Главное - не победа. Почему российских частников не пускают на конкурс по созданию ракеты-носителя?

Кирилл Путченко / Фотобанк Лори

Впервые в конкурсе на создание ракеты-носителя «Амур-СПГ» приняла участие российская частная компания, но проиграла, хотя и предлагала цену вдвое меньше. За право разработки «КосмоКурс» соперничала с Центром Хруничева и ракетно-космическим центром «Прогресс». Последний стал победителем тендера, который предполагает создание на космодроме «Восточный» комплекса с ракетой-носителем на сжиженном природном газе. Цена контракта – 407 миллионов рублей.

В эфире «ОТРажения» генеральный директор «КосмоКурса» Павел Пушкин рассказал, как проходил конкурс. Это частная коммерческая космическая компания, у которой есть базовый инвестор, который спонсировал проект суборбитального космического комплекса для туризма. Это такая многоразовая одноступенчатая ракета-носитель, которая выводит аппарат и подбрасывает вверх. Тогда человек может долететь до высоты в 200 километров.

По словам Пушкина, когда они подавали документы на тендер, то не знали других участников. Там можно было только отслеживать понижения цен. Однако главное, считает он, - это допуск до финала. Компания проиграла по баллам - в штате нет 25 докторов наук, а квалификация участников исключительно измеряется по количеству кандидатов и докторов наук. А следующее условие - опыт участия в госконтрактах.

«Нужно выиграть, поучаствовать, успешно сдать работу и все остальное, за последние 10 лет сколько-то раз надо поучаствовать. Естественно, у нас ни одной копейки государственной не было, мы первый раз участвовали, у нас это отсутствовало», - рассказал Пушкин.

Он пояснил, что тендер складывался из эскизного проекта - разрабатывать ракету с нуля не требовалось, только продумать облик, состав, двигатели, провести дополнительные расчет и привлечь кооперацию. «КосмоКурс» посчитал, что может выполнить работу всего за 203 миллиона, а не за 407.

«Мы прорабатываем проект сверхлегкой ракеты и решили поучаствовать в государственном контракте, ну можем же в принципе выполнить условия», - добавил эксперт.

По словам Пушкина, костяк команды составляют технические специалисты, инженеры, многие, в том числе и он, пришли из Центра Хруничева, а кто-то - с РКК «Энергия», у компании есть и своя производственная база небольшая. Также Пушкин поделился опытом работы в частной космонавтике без поддержки «Роскосмоса».

««Роскосмос» в одном случае представляется как государственный заказчик и как госрегулятор, а в другом случае как исполнитель. Они должны выполнять свою госрегуляторную функцию, о которой зачастую забывают. Вспоминают, что запускают ракеты и все остальное, но забывают, что есть еще законодательные ограничения, требования», - рассказал он.

По его словам, в российском законодательстве нет четко прописанной последовательности создания частных космодромов и соблюдения экологических требований. И рынка в космосе тоже нет - России повезло, что в 1990-х – начале 2000-х гг. иностранцы заказывали запуск спутников, получалось возить астронавтов на станцию, на МКС, отметил Пушкин.

Он также рассказал, как складывалась космонавтика в США. В 1995 году, по его словам, у них не было новых ракет - только старые военные «Титаны» со складов, и те падали. США заказали у России 180-й двигатель для ракеты «Атлас». Сейчас же космическая программ у них давно возобновлена. То же должно произойти и в России - эту ситуацию надо поддерживать, обновлять отрасль.

«Армия должна тренироваться, чтобы защищать отечество в случае чего, а ракеты должны проектироваться, как и машины, и велосипеды, которые, по правде, не менялись уже лет, наверное, 200», - считает Пушкин.

В планах «КосмоКурса» стоит первый турполет в 2025 году, запланированный полностью на инвестиционные деньги. Компания хочет работать по сверхлегкой ракете.

Материал опубликовала: Валерия Маганова
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)