Профориентация школьников: что делать, если ребенок не знает, кем стать
Выбор будущей профессии может быть мучительным занятием для школьников и их родителей. Как помочь ребенку определиться со специальностью, что ему сказать и куда обращаться за квалифицированной помощью, разбирался ОТР. Пройти профориентацию можно не выходя из дома: например, познакомиться с разными специальностями в интернете, посмотреть интервью с теми, кто достиг в них высот. Есть множество онлайн-тестов для определения профессии, но лучше всего обратиться в специальное учреждение, которое поможет школьнику найти свой путь. С 1 сентября 2023 года в российских школах появились уроки профориентации «Моя Россия — новые горизонты». В 2024-2025 учебном году они будут проходить в игровой форме каждый четверг. Ученикам 6-7 классов уроки помогут определиться с тем, какие дисциплины понадобятся им в жизни, а в 8-9 классах выберут занятия для профильного образования. Уже в старшей школе россияне смогут готовиться к ЕГЭ по нужным предметам. Московский центр «Моя карьера» в 2021 году запустил программу «Прокачай карьеру». Молодежи от 14 лет бесплатно помогают определиться с профессией. В центре проводят профориентационное тестирование и определяют направления для обучения. В 2023 году этими услугами воспользовались более 4,5 тысячи девятиклассников, сообщил Mos.ru. Чем раньше ребенок поймет, какая профессия ему подходит, тем лучше. Родителям стоит рассказывать школьникам о разных специальностях. Ведь достаточно сложно определиться, когда ничего толком не знаешь об имеющихся вариантах, отметила в разговоре с ОТР психолог и карьерный консультант Анна Мухина. Важно подробно рассказывать детям о своей профессии и том, чем занимаются родственники и знакомые. Можно взять ребенка на работу, чтобы он увидел все своими глазами, посоветовала эксперт. «Многие сейчас работают дома. Можно приобщить ребенка, показать. Это не займет много времени, не значит же, что нужно сидеть часами. В целом нужно общаться», — добавила Мухина. А когда ребенок дорастет до 13-14 лет и серьезнее задумается о будущем, стоит обратиться к специалистам. Сейчас есть много коммерческих и государственных профориентационных центров, которые помогут с выбором. К выпускному классу обычно уже понятно хотя бы то, какой у школьника склад ума: гуманитарий он или «технарь». Даже отталкиваясь от этого можно выбрать определенный спектр профессий. Но важно, чтобы это не было единоличным решением родителей. Сам ребенок обязательно должен участвовать в процессе, подчеркнула Анна Мухина. «Ребенка надо направлять, стимулировать к поиску информации и обсуждать с ним то, что он нашел, помогать ему принять решение», — добавила она. Некоторые дети смотрят на блогеров, зарабатывающих совершенно не теми навыками, которые можно получить в университете. Кто-то из селебрити никогда не учился в вузе, а доход получает только с «болтовни», пения и танцев на камеру. Глядя на них, ребенок задается резонным вопросом: «А зачем тогда мне учиться? Я тоже стану блогером». «Жизнь подкинула очень хороший козырь. Расскажите этому ребенку про Елену Блиновскую, про блогера Лерчек или Аяза Шабутдинова, что он признан мошенником, все деньги пошли на оплату налогов, которые он не платил. Так что сейчас не надо ничего изобретать, можно наглядно показать, чем кончается такое отношение к жизни», — привела пример Мухина. Это не угроза или запугивание, а лишь реальные примеры того, что бывает с людьми, которые пытаются делать деньги из воздуха, обратила внимание психолог. Образование расширяет кругозор и возможности, и откатить это уже нельзя. Специалист посоветовала попробовать донести до ребенка именно эту мысль. «Если ребенок выбирает себе кумира, то это опять же повод нормально с ним разговаривать и рассказывать, в том числе, и про негативные выборы. Ведь если ребенок выбрал себе нормальный образец, никто возражать не будет. А негативные стороны надо освещать», — резюмировала эксперт. Не бывает такого, чтобы ребенок вообще ничего не хотел для своего будущего. Возможно, родители просто не в курсе его желаний или не хотят о них знать, выразила мнение Мухина. «И поэтому у ребенка уже потеряна всякая надежда как-то о чем-то договориться, и все его стремления собственные либо совсем задавлены, либо тщательно скрываются, потому что нет уверенности, что его хотят слушать», — предположила психолог. Родителю стоит начать с себя и попробовать выяснить, почему ребенок не хочет обсуждать