За последние 10 лет количество ДТП в Подмосковье снизилось почти на 60% — с более чем девяти тысяч аварий в 2013 году до 3950 в 2023-м, согласно данным ГИБДД. Как удалось сократить этот показатель и что влияет на безопасность дорог, выяснил ОТР. На безопасность влияют человеческий фактор, качество дорожного полотна, знаки, светофоры и правильная логистика, которая позволяет рационально разделить потоки машин. К первому пункту относятся возраст водителей, их психическое и физическое состояние: например, не садится ли человек за руль уставшим, нет ли у него проблем со слухом и зрением. Важно и то, соблюдают ли пешеходы правила дорожного движения, написало РИАМО. Состояние дороги и ее геометрические параметры тоже напрямую влияют на число аварий. Они значительно падают, когда трассы разгружают, делают тротуары, велосипедные дорожки и все вовремя ремонтируют. Значимое место в безопасности эксперты отводят освещению, камерам и актуальности дорожных знаков. Сами водители считают, что эта инфраструктура их дисциплинирует. Независимый автоэксперт Дмитрий Попов обратил внимание, что решающее значение имеют ширина проезжей части и полос. По его словам, аварийность зависит и от плотности покрытия — колея на дороге очень опасна для водителей. Роль играет и то, насколько хорошо трассы чистят от песка, по которому проскальзывают колеса в теплое время года. Все эти нюансы вместе с соблюдением ПДД и делают дорогу безопаснее. В 2013 году в 9342 авариях погибли 1590 человек, еще 11 560 получили травмы. В 2023-м случилось 3956 ДТП, жертвами которых стали 663 человека: страшные показатели снизились на 57,7% и 58,3% за 10 лет. С 2016 по 2023 годы в Московской области построили больше тысячи километров тротуаров. Появилось свыше тысячи линий наружного освещения дорог, а около пяти тысяч пешеходных переходов оснастили подсветкой. Все работы проводили в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Особое внимание уделили безопасности дорог у школ, детских садов и других социально значимых объектов. На подмосковных трассах появилось примерно 700 километров ограждений и 55 тысяч дорожных знаков. Установили и свыше двух тысяч искусственных неровностей: они обеспечивают так называемый треугольник видимости для водителей, объяснил начальник отдела дорог и транспорта администрации города Королев Алексей Матвеев. В Московской области установили одну из самых продвинутых систем фото- и видеофиксации — она серьезно снизила аварийность. Но инспекторы не полагаются только на электронику и регулярно выходят с рейдами, чтобы проверить безопасность движения. Соблюдение правил проверяют с помощью передовых комплексов «Азимут-4» российского производства: на дорогах их 600 единиц.   За последние 10 лет дорожники обновили почти 20 тысяч километров трасс и 353 подъезда к СНТ общей протяженностью в 394 километра. Плановый ремонт тоже идет по графику: рабочие постоянно наносят разметку, укрепляют обочины и следят за качеством покрытия, заделывая ямы даже зимой. Улучшают безопасность и на железной дороге: за последнее время построили восемь надземных переходов, реконструировали 13 станций и создали еще три новые по проекту МЦД. Вдоль путей появилось 90 ограждений «змейка», которые не позволяют людям выйти на опасный участок. Следить за порядком помогают камеры — нарушителей штрафуют на 1,5 тысячи рублей за пересечение железной дороги в неположенном месте. В этом году в 35 городских округах Московской области построят больше 60 километров тротуаров вдоль дорог, сообщили в Минтрансе региона. Их проектируют, учитывая пожелания местных жителей, а программу работ публикуют на сайте ведомства. В Подмосковье уже установили 15 адаптивных светофоров, которые позволяют управлять потоками удаленно. Они автоматически меняют режимы в зависимости от трафика — такими устройствами оснастят еще 25 перекрестков. На железной дороге закроют 200 опасных проходов к путям в 42 округах. Сотрудники ГИБДД организуют рейды с волонтерами, в ходе которых напоминают жителям Подмосковья о правилах безопасного перехода. Эта практика тоже заметно снижает аварийность, ее продолжат и в 2024 году.