Тарифы на электроэнергию в одном регионе могут отличаться — иногда люди платят в четыре раза больше других. Все дело в том, что территории обслуживают разные сетевые компании. Какое решение предлагает ФАС и как сами потребители могут сэкономить на электричестве, разбирался телеканал ОТР.
В российских законах пока нет общего подхода к оценке стоимости обслуживания электросетевого оборудования. Из-за этого каждая компания считает тарифы по-разному, а на некоторых россиян ложится дополнительная нагрузка. Часто бывает, что условия одинаковые, а затраты на обслуживание оборудования отличаются. Это зависит от того, какая территория закреплена за той или иной организацией, сообщила «Парламентская газета».
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) несколько лет пытается привести расчет затрат к общему виду. Такую же цель преследует законопроект правительства, который подготовили в ФАС. Авторы документа предложили ограничить расходы компаний на обслуживание электросетей. По их мнению, сейчас россияне переплачивают за неэффективное управление этой инфраструктурой.
«К примеру, в Иркутской области расходы на обеспечение работы небольшой сетевой организации в 3,25 раза выше, чем у крупнейшей сети. При этом первая обслуживает 1278 километров сетей, а вторая — 45 742 километра», — объяснили в пресс-службе ФАС.
По словам представителей службы, разрыв в затратах в Ульяновской области составляет 184%, а на Камчатке — 291%. В законопроекте указаны меры, которые позволят оптимизировать расходы компаний, чья деятельность неэффективна. Они же создадут равные условия для работы монополии в каждом отдельном регионе.
Компании перейдут на механизм эталонного формирования тарифов с 1 июля 2026 года. Сейчас ФАС готовит нужные для этого нормативы: например, создает положение о расчете расходов, которое и повлияет на тарифы. Суть эталонного подхода в том, чтобы определить средний уровень расходов в группах организаций, которые похожи по большинству параметров.
Каждая компания утверждает тариф в региональной комиссии или другом регулирующем органе. Вместе с заявкой она передает финансовое обоснование цен. У разных организаций отличаются не только сами тарифы, но и их обоснования, рассказала телеканалу ОТР эксперт в области ЖКХ, сопредседатель некоммерческого партнерства «Управдом» Евгения Юнисова.
«Зависит от того, какие у них траты, мощности, отношения с генерирующим поставщиком и так далее. У всех это может быть разное. И, наверное, у них это объективная ситуация. У кого-то более изношены сети, у кого-то обновленные, модернизированные», — уточнила специалист.
Потому и устанавливают разные тарифы — комиссия принимает во внимание обоснование компаний. Иногда регуляторы назначают специальную экспертизу, если доводы кажутся неубедительными, рассказала Юнисова.
«С точки зрения потребителей, которые находятся в одном регионе или даже в одном муниципальном образовании, конечно, непонятная ситуация: почему в соседнем доме или поселке одни тарифы, а у них другие. Поэтому, конечно, было бы справедливо и рационально, чтобы не было разницы в разы», — согласилась собеседница ОТР с экспертами ФАС.
Разумеется, расценки все равно будут разными. На это влияет отдаленность мест, протяженность кабелей и прочие факторы. Но речь пойдет не о таком сильном разрыве, как сейчас. Экономическое обоснование тарифа может быть оправдано для поставщика, но не для россиян, на карман которых влияет разница в расценках, отметила специалист по ЖКХ.
«Разница в экономических условиях для поставщиков, на мой взгляд, должна покрываться за счет каких-то других средств, не за счет тарифов для потребителей. За счет, может быть, каких-то дотаций, субсидий и чего угодно, но не из кармана потребителей», — выразила мнение сопредседатель «Управдома».
Пока тарифы не привели к общему знаменателю, каждый самостоятельно может сделать так, чтобы сумма в платежке изменилась в его пользу. Один из вариантов —поменять все лампочки в доме на энергосберегающие, посоветовала Юнисова.
«Если есть возможность, стоит установить систему «умный дом». Она тоже во многом позволяет снизить расход электроэнергии. Там, где есть разница в тарифах — тарифные счетчики. Сейчас, правда, тенденция формирования тарифов такая, что с этими тарифными счетчиками экономить не всегда получается», — отметила эксперт.
Система «умный дом» сможет отключить, например, электрическое отопление или лампу для растений, когда хозяина нет дома. Для этого достаточно отправить команду с телефона. Функция отложенного старта на посудомойке и стиральной машине тоже полезная вещь, ведь несмотря на изменения, о которых рассказала Юнисова, в некоторых регионах ночные тарифы все еще ниже дневных.
