Бесплатное
образование в России становится все более платным. В одних школах навязывают
благотворительные взносы, в других предпочитают брать услугами. Например, в
Перми подвели итоги «горячей линии» по взиманию финансовых средств с родителей
в детских садах и школах. В департамент образования поступило множество
звонков: жаловались на поборы в основном родители школьников.
Только за один час в
администрацию Перми поступили 24 жалобы. Сбор денег в школах и детских садах стал
практически обычным делом. Собирают на внеклассную работу, дополнительные
занятия и даже на ремонт. Хотя все школы к началу учебного года должны получить
лицензию и быть отремонтированы.
«Мы по каждому звонку
отрабатываем, естественно, на условиях анонимности. Где-то служебные
расследования, где-то для нас информация к действию. Для разъяснений будем
выходить в тот коллектив, откуда поступила жалоба», - сообщила Ирина Петроградских,
заместитель начальника департамента образования администрации Перми.
Оговорка об анонимности
не случайна. Родители знают: за жалобы могут поплатиться их дети. Городской
форум пестрит обсуждениями, сколько и за что нужно платить в школах, но открыто признавать поборы родители
не готовы.
«Конечно, собирают. То
на ремонт, то на охрану. С начала года 2 тысячи. В департаменте говорят, что не
надо, но все оформляется, как добровольные пожертвования. Добровольные, но ведь
не откажешься», - поделилась мама одного из школьников.
Некоторые родители
готовы добровольно сдавать деньги на улучшение условий для своих детей:
усиленная охрана, лучшие учебники. Но доход у всех разный, а сдавать приходится
одинаково. И как определить, когда собирают правомерно, а когда нет?
«Те средства, которые
выделяются в рамках стандарта, - на это нельзя собирать. А что входит в состав
образовательных услуг – это каждое учреждение определяет самостоятельно. Ну, не
самостоятельно, не знаю, как сказать попроще, потому что охрана – смотря какая
охрана», - продолжает Ирина Петроградских.
В каждом случае нужно
разбираться отдельно, говорит замначальника департамента. И разбираться будут, даже с анонимными
звонками. «Горячая линия» прошла, но сообщения от родителей принимают в любое
время.
Больше
всего платить приходится родителям первоклассников. Они еще не знакомы со всеми
тонкостями школьной бухгалтерии и, к тому же, хотят сразу продемонстрировать
лояльность в надежде, что это скажется на отношении к их детям. Перечень
пожеланий широк: от приобретения каких-то пособий до заказа школьной формы в
определенном ателье. На втором месте в рейтинге стоят сборы на охрану и
уборщиц, хотя это обязанность школы. На третьем месте – доплаты за питание.
Есть и обезличенные взносы на нужды школы и класса. И оформляются эти поборы
вполне законно.
«Так как наличные сборы
денежных средств запрещены по закону, то оформляют все это через родительские
комитеты. Учителя вроде как эти деньги не трогают, но собирают в обязательном
порядке. А потом выписываются заявления о жертвовании добровольном. То есть
получается добровольно-принудительное такое жертвование», - считает Виктор
Майстренко, руководитель движения «За бесплатное образование».
Впрочем, в некоторых
школах удается найти компромисс между желанием родителей получить самое лучшее
для своих детей и возможностями школы дать что-то сверх того, что предусмотрено
бюджетом. Спонсорство и благотворительность бывают не только из серии «Завтра с
каждого по тысяче», но и зависят от умения руководства школы планировать задачи
и находить решения. За счет возможностей родителей, конечно.
«Допустим, в школе у
нас есть 2 лошади. Мы посчитали, что на обслуживание лошадей на год приходится
200-225 тысяч. Вот эти деньги на сено, на комбикорм, на коваля нам дают люди.
Причем не деньгами, а просто я звоню и говорю, что у меня кончается сено. И
через несколько дней приходит сено. Я звоню и говорю, что надо пройти
ветеринара лошадям. Приезжает ветеринар, с которым уже все обговорено,
оплачено. То есть я не имею никакого отношения к деньгам», - говорит Роман Реуэль, директор школы №1321.
Но,
судя по интернет-форумам, во многих случаях люди повторяют: «Куда денешься?». В
одиночку идти против системы поборов желающих нет, ведь у школы в заложниках – будущее
ребенка. Родительский контроль – одна из сторон реформы системы образования. И
если надавить на одного активного родителя просто, то справиться с родительским
комитетом, если он действует в интересах учеников, сложнее. А если
представители нескольких классов объединят усилия, то местный комитет
образования и прокуратура такие коллективные сигналы проигнорировать не смогут.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Бесплатное образование в России все больнее бьет по карману родителей
Бесплатное
образование в России становится все более платным. В одних школах навязывают
благотворительные взносы, в других предпочитают брать услугами. Например, в
Перми подвели итоги «горячей линии» по взиманию финансовых средств с родителей
в детских садах и школах. В департамент образования поступило множество
звонков: жаловались на поборы в основном родители школьников.
