Битва за Рерихов. Музею Рерихов нечем платить аренду, а Минкульт пытается отсудить коллекции
Московский центр Рерихов государственным не был, и быть не хочет. Это музей общественный. Правда, помогать ему больше некому. ЦБ отозвал лицензию у "Мастер-банка", топ-менеджер которого спонсировал учреждение. При этом на музее висит долг в 28 миллионов рублей. В конце 1980-х годов младший сын Рериха Святослав предложил Горбачеву открыть в Москве общественный музей отца. Под экспозицию отдали полуразваленный особняк Лопухиных. Здание реставрировали волонтеры, деньгами помогал меценат. На восстановление ушло более 20 лет и полтора миллиарда рублей. Государство за это время не выделило музею ни рубля. Картины, сувениры и мелочи быта Рерихов в 1987 году привезли из Индии самолетом. Груз весил 4 тонны. Одних подлинников Николая Рериха в двухэтажном особняке в центре Москвы представлено более 500, и в последние годы коллекция регулярно пополнялась. "Эта картина – центральная картина серии "Корона востока" – попала к нам, благодаря нашему меценату Борису Булочнику, который купил ее на аукционе. Она находилась в частной коллекции и продавалась", – говорит Ольга Канищева, экскурсовод международного центра Рерихов. Музей заканчивал ремонт особняка, возил картины по всему миру, искал подлинники по частным коллекциям, пока в ноябре прошлого года Центробанк не приостановил лицензию "Мастер-банка". Казалось бы, причем тут живопись? Но двадцать лет центр Рериха содержал председатель правления банка Борис Булочник. Оставшись без мецената, музей оказался в безвыходном положении. На общественные пожертвования надежды нет, а билетами в 300 рублей уникальное собрание сохранить невозможно. Не покроешь ими и долг за аренду здания. "Если инвестор отреставрировал архитектурный памятник, то ему предоставляется право льготной аренды – 1 рубль за квадратный метр в год. Нам такая льгота предоставлена не была. И в силу этого накопился долг по аренде – около 28 миллионов рублей", – говорит Леонид Тимофеев, пресс-секретарь международного центра Рерихов. К финансовой неустойчивости музея добавилось судебное разбирательство совсем по другой теме. С первых лет существования музея отсудить у него коллекцию не раз пыталось Министерство культуры. Ее музею завещал Святослав Рерих. Две судебных инстанции признали за центром абсолютное право наследования, а вот Верховный суд вернул дело для дальнейшего разбирательства. Если министр Мединский выиграет дело, коллекция может стать частью нового – государственного музея Рерихов. Против национализации наследия семьи выступал сам Святослав Рерих. "У государства нет никаких документов, свидетельствующих ни о воле Рериха в пользу государства, ни документов о приобретении этих картин. И мы считаем, что эта ситуация настолько пагубная, что она может привести к гибели музея", – говорит Павел Журавихин, ответственный секретарь международного центра Рерихов. Недавно в музей пришла первая за долгое время хорошая новость: Собянин поручил рассмотреть возможность передачи особняка музею в безвозмездное пользование. Правда, если Минкульт отсудит у международного центра наследие Рерихов, пользоваться льготами будет некому.  
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Битва за Рерихов. Музею Рерихов нечем платить аренду, а Минкульт пытается отсудить коллекции
Московский центр Рерихов государственным не был, и быть не хочет. Это музей общественный. Правда, помогать ему больше некому. ЦБ отозвал лицензию у "Мастер-банка", топ-менеджер которого спонсировал учреждение. При этом на музее висит долг в 28 миллионов рублей. В конце 1980-х годов младший сын Рериха Святослав предложил Горбачеву открыть в Москве общественный музей отца. Под экспозицию отдали полуразваленный особняк Лопухиных. Здание реставрировали волонтеры, деньгами помогал меценат. На восстановление ушло более 20 лет и полтора миллиарда рублей. Государство за это время не выделило музею ни рубля. Картины, сувениры и мелочи быта Рерихов в 1987 году привезли из Индии самолетом. Груз весил 4 тонны. Одних подлинников Николая Рериха в двухэтажном особняке в центре Москвы представлено более 500, и в последние годы коллекция регулярно пополнялась. "Эта картина – центральная картина серии "Корона востока" – попала к нам, благодаря нашему меценату Борису Булочнику, который купил ее на аукционе. Она находилась в частной коллекции и продавалась", – говорит Ольга Канищева, экскурсовод международного центра Рерихов. Музей заканчивал ремонт особняка, возил картины по всему миру, искал подлинники по частным коллекциям, пока в ноябре прошлого года Центробанк не приостановил лицензию "Мастер-банка". Казалось бы, причем тут живопись? Но двадцать лет центр Рериха содержал председатель правления банка Борис