с ним свои желания и планы. В психологии считается, что лень — это потеря мотивации. Если школьник ничего не делает и ни на что не ориентируется, это может означать, что он слишком замучен и устал от вечных кружков или других активностей. Либо же он привык получать негативную реакцию на любую инициативу и предложение. Если за него всегда все решают и к нему не прислушиваются, у ребенка просто не будет внутренней возможности озвучить свои желания. В первом случае надо отстать от детей и дать им отдохнуть, а во втором — настроить с ними нормальный контакт. «Надо, чтобы родитель задумался, кого он вообще видит в ребенке: человека или пупсика, с которым он в игрушки играет?» — добавила Мухина. Школьника можно оценить по объективным показателям с помощью теста, учитывая особенности характера и склонности к какой-либо деятельности. У профориентологов есть материалы, помогающие понять, какой набор черт лучше подойдет для той или иной профессии. «Сначала, как правило, через тест выясняются общие вещи, а потом через разговор с ребенком это все уточняется, формируется, и следующая стадия обязательно информационная», — рассказала эксперт. Например, если ребенка заинтересовала радиоэлектроника, специалист расскажет, что делать дальше. Он объяснит, по какому плану нужно готовиться к поступлению и какие вузы можно выбрать. У грамотного профориентолога должна быть актуальная информация о всех подготовительных курсах и других важных нюансах, заключила карьерный консультант.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Профориентация школьников: что делать, если ребенок не знает, кем стать
Выбор будущей профессии может быть мучительным занятием для школьников и их родителей. Как помочь ребенку определиться со специальностью, что ему сказать и куда обращаться за квалифицированной помощью, разбирался ОТР. Пройти профориентацию можно не выходя из дома: например, познакомиться с разными специальностями в интернете, посмотреть интервью с теми, кто достиг в них высот. Есть множество онлайн-тестов для определения профессии, но лучше всего обратиться в специальное учреждение, которое поможет школьнику найти свой путь. С 1 сентября 2023 года в российских школах появились уроки профориентации «Моя Россия — новые горизонты». В 2024-2025 учебном году они будут проходить в игровой форме каждый четверг. Ученикам 6-7 классов уроки помогут определиться с тем, какие дисциплины понадобятся им в жизни, а в 8-9 классах выберут занятия для профильного образования. Уже в старшей школе россияне смогут готовиться к ЕГЭ по нужным предметам. Московский центр «Моя карьера» в 2021 году запустил программу «Прокачай карьеру». Молодежи от 14 лет бесплатно помогают определиться с профессией. В центре проводят профориентационное тестирование и определяют направления для обучения. В 2023 году этими услугами воспользовались более 4,5 тысячи девятиклассников, сообщил Mos.ru. Чем раньше ребенок поймет, какая профессия ему подходит, тем лучше. Родителям стоит рассказывать школьникам о разных специальностях. Ведь достаточно сложно определиться, когда ничего толком не знаешь об имеющихся вариантах, отметила в разговоре с ОТР психолог и карьерный консультант Анна Мухина. Важно подробно рассказывать детям о своей профессии и том, чем занимаются родственники и знакомые. Можно взять ребенка на работу, чтобы он увидел все своими глазами, посоветовала эксперт. «Многие сейчас работают дома. Можно приобщить ребенка, показать. Это не займет много времени, не значит же, что нужно сидеть часами. В целом нужно общаться», — добавила Мухина. А когда ребенок дорастет до 13-14 лет и серьезнее задумается о будущем, стоит обратиться к специалистам. Сейчас есть много коммерческих и государственных профориентационных центров, которые помогут с выбором. К выпускному классу обычно уже понятно хотя бы то, какой у школьника склад ума: гуманитарий он или «технарь». Даже отталкиваясь от этого можно выбрать определенный спектр профессий. Но важно, чтобы это не было единоличным решением родителей. Сам ребенок обязательно должен участвовать в процессе, подчеркнула Анна Мухина. «Ребенка надо направлять, стимулировать к поиску информации и обсуждать с ним то, что он нашел, помогать ему принять решение», — добавила она. Некоторые дети смотрят на блогеров, зарабатывающих совершенно не теми навыками, которые можно получить в университете. Кто-то из селебрити никогда не учился в вузе, а доход получает только с «болтовни», пения и