Учитель английского языка: любовь к детям передается через поколение

Наталия Жижина, учитель английского языка

Вместо простого «дзынь» заиграли «Подмосковные вечера». С двух концов коридора навстречу друг другу плотным потоком побежали на перемену дети. Обычная школьная атмосфера, так надоевшая многим ученикам, но волнующая выпускников десятилетней давности. В школу на северо-востоке Москвы иногда приходят выпускники - минимум раз в год, к 9 мая. Учительница Наталия Юрьевна к этому дню готовит сюрпризы для ветеранов. И не прийти нельзя – тянет.

Наталия Юрьевна дает ученикам больше, чем того требует школьная программа. Раскрывает в них творческие способности, воспитывает милосердие и организует в прямом смысле судьбоносные мероприятия.

Наталия Жижина пришла в эту школу больше десяти лет назад. Имея небольшой опыт за плечами, молодой учитель английского языка взяла классное руководство над непростыми детьми. И с этого начались трудные будни и веселые праздники.

- Я не знаю, как объяснить, насколько ужасным мы были классом, что она пережила с нами и как мы ей потрепали нервы, - вспоминает выпускница 2009 года Алина Пономарева. - Мы десятый класс, переходный возраст. Показывали свои коготки, многие хамили. Плюс, она еще молодая была. И не было банального уважения к возрасту. Даже стыдно немножко за это.

- Дали класс и сказали: Наталия Юрьевна, они, конечно трудные, но вы справитесь! Ежики были неимоверные. Поэтому думаю: нет, надо что-то делать.

Класс репетирует праздник к Новому году. Фото предоставлено Наталией Жижиной

И сделала. Собственную энергию тоже надо было куда-то направить, и даже в таком классе нашлась поддержка.

- До девятого класса мы ничего не делали. Потому что мы были с другим классным руководителем, ей было под 80 лет. Я была затейником, и я была одна, - рассказывает Алина, которая и сама теперь работает учителем. – Наталия Юрьевна нас сломала. Когда она хотела поднять нас что-то сделать, никто не хотел. Мы девять лет ничего не делали. Мы участвовали, потому что надо. Потому что если бы мы не сделали, то нам бы потом припомнили.

К энергичному учителю дети привыкали долго, но секрет успеха оказался в том, что Наталия Юрьевна была сама собой.

- Мы поставили «Цветик-семицветик». И они раскрылись по-другому. Директор потом сказала, что не знает их. Какие были и какие стали. То есть мой интерес, плюс интерес детей, и плюс коллектив.

Дети поздравляют ветерана 9 мая. Фото предоставлено Наталией Жижиной

Алине Пономаревой повезло не только потому, что она счастливо проучилась два последних школьных года, но и потому, что это время определило ее судьбу:

- Впоследствии я школу выбрала во многом из-за нее, - говорит Алина. - С Наталией Юрьевной мы еще и работали вместе, после выпуска я была в школе старшей вожатой, но единственное, что я вспоминаю о времени учебы, - вот эти два последних года – мероприятия, которые мы готовили совместно. То время показало, насколько важно в школе что-то совместно сделанное. Даже не само мероприятие, а подготовка к нему. Так же и сейчас я пытаюсь собирать своих учеников и ребят из нашего волонтерского отряда, чтобы они придумывали, хотели, общались.

С первым выпуском до сих пор общаемся. Честно говоря, ненамного я их старше

Подготовка к мероприятиям проходит по науке. Детей не заставляют, но и ждать инициативы от них тоже невозможно. Вот и приходится учителю, развлекая, поучать, поучая, развлекать.

- Было очень серьезное мероприятие по профилактики наркомании, курения, абортов, естественно, для старшей школы и в очень корректной форме. Там было два персонажа, сцена была затянута черным и белым занавесом, и мы разыгрывали маленькие ситуации. Все очень этично, сохраняли все нормы поведения. Поэтому мероприятие было очень хорошее и глубокое. Дети-выпускники с тех пор его помнят. Видимо, запало в душу.

И еще одна судьба. Ирина Петухова играла главную женскую роль в спектакле «Мы выбираем жизнь». Главная мужская досталась ее будущему мужу.

- Разыгрывали сценки о том, как подобное может произойти в жизни, к чему это может привести. С моим будущим мужем по сценарию мы встречались, потом я забеременела, а он дал деньги на аборт со словами: уходи, знать тебя не хочу, от ребенка избавляйся. После этого к нашему театральному кружку много ребят присоединилось.

Дети поздравляют ветерана 9 мая. Фото предоставлено Наталией Жижиной

Такие сценарии рождаются не быстро, но совместно. Обязательно с участием детей.

