В городе Тобольске Тюменской области, по сообщению РИА Новости, местный депутат Олег Подковыров требует выгнать собак из приюта, утверждая, что он построен на его земле. Создание приютов – один из наиболее гуманных способов уменьшить количество бездомных животных. Рассказываем, как в России и других странах мира решают проблему с бездомными животными на улицах.
Откуда лапы растут?
Считается, что проблема бездомных животных в нашей стране остро встала с конца 1990-х годов, когда под давлением зоозащитников бездомных собак перестали отлавливать и усыплять. Так действовали советские службы городского хозяйства, привлекавшие для отстрела животных и охотников. Однако после отмены этой меры бесконтрольное появление потомства у бродячих собак и кошек привело к резкому их увеличению. В 2002 году правительство Москвы одобрило проект по гуманному регулированию численности животных – отлов, стерилизация и возвращение обратно на улицу. Этому последовали и некоторые другие крупные города. Такой метод казался еще и более дешевым, чем содержание животных в приютах.
Однако программа оказалась неудачной: расходы на стерилизацию постоянно росли (всего за пять лет было затрачено более 200 млн рублей), тем не менее число бездомных животных не уменьшалось. В 2008 году начался постепенный отказ, а еще через шесть лет случился окончательный. Причина в том, что улица – действительно не лучшее место для жизни собак и кошек, да и стерилизовать всех бродячих животных не представляется возможным.
Что делают сейчас?
В конце 2018 года был принят федеральный закон «Об ответственном обращении с животными», согласно которому их нужно отлавливать, стерилизовать, лечить и отправлять в приюты. Деятельность приютов и правила содержания животных должны отслеживать местные власти. На деле же этот закон не работает. Приютов на муниципальные деньги строится крайне мало. В основном, этим занимаются волонтеры и зоозащитники, как и в случае с Тобольском. Проблема не только в скудном финансировании, но и в невозможности найти организации, которые бы строили и содержали приюты. По словам главы Алейского района Алтайского края Светланы Агарковой, они не могут решить проблему бездомных животных с такой слабой финансовой и организационной поддержкой:
«У нас в крае эти полномочия отданы муниципалитетам, но мы не можем их исполнять, поскольку нет ни мест содержания животных, ни желающих заниматься отловом и стерилизацией».
Она также отметила, что в Алейском районе провели уже четыре тендера по выбору компании, которая занималась бы отловом и содержанием животных, однако ни один из них не состоялся из-за отсутствия заявок.
Более того, власти до сих пор прибегают к отлову и уничтожению бездомных собак. Так, в преддверии Чемпионата мира по футболу в 2018 году необходимо было в короткие сроки избавиться от собак на улицах, чтобы сделать города более привлекательными для туристов. По мнению зоозащитников, началось массовое уничтожение животных, к тому же сопровождаемое тендерами на эту деятельность. В некоторых городах активистам удалось договориться с властью, в других же они могли лишь фиксировать явное уменьшение бродячих собак.
Президент Центра правовой зоозащиты Светлана Ильинская считает, что основная проблема с бродячими животными состоит в том, что власти вместо того, чтобы ее решать, создают коррупционные схемы и «пилят» бюджет:
«В развитых странах, где правительства заняты тем, чтобы решать проблемы, такого нет и быть не может. И самое главное – гуманное обращение с животными в развитых странах подразумевает их обязательное содержание».
Как решают проблему за рубежом?
Зарубежные страны уже сформировали собственные подходы к решению проблемы бездомных животных, некоторые из которых более гуманные, чем то, что происходит в России.
Великобритания, Германия, Израиль, Испания, Коста-Рика, Малайзия, Сингапур, США, Франция, Чехия, ЮАР и Япония практикуют безвозвратный отлов. В этом случае животное помещают в частный или муниципальный приют, где ему делают необходимые прививки и ищут новых хозяев. Однако есть определенный период передержки, по окончании которого животное усыпляют. Несмотря на грустный исход этот метод считается этичным: за него выступают крупнейшие зоозащитные организации, например, Всемирное обществе защиты животных, HSUS и PETA. Этическая сторона вопроса состоит в том, что эвтаназия гуманнее, чем возврат во враждебную среду.
Первый приют в Японии появился в 1695 году, где к животным обращались «господин» и «госпожа», кормили трижды в день и читали лекции по конфуцианству после обеда.
В Коста-Рике расположен крупнейший приют такого рода. Его основателями являются Ля Баттл и ее муж Альваро Саумет. Они уже более десяти лет обеспечивают бродящих по улицам Сан-Хосе собак новым домом. По прибытии в приют каждое животное получает свое собственное имя и может свободно перемещаться по 152 гектарам тропической земли.
Работа с бездомными животными в Бангладеше, Египте, Индии, Индонезии, Румынии, Таиланде, Турции и Южной Италии ведется как раз по принципу ОСВВ. Однако это скорее дополнение к стандартному муниципальному отлову и касается в основном кошек. Стерилизация нужна прежде всего для того, чтобы популяция не увеличивалась, поскольку им требуется всего два месяца, чтобы выносить приплод.
В Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Люксембурге, Новой Зеландии, Португалии, США, Турции и Швейцарии также работают над превентивными мерами, или демонстративным наказанием. Выброс животных на улицу в некоторых странах может грозить владельцу тюремным сроком до трех лет и штрафами до 13 млн рублей на наши деньги, как, например, в Люксембурге.
При помощи денежной мотивации решают эту проблему Австрия, Германия, Норвегия, Франция, США и Швеция. Ответственность и серьезность намерений хозяина проверяют при помощи налога на содержание питомца. В скандинавских странах его размер зависит от габаритов собаки. Помимо этого, есть обязательный страховой взнос на случай, если собака нападет на кого-либо, и регистрация питомца: ему присвоят номер, который необходимо выгравировать на ошейнике или поместить в виде тату на ухо.
Самый грустный и варварский метод — умерщвление. Его практикуют Австралия, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Молдова, Россия и Украина. Это зачастую выглядит как организованный или неорганизованный отстрел. Недавно его показали в сериале «Чернобыль»: там отстрел объяснили тем, что животные были переносчиками смертельно опасных доз радиации. В Австралии используют ядовитые приманки, некоторые виды которых можно купить даже в обычном магазине.
Пока что единственной страной, где нет бродячих животных, являются Нидерланды. В брошюре (на английском языке), которую выпустила организация Dogresearch, раскрываются секреты деятельности властей в стране. Если свести к нескольким важным тезисам, то эффективно работают массовая стерилизация питомцев в обязательном порядке, закрепление за ними правового статуса и те самые налоги, которые заставляют хозяев быть более ответственными.