В феврале 2017 года общество всколыхнулось: был принят и вступил в силу федеральный закон «О внесении изменения в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации». Он переквалифицировал побои, которые наносят близким родственникам, из уголовных преступлений в административные. Однако лишь в случае, если это первый проступок такого рода. 9 июля 2019 года в этой истории был отмечен некоторого рода прорыв: первый робкий, но верный шаг. Европейский суд по правам человека обязал выплатить компенсацию по делу о домашнем насилии россиянке Виктории Володиной. Ее история берет начало в 2015 году. Девушка жила в Ульяновске со своим гражданским мужем, а затем, устав от побоев, ушла — уехала в Москву. Мужчине удалось отыскать ее через сайт вакансий, где Виктория опубликовала свое резюме, пригласил на собеседование под чужим именем, а затем насильно увез обратно в Ульяновск. На данный момент девушка сменила имя и место жительства. «Мне ничем не помогли в России. Я столкнулась с равнодушием, осуждением, постоянными отписками и шутками вроде "вот убьют, тогда и приходите"». По статистике, почти половина всех тяжких преступлений совершается в пределах дома и попадает в разряд домашнего насилия. Юрист правозащитной организации «Правовая инициатива» Ольга Гнездилова, которая представляла заявительницу в суде, отметила, что суд подчеркнул отсутствие необходимого законодательства. «Суд указал, что в России нет сдерживающего домашнее насилие законодательства, нет охранных ордеров, которые действуют в большинстве стран Совета Европы и помогают защищать жертв, оказавшихся в такой ситуации». К тому же пострадавшие уже постфактум не получают помощь. Однако теперь Российская Федерация обязана выплатить Володиной €20 тыс. и добавить €5 тыс. — на судебные расходы. В Европе вступают в силу законы, которые делают все возможное, чтобы оградить людей от жестокого обращения. Стамбульскую конвенцию по предотвращению насилия подписали уже 34 государства. Но на Европу не всем хочется равняться. В ход идет аргумент разительных отличий в законодательстве и законопослушании граждан. Чтобы как можно сильнее приблизиться к нашим реалиям, возьмем страны СНГ и Украину и рассмотрим, как там борются с домашним насилием. Согласно статистике, на Украине физическому домашнему насилию подвергаются более 1,8 млн женщин. Причем лишь 10% из них обращаются в полицию. В январе 2019 года в стране вступил в силу закон «О предотвращении и противодействии домашнему насилию». По нему оно признается общественной опасностью и требует нетерпимого отношения. После принятия нового закона домашним насилием стали считать не только побои, но и психологическое и даже экономическое давление. Помимо этого, вводилась уголовная ответственность за принуждение к браку, к его продолжению и к вступлению в сожительство — за это грозит арест на срок от трех до шести лет. Еще один пункт: пострадавшим ребенком признается и тот, кто был свидетелем происшествий. Это нововведение эксперты считают очень важным, потому что отныне ребенок имеет право на соответствующую социальную, медицинскую, психологическую и правовую поддержку. За домашнее насилие как преступление обидчик может быть наказан общественными работами, арестом на срок до шести месяцев, ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до двух лет. Согласно закону, полицейским предоставили право контролировать поведение обидчика. Когда они услышат крик и шум, они имеют право взломать дверь и войти в помещение без постановления суда. Однако некоторые юристы обеспокоены столь широкими полномочиями полиции. В Казахстане, по статистике, 70% женщин хотя бы раз в жизни подвергались бытовому насилию. Между тем, по данным Фонда ООН, от побоев и истязаний в стране погибает более 500 женщин в год. В январе 2010 года был принят закон «О профилактике бытового насилия». В нем описаны несколько мер: профилактическая беседа, защитное предписание, административное задержание. Защитное предписание выносится в целях обеспечения безопасности потерпевшего в том случае, если нет оснований для административного задержания. Согласно нему, лицу, совершившему домашнее насилие, запрещено разыскивать, преследовать