В чем обвиняют журналиста из Дагестана и как на это реагирует общественность

Почему Гаджиева сравнивают с Голуновым?

Фото со страницы Фейсбука «Черновик»

Советский районный суд Махачкалы арестовал на два месяца редактора отдела «Религия» дагестанской газеты «Черновик» Абдулмумина Гаджиева. Его обвиняют в финансировании терроризма. Рассказываем, как на это дело отреагировала общественность и почему есть те, кто сомневается в виновности журналиста.

Что произошло?

Сотрудники Следственного управления СКР по Республике Дагестан 14 июня провели в доме у Абдулмумина Гаджиева обыск. Как сообщил главный редактор газеты Магомед Магомедов, в ходе обысков у журналиста изъяли телефон и компьютерную технику. Самого Гаджиева доставили в следственные органы. По словам его адвоката Арсена Шабанова, журналиста подозревают в том, что он перечислял деньги Абу Умару Саситлинскому – исламскому проповеднику, который, по версии силовых структур, организует переправку боевиков с Северного Кавказа в Сирию и под видом гуманитарной помощи финансирует террористов. Сам журналист эти обвинения отвергает.

Есть ли доказательства?

Фото из Инстаграма газеты «Черновик»

На суде 16 июня следствие заявило, что задержанный предприниматель Кемаль Тамбиев дал свидетельства против Гаджиева. Однако сам журналист заявил, что показания Тамбиев дал под пытками:

«В перерыве я был в клетке ещe с двумя задержанными. Я спросил, кто из них Тамбиев? На фамилию отозвался измученный и избитый человек. Тамбиев передо мной извинился и признался, что его пытали».

Впоследствии слова журналиста подтвердил и адвокат подозреваемого.

Позиция газеты «Черновик»

Редакция издания «Черновик» на своем сайте опубликовала обращение, в котором называет обвинения, предъявленные Гаджиеву, «абсурдными» и сравнивают его дело с делом журналиста «Медузы» Ивана Голунова:

«Чтобы было понятно широкому кругу читателей, знающем о Дагестане только из выпуска новостей, объясним, что такое обвинение в финансировании терроризма на Северном Кавказе. Это, примерно, то же самое, что и подбрасывание наркотиков Ивану Голунову в Москве».

Несмотря на параллели между делами Голунова и Гаджиева, главный редактор «Черновика» Маирбек Агаев причиной задержания журналиста считает не его профессиональную деятельность, а перевод неизвестной суммы благотворительному фонду.

Реакция общественности

Сотрудники газеты «Черновик» в день задержания Гаджиева создали на сайте Change.org петицию «Свободу журналисту Абдулмумину Гаджиеву - многодетному отцу!» с требованием освободить журналиста. Ее подписали более 4 тыс. человек.

Коллеги задержанного журналиста также записали видеообращение президенту России Владимиру Путину, в котором попросили его взять расследование дела под личный контроль.

У здания Советского районного суда в Махачкале 15 июня прошли пикеты в поддержку Гаджиева. В акции участвовало около 50 человек, продолжалась она около часа. Некоторые участники были в футболках с надписью «Я/Мы Абдулмумин Гаджиев», отсылающей к акции в поддержу Ивана Голунова.

Инциденты вокруг газеты «Черновик»

В 2008 году против газеты «Черновик» и ее главного редактора завели дело по статьям «публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» и «возбуждение ненависти или вражды». Как следствие, в домах у сотрудников издания представители прокуратуры и МВД Дагестана провели обыски. Поводом для возбуждения уголовного дела послужила публикация в газете статьи «Террористы номер 1», в которой приводилось высказывание лидера боевиков Раппани Халилова. Эта и ряд других статей, по версии следствия, публично оправдывают терроризм. В 2009 году был подан иск о закрытии газеты «Черновик». Однако судебные эксперты не нашли в материалах издания признаков экстремизма, поэтому дело был закрыто.

В 2011 году в Махачкале был убит издатель «Черновика» Гаджимурад Камалов. Он был одним из самых известных журналистов в Дагестане и возглавлял компанию «Свобода слова», которая в 2003 году учредила газету «Черновик».

Издание «Черновик» одно из немногих независимых СМИ Дагестана, поставленных на самоокупаемость. Газета нередко критически высказывается в сторону местной власти, а также дает слово представителям противоборствующих религиозных объединений.

Материал опубликовала: Юлия Гапонова