Экономист: Чтобы остановить рост цен на топливо в России, нужно скорректировать налоговый маневр
Стоимость бензина и дизеля в рознице растет, в южных регионах России наблюдается даже его дефицит. Одной из действенных мер в таких условиях может стать изменение налогового законодательства – об этом интернет-изданию РИАМО рассказал доцент департамента экономической теории, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ Дмитрий Морковкин. На Санкт-Петербургской сырьевой бирже 31 августа был зафиксирован рекорд по оптовой цене на марку бензина АИ-95 – 74 тыс. рублей за тонну. Как раз накануне вице-премьер России Александр Новак сообщил о том, что правительство работает над мерами по стабилизации ситуации на внутреннем рынке топлива. Розничные цены на топливо продолжают небольшой, но неуклонный рост с конца июля 2023 года. Дело в том, что на сложившуюся ситуацию влияет целая группа факторов, объясняет экономист. Действующие на сегодняшний день условия налогового маневра для игроков российского нефтяного рынка стимулируют добычу и экспорт в большей степени сырой нефти, а не ее переработку. Особенно при нынешнем курсе рубля, который увеличивает доходность поставок на экспорт. Это создает ситуацию ограниченности предложения на внутреннем топливном рынке, при условии повышенного спроса, особенно в период сезона сбора урожая, подчеркивает Морковкин. С другой стороны, с сентября 2023 года Минфин вдвое уменьшает выплаты по механизму демпфера для игроков нефтяного рынке. «Как итог сейчас наблюдается рекордное повышение оптовых цен на бирже и дефицит дизельного топлива в некоторых южных регионах России, крупные транспортные компании отмечали нарушение ритмичности поставок топлива, в том числе связанное с ремонтом некоторых НПЗ. И соответственно общий рост цен на все виды топлива на заправках, пока в пределах инфляции», – отмечает эксперт. Проблема усугубляется еще и тем, что большая часть малотоннажного транспорта, используемая в грузоперевозках, и спецтехники потребляют дизельное топливо, поэтому по цепочке могут вырасти цена на транспортную логистику, а значит на многие товары на потребительском рынке, обращает внимание Морковкин. По оценкам экспертов, изменение параметров демпфера поможет сохранить Минфину более 500 млрд рублей в российском бюджете за год. Разумеется, выполнение задачи наполнения бюджета для правительства является приоритетной, однако и возможный резкий рост цен на топливо необходимо ограничивать, говорит экономист. Так, Минэнерго России объявило о введении инструмента лицензирования экспорта нефтепродуктов и сокращении поставок нефти на внешние рынки. Для стабилизации ситуации необходимо насытить нефтепродуктами внутренний рынок. «Одной из мер стимулирования переработки нефти и соответственно снижения цен на топливо могли бы стать изменения в налоговом законодательстве РФ, вплоть до временной отмены некоторых параметров налогового маневра, отсрочка платежей по НДПИ, при условии отправки сырой нефти участниками рынка на НПЗ, а значит для насыщения внутреннего рынка», – считает Морковкин.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Экономист: Чтобы остановить рост цен на топливо в России, нужно скорректировать налоговый маневр
Стоимость бензина и дизеля в рознице растет, в южных регионах России наблюдается даже его дефицит. Одной из действенных мер в таких условиях может стать изменение налогового законодательства – об этом интернет-изданию РИАМО рассказал доцент департамента экономической теории, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ Дмитрий Морковкин. На Санкт-Петербургской сырьевой бирже 31 августа был зафиксирован рекорд по оптовой цене на марку бензина АИ-95 – 74 тыс. рублей за тонну. Как раз накануне вице-премьер России Александр Новак сообщил о том, что правительство работает над мерами по стабилизации ситуации на внутреннем рынке топлива. Розничные цены на топливо продолжают небольшой, но неуклонный рост с конца июля 2023 года. Дело в том, что на сложившуюся ситуацию влияет целая группа факторов, объясняет экономист. Действующие на сегодняшний день условия налогового маневра для игроков российского нефтяного рынка стимулируют добычу и экспорт в большей степени сырой нефти, а не ее переработку. Особенно при нынешнем курсе рубля, который увеличивает доходность поставок на экспорт. Это создает ситуацию ограниченности предложения на внутреннем топливном рынке, при условии повышенного спроса, особенно в период сезона сбора урожая, подчеркивает Морковкин. С другой стороны, с сентября 2023 года Минфин вдвое уменьшает выплаты по механизму