танцев на камеру. Глядя на них, ребенок задается резонным вопросом: «А зачем тогда мне учиться? Я тоже стану блогером». «Жизнь подкинула очень хороший козырь. Расскажите этому ребенку про Елену Блиновскую, про блогера Лерчек или Аяза Шабутдинова, что он признан мошенником, все деньги пошли на оплату налогов, которые он не платил. Так что сейчас не надо ничего изобретать, можно наглядно показать, чем кончается такое отношение к жизни», — привела пример Мухина. Это не угроза или запугивание, а лишь реальные примеры того, что бывает с людьми, которые пытаются делать деньги из воздуха, обратила внимание психолог. Образование расширяет кругозор и возможности, и откатить это уже нельзя. Специалист посоветовала попробовать донести до ребенка именно эту мысль. «Если ребенок выбирает себе кумира, то это опять же повод нормально с ним разговаривать и рассказывать, в том числе, и про негативные выборы. Ведь если ребенок выбрал себе нормальный образец, никто возражать не будет. А негативные стороны надо освещать», — резюмировала эксперт. Не бывает такого, чтобы ребенок вообще ничего не хотел для своего будущего. Возможно, родители просто не в курсе его желаний или не хотят о них знать, выразила мнение Мухина. «И поэтому у ребенка уже потеряна всякая надежда как-то о чем-то договориться, и все его стремления собственные либо совсем задавлены, либо тщательно скрываются, потому что нет уверенности, что его хотят слушать», — предположила психолог. Родителю стоит начать с себя и попробовать выяснить, почему ребенок не хочет обсуждать с ним свои желания и планы. В психологии считается, что лень — это потеря мотивации. Если школьник ничего не делает и ни на что не ориентируется, это может означать, что он слишком замучен и устал от вечных кружков или других активностей. Либо же он привык получать негативную реакцию на любую инициативу и предложение. Если за него всегда все решают и к нему не прислушиваются, у ребенка просто не будет внутренней возможности озвучить свои желания. В первом случае надо отстать от детей и дать им отдохнуть, а во втором — настроить с ними нормальный контакт. «Надо, чтобы родитель задумался, кого он вообще видит в ребенке: человека или пупсика, с которым он в игрушки играет?» — добавила Мухина. Школьника можно оценить по объективным показателям с помощью теста, учитывая особенности характера и склонности к какой-либо деятельности. У профориентологов есть материалы, помогающие понять, какой набор черт лучше подойдет для той или иной профессии. «Сначала, как правило, через тест выясняются общие вещи, а потом через разговор с ребенком это все уточняется, формируется, и следующая стадия обязательно информационная», — рассказала эксперт. Например, если ребенка заинтересовала радиоэлектроника, специалист расскажет, что делать дальше. Он объяснит, по какому плану нужно готовиться к поступлению и какие вузы можно выбрать. У грамотного профориентолога должна быть актуальная информация о всех подготовительных курсах и других важных нюансах, заключила карьерный консультант.
Выбор будущей профессии может быть мучительным занятием для школьников и их родителей. Как помочь ребенку определиться со специальностью, что ему сказать и куда обращаться за квалифицированной помощью, разбирался ОТР. Пройти профориентацию можно не выходя из дома: например, познакомиться с разными специальностями в интернете, посмотреть интервью с теми, кто достиг в них высот. Есть множество онлайн-тестов для определения профессии, но лучше всего обратиться в специальное учреждение, которое поможет школьнику найти свой путь. С 1 сентября 2023 года в российских школах появились уроки профориентации «Моя Россия — новые горизонты». В 2024-2025 учебном году они будут проходить в игровой форме каждый четверг. Ученикам 6-7 классов уроки помогут определиться с тем, какие дисциплины понадобятся им в жизни, а в 8-9 классах выберут занятия для профильного образования. Уже в старшей школе россияне смогут готовиться к ЕГЭ по нужным предметам. Московский центр «Моя карьера» в 2021 году запустил программу «Прокачай карьеру». Молодежи от 14 лет бесплатно помогают определиться с профессией. В центре проводят профориентационное тестирование и определяют направления для обучения. В 2023 году этими услугами воспользовались более 4,5 тысячи девятиклассников, сообщил Mos.ru. Чем раньше ребенок поймет, какая профессия ему подходит, тем лучше. Родителям стоит рассказывать школьникам о разных специальностях. Ведь