Быков в своем интервью упомянул именно димедрол как средство, часто использующееся, например, дальнобойщиками, чтобы бороться с усталостью. По мнению сотрудника ГИБДД, бесконтрольное употребление подобных препаратов может привести к последствиям, сравнимым с пьяной ездой.
В то же время статья 12.8 КОАПП РФ, предусматривающая ответственность автомобилистов за вождение в состоянии опьянения, упоминает лишь алкоголь, наркотические или психотропные вещества. Получается, что если инспекторы останавливают водителя, неадекватная езда которого вызвана лекарственными препаратами, его практически невозможно привлечь к ответственности.
В Госавтоинспекции считают, что специалисты Минздрава РФ должны разработать список подобных препаратов и выявить пороговые уровни их присутствия в организме, превышение которых однозначно не позволит любому водителю контролировать управление транспортным средством. А уже ГИБДД возьмется за то, чтобы ловить таких нарушителей на дорогах страны.
Что думают эксперты
Редакция сайта ОРТ обратилась за комментарием по поводу инициативы к координатору движения «Общество Синих Ведёрок» Петру Шкуматову и главному наркологу РФ Евгению Брюну. Оба эксперта отметили логичность такого предложения. Но у Петра Шкуматова оно вызывает и ряд серьезных вопросов.
«Многие из этих препаратов держатся в организме человека где-то месяц, - указывает координатор «Синих ведерок, - Например, вы взяли и выпили валокордин вчера. Как вы думаете, сегодня вы можете сесть за руль?» По инструкции к этим сердечным каплям, действие фенобарбитала – одного из компонентов препарата – ограничивается несколькими часами. «А вот если вас повезти в больничку, - продолжает Шкуматов, - и проверить на наличие одного из компонентов - окажется, что вы пьяный».
Также, по мнению общественника, сама процедура определения лекарственного препарата, обнаруженного в организме водителя, может оказаться значительно сложнее и дороже, чем анализ на наличие этилового спирта или наркотических веществ. «Кто будет за это платить?» - спрашивает Шкуматов.
Евгений Брюн обращает внимание на такой момент. Употребление транквилизаторов или антигистаминных препаратов может быть санкционированным и несанкционированным. В случае, когда гражданин принимает лекарства по назначению врача, он предупрежден о том, что в течение определенного времени не может садиться за руль. А вот с теми случаями, когда таблетки пьются без назначения, может быть сложнее. И совсем особняком стоят те, кто принимает медикаментозные препараты вместе с алкоголем и наркотиками. Но, как уверяет главный нарколог страны, «таких людей мы и так ловим».
Пороговые значения
Посетителей интернета, комментирующих предложение ГИБДД, в первую очередь волнует вопрос, как будут определяться пороговые значения по лекарственным препаратам, которые могут попасть в список. Особенно учитывая то обстоятельство, что организмы разных людей будут реагировать на лекарства по-разному. И ссылки на опыт борьбы с алкоголем и наркотическими веществами здесь не подходят. По алкоголю и наркотикам действует принцип абсолютного запрета. И существующая так называемая допустимая норма по этиловому спирту в 0,16 мг/л в выдыхаемом воздухе и 0,35 промилле в крови – это всего лишь поправка на возможную погрешность измерительных приборов и спиртосодержащие продукты.
Предвидим, что у очень многих российских водителей в случае появления списка лекарственных препаратов и пороговых значений по ним, появится желание доказать, что в их случае эти параметры не влияют отрицательно на реакцию и поведение за рулем. Или эти величины действительно должны быть «лошадиными», чтобы уже никаких сомнений по их поводу не возникало.
Повод для взятки?
ГИБДД, по сути, само ответило на вопрос – зачем понадобилось составление подобного списка. По словам дорожных полицейских, причина в существующем пробеле в законодательстве.
А вот Петр Шкуматов сомневается в том, что проблема неадекватного поведения на российских дорогах водителей, оказавшихся под воздействием лекарственных препаратов, имеет большое значение. Координатор «Синих ведерок» здесь больше согласен с Евгением Брюном, упоминавшим уже любителей вдогонку алкоголю или наркотикам «заброситься» еще и «колесами». Но их, действительно, ловят успешно и достаточно давно.
Поэтому приходится прислушаться к мнению тех комментаторов, которые подозревают сотрудников ГИБДД в желании найти дополнительный повод, чтобы придраться к автовладельцам. По их мнению, теперь, остановив вашу машину, инспектор сможет не только заявить, что от вас как-то странно пахнет, но и посетовать на ваш какой-то не такой вид. И не возникнет ли в этом случае у владельца транспортного средства желания «договориться» с сотрудником ГИБДД на месте, чтобы избежать перспективы ехать куда-то, где медбрат в неопрятном белом халате станет брать у него для анализа кровь из вены ржавым шприцем.
Сергей Анисимов
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции