Вчера были подведены итоги фестиваля «Золотая маска-2019» — главного события, показывающего срез современного российского театра. ОТР поговорил с критиками и членами жюри конкурса. Рассказываем о том, какие тренды выявили специалисты в минувшем театральном сезоне и что вообще происходит с нашим театром. Время экспериментов Фото: Валерий Матыцин/ТАСС. Спектакль "Волшебная страна" в постановке "Театра 18+" в Ростове-на-Дону По словам члена жюри «Золотой маски», научного сотрудника НИИ искусствоведения Аллы Шендеровой, хороших современных, не архаичных спектаклей в этом году было гораздо больше, чем призов, предусмотренных «Маской». Программа фестиваля пестрила остросовременными, как по форме, так и по содержанию, спектаклями. «Отчетливо наблюдается тренд на экспериментальный, авангардный театр», - сказала Шендерова. Обозреватель драматического театра, театральный критик Алексей Киселев также выделяет на прошедшем фестивале большое количество андеграунда и авангарда. В пример он ставит одну из номинаций «Маски» —конкурс эксперимента, в котором было представлено десять спектаклей. «Такого скопления альтернативного течения в контексте национальной театральной премии никогда не было. Независимый театр чувствует себя вольготные, чем государственный. Это знак времени», - сказал Киселев. При этом под «независимым» обозреватель подразумевает форму организации. Такие театры чаще всего существуют по принципу рок-групп, не завися от государственного финансирования или постороннего мнения. В частности, главную премию в номинации «Эксперимент» получила «Волшебная страна» Всеволода Лисовского. Спектакль рассказывает о панковской богеме 80-х гг. в Ростове-на-Дону. При этом главным героем, наряду с неформальными художниками, в постановке становится и сам город. Назад к истории Основной тенденцией, которую выявил фестиваль, стала тема осознанного возвращения к отечественной истории прошлого века. Яркие примеры — такие спектакли, как «Родина», рассказывающий о приходе к власти Сталина в 30-х гг. и внутрипартийной борьбе, а также переосмысливающий недавнюю историю 90-х «Время секонд хэнд» по прозе Светланы Алексиевич. «Кстати, мой личный фаворит — «1968. Новый мир» Дмитрия Волкострелова. Это переосмысление того, что случилось в 1968-м году. Невероятно изысканная и умно сделанная по форме работа с невеселым содержанием также напоминает нам про российскую историю», — говорит Шендерова. Она считает, что все эти спектакли далеки от политических манифестов, однако, их можно назвать «смелыми» с эстетической точки зрения. «Они сделаны незашоренными людьми. Это не прямой политический театр, не протестное искусство». Видимо, сейчас настал тот момент, когда мы не можем двигаться дальше, пока не переосмыслим историю. Подсознательно это делается именно для этого», - говорит критик. Доступная классика Лучшим режиссером стал Кирилл Серебренников за постановку «Маленьких трагедий» Пушкина. «С одной стороны, он (Серебренников — прим. ОТР) очень бережно и уважительно отнесся к пушкинским текстам. С другой — это абсолютно современный спектакль с элементами соц-арта», - сказала Шендерова. Она считает, что главный фокус и успех спектакля — когда режиссеры облачают классический текст в живую и доступную зрителю форму. «Мы видим, как Серебренников помещает в привокзальную забегаловку пушкинского шестикрылого серафима, а рэпера делает пророком. Это дает возможность зрителю примерить на себя всю пушкинскую поэзию и эстетику», - считает критик. Она также приводит в пример спектакль Константина Богомолова «Три сестры» (за этот спектакль актриса Дарья Мороз получила награду в номинации "лучшая женская роль"). Режиссер подает знакомый чеховский сюжет абсолютно понятным современному зрителю языком. «Такие решения доказывают, что классика актуальна, а театр — живое искусство. Иногда здесь надевают исторические костюмы, восстанавливая эпоху. Но театр — это не музейная реконструкция, это попытка понять, какие мы сегодня и что происходит здесь и сейчас», - подчеркнула Шендерова.