Эксперты неоднозначно оценивают новый закон об образовании

Эксперты неоднозначно оценивают новый закон об образовании
На выставку ретро-автомобилей в Москве привезли Chevrolet Impala и послевоенный Buick Eight
В Красноярском крае объявили траур по погибшим при прорыве дамбы
Новости, 19.10.2019, 15.00. Полный выпуск
В Челябинске объявлено штормовое предупреждение из-за первого снега
В Алтайском крае восстановлено энергоснабжение
При пожаре в Ростове погибли семь человек
Новости, 19.10.2019, 13.00. Полный выпуск
Количество жертв при прорыве дамбы в Красноярском крае возросло до 15
Двухлетний Марк Заворотынский с ДЦП нуждается в помощи
В Чебоксарах проходит фестиваль чувашского орнамента

Школьная форма и другие реформы. С началом учебного года в России вступил в силу новый закон об образовании. Тот самый, который три года всей страной обсуждали. Закон разрабатывал один министр, доводил до ума другой. Довел ли? Вот в чем вопрос.  

Целей у этого новшества много, и все - звучат красиво. Расширить гарантии бесплатного образования, установить взаимосвязь между обучением и рынком труда, дать льготы одаренным детям, не забыть про инвалидов. Первым видимым изменением стала школьная форма, которую власти рекомендовали ввести. В итоге в этот день знаний школьники впервые за двадцать лет перестали быть пестрой толпой. У девочек - блузки и юбки, у ребят - пиджаки, рубашки и брюки.

Предусмотрены льготы для особо одаренных детей и школьников с ограниченными возможностями. Учебники стали бесплатными. Введена единая форма одежды. Образовательные учреждения получили возможность дополнительного заработка. Вроде бы все хорошо, но есть другая сторона медали.

Что конкретно представляет собой новый закон и такой ли он новый - это мы попытались узнать у наших экспертов.

Ефим Рачевский, директор московского центра образования «Царыцино»: «Принципиально этот закон не отличается ничем. Принципиальных отличий нет. У него есть одно счастливое свойство: он почти 100% преемник предыдущего законы, который был признан одним из лучших законов об образовании в мире. И еще одно важно отличие, что он вобрал в себя все аспекты образовательной деятельности в стране, следовательно, не нуждается в каких-либо дополнительных законах, а он нуждается в изменениях примерно в 100 законах Российской Федерации. Самое существенное, на мой взгляд, что он не является ведомственным, то есть он не является законом об образовании исключительно для работников образования».

Сироты теперь лишены права внеконкурсного поступления  в вузы.

Ефим Рачевский поясняет: «Почему возникло решение, что успешная социализация ребенка, лишенного родителей, может быть только через высшее образование? Почему эта проблема не может быть решена по-другому? Сколько мы сталкиваемся с очень конкретными сюжетами, когда человек имеет диплом о не очень качественном высшем образовании, получает зарплату меньше дворника или хорошего слесаря».

В целом директор московского центра образования «Царыцино» новый закон поддерживает: «Курчатовский принцип, народ так его назвал. Он сделан таким образом, что проложил асфальт там, где граждане и представители профессионального сообщества прокладывали тропинки. Например, дистанционные формы обучения, модульное построение учебного процесса. Например, изучение частично на экстернатной форме. Семейные формы образования, которые раньше тоже были, но они не были узаконены, под ними не было подзаконных актов. Право школы на методическую самостоятельность, право учителя на  выбор линейки учебников и так далее. То есть это один из немногих законов, который зафиксировал то, что продиктовала жизнь».

С оптимизмом на реформу образования смотрят далеко не все. Критики говорят, что новый закон содержит все ошибки предыдущего.

Например, принцип финансирования школ «деньги на каждого ученика» - хорош для крупных городов и неприменим в селах и деревнях. Эксперты приводят цифры — за последние 20 лет в России закрылось 18 тысяч школ. Обучение стало услугой, а сами школы стали бизнес-единицами. Бесплатно дают только «прожиточный» минимум знаний, но развитие личности в него не входит.

Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию: «В законе есть и плюсы и минусы. К сожалению, минусов примерно в 3 раза больше, чем плюсов. Закон позволяет в 5 раз поднять плату за детские сады. Закон позволяет в 20 раз поднять плату за студенческие общежития. Закон лишает льгот детей-сирот при поступлении в вузы. Закон сократит в течение нескольких лет на треть число бесплатных или бюджетных студентов в Российской Федерации».

Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования: «Из системы образования ушло воспитание. То есть вообще не прописано, что школа должна заниматься процессом воспитания. Поэтому сегодня имеем такие тяжелые отрицательные социальные проблемы. Этого не прописано и в новом законе. Как будто школа только должна заниматься натаскиванием на какие-то научные знания».

Накануне, на день позже обычного, в России пошли учиться 13,5 миллионов детей. Из них 1,5 миллиона первоклашек. В вузах  сейчас около 6 миллионов студентов. Это на полмиллиона меньше, чем год назад.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)