На этой неделе блогер Ксения Собчак взяла интервью у скопинского маньяка Виктора Мохова, который годами держал в плену двух девушек. В начале марта после 17 лет заключения он вышел на свободу. Фильм Собчак вызвал неоднозначное мнение как среди коллег, так и среди зрителей. Однако ролик с Моховым принес около 4 млн просмотров, несмотря на все разговоры об аморальности.
В эфире программы «Отражение» главный научный сотрудник Института социологии РАН Андрей Андреев заявил, что в людях заложена тяга к наблюдению за насилием. При этом непонятно, где проходит граница, заметил он.
«Вот смотрите, Достоевский, «Преступление и наказание», берем топор, убиваем старушку, причем он там довольно подробно пишет, как эту старушку убивали... Конечно, раздел мы не можем провести. Логически это не определишь, но здесь видна определенная мотивация… Одно дело показать, там и реклама, и материальные, коммерческие интересы. У Достоевского же этого нет, он исследует психологическое явление, и развенчивает это ницшеанство Раскольника… Контекст – это такая штука, которую очень сложно определить», - рассказал эксперт.
Он добавил, что сейчас идет «цветная революция культуры», направленная на разрушение исторически сложившихся общностей. Для этого, по его словам, стараются дезинтегрировать моральные нормы.
Андреев привел в пример проведенное недавно исследование об историческом кино. По его словам, большинство людей ответили, что им нравится «Война и мир» Бондарчука или «А зори здесь тихие» Ростоцкого. Зарубежных фильмов было при этом названо не так много. Как считает эксперт, это свидетельствует о сопротивляемости общества новым, навязываемым тенденциям.
В свою очередь, ведущий эксперт-консультант ВЦИОМ Олег Чернозуб назвал это интервью одним из элементов разветвленной кампании по разрушению общественных норм.
«В каждом обществе существуют принятые нормы. Например, мы, выезжая на дорогу, придерживаемся правил дорожного движения. Если правил дорожного движения не будет, всем будет только хуже, поэтому любое общество организовано нормами. Соответственно, мы видим это интервью или эту безумную совершенно выставку из человеческих тел мертвых… Нужно сделать вывод, на что этот процесс направлен», - рассказал он. - «Человек культурный – он себе чего-то не позволяет. Если мы устраняем эти запреты, расшатываем культурные нормы, то в конечном итоге мы получаем так называемое рассыпавшееся общество, которое готово к принятию чужих норм».
Также Чернозуб отметил, что в массовом сегменте кино или сериалов часто используются какие-то психологические и манипулятивные закладки, проповедуются «совершенно не актуальные» для общества ценности, например, отсутствие семьи. По его словам, проблема не в поднятии темы, а в непонимании, для чего об этом рассказывается.
«Если читатель, который прочитал о том, как топор опускается на голову человека, стал лучше по итогам этого прочтения, что-то понял о себе, о других людях, об окружающем мире, это использование образа оправдано. Если топор опускается просто для того, чтобы опуститься, это в классификациях научных называется натурализмом», - подчеркнул он.
А кинообозреватель проекта The City Егор Москвитин заявил, что искусство имеет право на все, но при этом у общества должны существовать рефлексирующие фильтры.
«Есть такой факт, что искусство суггестивно, то есть когда ты видишь какую-то модель поведения на экране, ты можешь испытать соблазн ее повторить. Но, с другой стороны, есть и гораздо большее количество людей, которые чувствуют потребность обсудить и прорефлексировать… Когда ты видишь только идеализированных людей, то сразу соотносишь себя с ними, понимаешь, что это какие-то искусственные образы, в жизни все не так, и это освобождает тебя от ответственности и от желания становиться лучше», - прокомментировал он.
Кинокритик также подчеркнул, что массовое искусство, которое традиционно нравится зрителям, обычно менее радикально по отношению к человеческой природе: оно всегда за добро.
«А все эксперименты и путешествия в «серую» зону морали начинаются в авторском кино, которое смотрят не так много людей, при этом однозначно готовых и способных критически осмысливать», - добавил Москвитин.
Ранее на YouTube также набрало множество просмотров интервью журналистки Саши Сулим с ангарским маньяком. Похожие примеры «кровавого рейтинга» есть и за рубежом: в штатах вышел целый цикл передач ведущего Пирса Моргана, где он общается с серийными убийцами и маньяками.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Этика против рейтинга. Почему «выстрелило» интервью со скопинским маньяком?