или посещать потерпевшего, вести личные или телефонные переговоры и вступать с ним в контакт любым возможным способом. Срок действия предписания — 30 дней с момента выдачи, проверка выполнения условий производится не менее одного раза в неделю. В случае нарушения предписания лицо, в отношении которого оно вынесено, ставится на профилактический учет и привлекается к административной ответственности. В 2017 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон, согласно которому статьи 108 и 109 УК РК («Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью» и «Побои») переместились из уголовного кодекса в административный. Согласно официальной статистике, за семь месяцев 2017 года в стране произошло 4658 случаев домашнего насилия. За весь 2016 год эта цифра составила 7053. За период 2012 по 2015 год в Киргизской Республике зарегистрировано 98 убийств на почве семейного насилия». Об этом сообщила руководитель ОФ «Центр исследований демократических процессов» Лариса Илибезова. В мае 2017 года закон «Об охране и защите от семейного насилия» вступил в силу и в Кыргызстане. Согласно ему, милиция обязана реагировать на каждое сообщение о насилии в семьях. По новому закону обратиться в милицию с жалобой на домашнее насилие вправе не только сама жертва и соцработник, но и родственник жертвы, сосед или прохожий. Агрессору выдадут охранный ордер — он запрещает приближаться к жертве и действует три дня. Однако в некоторых случаях его можно продлить на месяц и использовать в суде. К примеру, женщина по имени Чолпон 15 лет терпела избиения и насилие от супруга. Зачастую это происходило на глазах дочери. Когда она решилась на развод, ситуация вышла из-под контроля: муж набросился на нее. До этого она не обращалась в милицию, поскольку он угрожал ей убийством. Об этом Чолпон рассказала соцработнице, и та пошла в правоохранительные органы. Супруг все отрицал, но факт угроз подтвердила дочь. Мужчина получил охранный ордер и написал расписку, в которой обещал больше не подходить к жене и детям. В законе также предусмотрены такие новшества, как создание коррекционной программы для виновников домашнего насилия и кризисных центров по всей стране. Ежегодно в правоохранительные органы Белоруссии поступают сведения о более чем 120 тыс. подобных конфликтов. К административной ответственности привлекаются более 50 тыс. человек, а к уголовной — около 2,5 тыс. В октябре 2018 года появилась новость, что белорусское МВД решило не готовить отдельный закон против домашнего насилия и предложило решать проблемы в этой сфере путем корректировки уже существующего законодательства. К тому же и президент республики в открытую усомнился в целесообразности этого действия. Тем не менее на этом настояли правозащитники и представители неправительственных организаций. И впоследствии Александру Лукашенко была предложена на рассмотрение концепция закона «О противодействии домашнему насилию». В ней прописаны все моменты, которые прежде не были предусмотрены: координация действий МВД, НПО, органов соцзащиты, образовательных и медицинских учреждений. Руководитель общенациональной горячей линии для пострадавших от домашнего насилия Анна Коршун объяснила важность доработки именно существующего закона, а не создания нового: «Сегодня у нас есть закон "Об основах деятельности по профилактике правонарушений", который определяет, что такое домашнее насилие, кто является членом семьи. Мне кажется, очень важно, чтобы этот закон был доработан с учетом тех фактов, которые были изложены в концепции, но так и не стали отдельным документом». Недавняя ситуация с избитой опекунами девочкой из Ингушетии стала катализатором для того, чтобы российские правозащитники продолжили активно готовить концепцию законопроекта. В данный момент им занимаются омбудсмен Татьяна Москалькова, юрист Алена Попова и еще более сорока человек. Против выступают консерваторы, в том числе сенатор Елена Мизулина и депутат Госдумы Тамара Плетнева. Попова также пояснила, что законопроект предполагает введение охранных ордеров, которые защищали бы не только жертву, но и ее родных, вводит систему учета преступлений и подразумевает создание кризисных центров для жертв.