Московский центр Рерихов государственным не был, и быть не
хочет. Это музей общественный. Правда, помогать ему больше некому. ЦБ отозвал
лицензию у "Мастер-банка", топ-менеджер которого спонсировал
учреждение. При этом на музее висит долг в 28 миллионов рублей.
В конце 1980-х годов младший сын Рериха Святослав предложил
Горбачеву открыть в Москве общественный музей отца. Под экспозицию отдали
полуразваленный особняк Лопухиных. Здание реставрировали волонтеры, деньгами
помогал меценат. На восстановление ушло более 20 лет и полтора миллиарда
рублей. Государство за это время не выделило музею ни рубля.
Картины, сувениры и мелочи быта Рерихов в 1987 году привезли
из Индии самолетом. Груз весил 4 тонны. Одних подлинников Николая Рериха в
двухэтажном особняке в центре Москвы представлено более 500, и в последние годы
коллекция регулярно пополнялась.
"Эта картина – центральная картина серии "Корона
востока" – попала к нам, благодаря нашему меценату Борису Булочнику,
который купил ее на аукционе. Она находилась в частной коллекции и продавалась",
– говорит Ольга Канищева, экскурсовод международного центра Рерихов.
Музей заканчивал ремонт особняка, возил картины по всему
миру, искал подлинники по частным коллекциям, пока в ноябре прошлого года
Центробанк не приостановил лицензию "Мастер-банка". Казалось бы,
причем тут живопись? Но двадцать лет центр Рериха содержал председатель
правления банка Борис Булочник. Оставшись без мецената, музей оказался в
безвыходном положении. На общественные пожертвования надежды нет, а билетами в
300 рублей уникальное собрание сохранить невозможно. Не покроешь ими и долг за
аренду здания.
"Если инвестор отреставрировал архитектурный памятник,
то ему предоставляется право льготной аренды – 1 рубль за квадратный метр в
год. Нам такая льгота предоставлена не была. И в силу этого накопился долг по
аренде – около 28 миллионов рублей", – говорит Леонид Тимофеев,
пресс-секретарь международного центра Рерихов.
К финансовой неустойчивости музея добавилось судебное
разбирательство совсем по другой теме. С первых лет существования музея
отсудить у него коллекцию не раз пыталось Министерство культуры. Ее музею
завещал Святослав Рерих. Две судебных инстанции признали за центром абсолютное
право наследования, а вот Верховный суд вернул дело для дальнейшего
разбирательства. Если министр Мединский выиграет дело, коллекция может стать
частью нового – государственного музея Рерихов. Против национализации наследия
семьи выступал сам Святослав Рерих.
"У государства нет никаких документов,
свидетельствующих ни о воле Рериха в пользу государства, ни документов о приобретении
этих картин. И мы считаем, что эта ситуация настолько пагубная, что она может
привести к гибели музея", – говорит Павел Журавихин, ответственный
секретарь международного центра Рерихов.
Недавно в музей пришла первая за долгое время хорошая
новость: Собянин поручил рассмотреть возможность передачи особняка музею в
безвозмездное пользование. Правда, если Минкульт отсудит у международного
центра наследие Рерихов, пользоваться льготами будет некому.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Битва за Рерихов. Музею Рерихов нечем платить аренду, а Минкульт пытается отсудить коллекции
Московский центр Рерихов государственным не был, и быть не
хочет. Это музей общественный. Правда, помогать ему больше некому. ЦБ отозвал
лицензию у "Мастер-банка", топ-менеджер которого спонсировал
учреждение. При этом на музее висит долг в 28 миллионов рублей.
В конце 1980-х годов младший сын Рериха Святослав предложил
Горбачеву открыть в Москве общественный музей отца. Под экспозицию отдали
полуразваленный особняк Лопухиных. Здание реставрировали волонтеры, деньгами
помогал меценат. На восстановление ушло более 20 лет и полтора миллиарда
рублей. Государство за это время не выделило музею ни рубля.
Картины, сувениры и мелочи быта Рерихов в 1987 году привезли
из Индии самолетом. Груз весил 4 тонны. Одних подлинников Николая Рериха в
двухэтажном особняке в центре Москвы представлено более 500, и в последние годы
коллекция регулярно пополнялась.
"Эта картина – центральная картина серии "Корона
востока" – попала к нам, благодаря нашему меценату Борису Булочнику,
который купил ее на аукционе. Она находилась в частной коллекции и продавалась",
– говорит Ольга Канищева, экскурсовод международного центра Рерихов.
Музей заканчивал ремонт особняка, возил картины по всему
миру, искал подлинники по частным коллекциям, пока в ноябре прошлого года
Центробанк не приостановил лицензию "Мастер-банка". Казалось бы,
причем тут живопись? Но двадцать лет центр Рериха содержал председатель
правления банка Борис Булочник. Оставшись без мецената, музей оказался в
безвыходном положении. На общественные пожертвования надежды нет, а билетами в
300 рублей уникальное собрание сохранить невозможно. Не покроешь ими и долг за
аренду здания.