На этой неделе блогер Ксения Собчак взяла интервью у скопинского маньяка Виктора Мохова, который годами держал в плену двух девушек. В начале марта после 17 лет заключения он вышел на свободу. Фильм Собчак вызвал неоднозначное мнение как среди коллег, так и среди зрителей. Однако ролик с Моховым принес около 4 млн просмотров, несмотря на все разговоры об аморальности.
В эфире программы «Отражение» главный научный сотрудник Института социологии РАН Андрей Андреев заявил, что в людях заложена тяга к наблюдению за насилием. При этом непонятно, где проходит граница, заметил он.
«Вот смотрите, Достоевский, «Преступление и наказание», берем топор, убиваем старушку, причем он там довольно подробно пишет, как эту старушку убивали... Конечно, раздел мы не можем провести. Логически это не определишь, но здесь видна определенная мотивация… Одно дело показать, там и реклама, и материальные, коммерческие интересы. У Достоевского же этого нет, он исследует психологическое явление, и развенчивает это ницшеанство Раскольника… Контекст – это такая штука, которую очень сложно определить», - рассказал эксперт.
Он добавил, что сейчас идет «цветная революция культуры», направленная на разрушение исторически сложившихся общностей. Для этого, по его словам, стараются дезинтегрировать моральные нормы.
Андреев привел в пример проведенное недавно исследование об историческом кино. По его словам, большинство людей ответили, что им нравится «Война и мир» Бондарчука или «А зори здесь тихие» Ростоцкого. Зарубежных фильмов было при этом названо не так много. Как считает эксперт, это свидетельствует о сопротивляемости общества новым, навязываемым тенденциям.
В свою очередь, ведущий эксперт-консультант ВЦИОМ Олег Чернозуб назвал это интервью одним из элементов разветвленной кампании по разрушению общественных норм.
«В каждом обществе существуют принятые нормы. Например, мы, выезжая на дорогу, придерживаемся правил дорожного движения. Если правил дорожного движения не будет, всем будет только хуже, поэтому любое общество организовано нормами. Соответственно, мы видим это интервью или эту безумную совершенно выставку из человеческих тел мертвых… Нужно сделать вывод, на что этот процесс направлен», - рассказал он. - «Человек культурный – он себе чего-то не позволяет. Если мы устраняем эти запреты, расшатываем культурные нормы, то в конечном итоге мы получаем так называемое рассыпавшееся общество, которое готово к принятию чужих норм».
Также Чернозуб отметил, что в массовом сегменте кино или сериалов часто используются какие-то психологические и манипулятивные закладки, проповедуются «совершенно не актуальные» для общества ценности, например, отсутствие семьи. По его словам, проблема не в поднятии темы, а в непонимании, для чего об этом рассказывается.
«Если читатель, который прочитал о том, как топор опускается на голову человека, стал лучше по итогам этого прочтения, что-то понял о себе, о других людях, об окружающем мире, это использование образа оправдано. Если топор опускается просто для того, чтобы опуститься, это в классификациях научных называется натурализмом», - подчеркнул он.
А кинообозреватель проекта The City Егор Москвитин заявил, что искусство имеет право на все, но при этом у общества должны существовать рефлексирующие фильтры.
«Есть такой факт, что искусство суггестивно, то есть когда ты видишь какую-то модель поведения на экране, ты можешь испытать соблазн ее повторить. Но, с другой стороны, есть и гораздо большее количество людей, которые чувствуют потребность обсудить и прорефлексировать… Когда ты видишь только идеализированных людей, то сразу соотносишь себя с ними, понимаешь, что это какие-то искусственные образы, в жизни все не так, и это освобождает тебя от ответственности и от желания становиться лучше», - прокомментировал он.
Кинокритик также подчеркнул, что массовое искусство, которое традиционно нравится зрителям, обычно менее радикально по отношению к человеческой природе: оно всегда за добро.
«А все эксперименты и путешествия в «серую» зону морали начинаются в авторском кино, которое смотрят не так много людей, при этом однозначно готовых и способных критически осмысливать», - добавил Москвитин.
Ранее на YouTube также набрало множество просмотров интервью журналистки Саши Сулим с ангарским маньяком. Похожие примеры «кровавого рейтинга» есть и за рубежом: в штатах вышел целый цикл передач ведущего Пирса Моргана, где он общается с серийными убийцами и маньяками.