Важно помнить, что за замену счетчиков теперь платит поставщик. Можно написать заявление, и тогда его установят бесплатно. Юнисова рекомендовала не пользоваться устаревшими электроприборами, потому что требования их эффективности меняются, к тому же современная техника потребляет гораздо меньше электричества.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Эксперт по ЖКХ Юнисова: «умный дом» сэкономит расходы на электроэнергию
Тарифы на электроэнергию в одном регионе могут отличаться — иногда люди платят в четыре раза больше других. Все дело в том, что территории обслуживают разные сетевые компании. Какое решение предлагает ФАС и как сами потребители могут сэкономить на электричестве, разбирался телеканал ОТР.
В российских законах пока нет общего подхода к оценке стоимости обслуживания электросетевого оборудования. Из-за этого каждая компания считает тарифы по-разному, а на некоторых россиян ложится дополнительная нагрузка. Часто бывает, что условия одинаковые, а затраты на обслуживание оборудования отличаются. Это зависит от того, какая территория закреплена за той или иной организацией, сообщила «Парламентская газета».
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) несколько лет пытается привести расчет затрат к общему виду. Такую же цель преследует законопроект правительства, который подготовили в ФАС. Авторы документа предложили ограничить расходы компаний на обслуживание электросетей. По их мнению, сейчас россияне переплачивают за неэффективное управление этой инфраструктурой.
«К примеру, в Иркутской области расходы на обеспечение работы небольшой сетевой организации в 3,25 раза выше, чем у крупнейшей сети. При этом первая обслуживает 1278 километров сетей, а вторая — 45 742 километра», — объяснили в пресс-службе ФАС.
По словам представителей службы, разрыв в затратах в Ульяновской области составляет 184%, а на Камчатке — 291%. В законопроекте указаны меры, которые позволят оптимизировать расходы компаний, чья деятельность неэффективна. Они же создадут равные условия для работы монополии в каждом отдельном регионе.
Компании перейдут на механизм эталонного формирования тарифов с 1 июля 2026 года. Сейчас ФАС готовит нужные для этого нормативы: например, создает положение о расчете расходов, которое и повлияет на тарифы. Суть эталонного подхода в том, чтобы определить средний уровень расходов в группах организаций, которые похожи по большинству параметров.
Каждая компания утверждает тариф в региональной комиссии или другом регулирующем органе. Вместе с заявкой она передает финансовое обоснование цен. У разных организаций отличаются не только сами тарифы, но и их обоснования, рассказала телеканалу ОТР эксперт в области ЖКХ, сопредседатель некоммерческого партнерства «Управдом» Евгения Юнисова.
«Зависит от того, какие у них траты, мощности, отношения с генерирующим поставщиком и так далее. У всех это может быть разное. И, наверное, у них это объективная ситуация. У кого-то более изношены сети, у кого-то обновленные, модернизированные», — уточнила специалист.
Потому и устанавливают разные тарифы — комиссия принимает во внимание обоснование компаний. Иногда регуляторы назначают специальную экспертизу, если доводы кажутся неубедительными, рассказала Юнисова.
«С точки зрения потребителей, которые находятся в одном регионе или даже в одном муниципальном образовании, конечно, непонятная ситуация: почему в соседнем доме или поселке одни тарифы, а у них другие. Поэтому, конечно, было бы справедливо и рационально, чтобы не было разницы в разы», — согласилась собеседница ОТР с экспертами ФАС.
Разумеется, расценки все равно будут разными. На это влияет отдаленность мест, протяженность кабелей и прочие факторы. Но речь пойдет не о таком сильном разрыве, как сейчас. Экономическое обоснование тарифа может быть оправдано для поставщика, но не для россиян, на карман которых влияет разница в расценках, отметила специалист по ЖКХ.
«Разница в экономических условиях для поставщиков, на мой взгляд, должна покрываться за счет каких-то других средств, не за счет тарифов для потребителей. За счет, может быть, каких-то дотаций, субсидий и чего угодно, но не из кармана потребителей», — выразила мнение сопредседатель «Управдома».
Пока тарифы не привели к общему знаменателю, каждый самостоятельно может сделать так, чтобы сумма в платежке изменилась в его пользу. Один из вариантов —поменять все лампочки в доме на энергосберегающие, посоветовала Юнисова.
«Если есть возможность, стоит установить систему «умный дом». Она тоже во многом позволяет снизить расход электроэнергии. Там, где есть разница в тарифах — тарифные счетчики. Сейчас, правда, тенденция формирования тарифов такая, что с этими тарифными счетчиками экономить не всегда получается», — отметила эксперт.
Система «умный дом» сможет отключить, например, электрическое отопление или лампу для растений, когда хозяина нет дома. Для этого достаточно отправить команду с телефона. Функция отложенного старта на посудомойке и стиральной машине тоже полезная вещь, ведь несмотря на изменения, о которых рассказала Юнисова, в некоторых регионах ночные тарифы все еще ниже дневных.
Важно помнить, что за замену счетчиков теперь платит поставщик. Можно написать заявление, и тогда его установят бесплатно. Юнисова рекомендовала не пользоваться устаревшими электроприборами, потому что требования их эффективности меняются, к тому же современная техника потребляет гораздо меньше электричества.