- Со старостами классов мы собираемся, обсуждаем идеи. Предложения я им выношу или они мне. Потом они идут в свой класс, беседуют, и далее мы уже готовим какое-то мероприятие по идеям, которые они предложили.

Тут как в настоящем театре. Работа найдется и сценаристу, и режиссеру, и актерам, которых тоже нужно заметить и открыть, ведь зачастую, дети сами не знают о своих способностях.

- Совершенно не представляла себе, что в десятом классе (нынешний одиннадцатый) есть мальчик с изумительно поставленным голосом, который у нас сейчас все мероприятия ведет. Я это выяснила на замене. Это сколько же времени мы его теряли на мероприятиях! Бывают вот такие счастливые открытия.

Но заставлять «открытие» в любом случае никто не будет.

- Когда на уроке человек отвечает, видны его задатки: насколько он владеет голосом, интонацией, мимикой. Мы говорим: Петя, Вася и Коля, оставайтесь после уроков, отрепетируем. Если Петя говорит нет, то он, конечно же, не останется. А Вася и Коля остаются.

Они на контакт идут легко. Наверное, им этого тоже не хватает. Наверное, уже изживают себя и телефоны, и игрушки, и стрелялки. Им хочется того, что было у нас – живого общения, им его не хватает.

- Мы могли сидеть до 9-10 вечера, заказывали пиццу, нас выгонял охранник, - вспоминает Алина Пономарева.

- И вот ситуация накануне дня принятия в первоклассники. Я попросила ребят остаться помочь и стулья расставить, и какие-то моменты – не очень приятную работу сделать. Они не сказали, что мы не пойдем. Надо? – конечно!

Первым таким мероприятием, где дети ставили спектакли, были «Театральные весны». Потом новогодние праздники, день учителя, день принятия в первоклассники – с этого года Наталия Юрьевна по долгу службы занимается организацией и проведением общешкольных мероприятий, - но вот «9 мая» по-прежнему ее инициатива.

- «9 мая» – это один из проектов, который вроде бы для галочки, но в то же время и для галочки можно по-разному сделать, - говорит Алина Пономарева. Через годы после выпуска она приходит на Поклонную гору вместе со своими учениками. - Я прочувствовала, когда сама стала работать в школе. А когда училась – это было что-то вроде передачи опыта. Но важность этого дошла уже через пару лет, хотя я и на тот момент понимала, что это важно. А сейчас я привожу 9 класс. Они не до конца осознают всю важность, но потом у них что-то екнет.

Дети с учителем готовят подарки для ветеранов 9 мая. Фото предоставлено Наталией Жижиной

- Меня задела фраза, и я ее до сих пор, к сожалению, помню, когда один ребенок в классе сказал: что мы о войне говорим, давайте еще о Наполеоне поговорим. Она была давно, и уже вспоминать не надо. На войне было много трусов, что вы тут нас учите патриотизму. Он сказал более грубо. Меня это очень задело.

Задело так сильно, что Наталия Юрьевна взялась за воспитание детей, и как учил Лев Толстой – личным примером.

- Мой дедушка воевал. Ему сейчас 90 с лишним лет. Я приглашала его, чтобы дети пообщались с человеком. А потом уже мы провели классные часы. Мы пригласили ветеранов, провели концерт для них. Первый раз пригласили ветеранов, к сожалению, их на данный момент уже нет в живых.

С этого все и началось.

- Мы именно 9 мая едем на Поклонную гору. Сначала, лет десять назад, это было так: а давайте поедем, а давайте поздравим. Купили несколько гвоздик и с классом поехали. На следующий год мы привлекли еще народ, потому что появились фотографии. Самое главное – дети сами предложили пойти.

А потом клич в социальных сетях. И стали присоединяться выпускники.

- Алеша Зыбкин уже после выпуска к одному из школьных вечеров выучил стихотворение, а потом поехал с нами на Поклонную гору 9 мая, он поздравил очень статного летчика и рассказал то самое стихотворение.

Едут с утра с цветами, подарками, письмами и открытками – до 11 часов, пока не уехали ветераны, нужно успеть их поздравить, поговорить с ними.

- Был такой момент. Бабулечка такая в сарафане, седая такая, ей уже больше 90 лет, радостная, принимала цветы. Мы уже шли к метро, а тут пошел дождь. Я ученика отправляю, чтобы зонтик ей подарил. Нам уже не нужен, а ветерану… Он подлетел. Зонтик ей дает, она смеется – не надо. Разве дождь – это беда, говорит? Вот в войну была беда!

За неделю до мероприятия вся школа пишет письма ветеранам. Эта традиция пошла от департамента образования. Но инициативный педагог и ее усовершенствовала.

