Архитектор Сергей Ткаченко: снос памятников – не преступление, а государственная политика

Демонтаж памятника Феликсу Дзержинскому в Москве. 1991 год
Профессор считает это естественным явлением
Демонтаж памятника Феликсу Дзержинскому в Москве. 1991 год
Сергей Мамонтов /ИТАР-ТАСС

Ровно 100 лет назад в Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет «О памятниках Республики». Документ предписал заменить памятники царским особам и людям из их ближайшего круга на «идеологически выдержанные скульптурные произведения». Идеологически выверенные памятники появляются и сегодня: власть устанавливает их себе сама, считает профессор Московского Архитектурного института Сергей Ткаченко.

«Власть делает памятник сама себе. Она дает поручение придумать мифы, государственные мифы, не в значении сказки, а в значении философской категории. Так создаются пантеоны героев, событий, которые власть считает правильными для себя. Это настолько политическая и политизированная тема, что народ вряд ли может иметь отношение к выбору памятников», – отметил профессор в беседе с сайтом ОТР.

При этом Ткаченко говорит, что любой вандализм, будь то попытка затащить мангал на Медный всадник или уничтожение любых элементов памятников – это плохо, а их снос – естественное явление для политизированного общества.

«Когда сносят памятники – это не преступление, это государственная политика. Почему это не преступление? Сегодня, например, советская власть. Какой может быть памятник царям и их прислужникам? Их надо снести! И все радостно аплодируют, потому что победила революция. После этого приходят рыночные отношения. [Власти] говорят: как же так, мы уничтожили советскую власть, а она уничтожала те памятники, значит нам надо их восстанавливать. Это чисто политическое действо», – отмечает Ткаченко, добавляя, что все решения навязаны обществу сверху людьми, которые создают государственные мифы.

Поспорить с профессором Ткаченко о памятниках и мифах вы сможете сегодня в прямом эфире программы ОТРажение. Он будет гостем студии ОТР с 17.30.

Материал опубликовали: Анна Романенко, Степан Черепенников
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)