Булочник. Оставшись без мецената, музей оказался в безвыходном положении. На общественные пожертвования надежды нет, а билетами в 300 рублей уникальное собрание сохранить невозможно. Не покроешь ими и долг за аренду здания. "Если инвестор отреставрировал архитектурный памятник, то ему предоставляется право льготной аренды – 1 рубль за квадратный метр в год. Нам такая льгота предоставлена не была. И в силу этого накопился долг по аренде – около 28 миллионов рублей", – говорит Леонид Тимофеев, пресс-секретарь международного центра Рерихов. К финансовой неустойчивости музея добавилось судебное разбирательство совсем по другой теме. С первых лет существования музея отсудить у него коллекцию не раз пыталось Министерство культуры. Ее музею завещал Святослав Рерих. Две судебных инстанции признали за центром абсолютное право наследования, а вот Верховный суд вернул дело для дальнейшего разбирательства. Если министр Мединский выиграет дело, коллекция может стать частью нового – государственного музея Рерихов. Против национализации наследия семьи выступал сам Святослав Рерих. "У государства нет никаких документов, свидетельствующих ни о воле Рериха в пользу государства, ни документов о приобретении этих картин. И мы считаем, что эта ситуация настолько пагубная, что она может привести к гибели музея", – говорит Павел Журавихин, ответственный секретарь международного центра Рерихов. Недавно в музей пришла первая за долгое время хорошая новость: Собянин поручил рассмотреть возможность передачи особняка музею в безвозмездное пользование. Правда, если Минкульт отсудит у международного центра наследие Рерихов, пользоваться льготами будет некому.  
Московский центр Рерихов государственным не был, и быть не хочет. Это музей общественный. Правда, помогать ему больше некому. ЦБ отозвал лицензию у "Мастер-банка", топ-менеджер которого спонсировал учреждение. При этом на музее висит долг в 28 миллионов рублей. В конце 1980-х годов младший сын Рериха Святослав предложил Горбачеву открыть в Москве общественный музей отца. Под экспозицию отдали полуразваленный особняк Лопухиных. Здание реставрировали волонтеры, деньгами помогал меценат. На восстановление ушло более 20 лет и полтора миллиарда рублей. Государство за это время не выделило музею ни рубля. Картины, сувениры и мелочи быта Рерихов в 1987 году привезли из Индии самолетом. Груз весил 4 тонны. Одних подлинников Николая Рериха в двухэтажном особняке в центре Москвы представлено более 500, и в последние годы коллекция регулярно пополнялась. "Эта картина – центральная картина серии "Корона востока" – попала к нам, благодаря нашему меценату Борису Булочнику, который купил ее на аукционе. Она находилась в частной коллекции и продавалась", – говорит Ольга Канищева, экскурсовод международного центра Рерихов. Музей заканчивал ремонт особняка, возил картины по всему миру, искал подлинники по частным коллекциям, пока в ноябре прошлого года Центробанк не приостановил лицензию "Мастер-банка". Казалось бы, причем тут живопись? Но двадцать лет центр Рериха содержал председатель правления банка Борис Булочник. Оставшись без мецената, музей оказался в безвыходном положении. На общественные пожертвования надежды нет, а билетами в 300 рублей уникальное собрание сохранить невозможно. Не покроешь ими и долг за аренду здания. "Если инвестор отреставрировал архитектурный памятник, то ему предоставляется право льготной аренды – 1 рубль за квадратный метр в год. Нам такая льгота предоставлена не была. И в силу этого накопился долг по аренде – около 28 миллионов рублей", – говорит Леонид Тимофеев, пресс-секретарь международного центра Рерихов. К финансовой неустойчивости музея добавилось судебное разбирательство совсем по другой теме. С первых лет существования музея отсудить у него коллекцию не раз пыталось Министерство культуры. Ее музею завещал Святослав Рерих. Две судебных инстанции признали за центром абсолютное право наследования, а вот Верховный суд вернул дело для дальнейшего разбирательства. Если министр Мединский выиграет дело, коллекция может стать частью нового – государственного музея Рерихов. Против национализации наследия семьи выступал сам Святослав Рерих. "У государства нет никаких документов, свидетельствующих ни о воле Рериха в пользу государства, ни документов о приобретении этих картин. И мы считаем, что эта ситуация настолько пагубная, что она может привести к гибели музея", – говорит Павел Журавихин, ответственный секретарь международного центра Рерихов. Недавно в музей пришла первая за долгое время хорошая новость: Собянин поручил рассмотреть возможность передачи особняка музею в безвозмездное пользование. Правда, если Минкульт отсудит у международного центра наследие Рерихов, пользоваться льготами будет некому.