- Письма оформляем по-разному, красочно. Складываем в конверты, не запечатываем их. В них может быть и рисунок, и фотография, и открытка, и добрые слова. И пишем мы «Дорогой Дедушка» или «Дорогая Бабушка». Но я попросила писать «Дорогой Ветеран», потому что мы не знаем, к кому это письмо попадет.

За два дня по школьному радио дети зачитывают письма за пять минут до начала урока и за пять минут до окончания. Ребята сами отбирают письма, которые прозвучат на всю школу.

- Первые годы мы дарили цветы, вручали письма – и все. Потом мы стали с ветеранами общаться. Мы стали записывать их фамилии и имена. Слушали их истории. Они, с одной стороны, любят говорить об этом, с другой стороны, слезы наворачиваются всегда. Уже обращаемся к некоторым из них по именам, поскольку кое-кто, к счастью, приходит из года в год.

В пакеты для ветеранов укладываются не только эти письма. Еще сладости, сувениры. На первом этаже школы для них отведено отдельное место.

- Дети предложили купить открытки, написать текст и оставить место после слова «Дорогой» и дальше имя-отчество. Мы подходили к ветерану, представлялись, знакомились с ним и быстренько ученик писал на спине у другого полное имя ветерана. Когда вручали пакет, он смотрел открытку и читал свое имя – очень удивлялся. Ему было приятно.

Дети с учителем готовят подарки для ветеранов 9 мая. Фото предоставлено Наталией Жижиной

- Пока они еще живы, мы должны успеть сказать им спасибо. Они не рассказывают о смертях, о крови, об убийствах. Они настраивают на позитивный лад. Они говорят, было очень плохо, было очень тяжело, было ужасно, мы ели клей, мы ели то, другое.

Они говорят, цените то, что сейчас. Они дают детям советы. Это очень здорово. Из уст ветерана совет звучит иначе, чем от меня. Например, «живите честно». И главное – оставаться человеком. Это, наверное, самый важный совет.

9 мая – это еще и совместная память выпускников и учеников о счастливой школьной жизни и возможность встретиться с любимой учительницей.

- Я вместе с ними в этом деле, потому что мне тоже приятно это общение. Наверное, выпускникам было интересно в школе делать определенные мероприятия. И наверное, память выдает, что вот это было хорошо, это душевно, это мило и об этом хочется вспоминать. Наверное, поэтому продолжаем общаться. На самом деле мне тоже интересно.

Для школьного творчества желания детей бывает недостаточно. Их надо научить придумывать. И на эту тему тоже педагог фантазирует.

- Сначала я говорю, дети, какие у вас идеи? Идеи детей идут месяц, два, могут вообще не прийти. Они сделать хотят, а как - не знают. Я выжидаю время, а потом говорю, дети, а уже мероприятие – у вас идеи есть? Нет! - у меня есть. Воплотим? – давайте! Им проще, когда уже есть готовое.

Моя цель – чтобы дети сам тоже предлагали

Перед каждым мероприятием обязательно все собираются в кучку. Наталия Юрьевна говорит, что все получится, они здесь самые главные и должны зажечь зал. Но случаются и неудачи, из которых все равно находится выход.

- Тяжело было сделать постановку «Юнона и Авось», - вспоминает выпускник Алесей Зыбкин. – Ребята не собирались. Нужно было много актеров. Мы оставались после уроков. Это были очень хорошие времена. Наталия Юрьевна заказала костюмы, но возникли проблемы с составом, были какие-то заминки. Так ничего и не получилось. Но она организовала выход в театр, и мы посмотрели рок-оперу там.

Урок английского языка. Фото предоставлено Наталией Жижиной

Еще Алексей рассказал, как старшеклассники проводили уроки у младших классов. Как готовили тематические дискотеки. Были и открытые уроки, на одном из них учитель организовала английское кафе, зазывая в него на чайную церемонию туристов с дождливой лондонской улицы.

Я работу свою не променяю ни на что. Она живая, постоянно в движении, бегаешь туда-сюда. Узнаешь новое: не только же мы новый материал даем, а от детей тоже узнаем что-то и растем вместе с ними. Поэтому, честно говоря, я себе не представляю другой работы.

Планов у Наталии Юрьевны много, надо, говорит, только команду собрать. А там и «Театральные весны» возобновятся и видео обращение дедушки-ветерана Петра Сергеевича для школьников запишет, и с другими участниками войны вместе с учениками весь год будет поддерживать связь, чтобы они знали, что нужны не только в праздник, а всегда. А еще Наталия Юрьевна хочет вручать ветеранам, которые приходят на Поклонную гору каждый год, фотографии, на которых они вместе. Но все это нужно делать одной командой учителей и учеников.

Подготовила Лейла Мустафаева

Материал опубликовали: Лейла Мустафаева, Степан Черепенников
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)