"Если инвестор отреставрировал архитектурный памятник,
то ему предоставляется право льготной аренды – 1 рубль за квадратный метр в
год. Нам такая льгота предоставлена не была. И в силу этого накопился долг по
аренде – около 28 миллионов рублей", – говорит Леонид Тимофеев,
пресс-секретарь международного центра Рерихов.
К финансовой неустойчивости музея добавилось судебное
разбирательство совсем по другой теме. С первых лет существования музея
отсудить у него коллекцию не раз пыталось Министерство культуры. Ее музею
завещал Святослав Рерих. Две судебных инстанции признали за центром абсолютное
право наследования, а вот Верховный суд вернул дело для дальнейшего
разбирательства. Если министр Мединский выиграет дело, коллекция может стать
частью нового – государственного музея Рерихов. Против национализации наследия
семьи выступал сам Святослав Рерих.
"У государства нет никаких документов,
свидетельствующих ни о воле Рериха в пользу государства, ни документов о приобретении
этих картин. И мы считаем, что эта ситуация настолько пагубная, что она может
привести к гибели музея", – говорит Павел Журавихин, ответственный
секретарь международного центра Рерихов.
Недавно в музей пришла первая за долгое время хорошая
новость: Собянин поручил рассмотреть возможность передачи особняка музею в
безвозмездное пользование. Правда, если Минкульт отсудит у международного
центра наследие Рерихов, пользоваться льготами будет некому.
Московский центр Рерихов государственным не был, и быть не
хочет. Это музей общественный. Правда, помогать ему больше некому. ЦБ отозвал
лицензию у "Мастер-банка", топ-менеджер которого спонсировал
учреждение. При этом на музее висит долг в 28 миллионов рублей.
В конце 1980-х годов младший сын Рериха Святослав предложил
Горбачеву открыть в Москве общественный музей отца. Под экспозицию отдали
полуразваленный особняк Лопухиных. Здание реставрировали волонтеры, деньгами
помогал меценат. На восстановление ушло более 20 лет и полтора миллиарда
рублей. Государство за это время не выделило музею ни рубля.
Картины, сувениры и мелочи быта Рерихов в 1987 году привезли
из Индии самолетом. Груз весил 4 тонны. Одних подлинников Николая Рериха в
двухэтажном особняке в центре Москвы представлено более 500, и в последние годы
коллекция регулярно пополнялась.
"Эта картина – центральная картина серии "Корона
востока" – попала к нам, благодаря нашему меценату Борису Булочнику,
который купил ее на аукционе. Она находилась в частной коллекции и продавалась",
– говорит Ольга Канищева, экскурсовод международного центра Рерихов.
Музей заканчивал ремонт особняка, возил картины по всему
миру, искал подлинники по частным коллекциям, пока в ноябре прошлого года
Центробанк не приостановил лицензию "Мастер-банка". Казалось бы,
причем тут живопись? Но двадцать лет центр Рериха содержал председатель
правления банка Борис Булочник. Оставшись без мецената, музей оказался в
безвыходном положении. На общественные пожертвования надежды нет, а билетами в
300 рублей уникальное собрание сохранить невозможно. Не покроешь ими и долг за
аренду здания.
"Если инвестор отреставрировал архитектурный памятник,
то ему предоставляется право льготной аренды – 1 рубль за квадратный метр в
год. Нам такая льгота предоставлена не была. И в силу этого накопился долг по
аренде – около 28 миллионов рублей", – говорит Леонид Тимофеев,
пресс-секретарь международного центра Рерихов.
К финансовой неустойчивости музея добавилось судебное
разбирательство совсем по другой теме. С первых лет существования музея
отсудить у него коллекцию не раз пыталось Министерство культуры. Ее музею
завещал Святослав Рерих. Две судебных инстанции признали за центром абсолютное
право наследования, а вот Верховный суд вернул дело для дальнейшего
разбирательства. Если министр Мединский выиграет дело, коллекция может стать
частью нового – государственного музея Рерихов. Против национализации наследия
семьи выступал сам Святослав Рерих.
"У государства нет никаких документов,
свидетельствующих ни о воле Рериха в пользу государства, ни документов о приобретении
этих картин. И мы считаем, что эта ситуация настолько пагубная, что она может
привести к гибели музея", – говорит Павел Журавихин, ответственный
секретарь международного центра Рерихов.
Недавно в музей пришла первая за долгое время хорошая
новость: Собянин поручил рассмотреть возможность передачи особняка музею в
безвозмездное пользование. Правда, если Минкульт отсудит у международного
центра наследие Рерихов, пользоваться льготами будет некому.