Тарифы на электроэнергию в одном регионе могут отличаться — иногда люди платят в четыре раза больше других. Все дело в том, что территории обслуживают разные сетевые компании. Какое решение предлагает ФАС и как сами потребители могут сэкономить на электричестве, разбирался телеканал ОТР.
В российских законах пока нет общего подхода к оценке стоимости обслуживания электросетевого оборудования. Из-за этого каждая компания считает тарифы по-разному, а на некоторых россиян ложится дополнительная нагрузка. Часто бывает, что условия одинаковые, а затраты на обслуживание оборудования отличаются. Это зависит от того, какая территория закреплена за той или иной организацией, сообщила «Парламентская газета».
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) несколько лет пытается привести расчет затрат к общему виду. Такую же цель преследует законопроект правительства, который подготовили в ФАС. Авторы документа предложили ограничить расходы компаний на обслуживание электросетей. По их мнению, сейчас россияне переплачивают за неэффективное управление этой инфраструктурой.
«К примеру, в Иркутской области расходы на обеспечение работы небольшой сетевой организации в 3,25 раза выше, чем у крупнейшей сети. При этом первая обслуживает 1278 километров сетей, а вторая — 45 742 километра», — объяснили в пресс-службе ФАС.
По словам представителей службы, разрыв в затратах в Ульяновской области составляет 184%, а на Камчатке — 291%. В законопроекте указаны меры, которые позволят оптимизировать расходы компаний, чья деятельность неэффективна. Они же создадут равные условия для работы монополии в каждом отдельном регионе.
Компании перейдут на механизм эталонного формирования тарифов с 1 июля 2026 года. Сейчас ФАС готовит нужные для этого нормативы: например, создает положение о расчете расходов, которое и повлияет на тарифы. Суть эталонного подхода в том, чтобы определить средний уровень расходов в группах организаций, которые похожи по большинству параметров.
Каждая компания утверждает тариф в региональной комиссии или другом регулирующем органе. Вместе с заявкой она передает финансовое обоснование цен. У разных организаций отличаются не только сами тарифы, но и их обоснования, рассказала телеканалу ОТР эксперт в области ЖКХ, сопредседатель некоммерческого партнерства «Управдом» Евгения Юнисова.
«Зависит от того, какие у них траты, мощности, отношения с генерирующим поставщиком и так далее. У всех это может быть разное. И, наверное, у них это объективная ситуация. У кого-то более изношены сети, у кого-то обновленные, модернизированные», — уточнила специалист.
Потому и устанавливают разные тарифы — комиссия принимает во внимание обоснование компаний. Иногда регуляторы назначают специальную экспертизу, если доводы кажутся неубедительными, рассказала Юнисова.
«С точки зрения потребителей, которые находятся в одном регионе или даже в одном муниципальном образовании, конечно, непонятная ситуация: почему в соседнем доме или поселке одни тарифы, а у них другие. Поэтому, конечно, было бы справедливо и рационально, чтобы не было разницы в разы», — согласилась собеседница ОТР с экспертами ФАС.
Разумеется, расценки все равно будут разными. На это влияет отдаленность мест, протяженность кабелей и прочие факторы. Но речь пойдет не о таком сильном разрыве, как сейчас. Экономическое обоснование тарифа может быть оправдано для поставщика, но не для россиян, на карман которых влияет разница в расценках, отметила специалист по ЖКХ.
«Разница в экономических условиях для поставщиков, на мой взгляд, должна покрываться за счет каких-то других средств, не за счет тарифов для потребителей. За счет, может быть, каких-то дотаций, субсидий и чего угодно, но не из кармана потребителей», — выразила мнение сопредседатель «Управдома».
Пока тарифы не привели к общему знаменателю, каждый самостоятельно может сделать так, чтобы сумма в платежке изменилась в его пользу. Один из вариантов —поменять все лампочки в доме на энергосберегающие, посоветовала Юнисова.
«Если есть возможность, стоит установить систему «умный дом». Она тоже во многом позволяет снизить расход электроэнергии. Там, где есть разница в тарифах — тарифные счетчики. Сейчас, правда, тенденция формирования тарифов такая, что с этими тарифными счетчиками экономить не всегда получается», — отметила эксперт.
Система «умный дом» сможет отключить, например, электрическое отопление или лампу для растений, когда хозяина нет дома. Для этого достаточно отправить команду с телефона. Функция отложенного старта на посудомойке и стиральной машине тоже полезная вещь, ведь несмотря на изменения, о которых рассказала Юнисова, в некоторых регионах ночные тарифы все еще ниже дневных.
Важно помнить, что за замену счетчиков теперь платит поставщик. Можно написать заявление, и тогда его установят бесплатно. Юнисова рекомендовала не пользоваться устаревшими электроприборами, потому что требования их эффективности меняются, к тому же современная техника потребляет гораздо меньше электричества.