На этой неделе блогер Ксения Собчак взяла интервью у скопинского маньяка Виктора Мохова, который годами держал в плену двух девушек. В начале марта после 17 лет заключения он вышел на свободу. Фильм Собчак вызвал неоднозначное мнение как среди коллег, так и среди зрителей. Однако ролик с Моховым принес около 4 млн просмотров, несмотря на все разговоры об аморальности.
В эфире программы «Отражение» главный научный сотрудник Института социологии РАН Андрей Андреев заявил, что в людях заложена тяга к наблюдению за насилием. При этом непонятно, где проходит граница, заметил он.
«Вот смотрите, Достоевский, «Преступление и наказание», берем топор, убиваем старушку, причем он там довольно подробно пишет, как эту старушку убивали... Конечно, раздел мы не можем провести. Логически это не определишь, но здесь видна определенная мотивация… Одно дело показать, там и реклама, и материальные, коммерческие интересы. У Достоевского же этого нет, он исследует психологическое явление, и развенчивает это ницшеанство Раскольника… Контекст – это такая штука, которую очень сложно определить», - рассказал эксперт.
Он добавил, что сейчас идет «цветная революция культуры», направленная на разрушение исторически сложившихся общностей. Для этого, по его словам, стараются дезинтегрировать моральные нормы.
Андреев привел в пример проведенное недавно исследование об историческом кино. По его словам, большинство людей ответили, что им нравится «Война и мир» Бондарчука или «А зори здесь тихие» Ростоцкого. Зарубежных фильмов было при этом названо не так много. Как считает эксперт, это свидетельствует о сопротивляемости общества новым, навязываемым тенденциям.
В свою очередь, ведущий эксперт-консультант ВЦИОМ Олег Чернозуб назвал это интервью одним из элементов разветвленной кампании по разрушению общественных норм.
«В каждом обществе существуют принятые нормы. Например, мы, выезжая на дорогу, придерживаемся правил дорожного движения. Если правил дорожного движения не будет, всем будет только хуже, поэтому любое общество организовано нормами. Соответственно, мы видим это интервью или эту безумную совершенно выставку из человеческих тел мертвых… Нужно сделать вывод, на что этот процесс направлен», - рассказал он. - «Человек культурный – он себе чего-то не позволяет. Если мы устраняем эти запреты, расшатываем культурные нормы, то в конечном итоге мы получаем так называемое рассыпавшееся общество, которое готово к принятию чужих норм».
Также Чернозуб отметил, что в массовом сегменте кино или сериалов часто используются какие-то психологические и манипулятивные закладки, проповедуются «совершенно не актуальные» для общества ценности, например, отсутствие семьи. По его словам, проблема не в поднятии темы, а в непонимании, для чего об этом рассказывается.
«Если читатель, который прочитал о том, как топор опускается на голову человека, стал лучше по итогам этого прочтения, что-то понял о себе, о других людях, об окружающем мире, это использование образа оправдано. Если топор опускается просто для того, чтобы опуститься, это в классификациях научных называется натурализмом», - подчеркнул он.
А кинообозреватель проекта The City Егор Москвитин заявил, что искусство имеет право на все, но при этом у общества должны существовать рефлексирующие фильтры.
«Есть такой факт, что искусство суггестивно, то есть когда ты видишь какую-то модель поведения на экране, ты можешь испытать соблазн ее повторить. Но, с другой стороны, есть и гораздо большее количество людей, которые чувствуют потребность обсудить и прорефлексировать… Когда ты видишь только идеализированных людей, то сразу соотносишь себя с ними, понимаешь, что это какие-то искусственные образы, в жизни все не так, и это освобождает тебя от ответственности и от желания становиться лучше», - прокомментировал он.
Кинокритик также подчеркнул, что массовое искусство, которое традиционно нравится зрителям, обычно менее радикально по отношению к человеческой природе: оно всегда за добро.
«А все эксперименты и путешествия в «серую» зону морали начинаются в авторском кино, которое смотрят не так много людей, при этом однозначно готовых и способных критически осмысливать», - добавил Москвитин.
Ранее на YouTube также набрало множество просмотров интервью журналистки Саши Сулим с ангарским маньяком. Похожие примеры «кровавого рейтинга» есть и за рубежом: в штатах вышел целый цикл передач ведущего Пирса Моргана, где он общается с серийными убийцами и маньяками.