Только за один час в
администрацию Перми поступили 24 жалобы. Сбор денег в школах и детских садах стал
практически обычным делом. Собирают на внеклассную работу, дополнительные
занятия и даже на ремонт. Хотя все школы к началу учебного года должны получить
лицензию и быть отремонтированы.
«Мы по каждому звонку
отрабатываем, естественно, на условиях анонимности. Где-то служебные
расследования, где-то для нас информация к действию. Для разъяснений будем
выходить в тот коллектив, откуда поступила жалоба», - сообщила Ирина Петроградских,
заместитель начальника департамента образования администрации Перми.
Оговорка об анонимности
не случайна. Родители знают: за жалобы могут поплатиться их дети. Городской
форум пестрит обсуждениями, сколько и за что нужно платить в школах, но открыто признавать поборы родители
не готовы.
«Конечно, собирают. То
на ремонт, то на охрану. С начала года 2 тысячи. В департаменте говорят, что не
надо, но все оформляется, как добровольные пожертвования. Добровольные, но ведь
не откажешься», - поделилась мама одного из школьников.
Некоторые родители
готовы добровольно сдавать деньги на улучшение условий для своих детей:
усиленная охрана, лучшие учебники. Но доход у всех разный, а сдавать приходится
одинаково. И как определить, когда собирают правомерно, а когда нет?
«Те средства, которые
выделяются в рамках стандарта, - на это нельзя собирать. А что входит в состав
образовательных услуг – это каждое учреждение определяет самостоятельно. Ну, не
самостоятельно, не знаю, как сказать попроще, потому что охрана – смотря какая
охрана», - продолжает Ирина Петроградских.
В каждом случае нужно
разбираться отдельно, говорит замначальника департамента. И разбираться будут, даже с анонимными
звонками. «Горячая линия» прошла, но сообщения от родителей принимают в любое
время.
Больше
всего платить приходится родителям первоклассников. Они еще не знакомы со всеми
тонкостями школьной бухгалтерии и, к тому же, хотят сразу продемонстрировать
лояльность в надежде, что это скажется на отношении к их детям. Перечень
пожеланий широк: от приобретения каких-то пособий до заказа школьной формы в
определенном ателье. На втором месте в рейтинге стоят сборы на охрану и
уборщиц, хотя это обязанность школы. На третьем месте – доплаты за питание.
Есть и обезличенные взносы на нужды школы и класса. И оформляются эти поборы
вполне законно.
«Так как наличные сборы
денежных средств запрещены по закону, то оформляют все это через родительские
комитеты. Учителя вроде как эти деньги не трогают, но собирают в обязательном
порядке. А потом выписываются заявления о жертвовании добровольном. То есть
получается добровольно-принудительное такое жертвование», - считает Виктор
Майстренко, руководитель движения «За бесплатное образование».
Впрочем, в некоторых
школах удается найти компромисс между желанием родителей получить самое лучшее
для своих детей и возможностями школы дать что-то сверх того, что предусмотрено
бюджетом. Спонсорство и благотворительность бывают не только из серии «Завтра с
каждого по тысяче», но и зависят от умения руководства школы планировать задачи
и находить решения. За счет возможностей родителей, конечно.
«Допустим, в школе у
нас есть 2 лошади. Мы посчитали, что на обслуживание лошадей на год приходится
200-225 тысяч. Вот эти деньги на сено, на комбикорм, на коваля нам дают люди.
Причем не деньгами, а просто я звоню и говорю, что у меня кончается сено. И
через несколько дней приходит сено. Я звоню и говорю, что надо пройти
ветеринара лошадям. Приезжает ветеринар, с которым уже все обговорено,
оплачено. То есть я не имею никакого отношения к деньгам», - говорит Роман Реуэль, директор школы №1321.
Но,
судя по интернет-форумам, во многих случаях люди повторяют: «Куда денешься?». В
одиночку идти против системы поборов желающих нет, ведь у школы в заложниках – будущее
ребенка. Родительский контроль – одна из сторон реформы системы образования. И
если надавить на одного активного родителя просто, то справиться с родительским
комитетом, если он действует в интересах учеников, сложнее. А если
представители нескольких классов объединят усилия, то местный комитет
образования и прокуратура такие коллективные сигналы проигнорировать не смогут.