достаточно сложно определиться, когда ничего толком не знаешь об имеющихся вариантах, отметила в разговоре с ОТР психолог и карьерный консультант Анна Мухина. Важно подробно рассказывать детям о своей профессии и том, чем занимаются родственники и знакомые. Можно взять ребенка на работу, чтобы он увидел все своими глазами, посоветовала эксперт. «Многие сейчас работают дома. Можно приобщить ребенка, показать. Это не займет много времени, не значит же, что нужно сидеть часами. В целом нужно общаться», — добавила Мухина. А когда ребенок дорастет до 13-14 лет и серьезнее задумается о будущем, стоит обратиться к специалистам. Сейчас есть много коммерческих и государственных профориентационных центров, которые помогут с выбором. К выпускному классу обычно уже понятно хотя бы то, какой у школьника склад ума: гуманитарий он или «технарь». Даже отталкиваясь от этого можно выбрать определенный спектр профессий. Но важно, чтобы это не было единоличным решением родителей. Сам ребенок обязательно должен участвовать в процессе, подчеркнула Анна Мухина. «Ребенка надо направлять, стимулировать к поиску информации и обсуждать с ним то, что он нашел, помогать ему принять решение», — добавила она. Некоторые дети смотрят на блогеров, зарабатывающих совершенно не теми навыками, которые можно получить в университете. Кто-то из селебрити никогда не учился в вузе, а доход получает только с «болтовни», пения и танцев на камеру. Глядя на них, ребенок задается резонным вопросом: «А зачем тогда мне учиться? Я тоже стану блогером». «Жизнь подкинула очень хороший козырь. Расскажите этому ребенку про Елену Блиновскую, про блогера Лерчек или Аяза Шабутдинова, что он признан мошенником, все деньги пошли на оплату налогов, которые он не платил. Так что сейчас не надо ничего изобретать, можно наглядно показать, чем кончается такое отношение к жизни», — привела пример Мухина. Это не угроза или запугивание, а лишь реальные примеры того, что бывает с людьми, которые пытаются делать деньги из воздуха, обратила внимание психолог. Образование расширяет кругозор и возможности, и откатить это уже нельзя. Специалист посоветовала попробовать донести до ребенка именно эту мысль. «Если ребенок выбирает себе кумира, то это опять же повод нормально с ним разговаривать и рассказывать, в том числе, и про негативные выборы. Ведь если ребенок выбрал себе нормальный образец, никто возражать не будет. А негативные стороны надо освещать», — резюмировала эксперт. Не бывает такого, чтобы ребенок вообще ничего не хотел для своего будущего. Возможно, родители просто не в курсе его желаний или не хотят о них знать, выразила мнение Мухина. «И поэтому у ребенка уже потеряна всякая надежда как-то о чем-то договориться, и все его стремления собственные либо совсем задавлены, либо тщательно скрываются, потому что нет уверенности, что его хотят слушать», — предположила психолог. Родителю стоит начать с себя и попробовать выяснить, почему ребенок не хочет обсуждать с ним свои желания и планы. В психологии считается, что лень — это потеря мотивации. Если школьник ничего не делает и ни на что не ориентируется, это может означать, что он слишком замучен и устал от вечных кружков или других активностей. Либо же он привык получать негативную реакцию на любую инициативу и предложение. Если за него всегда все решают и к нему не прислушиваются, у ребенка просто не будет внутренней возможности озвучить свои желания. В первом случае надо отстать от детей и дать им отдохнуть, а во втором — настроить с ними нормальный контакт. «Надо, чтобы родитель задумался, кого он вообще видит в ребенке: человека или пупсика, с которым он в игрушки играет?» — добавила Мухина. Школьника можно оценить по объективным показателям с помощью теста, учитывая особенности характера и склонности к какой-либо деятельности. У профориентологов есть материалы, помогающие понять, какой набор черт лучше подойдет для той или иной профессии. «Сначала, как правило, через тест выясняются общие вещи, а потом через разговор с ребенком это все уточняется, формируется, и следующая стадия обязательно информационная», — рассказала эксперт. Например, если ребенка заинтересовала радиоэлектроника, специалист расскажет, что делать дальше. Он объяснит, по какому плану нужно готовиться к поступлению и какие вузы можно выбрать. У грамотного профориентолога должна быть актуальная информация о всех подготовительных курсах и других важных нюансах, заключила карьерный консультант.