Государство ужесточает правила проведения техосмотра

Новость, касающаяся многомиллионной армии российских автовладельцев. Сегодня, 13 декабря, Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Суть предлагаемых мер сводится к желанию государства ужесточить правила проведения техосмотра автотранспорта. Разбираемся в том, что предлагается сделать в этом направлении.

Конец вольницы?

Помните те времена, когда проведением обязательного технического осмотра автомобилей занималось ГИБДД? Как высоко тогда ценилось наличие связей, помогавших без предъявления своего «железного коня» пред очи инспектора получить заветный талон, и сколько это стоило. Всего-то семь лет минуло.

Когда летом 2011 года появился новый закон о техническом осмотре транспортных средств, передававший функции проведения оного независимым операторам, все сходились во мнении, что нанесен мощный удар по коррупции. Контроль за наличием осмотра отдали автостраховщикам, сделав невозможным получение полиса ОСАГО без диагностической карты.

И вот, спустя 7 лет, государство вынуждено констатировать, что практика приобретения автовладельцами диагностических карт без проведения самого осмотра снова приобрела огромные масштабы. По оценкам экспертов сейчас почти 80% автовладельцев пользуются такой лазейкой. Очень часто купить такую карту водителям предлагают сами страховые компании.

Разговоры о необходимости борьбы со сложившейся практикой велись давно. ГИБДД уже не один год рапортует о росте числа ДТП, происходящих из-за технических неисправностей автомобилей. В августе правительство внесло в Госдуму пакет поправок к закону о техосмотре транспортных средств, в КоАП и УК. И вот, за несколько недель до нового года депутаты взялись за их рассмотрение.

Что предлагает правительство

Основным моментом предлагаемой реформы техосмотра должно стать введение обязательной фото- и видеофиксации процедуры его проведения. Файл с этими материалами должен затем передаваться в специальное облачное хранилище. По мысли авторов реформы это должно стать гарантией того, что диагностическую карту невозможно будет получить, не предъявив к осмотру автомобиль. Сама диагностическая карта будет оформляться в электронном виде и заверяться квалифицированной электронной подписью технического эксперта, осуществлявшего процедуру технического диагностирования транспортного средства. Все данные должны будут храниться в единой автоматизированной информационной системе техосмотра (ЕАИСТО).

Вторым по значимости моментом должно стать предложение вернуть контроль за соблюдением установленных законом правил проведения технического осмотра органам МВД. Таким образом ГИБДД вновь сможет следить за тем, как независимые операторы техосмотра осуществляют свои функции. Сотрудники инспекции получат возможность проводить внеплановые проверки.

У Российского союза автостраховщиков (РСА) останется право осуществлять и контролировать аккредитацию независимых операторов техосмотра.

Кроме этого правительство хочет ужесточить административную ответственность для автовладельцев, управляющих транспортным средством без оформленной диагностической карты. Их предлагается штрафовать на сумму в 2 тыс. рублей. Фиксировать это нарушение смогут как сотрудники ГИБДД, так и дорожные камеры. Единственная поблажка для водителей – штраф будет выписываться не чаще одного раза за сутки.

Дальше ужесточение наказания должно распространяться на операторов техосмотра. За выдачу диагностической карты без проведения процедуры осмотра, или автомобилю, не соответствующему техническим требованиям предлагается штрафовать должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, юридических лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. рублей. При повторном нарушении применяется дисквалификация специалиста или штраф до 500 тыс. руб. для организации.

Кроме этого в уголовном порядке будут преследоваться организации, предлагающие гражданам проведение техосмотра, но не имеющие соответствующей аккредитации. Предполагается, что такие операторы будет наказываться штрафом в размере до 300 тыс. рублей, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до 6 месяцев.

Против - коммунисты и справоросы

Проект поправок в КоАП и УК Дума рассматривала на своем пленарном заседании 11 декабря, и во вторник этот вопрос не вызвал какого-то повышенного внимания депутатов. За них единодушно проголосовали все народные избранники, присутствовавшие на этот момент в зале заседаний.

Но 13 декабря настроения явно перестали быть томными. Выстроилась целая очередь из депутатов, желавших задать вопрос представлявшему проект поправок к закону о техосмотре заместителю министра экономического развития Савве Шипову. Разброс интересующих депутатов тем оказался очень широким: от количества ДТП, вызванных неисправностью автомобилей, до предложений вообще отказаться от осмотра индивидуального транспорта. Причем, с этой инициативой выступили сразу две фракции: КПРФ и «Справедливая Россия».

Логика здесь несомненно присутствует. Так депутат Куринный, представляющий коммунистов, заявил, что 6,5 тыс. ДТП, произошедших из-за неисправности транспортных средств в 2017 году, о которых говорит правительство, на общем фоне (почти 169,5 тыс. происшествий) составляет всего несколько процентов. Поэтому нет повода драматизировать ситуацию. А Олег Нилов («Справедливая Россия») отметил, что проблема покупки «липового» техосмотра существовала и когда им занималась ГИБДД, и тогда, когда его передали автостраховщикам. Поэтому, есть смысл в том, чтобы избавить простых автовладельцев от этой процедуры и довериться инстинкту самосохранения водителей. В конце концов, речь идет о их собственной безопасности и безопасности членов их семей. Тем более, что практически все автовладельцы ежегодно проходят процедуру технического обслуживания в автосервисе.

Представители КПРФ и «Справедливой России», как и обещали, проголосовали против проекта поправок. К ним присоединились и 36 депутатов от ЛДПР. Но их 103 голосов не хватило, чтобы «завернуть» проект в первом чтении.

Учитывая, что правительство не раз заявляло о своем желании провести необходимые для реформы техосмотра поправки уже по ходу осенней сессии Думы, следует ожидать, что мятежным депутатам вряд ли удастся остановить или сильно изменить предложенные законопроекты. Поэтому стоит ожидать, что уже с 2020 года техосмотр автомобилей будет проходить по новым правилам. Поможет ли это в борьбе с «липовыми» диагностическими картами и коррупцией?

Материал опубликовал: Сергей Анисимов
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)