Бесплатное
образование в России становится все более платным. В одних школах навязывают
благотворительные взносы, в других предпочитают брать услугами. Например, в
Перми подвели итоги «горячей линии» по взиманию финансовых средств с родителей
в детских садах и школах. В департамент образования поступило множество
звонков: жаловались на поборы в основном родители школьников.
Только за один час в
администрацию Перми поступили 24 жалобы. Сбор денег в школах и детских садах стал
практически обычным делом. Собирают на внеклассную работу, дополнительные
занятия и даже на ремонт. Хотя все школы к началу учебного года должны получить
лицензию и быть отремонтированы.
«Мы по каждому звонку
отрабатываем, естественно, на условиях анонимности. Где-то служебные
расследования, где-то для нас информация к действию. Для разъяснений будем
выходить в тот коллектив, откуда поступила жалоба», - сообщила Ирина Петроградских,
заместитель начальника департамента образования администрации Перми.
Оговорка об анонимности
не случайна. Родители знают: за жалобы могут поплатиться их дети. Городской
форум пестрит обсуждениями, сколько и за что нужно платить в школах, но открыто признавать поборы родители
не готовы.
«Конечно, собирают. То
на ремонт, то на охрану. С начала года 2 тысячи. В департаменте говорят, что не
надо, но все оформляется, как добровольные пожертвования. Добровольные, но ведь
не откажешься», - поделилась мама одного из школьников.
Некоторые родители
готовы добровольно сдавать деньги на улучшение условий для своих детей:
усиленная охрана, лучшие учебники. Но доход у всех разный, а сдавать приходится
одинаково. И как определить, когда собирают правомерно, а когда нет?
«Те средства, которые
выделяются в рамках стандарта, - на это нельзя собирать. А что входит в состав
образовательных услуг – это каждое учреждение определяет самостоятельно. Ну, не
самостоятельно, не знаю, как сказать попроще, потому что охрана – смотря какая
охрана», - продолжает Ирина Петроградских.
В каждом случае нужно
разбираться отдельно, говорит замначальника департамента. И разбираться будут, даже с анонимными
звонками. «Горячая линия» прошла, но сообщения от родителей принимают в любое
время.
Больше
всего платить приходится родителям первоклассников. Они еще не знакомы со всеми
тонкостями школьной бухгалтерии и, к тому же, хотят сразу продемонстрировать
лояльность в надежде, что это скажется на отношении к их детям. Перечень
пожеланий широк: от приобретения каких-то пособий до заказа школьной формы в
определенном ателье. На втором месте в рейтинге стоят сборы на охрану и
уборщиц, хотя это обязанность школы. На третьем месте – доплаты за питание.
Есть и обезличенные взносы на нужды школы и класса. И оформляются эти поборы
вполне законно.
«Так как наличные сборы
денежных средств запрещены по закону, то оформляют все это через родительские
комитеты. Учителя вроде как эти деньги не трогают, но собирают в обязательном
порядке. А потом выписываются заявления о жертвовании добровольном. То есть
получается добровольно-принудительное такое жертвование», - считает Виктор
Майстренко, руководитель движения «За бесплатное образование».
Впрочем, в некоторых
школах удается найти компромисс между желанием родителей получить самое лучшее
для своих детей и возможностями школы дать что-то сверх того, что предусмотрено
бюджетом. Спонсорство и благотворительность бывают не только из серии «Завтра с
каждого по тысяче», но и зависят от умения руководства школы планировать задачи
и находить решения. За счет возможностей родителей, конечно.
«Допустим, в школе у
нас есть 2 лошади. Мы посчитали, что на обслуживание лошадей на год приходится
200-225 тысяч. Вот эти деньги на сено, на комбикорм, на коваля нам дают люди.
Причем не деньгами, а просто я звоню и говорю, что у меня кончается сено. И
через несколько дней приходит сено. Я звоню и говорю, что надо пройти
ветеринара лошадям. Приезжает ветеринар, с которым уже все обговорено,
оплачено. То есть я не имею никакого отношения к деньгам», - говорит Роман Реуэль, директор школы №1321.
Но,
судя по интернет-форумам, во многих случаях люди повторяют: «Куда денешься?». В
одиночку идти против системы поборов желающих нет, ведь у школы в заложниках – будущее
ребенка. Родительский контроль – одна из сторон реформы системы образования. И
если надавить на одного активного родителя просто, то справиться с родительским
комитетом, если он действует в интересах учеников, сложнее. А если
представители нескольких классов объединят усилия, то местный комитет
образования и прокуратура такие коллективные сигналы проигнорировать не смогут.