демпфера для игроков нефтяного рынке. «Как итог сейчас наблюдается рекордное повышение оптовых цен на бирже и дефицит дизельного топлива в некоторых южных регионах России, крупные транспортные компании отмечали нарушение ритмичности поставок топлива, в том числе связанное с ремонтом некоторых НПЗ. И соответственно общий рост цен на все виды топлива на заправках, пока в пределах инфляции», – отмечает эксперт. Проблема усугубляется еще и тем, что большая часть малотоннажного транспорта, используемая в грузоперевозках, и спецтехники потребляют дизельное топливо, поэтому по цепочке могут вырасти цена на транспортную логистику, а значит на многие товары на потребительском рынке, обращает внимание Морковкин. По оценкам экспертов, изменение параметров демпфера поможет сохранить Минфину более 500 млрд рублей в российском бюджете за год. Разумеется, выполнение задачи наполнения бюджета для правительства является приоритетной, однако и возможный резкий рост цен на топливо необходимо ограничивать, говорит экономист. Так, Минэнерго России объявило о введении инструмента лицензирования экспорта нефтепродуктов и сокращении поставок нефти на внешние рынки. Для стабилизации ситуации необходимо насытить нефтепродуктами внутренний рынок. «Одной из мер стимулирования переработки нефти и соответственно снижения цен на топливо могли бы стать изменения в налоговом законодательстве РФ, вплоть до временной отмены некоторых параметров налогового маневра, отсрочка платежей по НДПИ, при условии отправки сырой нефти участниками рынка на НПЗ, а значит для насыщения внутреннего рынка», – считает Морковкин.
Стоимость бензина и дизеля в рознице растет, в южных регионах России наблюдается даже его дефицит. Одной из действенных мер в таких условиях может стать изменение налогового законодательства – об этом интернет-изданию РИАМО рассказал доцент департамента экономической теории, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ Дмитрий Морковкин. На Санкт-Петербургской сырьевой бирже 31 августа был зафиксирован рекорд по оптовой цене на марку бензина АИ-95 – 74 тыс. рублей за тонну. Как раз накануне вице-премьер России Александр Новак сообщил о том, что правительство работает над мерами по стабилизации ситуации на внутреннем рынке топлива. Розничные цены на топливо продолжают небольшой, но неуклонный рост с конца июля 2023 года. Дело в том, что на сложившуюся ситуацию влияет целая группа факторов, объясняет экономист. Действующие на сегодняшний день условия налогового маневра для игроков российского нефтяного рынка стимулируют добычу и экспорт в большей степени сырой нефти, а не ее переработку. Особенно при нынешнем курсе рубля, который увеличивает доходность поставок на экспорт. Это создает ситуацию ограниченности предложения на внутреннем топливном рынке, при условии повышенного спроса, особенно в период сезона сбора урожая, подчеркивает Морковкин. С другой стороны, с сентября 2023 года Минфин вдвое уменьшает выплаты по механизму демпфера для игроков нефтяного рынке. «Как итог сейчас наблюдается рекордное повышение оптовых цен на бирже и дефицит дизельного топлива в некоторых южных регионах России, крупные транспортные компании отмечали нарушение ритмичности поставок топлива, в том числе связанное с ремонтом некоторых НПЗ. И соответственно общий рост цен на все виды топлива на заправках, пока в пределах инфляции», – отмечает эксперт. Проблема усугубляется еще и тем, что большая часть малотоннажного транспорта, используемая в грузоперевозках, и спецтехники потребляют дизельное топливо, поэтому по цепочке могут вырасти цена на транспортную логистику, а значит на многие товары на потребительском рынке, обращает внимание Морковкин. По оценкам экспертов, изменение параметров демпфера поможет сохранить Минфину более 500 млрд рублей в российском бюджете за год. Разумеется, выполнение задачи наполнения бюджета для правительства является приоритетной, однако и возможный резкий рост цен на топливо необходимо ограничивать, говорит экономист. Так, Минэнерго России объявило о введении инструмента лицензирования экспорта нефтепродуктов и сокращении поставок нефти на внешние рынки. Для стабилизации ситуации необходимо насытить нефтепродуктами внутренний рынок. «Одной из мер стимулирования переработки нефти и соответственно снижения цен на топливо могли бы стать изменения в налоговом законодательстве РФ, вплоть до временной отмены некоторых параметров налогового маневра, отсрочка платежей по НДПИ, при условии отправки сырой нефти участниками рынка на НПЗ, а значит для насыщения внутреннего рынка», – считает Морковкин.